«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





«Использование информационно-коммуникационных технологий

в образовательно-воспитательном процессе»





Авторы проекта

Ермолаева Елена Васильевна

учитель физики и информатики

МБУ лицея №51







Тольятти 2014

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРОЕКТУ

  1. Титульный лист

  2. Содержание папки

  3. Формулирование проблемы.

  4. Миссия проекта.

  5. Цель и задачи проекта.

  6. Требования, предъявляемые к работам по проекту (список всех работ, которые подлежат выполнению).

  7. Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата.

  8. Декомпозиция работ.

  9. Календарный график работ.

  10. Необходимые ресурсы.

  11. Мониторинг качества осуществления проекта.

  12. Команда проекта и схема обязанностей.

  13. Область рисков и план работы с ними.

  14. Формы отчетности.

  15. Приложения


Формулирование проблемы.

2. ХОРОШО ОПРЕДЕЛЕННАЯ ПРОБЛЕМА -

НАПОЛОВИНУ РЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМА


  1. СФОРМУЛИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ не сформированная информационная культура педагогов, родителей и обучающихся.

  2. ПОТОЛКУЕМ С ПРОБЛЕМОЙ.

  • Почему это стало проблемой? Современные информационные технологии стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности.

  • Почему ее следует решать? Подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде.

  • Когда она становиться проблемой? Когда обществу предъявляют требования к труду в десятки раз более производительному и творческому.

  • Чья это проблема? Педагогов, учащихся, родителей.

  • Касается ли эта проблема других? Да. Чиновники различных ведомств.

  • Кажется ли она им проблемой? Да, так как каждый пользователь сети Интернет может связаться с любой службой в структуре государственного управления.

  • Захотят ли они участвовать в ее решении? Да, они захотят, так как портал ГОСУСЛУГ является единой точкой доступа к информационным системам различных ведомств.

  • Кто будет настолько обеспокоен проблемой, что захочет попытаться решить ее? Педагоги, родители.

  • Кто будет сопротивляться решению проблемы? Учащиеся.

  • Что случиться если мы не решим проблему? Не будет сформирована информационная культура подрастающего поколения.



Миссия проекта

Миссия проекта - Создание оптимальных условий для овладения учителями, учащимися и их родителями современными информационными технологиями, путем внедрения ИКТ в образовательно - воспитательный процесс.

Формулировка миссии должна отвечать на три вопроса:

  1. Для кого мы это делаем?

  2. Что мы делаем?

  3. Как мы делаем это?



  1. Для участников образовательного процесса: учителей, обучающихся и их родителей.

  1. Создание оптимальных условий для овладения участниками проекта информационными технологиями.

  1. Составление программы для реализации данного проекта через реализацию намеченных мероприятий группы проекта









Цель и задачи проекта

ЦЕЛЬ. Внедрить современные информационные технологии в образовательно - воспитательный процесс.

ЗАДАЧА 1. Анализ психолого-педагогических аспектов использования ИКТ;

ЗАДАЧА 2. Популяризация использования информационных технологий в процессе обучения и воспитания;

ЗАДАЧА 3. Выявление положительных сторон использования ИКТ;

Задача 4. Разработка и реализация методических рекомендаций для подготовки к использованию ИКТ в образовательно - воспитательном процессе.




Команда проекта и схема обязанностей

КОМАНДА ПРОЕКТА


Участник проекта (заинтересованное лицо проекта)

Знак заинтересованности участника проекта:

+ - положительный

- - отрицательный

Интерес участника

Администрация

+

Развитие познавательных интересов посредством внедрения инновационных программ, проектных методик; гуманизация воспитательного процесса, выраженная в создание, условий для развития личности в ходе совместной деятельности участников образовательного процесса.

Учителя-предметники

+

Умение организовать поиск и отбор информации, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи. Умение оценивать достоверность, полноту, объективность и другие характеристики поступающей информации, этичное поведение при использовании информации.

Классные руководители

+

Формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению.

Родители

+

Подготовка учащихся к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Формирование готовности к принятию информационно обоснованных решений в рамках этой среды. Развитие умений эффективного использования возможностей информационной среды и защиты от ее негативных воздействий.

Учащиеся

+

Умение представлять информацию в различных видах, обрабатывать ее посредством подходящих информационных (в том числе, компьютерных) технологий. Умение применять полученную информацию для принятия решений




Участник проекта

Командные роли

Обязанности

1.

