- Преподавателю
- Информатика
- «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ермолаева Е.В. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Использование информационно-коммуникационных технологий
в образовательно-воспитательном процессе»
Авторы проекта
Ермолаева Елена Васильевна
учитель физики и информатики
МБУ лицея №51
Тольятти 2014
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРОЕКТУ
-
Титульный лист
-
Содержание папки
-
Формулирование проблемы.
-
Миссия проекта.
-
Цель и задачи проекта.
-
Требования, предъявляемые к работам по проекту (список всех работ, которые подлежат выполнению).
-
Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата.
-
Декомпозиция работ.
-
Календарный график работ.
-
Необходимые ресурсы.
-
Мониторинг качества осуществления проекта.
-
Команда проекта и схема обязанностей.
-
Область рисков и план работы с ними.
-
Формы отчетности.
-
Приложения
Формулирование проблемы.
2. ХОРОШО ОПРЕДЕЛЕННАЯ ПРОБЛЕМА -
НАПОЛОВИНУ РЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМА
-
СФОРМУЛИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ не сформированная информационная культура педагогов, родителей и обучающихся.
-
ПОТОЛКУЕМ С ПРОБЛЕМОЙ.
-
Почему это стало проблемой? Современные информационные технологии стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности.
-
Почему ее следует решать? Подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде.
-
Когда она становиться проблемой? Когда обществу предъявляют требования к труду в десятки раз более производительному и творческому.
-
Чья это проблема? Педагогов, учащихся, родителей.
-
Касается ли эта проблема других? Да. Чиновники различных ведомств.
-
Кажется ли она им проблемой? Да, так как каждый пользователь сети Интернет может связаться с любой службой в структуре государственного управления.
-
Захотят ли они участвовать в ее решении? Да, они захотят, так как портал ГОСУСЛУГ является единой точкой доступа к информационным системам различных ведомств.
-
Кто будет настолько обеспокоен проблемой, что захочет попытаться решить ее? Педагоги, родители.
-
Кто будет сопротивляться решению проблемы? Учащиеся.
-
Что случиться если мы не решим проблему? Не будет сформирована информационная культура подрастающего поколения.
Миссия проекта
Миссия проекта - Создание оптимальных условий для овладения учителями, учащимися и их родителями современными информационными технологиями, путем внедрения ИКТ в образовательно - воспитательный процесс.
Формулировка миссии должна отвечать на три вопроса:
-
Для кого мы это делаем?
-
Что мы делаем?
-
Как мы делаем это?
-
Для участников образовательного процесса: учителей, обучающихся и их родителей.
-
Создание оптимальных условий для овладения участниками проекта информационными технологиями.
-
Составление программы для реализации данного проекта через реализацию намеченных мероприятий группы проекта
Цель и задачи проекта
ЦЕЛЬ. Внедрить современные информационные технологии в образовательно - воспитательный процесс.
ЗАДАЧА 1. Анализ психолого-педагогических аспектов использования ИКТ;
ЗАДАЧА 2. Популяризация использования информационных технологий в процессе обучения и воспитания;
ЗАДАЧА 3. Выявление положительных сторон использования ИКТ;
Задача 4. Разработка и реализация методических рекомендаций для подготовки к использованию ИКТ в образовательно - воспитательном процессе.
Команда проекта и схема обязанностей
КОМАНДА ПРОЕКТА
№
Участник проекта (заинтересованное лицо проекта)
Знак заинтересованности участника проекта:
+ - положительный
- - отрицательный
Интерес участника
Администрация
+
Развитие познавательных интересов посредством внедрения инновационных программ, проектных методик; гуманизация воспитательного процесса, выраженная в создание, условий для развития личности в ходе совместной деятельности участников образовательного процесса.
Учителя-предметники
+
Умение организовать поиск и отбор информации, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи. Умение оценивать достоверность, полноту, объективность и другие характеристики поступающей информации, этичное поведение при использовании информации.
Классные руководители
+
Формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Родители
+
Подготовка учащихся к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Формирование готовности к принятию информационно обоснованных решений в рамках этой среды. Развитие умений эффективного использования возможностей информационной среды и защиты от ее негативных воздействий.
Учащиеся
+
Умение представлять информацию в различных видах, обрабатывать ее посредством подходящих информационных (в том числе, компьютерных) технологий. Умение применять полученную информацию для принятия решений
№
Участник проекта
Командные роли
Обязанности
1.
