- Преподавателю
- Информатика
- Тайны кода - учебный проект по информатике по ФГОСам
Тайны кода - учебный проект по информатике по ФГОСам
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Цирлин И.Б. |
Дата | 10.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тайны кода - учебный проект по информатике.
Цирлин И.Б., учитель информатики
МБОУ СОШ №1 г.Кстово
1. Тема урока: Тайны кода.
Предмет: Информатика
Класс:5
2. Тип урока: Урок - учебный проект
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного нашего образовательного учреждения, его изучение на пропедевтическом уровне проводится как в начальной школе, так и в 5-7 классах. Согласно примерной учебной программе (автор Босова Л.Л.) изучение темы "Кодирование информации" в 5 классе предполагается в разделе "Информация и информационные процессы". На данном этапе обучения даются первоначальные сведения о видах кодирования.
Проект отвечает требованиям государственного стандарта среднего (общего) образования по информатике и ИКТ "Образовательный стандарт основного общего образования по информатике" в 5 классе. Участвуя в проекте учащихся получат целостные представления о понятиях кодирования информации, способах кодирования информации. Учащиеся разберут определение "код","кодирование", "декодирование", "криптография". Проект направлен на то, чтобы показать учащимся многообразие окружающих человека кодов в современной жизни. Проведение проекта будет проходить как в урочное так и во внеурочное время. В ходе исследования учащиеся, используя учебную литературу, интернет-ресурсы, знакомятся со способами кодирования и декодирования информации, ищут ответы на вопросы: как преобразовывать информацию из одной формы представления в другую, зачем кодировать и шифровать информацию. В рамках данного проекта учащиеся исследуют исторические материалы и художественные произведения по теме, изучают известные способы шифрования текстовой информации, создают собственные шифры. Опираясь на источники информации, дидактические материалы учащиеся производят анализ и делают необходимые выводы, излагая их в своих работах.
ы | Деятельность учителя | Деятельность ученика по достижению метапредметной цели | Приёмы (элементы конструктора) | Средства | Организационная форма | Результат этапа |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Мотивационный этап | Разработка проектного задания.
| Задачи этапа - мотивация на проведение исследований в проекте, определение темы исследования, уточнение целей и задач проекта, определение источников информации. | Работа с источниками информации. | Просмотр презентации | Групповая работа. | Сформулированы проблема урока и цель проекта.
|
Планирующий этап | Распределение обучающихся по группам; Определение плана действий для каждой группы;
| Обсуждение возникших идей; Перечисление интересующих учащихся тем проектов; формулирование темы проекта для класса или группы учащихся. Высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
| Решение проблемной ситуации. Фронтальный опрос
| Доска или слайды. | Групповая работа. | Учащиеся распределены на группы, для каждого отведена своя задача в соответствии с выбранной темой.
|
Информационно-операционный этап | Координация наблюдение, рекомендации, проводедение консультаций. | Поиск и сбор информации каждой группой-участницей проекта с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся; корректировка собранного материала. Создание собственных материалов в каждой группе. уточнение намеченной цели и задач; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.); интерпретация данных; сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
| Работа с материалом учебника, Поиск материала в Интернете | Учебники, компьютеры, доп.литература. | Индивидуальная работа каждого члена в группе. | Собран и систематизирован необходимый материал. Представлены модели проектных продуктов. |
Оценочно-рефлексивный этап | Организация рефлексии урока. Подводит итоги, обобщает результаты оценки моделей, выставление оценок, объявление домашнего задания. | Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. осмысление полученных данных и способов достижения результата; обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом. анализ выполнения проектных заданий; построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде мультимедийной презентации, буклета-публикации и т.д.).
| Критерии оценивания | Таблица с критериями сравнения, учебник. | Групповая работа. | Подведены итоги, озвучены и выставлены оценки ученикам за работу на уроке. Определено домашнее задание |
Дидактические цели проекта / ожидаемые результаты
После завершения проекта учащиеся смогут:
-
объяснять принципы кодирования информации,
-
устанавливать связь между видом информации и способом ее кодирования,
-
различать понятия кодирование и шифрование информации,
-
решать задачи на кодирование и декодирование информации,
-
решать задачи на шифрование и дешифрование информации различными способами,
-
обозначать проблему и намечать пути её решения,
-
самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации в различных источниках, в том числе и в сети Интернет,
-
обрабатывать, анализировать, обобщать полученную информацию,
-
планировать предстоящую работу в группе и индивидуально, работать в команде, оценивать работу группы и индивидуальную работу,
-
представлять и защищать результаты своей работы.
Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)
-
В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
-
Команды не соревнуются.
-
Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
-
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
-
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых "спящих" партнеров.
-
Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
-
Каждая группа, участвующая в проекте, получает "План действий учащихся в проекте".
План действий учащихся в проекте
-
Выбор темы проекта (исследования).
-
Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
-
Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?Записать ответы).
-
Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
-
Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
-
Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).