Администрация

Координатор проекта

Создание рабочей группы

Лекции для учащихся и родителей

Проведение итогового мероприятия

«Информационные технологии в жизни современного общества»

2.

Учителя-предметники

Учитель

Тьютор

Применение на уроках информационных технологий

Проведение открытых уроков, конкурсов, викторин.

Сопровождение самостоятельных исследований учащихся в рамках проекта:

3.

Классные руководители

Лектор

Анкетирование учащихся и родителей

Проведение лекций для учащихся и родителей

Проведение конкурсов, викторин «Компьютер друг или враг»

4.

Родители

Слушатель, участник

Участники анкетирования, лекций.

5.

Учащиеся

Слушатель,

участник,

исследователь

Участники анкетирования, открытых уроков, викторин, лекций.

Самостоятельные исследования учащихся в рамках проекта:

- «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил»

- «Плюсы и минусы Интернета»

- «Информатика вокруг нас»

Подготовка презентаций по самостоятельным исследованиям.

Требования, предъявляемые к этапам работам по проекту (список всех этапов работы, которые подлежат выполнению и функционал участников проекта на каждом из них).

Этап

Участники проекта

Функционал

1

Подготовительный

Определение уровня знаний педагогов в области ИКТ - компетентности.

Администрация

Создание рабочей группы и определение руководителя проекта

Рабочая группа

Поиск проблемного поля

Выбор темы и ее конкретизация

Классные руководители

Анкетирование учащихся и родителей, создание буклетов, презентаций.

2

Концептуальный

Разработка программы по внедрению ИКТ в образовательно - воспитательный процесс

Рабочая группа

1. Анализ существующих проблем разных уровней, препятствующих достижению ожидаемых результатов уточнение и корректировка ожиданий заинтересованных групп от реализации проекта

2. Проектирование основных составляющих проекта: объект, предмет, гипотеза, цель, задачи, определение показателей индикаторов в качестве измеряемых параметров достижения главной цели и задач проекта;

определение соответствия имеющихся и требуемых ресурсов для реализации поставленной цели;

прогнозирование рисков и ограничений при реализации проекта, планирование конкретных действий по их минимизации;

определение действий, необходимых для достижения задач;

определение сроков и ответственности за реализацию мероприятий;

прогнозирование перспектив развития проекта

3

Практический

Внедрение ИКТ в образовательно - воспитательный процесс.

Учителя-предметники

Проведение открытых уроков, конкурсов, викторин. Сопровождение проектов обучающихся. Использование педагогами средств ИКТ в организации педагогической деятельности, образовательно - воспитательном процессе.

Классные руководители

Проведение лекций для учащихся и родителей

Проведение конкурсов, викторин

Администрация

Создание условий для повышения квалификации сотрудников по информатизации.

Обучающиеся

Участники открытых уроков, викторин, лекций

Самостоятельные исследования учащихся в рамках проекта:

- «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил»

- «Плюсы и минусы Интернета»

- «Информатика вокруг нас»

Подготовка презентационных материалов

4


Презентационный

Закрепление результатов внедренных мероприятий

Администрация

1. Проведение итогового мероприятия

2. Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в банк проектов, публикация)

Классные руководители

Участники итогового мероприятия «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил»

Учителя - предметники

Участники итогового мероприятия «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил»

Родители

Участники итогового мероприятия «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил»

Обучающиеся

Создание творческого отчета, фото и видеорепортажей, публикаций из опыта работы.

Участники итогового мероприятия

Презентации по самостоятельным исследованиям учащихся в рамках проекта:

-«Я услышал и забыл, я увидел и запомнил»

5

Контрольный

Администрация

  1. Анализ результатов выполнения проекта.

  2. Оценка качества выполнения проекта












Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата

Ожидаемый результат Активизация использования информационно - коммуникационных технологий в образовательно - воспитательном процессе.

Критерий

Показатели

  1. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.

Количество педагогов обученных ИКТ

  1. Повышение эффективности процесса обучения.

Качество знаний учащихся

Количество педагогов, применяющих ИКТ

  1. Активизация познавательной деятельности учащихся.

Количество учащихся, использующих ИКТ в процессе обучения.

  1. Повышение информационной культуры родителей

Количество родителей, использующих интернет ресурсы для контроля посещаемости, успеваемости и занятости своих детей.