Администрация
Координатор проекта
Создание рабочей группы
Лекции для учащихся и родителей
Проведение итогового мероприятия
«Информационные технологии в жизни современного общества»
2.
Учителя-предметники
Учитель
Тьютор
Применение на уроках информационных технологий
Проведение открытых уроков, конкурсов, викторин.
Сопровождение самостоятельных исследований учащихся в рамках проекта:
3.
Классные руководители
Лектор
Анкетирование учащихся и родителей
Проведение лекций для учащихся и родителей
Проведение конкурсов, викторин «Компьютер друг или враг»
4.
Родители
Слушатель, участник
Участники анкетирования, лекций.
5.
Учащиеся
Слушатель,
участник,
исследователь
Участники анкетирования, открытых уроков, викторин, лекций.
Самостоятельные исследования учащихся в рамках проекта:
- «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил»
- «Плюсы и минусы Интернета»
- «Информатика вокруг нас»
Подготовка презентаций по самостоятельным исследованиям.
Требования, предъявляемые к этапам работам по проекту (список всех этапов работы, которые подлежат выполнению и функционал участников проекта на каждом из них).
№
Этап
Участники проекта
Функционал
1
Подготовительный
Определение уровня знаний педагогов в области ИКТ - компетентности.
Администрация
Создание рабочей группы и определение руководителя проекта
Рабочая группа
Поиск проблемного поля
Выбор темы и ее конкретизация
Классные руководители
Анкетирование учащихся и родителей, создание буклетов, презентаций.
2
Концептуальный
Разработка программы по внедрению ИКТ в образовательно - воспитательный процесс
Рабочая группа
1. Анализ существующих проблем разных уровней, препятствующих достижению ожидаемых результатов уточнение и корректировка ожиданий заинтересованных групп от реализации проекта
2. Проектирование основных составляющих проекта: объект, предмет, гипотеза, цель, задачи, определение показателей индикаторов в качестве измеряемых параметров достижения главной цели и задач проекта;
определение соответствия имеющихся и требуемых ресурсов для реализации поставленной цели;
прогнозирование рисков и ограничений при реализации проекта, планирование конкретных действий по их минимизации;
определение действий, необходимых для достижения задач;
определение сроков и ответственности за реализацию мероприятий;
прогнозирование перспектив развития проекта
3
Практический
Внедрение ИКТ в образовательно - воспитательный процесс.
Учителя-предметники
Проведение открытых уроков, конкурсов, викторин. Сопровождение проектов обучающихся. Использование педагогами средств ИКТ в организации педагогической деятельности, образовательно - воспитательном процессе.
Классные руководители
Проведение лекций для учащихся и родителей
Проведение конкурсов, викторин
Администрация
Создание условий для повышения квалификации сотрудников по информатизации.
Обучающиеся
Участники открытых уроков, викторин, лекций
Самостоятельные исследования учащихся в рамках проекта:
- «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил»
- «Плюсы и минусы Интернета»
- «Информатика вокруг нас»
Подготовка презентационных материалов
4
Презентационный
Закрепление результатов внедренных мероприятий
Администрация
1. Проведение итогового мероприятия
2. Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в банк проектов, публикация)
Классные руководители
Участники итогового мероприятия «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил»
Учителя - предметники
Участники итогового мероприятия «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил»
Родители
Участники итогового мероприятия «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил»
Обучающиеся
Создание творческого отчета, фото и видеорепортажей, публикаций из опыта работы.
Участники итогового мероприятия
Презентации по самостоятельным исследованиям учащихся в рамках проекта:
-«Я услышал и забыл, я увидел и запомнил»
5
Контрольный
Администрация
-
Анализ результатов выполнения проекта.
-
Оценка качества выполнения проекта
Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата
Ожидаемый результат Активизация использования информационно - коммуникационных технологий в образовательно - воспитательном процессе.
Критерий
Показатели
-
Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.
Количество педагогов обученных ИКТ
-
Повышение эффективности процесса обучения.
Качество знаний учащихся
Количество педагогов, применяющих ИКТ
-
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Количество учащихся, использующих ИКТ в процессе обучения.
-
Повышение информационной культуры родителей
Количество родителей, использующих интернет ресурсы для контроля посещаемости, успеваемости и занятости своих детей.
