Тайны кода - учебный проект по информатике по ФГОСам

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного нашего образовательного учреждения, его изучение на пропедевтическом уровне проводится как в начальной школе, так и в 5-7 классах. Согласно примерной учебной программе (автор Босова Л.Л.) изучение темы "Кодирование информации" в 5 классе предполагается в разделе "Информация и информ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тайны кода - учебный проект по информатике.

Цирлин И.Б., учитель информатики

МБОУ СОШ №1 г.Кстово

1. Тема урока: Тайны кода.

Предмет: Информатика

Класс:5

2. Тип урока: Урок - учебный проект

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного нашего образовательного учреждения, его изучение на пропедевтическом уровне проводится как в начальной школе, так и в 5-7 классах. Согласно примерной учебной программе (автор Босова Л.Л.) изучение темы "Кодирование информации" в 5 классе предполагается в разделе "Информация и информационные процессы". На данном этапе обучения даются первоначальные сведения о видах кодирования.

Проект отвечает требованиям государственного стандарта среднего (общего) образования по информатике и ИКТ "Образовательный стандарт основного общего образования по информатике" в 5 классе. Участвуя в проекте учащихся получат целостные представления о понятиях кодирования информации, способах кодирования информации. Учащиеся разберут определение "код","кодирование", "декодирование", "криптография". Проект направлен на то, чтобы показать учащимся многообразие окружающих человека кодов в современной жизни. Проведение проекта будет проходить как в урочное так и во внеурочное время. В ходе исследования учащиеся, используя учебную литературу, интернет-ресурсы, знакомятся со способами кодирования и декодирования информации, ищут ответы на вопросы: как преобразовывать информацию из одной формы представления в другую, зачем кодировать и шифровать информацию. В рамках данного проекта учащиеся исследуют исторические материалы и художественные произведения по теме, изучают известные способы шифрования текстовой информации, создают собственные шифры. Опираясь на источники информации, дидактические материалы учащиеся производят анализ и делают необходимые выводы, излагая их в своих работах.



ы

Деятельность учителя

Деятельность ученика по достижению метапредметной цели

Приёмы (элементы конструктора)

Средства

Организационная форма

Результат этапа

1

2

3

4

5

6

Мотивационный

этап

Разработка проектного задания.


Задачи этапа - мотивация на проведение исследований в проекте, определение темы исследования, уточнение целей и задач проекта, определение источников информации.

Работа с источниками информации.

Просмотр презентации

Групповая работа.

Сформулированы проблема урока и цель проекта.




Планирующий этап

Распределение обучающихся по группам;

Определение плана действий для каждой группы;


Обсуждение возникших идей;

Перечисление интересующих учащихся тем проектов;

формулирование темы проекта для класса или группы учащихся. Высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;


Решение проблемной ситуации.

Фронтальный опрос


Доска или слайды.

Групповая работа.

Учащиеся распределены на группы, для каждого отведена своя задача в соответствии с выбранной темой.


Информационно-операционный этап

Координация наблюдение, рекомендации, проводедение консультаций.

Поиск и сбор информации каждой группой-участницей проекта с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

корректировка собранного материала. Создание собственных материалов в каждой группе.

уточнение намеченной цели и задач;

обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);

интерпретация данных;

сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.


Работа с материалом учебника, Поиск материала в Интернете

Учебники, компьютеры, доп.литература.

Индивидуальная работа каждого члена в группе.

Собран и систематизирован необходимый материал. Представлены модели проектных продуктов.

Оценочно-рефлексивный этап

Организация рефлексии урока. Подводит итоги, обобщает результаты оценки моделей, выставление оценок, объявление домашнего задания.

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности.

осмысление полученных данных и способов достижения результата;

обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом.

анализ выполнения проектных заданий;

построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде мультимедийной презентации, буклета-публикации и т.д.).


Критерии оценивания

Таблица с критериями сравнения, учебник.

Групповая работа.

Подведены итоги, озвучены и выставлены оценки ученикам за работу на уроке. Определено домашнее задание

Дидактические цели проекта / ожидаемые результаты

После завершения проекта учащиеся смогут:

  • объяснять принципы кодирования информации,

  • устанавливать связь между видом информации и способом ее кодирования,

  • различать понятия кодирование и шифрование информации,

  • решать задачи на кодирование и декодирование информации,

  • решать задачи на шифрование и дешифрование информации различными способами,

  • обозначать проблему и намечать пути её решения,

  • самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации в различных источниках, в том числе и в сети Интернет,

  • обрабатывать, анализировать, обобщать полученную информацию,

  • планировать предстоящую работу в группе и индивидуально, работать в команде, оценивать работу группы и индивидуальную работу,

  • представлять и защищать результаты своей работы.

Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)

  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

  2. Команды не соревнуются.

  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

  4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

  5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых "спящих" партнеров.

  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

  7. Каждая группа, участвующая в проекте, получает "План действий учащихся в проекте".

План действий учащихся в проекте

  1. Выбор темы проекта (исследования).

  2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).

  3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?Записать ответы).

  4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).

  5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

  6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).

  7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).