-
Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
-
Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
-
Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Вопросы направляющие проект
Основополагающий вопрос:
В современной жизни человек сталкивается с различными способами кодирования информации. Чтобы научиться понимать информацию представленную различными способами необходимо ориентироваться в многообразии способов кодирования, знать и уметь интерпретировать их. Поэтому мы и хотим ответить на вопрос:
Всё ли мы понимаем из того, что слышим, видим, чувствуем?
В процессе реализации проекта ученики узнают способы кодирования информации, отметят роль кодирования информации в жизни современного человека. Выполнив самостоятельные исследования обучающиеся получать представление о сущности информационных процессов, рассмотрят примеры передачи, хранения, обработки и кодирования информации в деятельности человека, живой природе и технике, научаться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это поможет осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться.
Проблемные вопросы:
-
Всегда ли мы понимаем друг друга?
-
Можно ли говорить не произнося ни слова?
-
Есть ли жизнь в системе кодов?
-
Как человек использует закодированную информацию в повседневной жизни?
-
Можно ли прожить без кодов и знаков?
-
Чем отличается шифр от кода?
-
Почему так тяжело разгадать тайный шифр?
-
Как создать собственный шифр?
-
О чем говорят жесты?
-
Что можно закодировать цветом?
-
Вопросы учебной темы:
-
Что такое кодирование и декодирование?
-
Где используется кодирование информации?
-
Какие способы кодирования информации существуют?
-
Зачем кодировать информацию?
-
Чем объяснимо многообразие окружающих человека кодов?
-
Чем отличается код от шифра? В каких случаях применим шифр?
-
К чему приводят ошибки кодирования?
Вопросы учебной темы:
-
Что такое кодирование и декодирование?
-
Где используется кодирование информации?
-
Какие способы кодирования информации существуют?
-
Зачем кодировать информацию?
-
Чем объяснимо многообразие окружающих человека кодов?
-
Чем отличается код от шифра? В каких случаях применим шифр?
-
К чему приводят ошибки кодирования?
Критерии оценивания работ
Работа над проектом начинается с того, что в ходе проблемно-поисковой беседы, используя вводную презентацию, учитель выясняет имеющихся у учеников знания по теме проекта, учащиеся мотивируются на проведение исследований в проекте, определяются темы исследований, проводится мозговой штурм по рассматриваемой теме проекта. В процессе заполнения таблицы «З-И-У» («Знаю» - «Интересуюсь» - «Учусь») выявляются знания, умения, потребности и интересы учащихся, устанавливаются личные связи с изучаемым материалом до начала работы. В начале работы учитель разрабатывает с учащимися план работы над проектом, учащиеся разбиваются на группы и знакомятся с критериям оценивания будущих работ, по которым происходит контроль и самоконтроль в группах. Для четкой организации работы, распределения ролей и обязанностей в группе составляется лист планирования работы в группе. Каждый участник ведет индивидуальный дневник работы над проектом, в котором он отмечает все этапы своего участия в коллективной работе группы и одновременно дает оценку своей работе в Листе самооценки. В ходе работы над проектом проводится постоянный промежуточный контроль над результатами деятельности групп учащихся, проводятся консультации по сбору и обработке материалов. Проводится обсуждение промежуточных результатов деятельности внутри групп. В ходе работы в группах осуществляется постоянное оценивание выполненной работы с помощью критериев. По итогам работы проводится оценивание результатов проекта, учениками и учителем. Осуществляется итоговое тестирование с целью проверки полученных знаний, умений и навыков. По завершении работы над проектом проводится итоговая конференция, на которой ученики демонстрируют и защищают результаты своей работы в виде презентаций, буклетов и др. Осуществляется оценка работ согласно разработанным критериям. Большое внимание уделяется оценке глубины проведенного исследования, умению логично представить ход и результаты исследования, аргументировано защищать свою точку зрения, участвовать в обсуждении, задавать вопросы. В завершении конференции коллективно обсуждаются выводы, служащие ответом на основополагающий вопрос проекта. По итогам проекта осуществляется индивидуальная рефлексия.
Литература по теме учебного проекта
-
Бородин М.Н., Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений.2-9 кл. - Москва,БИНОМ,Лаборатория знаний,2009г.
-
Босова Л.Л., Информатика: Учебник для 5 класса - Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014г.
-
Босова Л.Л., Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие - Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007г.
-
Босова Л.Л., Рабочая тетрадь по информатике 5 класс, - Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014г.
-
Иванова И.А. Информатика . 5 класс: Практика. - Саратов: Лицей, 2004 г.
-
Карпенко А.Г., Занимательные шифры головоломки. - М.: Вече, 2000 г.
-
Кузьмин И.В., Кедрус В.А. Основы теории информации и кодирования. - Киев, Вища школа, 1986
-
Симонович С.В.,Евсеев Г.А.,Алексеев А.Г. Общая информатика:Учебное пособие для средней школы. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 г.
-
Суханов А.П., Мир информации. - М.: Мысль, 1986.