Декомпозиция работ (блок-схема)


ЗАДАЧА 1. Анализ психолого-педагогических аспектов использования ИКТ;

1

Анкетирование участников проекта. Подготовка отчета об использовании ИКТ образовательно - воспитательный процесс

2

Мониторинг по информационной культуре участников проекта.

ЗАДАЧА 2. Популяризация использования информационных технологий в процессе обучения и воспитания;

1

Разработка программы по внедрению ИКТ в образовательно - воспитательный процесс.

2

Проведение открытых уроков, конкурсов, викторин с использованием современных информационных технологий.

3

Проведение факультативных занятий с использованием ИКТ.

ЗАДАЧА 3. Выявление положительных сторон использования ИКТ;

1

Самостоятельные исследования учащихся в рамках проекта:

- Я услышал и забыл, я увидел и запомнил

- Плюсы и минусы Интернета

- Информатика вокруг нас

2

Практико-ориентированные уроки по основам проектной деятельности.

3

Презентации по самостоятельным исследованиям учащихся в рамках проекта.

ЗАДАЧА 4. Разработка и реализация методических рекомендаций для подготовки к использованию ИКТ в образовательно - воспитательном процессе.

1

Проведение тренингов, мониторингов и занятий с использованием ИКТ и Интернета.

2

Создание условий для повышения квалификации сотрудников по информатизации.

3

Анализ результатов выполнения проекта.

4

Оценка качества выполнения проекта.


Календарный график работ (график, диаграмма, таблица)

№ п / п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Проведение анкетирования.

16.09.13 г. - 20.09.2013 г.

классные руководители, учащиеся, родители, учителя предметники

2.

Проведение инструктажей по соблюдению правил безопасности в сети Интернет.

23.09.13 г. - 27.09.2013 г.

классные руководители, учащиеся, родители, учителя предметники

3.

Проведение бесед, лекций, агитации учащихся по использованию ИКТ в воспитательно

23.09.13 г. - 27.09.2013 г.

классные руководители, учителя предметники

4.

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов

В течение учебного года

классные руководители, учителя предметники

5.

Проведение тренингов, мониторингов и занятий с использованием ИКТ и Интернета.

01.10.13 г. - 29.11.2013 г.

классные руководители, учащиеся, родители, учителя предметники

6.

Проведение открытых уроков, конкурсов, викторин с использованием современных информационных технологий.

02.12.13 г. - 20.12.2013 г.

учителя-предметники и классные руководители

7.

Проведение факультативных занятий с использованием ИКТ.

В течение учебного года

учащиеся

8.

Практико-ориентированные уроки по основам проектной деятельности.

15.01.14 г. - 16.05.14 г.

педагоги дополнительного образования

9.

Сопровождение самостоятельных исследований учащихся в рамках проекта:

- «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил»

- «Плюсы и минусы Интернета»

- «Информатика вокруг нас»

15.01.14 г. - 16.05.14 г.

классные руководители, учащиеся, родители, учителя предметники

10.

Подготовка презентационных материалов.

17.02.14 г. - 28.02.14 г.

учителя-предметники и классные руководители.

11.

Презентации самостоятельных исследований учащихся в рамках проекта.

15.05.2014 г. - 20.05.2014 г.

учителя-предметники и классные руководители.

12.

Анализ результатов выполнения проекта.

16.05.2014 г .- 23.05.2014 г.

администрация

13.

Оценка качества выполнения проекта.

16.05.2014г. - 23.05.2014 г.

администрация

Необходимые ресурсы.

Этап

Вид работ

Ресурсы

Прочее (цена, количество и т.п.)


Подготовительный



1. Создание рабочей группы и определение руководителя проекта

2. Поиск проблемного поля

3. Выбор темы и ее конкретизация

4. Анкетирование учащихся и родителей, создание буклетов, презентаций.