  8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

  9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Вопросы направляющие проект

Основополагающий вопрос:

В современной жизни человек сталкивается с различными способами кодирования информации. Чтобы научиться понимать информацию представленную различными способами необходимо ориентироваться в многообразии способов кодирования, знать и уметь интерпретировать их. Поэтому мы и хотим ответить на вопрос:

Всё ли мы понимаем из того, что слышим, видим, чувствуем?

В процессе реализации проекта ученики узнают способы кодирования информации, отметят роль кодирования информации в жизни современного человека. Выполнив самостоятельные исследования обучающиеся получать представление о сущности информационных процессов, рассмотрят примеры передачи, хранения, обработки и кодирования информации в деятельности человека, живой природе и технике, научаться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это поможет осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться.

Проблемные вопросы:

  1. Всегда ли мы понимаем друг друга?

  2. Можно ли говорить не произнося ни слова?

  3. Есть ли жизнь в системе кодов?

  4. Как человек использует закодированную информацию в повседневной жизни?

  5. Можно ли прожить без кодов и знаков?

  6. Чем отличается шифр от кода?

  7. Почему так тяжело разгадать тайный шифр?

  8. Как создать собственный шифр?

  9. О чем говорят жесты?

  10. Что можно закодировать цветом?

  11. Вопросы учебной темы:

  12. Что такое кодирование и декодирование?

  13. Где используется кодирование информации?

  14. Какие способы кодирования информации существуют?

  15. Зачем кодировать информацию?

  16. Чем объяснимо многообразие окружающих человека кодов?

  17. Чем отличается код от шифра? В каких случаях применим шифр?

  18. К чему приводят ошибки кодирования?

Вопросы учебной темы:

  1. Что такое кодирование и декодирование?

  2. Где используется кодирование информации?

  3. Какие способы кодирования информации существуют?

  4. Зачем кодировать информацию?

  5. Чем объяснимо многообразие окружающих человека кодов?

  6. Чем отличается код от шифра? В каких случаях применим шифр?

  7. К чему приводят ошибки кодирования?

Критерии оценивания работ

Работа над проектом начинается с того, что в ходе проблемно-поисковой беседы, используя вводную презентацию, учитель выясняет имеющихся у учеников знания по теме проекта, учащиеся мотивируются на проведение исследований в проекте, определяются темы исследований, проводится мозговой штурм по рассматриваемой теме проекта. В процессе заполнения таблицы «З-И-У» («Знаю» - «Интересуюсь» - «Учусь») выявляются знания, умения, потребности и интересы учащихся, устанавливаются личные связи с изучаемым материалом до начала работы. В начале работы учитель разрабатывает с учащимися план работы над проектом, учащиеся разбиваются на группы и знакомятся с критериям оценивания будущих работ, по которым происходит контроль и самоконтроль в группах. Для четкой организации работы, распределения ролей и обязанностей в группе составляется лист планирования работы в группе. Каждый участник ведет индивидуальный дневник работы над проектом, в котором он отмечает все этапы своего участия в коллективной работе группы и одновременно дает оценку своей работе в Листе самооценки. В ходе работы над проектом проводится постоянный промежуточный контроль над результатами деятельности групп учащихся, проводятся консультации по сбору и обработке материалов. Проводится обсуждение промежуточных результатов деятельности внутри групп. В ходе работы в группах осуществляется постоянное оценивание выполненной работы с помощью критериев. По итогам работы проводится оценивание результатов проекта, учениками и учителем. Осуществляется итоговое тестирование с целью проверки полученных знаний, умений и навыков. По завершении работы над проектом проводится итоговая конференция, на которой ученики демонстрируют и защищают результаты своей работы в виде презентаций, буклетов и др. Осуществляется оценка работ согласно разработанным критериям. Большое внимание уделяется оценке глубины проведенного исследования, умению логично представить ход и результаты исследования, аргументировано защищать свою точку зрения, участвовать в обсуждении, задавать вопросы. В завершении конференции коллективно обсуждаются выводы, служащие ответом на основополагающий вопрос проекта. По итогам проекта осуществляется индивидуальная рефлексия.

Литература по теме учебного проекта

  1. Бородин М.Н., Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений.2-9 кл. - Москва,БИНОМ,Лаборатория знаний,2009г.

  2. Босова Л.Л., Информатика: Учебник для 5 класса - Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014г.

  3. Босова Л.Л., Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие - Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007г.

  4. Босова Л.Л., Рабочая тетрадь по информатике 5 класс, - Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014г.

  5. Иванова И.А. Информатика . 5 класс: Практика. - Саратов: Лицей, 2004 г.

  6. Карпенко А.Г., Занимательные шифры головоломки. - М.: Вече, 2000 г.

  7. Кузьмин И.В., Кедрус В.А. Основы теории информации и кодирования. - Киев, Вища школа, 1986

  8. Симонович С.В.,Евсеев Г.А.,Алексеев А.Г. Общая информатика:Учебное пособие для средней школы. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 г.

  9. Суханов А.П., Мир информации. - М.: Мысль, 1986.

Тайны кода - учебный проект по информатике по ФГОСам

© 2010-2022