Декомпозиция работ (блок-схема)
ЗАДАЧА 1. Анализ психолого-педагогических аспектов использования ИКТ;
1
Анкетирование участников проекта. Подготовка отчета об использовании ИКТ образовательно - воспитательный процесс
2
Мониторинг по информационной культуре участников проекта.
ЗАДАЧА 2. Популяризация использования информационных технологий в процессе обучения и воспитания;
1
Разработка программы по внедрению ИКТ в образовательно - воспитательный процесс.
2
Проведение открытых уроков, конкурсов, викторин с использованием современных информационных технологий.
3
Проведение факультативных занятий с использованием ИКТ.
ЗАДАЧА 3. Выявление положительных сторон использования ИКТ;
1
Самостоятельные исследования учащихся в рамках проекта:
- Я услышал и забыл, я увидел и запомнил
- Плюсы и минусы Интернета
- Информатика вокруг нас
2
Практико-ориентированные уроки по основам проектной деятельности.
3
Презентации по самостоятельным исследованиям учащихся в рамках проекта.
ЗАДАЧА 4. Разработка и реализация методических рекомендаций для подготовки к использованию ИКТ в образовательно - воспитательном процессе.
1
Проведение тренингов, мониторингов и занятий с использованием ИКТ и Интернета.
2
Создание условий для повышения квалификации сотрудников по информатизации.
3
Анализ результатов выполнения проекта.
4
Оценка качества выполнения проекта.
Календарный график работ (график, диаграмма, таблица)
№ п / п
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1.
Проведение анкетирования.
16.09.13 г. - 20.09.2013 г.
классные руководители, учащиеся, родители, учителя предметники
2.
Проведение инструктажей по соблюдению правил безопасности в сети Интернет.
23.09.13 г. - 27.09.2013 г.
классные руководители, учащиеся, родители, учителя предметники
3.
Проведение бесед, лекций, агитации учащихся по использованию ИКТ в воспитательно
23.09.13 г. - 27.09.2013 г.
классные руководители, учителя предметники
4.
Повышение уровня профессионального мастерства педагогов
В течение учебного года
классные руководители, учителя предметники
5.
Проведение тренингов, мониторингов и занятий с использованием ИКТ и Интернета.
01.10.13 г. - 29.11.2013 г.
классные руководители, учащиеся, родители, учителя предметники
6.
Проведение открытых уроков, конкурсов, викторин с использованием современных информационных технологий.
02.12.13 г. - 20.12.2013 г.
учителя-предметники и классные руководители
7.
Проведение факультативных занятий с использованием ИКТ.
В течение учебного года
учащиеся
8.
Практико-ориентированные уроки по основам проектной деятельности.
15.01.14 г. - 16.05.14 г.
педагоги дополнительного образования
9.
Сопровождение самостоятельных исследований учащихся в рамках проекта:
- «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил»
- «Плюсы и минусы Интернета»
- «Информатика вокруг нас»
15.01.14 г. - 16.05.14 г.
классные руководители, учащиеся, родители, учителя предметники
10.
Подготовка презентационных материалов.
17.02.14 г. - 28.02.14 г.
учителя-предметники и классные руководители.
11.
Презентации самостоятельных исследований учащихся в рамках проекта.
15.05.2014 г. - 20.05.2014 г.
учителя-предметники и классные руководители.
12.
Анализ результатов выполнения проекта.
16.05.2014 г .- 23.05.2014 г.
администрация
13.
Оценка качества выполнения проекта.
16.05.2014г. - 23.05.2014 г.
администрация
Необходимые ресурсы.
Этап
Вид работ
Ресурсы
Прочее (цена, количество и т.п.)
Подготовительный
1. Создание рабочей группы и определение руководителя проекта
2. Поиск проблемного поля
3. Выбор темы и ее конкретизация
4. Анкетирование учащихся и родителей, создание буклетов, презентаций.
Нормативные
Приказ о создании рабочей группы
Кадровый
Администрация
Информационные
Анкеты
Материально-технические
Компьютер, принтер, бумага
Концептуальный
1. Анализ существующих проблем разных уровней, препятствующих достижению ожидаемых результатов уточнение и корректировка ожиданий заинтересованных групп от реализации проекта
2. Проектирование основных составляющих проекта: объект, предмет, гипотеза, цель, задачи, определение показателей индикаторов в качестве измеряемых параметров достижения главной цели и задач проекта;
определение соответствия имеющихся и требуемых ресурсов для реализации поставленной цели;
прогнозирование рисков и ограничений при реализации проекта, планирование конкретных действий по их минимизации;
определение действий, необходимых для достижения задач;
определение сроков и ответственности за реализацию мероприятий;
прогнозирование перспектив развития проекта
Кадровый
Администрация, педагоги
Информационные
Результаты тематических исследований, мониторинга
Методические
Обеспеченность необходимыми методическими разработками для достижения намеченных результатов
Материально-технические
Компьютеры, принтер, бумага
Практический
Проведение открытых уроков, конкурсов, викторин. Сопровождение проектов обучающихся. Использование педагогами средств ИКТ в организации педагогической деятельности, образовательно - воспитательном процессе.
