- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике
Рабочая программа по информатике
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Матерухина Н.Н. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. "Программа курса "Информатика и ИКТ для основной школы 8-9 классы, находящейся в сборнике "Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы" (Москва, изд. БИНОМ, 2012)
Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В нашей школе курс информатики изучается в течение двух лет: в 8 классе 1 час в неделю (34 часа в год), в 9 классе 2 часа в неделю (68 часов в год).
Актуальность и специфика курса
Специфика курса информатики заключается в том, что в его основе лежит установка на формирование у учащихся системы базовых понятий информатики и представлений об информационных технологиях, а также выработка умений применять их для решения жизненных задач. Курс информатики трактуется как дисциплина, направленная, с одной стороны, на формирование теоретической базы, с другой стороны, на овладение учащимися конкретными навыками использования компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности.
К теоретической базе относятся знания основных информационных процессов и особенностей их протекания в компьютеризированной среде, представление об информации и информационных системах, знание общих принципов решения задач с помощью компьютера, понимание того, что значит поставить задачу и построить компьютерную модель, знание основных способов алгоритмизации, а также принципов строения компьютера. Важным компонентом теоретической базы информатики является знание и понимание основных социально-технологических тенденций, связанных с глобальной информатизацией общества.
Изучение курса информатики особо актуально в наши дни. Приобретение учащимися информационно-коммуникативной компетентности, о чем довольно много говорится сейчас в целевых установках российского образования, для курса информатики является непосредственной целью его изучения. Такая компетентность опирается на овладение описанным выше теоретическим ядром курса, но главной ее составляющей является практико-ориентированная часть, обеспечивающая человеку эффективное включение в информационные процессы и управление ими. Это возможно лишь при условии, что ученик не просто обладает знаниями, но и умеет системно их применять, владеет необходимыми информационными технологиями. Указанная компетентность подразумевает, что в каждой конкретной ситуации человек способен принять решение, какая информация ему нужна для решения стоящей перед ним задачи, откуда и какими средствами эта информация может быть получена, какая коммуникативная сфера и как должна быть для этого задействована (при этом он должен уметь защищаться от возможного негативного воздействия), какими информационными средствами будет решаться задача и как будет использоваться результат. Важным компонентом является умение использовать глобальные сети (в первую очередь Интернет) для удовлетворения разнообразных информационных потребностей.
Цели и задачи курса
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи курса:
-
познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
-
познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
-
познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
-
раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;
-
продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;
-
обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке Visual Basic; обучить навыкам работы с системой программирования.
Методы и формы решения поставленных задач
Навыки использования информационных технологий предполагают умения работать с готовыми программными средствами: информационно-поисковыми системами, редакторами текстов и графическими редакторами, электронными таблицами, средствами создания компьютерных презентаций и другими пакетами прикладных программ. Для реализации такого подхода программой предусмотрено деление курса информатики на теоретическую и практическую части. На теоретической части создаются компьютерные модели и алгоритмы для решения задач. В ходе практических работ (лабораторных работ в компьютерном классе) учащиеся осваивают средства компьютерных технологий и проводят с их помощью компьютерные эксперименты.
Место предмета в учебном плане
Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В нашей школе курс информатики изучается в течение двух лет: в 8 классе 1 час в неделю (34 часа в год), в 9 классе 2 часа в неделю (68 часов в год).
Методы и формы контроля знаний, умений, навыков
Как уже отмечалось выше, весь курс информатики разделён на две части: практическую и теоретическую. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows и Linux.
В календарно-тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем. Практические работы позволят выявить уровень усвоенности теоретического материала по предложенным в планировании темам. при этом рекомендуется больше времени уделять на самостоятельное выполнение учениками практикумов, пошаговые описания которых даны в учебниках. Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий, что является наиболее важным в достижении поставленных задач, поскольку именно практикумы дают полное представление о работе компьютера.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы. Данные работы также являются важными, поскольку ученики лучше запоминают тему блоками, а не сразу всю полностью.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме контрольной работы. Данный вид контроля позволяет определить уровень усвоенного материала учениками и показывает пробелы в работе за весь учебный год. Итоговую работу следует провести комбинированно, т. е. как практическую часть, так и теоретическую.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
-
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации - 15 ч.
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео
Практические работы:
Практическая работа № 1.1. Кодирование графической информации.
Практическая работа № 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
Практическая работа № 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.
Практическая работа № 1.4. Создание GIF и Flash-анимации.
Практическая работа № 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации.
Практическая работа № 1.6. Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу
Практическая работа № 6. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа
Контрольные работы: Контрольная работа «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»
Тестирование:
Кодирование графической информации
Растровая и векторная графика
Кодирование и обработка звуковой информации
-
Кодирование и обработка текстовой информации - 9 ч.
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Практические работы:
Практическая работа № 2.1. Кодирование текстовой информации
Практическая работа №2.2. Вставка в документ формул
Практическая работа №2.3. Форматирование символов и абзацев
Практическая работа №2.4. Создание и форматирование списков
Практическая работа №2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными
Практическая работа №2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря
Практическая работа №2.7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа
Контрольные работы:
Контрольная тестовая работа «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»
Тестирование:
Кодирование текстовой информации. Текстовый редактор
Форматирование документа
-
Кодирование и обработка числовой информации - 10 ч.
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления: арифметические операции в позиционных системах счисления,*двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы: основные параметры электронных таблиц, основные типы и форматы данных, относительные, абсолютные и смешанные ссылки, встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах.
Практические работы:
Практическая работа №3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
Практическая работа №3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
Практическая работа №3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
Практическая работа №3.4. Построение диаграмм различных типов
Практическая работа №3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Контрольные работы:
Контрольная работа «Кодирование и обработка числовой информации.
