Веб-квест и проектная деятельность в преподавании информатики

Раздел Информатика
Класс 12 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВЕБ-КВЕСТ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ


Ельдецова Ирина Викторовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный медицинский университет Минздрава России», колледж


Аннотация:

В статье описываются примеры использования в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся и реализации компетентностного подхода.

Федеральные государственные стандарты разных направлений подготовки в пункте 7.1 «Требования к условиям реализации основных образовательных программ» четко определяют интерактивных форм и методы проведения занятий, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода: «Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся»

Веб - квест и метод проектов нашли достойное место среди педагогических технологий обеспечивающих требования ФГОС, так как их особенностями являются: групповая форма деятельности, наличие элементов ролевой игры, возможность реализации межпредметных связей, самостоятельная работа студентов, накопление опыта применения полученных практических знаний и, наконец, активное использование интернет-ресурсов развивающих ИКТ компетенции.

Веб-квест характеризуется как проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Данный метод был представлен Берни Доджем в университете Сан-Диего в 1995 году. Сам Берни Додж определил веб-квест так: веб-квест - это исследовательски-ориентированная деятельность, в которой вся информация, используемая учеником, добывается из Интернета.

Автор метода предлагает следующие виды заданий для веб-квестов [4, с. 2]:

  • Пересказ - демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

  • Планирование и проектирование - разработка плана или проекта на основе заданных условий.

  • Самопознание - любые аспекты исследования личности.

  • Компиляция - трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.

  • Творческое задание - творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.

  • Аналитическая задача - поиск и систематизация информации.

  • Детектив, головоломка, таинственная история - выводы на основе противоречивых фактов.

  • Достижение консенсуса - выработка решения по острой проблеме.

  • Оценка - обоснование определенной точки зрения.

  • Журналистское расследование - объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).

  • Убеждение - склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.

  • Научные исследования - изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников.

  • Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности.

Все Веб-квесты имеют очень чёткую структуру[5, с. 1]:

  • Приветствие (Welcome) -краткая общая информация по квесту (название, уровень сложности, краткое описание, автор).

  • Введение (Introduction) и задание (Task) - описание в форме проблемного квеста, цель проекта, условия выполнения, проблема и пути ее оптимального решения, конечный результат (форма отчетности). Одной из важных особенностей веб-квеста является ролевой элемент, в ведении описывается уже не общая проблема, а задача каждого участника, в рамках его роли.

  • Процесс (Process) - пошаговое описание процесса работы, распределение обязанностей каждой мини-группы сюда также добавляются возможные источники и всё что могло бы помочь в выполнении квеста.

  • Ресурсы (Resources) - список ссылок, выбранных заранее преподавателем, для выполнения цели проекта. Здесь же могут быть и вопросы по каждой ссылке, составленные преподавателем, в зависимости от вида веб-квеста.

  • Обсуждение/Оценка результата (Reaching consensus/Evaluation) - критерии выполнения задания (описание критериев и параметров оценки веб-квеста). Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.

  • Заключение (Conclusion) - подведение итогов. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п. [3, с. 2].

Для успешной реализации данного метода требуются определенное аппаратное и программное обеспечение. Веб-квест можно создать как самостоятельный сайт, но существуют и более простые вариант - это сайты-конструкторы веб-квестов или образовательные порталы понятно, что обязательным условием является - наличие Интернет, а преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции.

Студенты могут работать над веб-квестом как в рамках занятий, так и самостоятельно - внеаудиторно. Веб-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, при этом дополнительную мотивацию при выполнении веб-квеста можно создать, предложив студентам выбрать роли участников.

Веб-квест идеологически близок к методу проектов, в основе которого также лежат задачи развития познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Когда говорят о методе проектов, то имеют в виду способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [1, с. 23].

Метод проектов как и веб-квест всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость межпредметных связей, то есть умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

При использовании веб -квеста и метода проектов преподаватель выступает в роли организатора познавательной, исследовательской деятельности.

Выделяют следующие этапы работы над проектом[2, с. 18]:

  • Выбор тематики, типа, проекта и количества участников, то есть определиться с формальной его структурой

  • Проработка темы. Уже на этом этапе студент вовлекается в обсуждение избранной проблемы.

  • Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

  • Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

  • Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

  • Защита проектов, оппонирование.

  • Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Метод проектов при изучении информатики в колледже применяется уже большой промежуток времени. Традиционно он используется при изучении студентами 1-го курса специальности «Лечебное дело» раздела «Представление информации средствами Power Point», чаще всего носит межпредметный характер. Все этапы работы над проектом реализуются последовательно и комплексно в ходе трех практических занятий и двух внеаудиторных самостоятельных работ. Защита курсовых проектов проводится на последнем занятии по разделу.

Веб-квест как метод интерактивной формы проведения занятия был апробирован в 2014-2015 учебном году при изучении студентами 4 курса специальности «Лечебное дело» темы «Медицинские информационные системы» раздела «Информационное обеспечение профессиональной деятельности» ПМ.06 Организационно-аналитическая деятельность. На веб-квест было отведено два практических занятия и две внеаудиторных самостоятельных работы. Веб- квест «Медицинские информационные системы» был создан на образовательном портале ОмГМУ являющегося частью информационной образовательной среды университета.

Результаты внедрения веб - квеста и метода проектов в образовательный процесс:

  • Заметное повышение мотивации к учебной деятельности.

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

  • Формирование навыков учебно-исследовательской и творческой деятельностей.

  • Развитие умения, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Задания не предлагали конкретных решений, а лишь подталкивали к выполнению.

  • Развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Критерии оценки результата были открытыми и подробно расписанными так, чтобы во время работы была возможность самооценки по этим критериям.

  • Сплочение группы.

  • Развитие межпредметной связи.

Опыт использования этих методов позволяет сделать вывод о том, в каждом случае их применения должно происходить технологическое усложнение заданий, что делает процесс их выполнения интереснее, а представление результатов веб-квеста в Интернете убирает внешнюю схожесть с обычной презентацией - проектом, что меняет у студента восприятие всего задания.

Подводя итог, можно сказать что: использование метода проектов и веб-квест при обучении информатики даёт однозначно положительные результаты, но требует определённой подготовки и опыта от преподавателя.

Список использованных источников

  1. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, - М.: Издательский центр "Академия", 2007. Полат Е.С.

  2. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 2007.

  3. Информационные технологии в обучении. [Электронный ресурс]. itlt.edu.nstu.ru/webquest.php#lit9 (27.04.2014). Загл. с экрана. Яз. рус.

  4. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests‖ . [Электронный ресурс]. edweb.sdsu.edu/courses/edtec596/about_webquests.html (27.04.2014). Загл. с экрана. Яз. англ.

  5. Tours across the UK [Электронный ресурс]. zunal.com (27.04.2014). Загл. с экрана. Яз. англ.Albest.ru

© 2010-2022