Проведение лекций для учащихся и родителей
Проведение конкурсов, викторин
Создание условий для повышения квалификации сотрудников по информатизации.
Самостоятельные исследования учащихся в рамках проекта:
- «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил»
- «Плюсы и минусы Интернета»
- «Информатика вокруг нас»
Подготовка презентационных материалов
Кадровый
Администрация, педагоги
Информационные
Мониторинг информационной культуры педагогов, учащихся, их родителей
Методические
Обеспеченность необходимыми методическими разработками для достижения намеченных результатов
Материально-технические
Компьютеры, принтер, бумага
Презентационный
Проведение итогового мероприятия
Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в банк проектов, публикация)
Создание творческого отчета, фото и видеорепортажей, публикаций из опыта работы.
Презентации по самостоятельным исследованиям учащихся в рамках проекта:
-«Я услышал и забыл, я увидел и запомнил»
Кадровый
Администрация, педагоги, обучающиеся
Материально-технические
Компьютеры, проектор, экран, ноутбуки, колонки.
Контрольный
Анализ результатов выполнения проекта.
Оценка качества выполнения проекта
Кадровый
Администрация
Информационные
Результаты проекта
Мониторинг качества осуществления проекта.
критерии
оказатели
Уровень I
Уровень II
Уровень III
Уровень IV
1 балл
2 балла
3 балла
4 балла
5 баллов
6 баллов
7 баллов
8 баллов
1
показатель
Количество педагогов обученных ИКТ
50%
90%
2
Качество знаний учащихся
30%
40%
Количество педагогов, применяющих ИКТ
70%
80%
3
Количество учащихся, использующих ИКТ в процессе обучения
80%
90%
4
Количество родителей, использующих интернет ресурсы для контроля посещаемости, успеваемости и занятости своих детей
10%
50%
Область рисков и план работы с ними.
Риски, способные повлиять на проект
Выход
-
Временные ограничения для качественной разработки необходимых материалов
- Четкое и реальное планирование сроков мероприятий проекта
- Нормальное закрепление позиций по проведению мероприятий
- Планомерное и систематическое проведение мероприятий
- Регулярные процедуры контроля
2. Сопротивление со стороны обучающихся в процессе реализации мероприятий проекта
- Информирование обучающихся, родителей и педагогов о положительных результатах, которые дадут реализуемые мероприятия.
- Поддерживать колеблющихся, сомневающихся.
- Изучать новые идеи, определить и выделить приоритеты и краткосрочные цели.
-Создать ситуации, направленные на принятие идей педагога обучающимися как своих собственных.
-Координировать деятельность созданной рабочей группы в разработке долгосрочных целей, реализацию мероприятий проекта.
- Организовать методическое и консультативное сопровождение педагогов, реализующих мероприятия проекта.
-Контролировать влияние изменений на психологический климат учреждения и качество результатов деятельности.
- Разработать план по дальнейшему развитию полученных в ходе реализации мероприятий проекта, обеспечивающих позитивную динамику образовательных результатов.
Формы отчетности.
№
Форма отчетности
1.
Мониторинг по информационной культуре участников проекта
2.
Мониторинг владения учащимися информационно - компьютерными технологиями
3.
Анализ анкет учащихся и родителей
4.
Мониторинг занятости учащихся в факультативных занятиях
5.
Программа (комплекс мероприятий) по внедрению ИКТ в образовательно - воспитательный процесс.
6.
Протоколы инструктажей по соблюдению правил безопасности в сети Интернет.
7.
Разработки открытых уроков и мероприятий.
8.
Презентации самостоятельных исследований учащихся в рамках проекта:
- «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил»
- «Плюсы и минусы Интернета»
- «Информатика вокруг нас»
Подготовка презентаций по самостоятельным исследованиям.