Нормативные

Приказ о создании рабочей группы

Кадровый

Администрация

Информационные

Анкеты

Материально-технические

Компьютер, принтер, бумага



Концептуальный




1. Анализ существующих проблем разных уровней, препятствующих достижению ожидаемых результатов уточнение и корректировка ожиданий заинтересованных групп от реализации проекта

2. Проектирование основных составляющих проекта: объект, предмет, гипотеза, цель, задачи, определение показателей индикаторов в качестве измеряемых параметров достижения главной цели и задач проекта;

определение соответствия имеющихся и требуемых ресурсов для реализации поставленной цели;

прогнозирование рисков и ограничений при реализации проекта, планирование конкретных действий по их минимизации;

определение действий, необходимых для достижения задач;

определение сроков и ответственности за реализацию мероприятий;

прогнозирование перспектив развития проекта

Кадровый

Администрация, педагоги

Информационные

Результаты тематических исследований, мониторинга

Методические

Обеспеченность необходимыми методическими разработками для достижения намеченных результатов

Материально-технические

Компьютеры, принтер, бумага




Практический



Проведение открытых уроков, конкурсов, викторин. Сопровождение проектов обучающихся. Использование педагогами средств ИКТ в организации педагогической деятельности, образовательно - воспитательном процессе.

Проведение лекций для учащихся и родителей

Проведение конкурсов, викторин

Создание условий для повышения квалификации сотрудников по информатизации.

Самостоятельные исследования учащихся в рамках проекта:

- «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил»

- «Плюсы и минусы Интернета»

- «Информатика вокруг нас»

Подготовка презентационных материалов

Кадровый

Администрация, педагоги

Информационные

Мониторинг информационной культуры педагогов, учащихся, их родителей

Методические

Обеспеченность необходимыми методическими разработками для достижения намеченных результатов

Материально-технические

Компьютеры, принтер, бумага




Презентационный


Проведение итогового мероприятия

Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в банк проектов, публикация)

Создание творческого отчета, фото и видеорепортажей, публикаций из опыта работы.

Презентации по самостоятельным исследованиям учащихся в рамках проекта:

-«Я услышал и забыл, я увидел и запомнил»

Кадровый

Администрация, педагоги, обучающиеся

Материально-технические

Компьютеры, проектор, экран, ноутбуки, колонки.


Контрольный

Анализ результатов выполнения проекта.

Оценка качества выполнения проекта

Кадровый

Администрация

Информационные

Результаты проекта




Мониторинг качества осуществления проекта.


критерии




оказатели

Уровень I

Уровень II

Уровень III

Уровень IV

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

6 баллов

7 баллов

8 баллов

1

показатель

Количество педагогов обученных ИКТ

50%






90%


2

Качество знаний учащихся

30%






40%

Количество педагогов, применяющих ИКТ

70%






80%

3

Количество учащихся, использующих ИКТ в процессе обучения

80%






90%

4

Количество родителей, использующих интернет ресурсы для контроля посещаемости, успеваемости и занятости своих детей

10%






50%













Область рисков и план работы с ними.


Риски, способные повлиять на проект

Выход

  1. Временные ограничения для качественной разработки необходимых материалов

- Четкое и реальное планирование сроков мероприятий проекта

- Нормальное закрепление позиций по проведению мероприятий

- Планомерное и систематическое проведение мероприятий

- Регулярные процедуры контроля

2. Сопротивление со стороны обучающихся в процессе реализации мероприятий проекта

- Информирование обучающихся, родителей и педагогов о положительных результатах, которые дадут реализуемые мероприятия.

- Поддерживать колеблющихся, сомневающихся.

- Изучать новые идеи, определить и выделить приоритеты и краткосрочные цели.

-Создать ситуации, направленные на принятие идей педагога обучающимися как своих собственных.

-Координировать деятельность созданной рабочей группы в разработке долгосрочных целей, реализацию мероприятий проекта.

- Организовать методическое и консультативное сопровождение педагогов, реализующих мероприятия проекта.

-Контролировать влияние изменений на психологический климат учреждения и качество результатов деятельности.

- Разработать план по дальнейшему развитию полученных в ходе реализации мероприятий проекта, обеспечивающих позитивную динамику образовательных результатов.


Формы отчетности.

Форма отчетности

1.

Мониторинг по информационной культуре участников проекта

2.

Мониторинг владения учащимися информационно - компьютерными технологиями

3.

Анализ анкет учащихся и родителей

4.

Мониторинг занятости учащихся в факультативных занятиях

5.

Программа (комплекс мероприятий) по внедрению ИКТ в образовательно - воспитательный процесс.

6.

Протоколы инструктажей по соблюдению правил безопасности в сети Интернет.

7.

Разработки открытых уроков и мероприятий.

8.

Презентации самостоятельных исследований учащихся в рамках проекта:

- «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил»

- «Плюсы и минусы Интернета»

- «Информатика вокруг нас»

Подготовка презентаций по самостоятельным исследованиям.


© 2010-2022