Проверочные работы:
Проверочная работа «Арифметические операции в двоичной системе счисления»
Тестирование:
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки
-
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования(20ч.)
Алгоритм и его формальное исполнение: свойства алгоритма и его исполнители, блок-схемы алгоритмов, выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке: следование, ветвление, цикл. Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. *Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.
Практические работы:
Практическая работа №4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
Практическая работа №4.2. Проект «Переменные»
Практическая работа №4.3. Проект «Калькулятор»
Практическая работа №4.4. Проект «Строковый калькулятор»
Практическая работа №4.5. Проект «Даты и время»
Практическая работа №4.6. Проект «Сравнение кодов символов»
Практическая работа №4.7. Проект «Отметка»
Практическая работа №4.8. Проект «Коды символов»
Практическая работа №4.9. Проект «Слово-перевертыш»
*Практическая работа №4.10. Проект «Графический редактор»
*Практическая работа №4.11. Проект «Системы координат»
*Практическая работа №4.12. Проект «Анимация»
Контрольные работы:
Контрольная работа «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»
Творческие работы:
Разработка проекта (приложения) на языке Visual Basic
Тестирование:
Алгоритмические структуры.
Объекты. Свойства. События.
Переменные.
Выражения.
Функции в VB
Графические методы
-
Формализация и моделирование(10 ч.)
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Материальные и информационные модели. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами
Практические работы:
Практическая работа №* 5.1. Проект «Бросание мячика в площадку»
Практическая работа 5.2. Проект «Графическое решение уравнения»
Практическая работа 5.3. Проект «Распознавание удобрений»
Практическая работа 5.4. Проект «Модели систем управления»
Проверочные работы:
Проверочная работа «Моделирование и формализация»
-
Информатизация общества (3 ч.)
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Тестирование:
Информатизация общества.
7. Повторение (1 ч.)
Тестирование:
Итоговый тест за курс 9 класса.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Тип урока
Практикум
Дата
проведения
КОДИРОВАНИЕ И ОБРАБОТКА ГРАФИЧЕСКОЙ И МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ИНФОРМАЦИИ. 15 часов.
1
Техника безопасности на уроках информатики. Кодирование графической информации
1
Беседа
2
Пространственная дискретизация
1
Лекция
Практика
Практическая работа № 1.1. Кодирование графической информации
3
Растровые изображения на экране монитора
1
Лекция
4
Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB
1
Лекция практика
Практическая работа № 1.2.Редактирование изображений в растровом графическом редакторе
5
Растровая графика
1
Лекция
6
Векторная графика
1
Лекция практика
Практическая работа № 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе
7
Интерфейс и основные возможности графических редакторов
1
Лекция
8
Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах
1
Лекция
9
Инструменты рисования растровых графических редакторов
1
Лекция
10
Работа с объектами в векторных графических редакторах
1
Лекция
Практика
Практическая работа № 1.4. Анимация
11
Редактирование изображений и рисунков
1
Лекция
12
Растровая и векторная анимация
1
Лекция
13
Кодирование и обработка звуковой информации
Лекция
Практика
Практическая работа № 1.5.Кодирование и обработка звуковой информации
14
Цифровое фото и видео
1
Лекция
Практика
Практическая работа № 1.6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу
Практическая работа № 1.7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа
15
Контрольная работа № 1
1
Тестирование
КОДИРОВАНИЕ И ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. 9 часов
16
Кодирование текстовой информации
1
Лекция
Практикум
Практическая работа № 2.1. Кодирование текстовой информации
17
Создание документов в текстовых редакторах
1
Лекция
18
Ввод и редактирование документов
1
Лекция
19
Сохранение и печать документов
1
Лекция
20
Форматирование документа. Форматирование символов и абзацев.
1
Лекция
Практикум
Практическая работа № 2.2. Вставка в документ формул
Практическая работа № 2.3. Форматирование символов и абзацев
21
Нумерованные и маркированные списки
1
Лекция
Практикум
Практическая работа № 2.4. Создание и форматирование списков
22
Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов
1
Лекция
Практикум
Практическая работа № 2.5. Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными
Практическая работа № 2. 6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря
23
Системы оптического распознавания текстов
1
Лекция
Практикум
Практическая работа № 2.7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа
24
Контрольная работа № 2
1
Тестирование
Зачётная практическая работа
КОДИРОВАНИЕ И ОБРАБОТКА ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. 10 часов
25
КОДИРОВАНИЕ И ОБРАБОТКА ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
1
Лекция
26
Арифметические операции в позиционных системах счисления
1
Лекция
Практикум
Практическая работа № 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
27
Двоичное кодирование чисел в компьютере
1
Лекция
28
Электронные таблицы и их основные параметры
1
Лекция
29
Основные типы и форматы данных в электронных таблицах. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки
1
Лекция
Практикум
Практическая работа № 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
30
Электронные таблицы. Встроенные функции
1
Лекция
Практикум
Практическая работа № 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
31
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах
1
Лекция
Практикум
Практическая работа № 3.4. Построение диаграмм различных типов
32
Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы
1
Лекция
33
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
1
Лекция
Практикум
Практическая работа № 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
34
Контрольная работа № 3
1
Тестирование
Зачётная практическая работа
АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ОСНОВЫ ОБЪЕКТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ. 20 часов
35
Алгоритм и его формальное исполнение
1
Беседа
36
Свойства алгоритма и его исполнители
1
Лекция
37
Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке
1
Лекция
38
Практическая работа № 4.1: «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»
1
Лекция
Практикум
Практическая работа № 4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
39
Линейный алгоритм
1
Лекция
40
Алгоритмическая структура «ветвление»
1
Лекция
Практикум
Практическая работа № 4.2 Проект «Переменные»
41
Алгоритмическая структура «выбор»
1
Лекция
42
Алгоритмическая структура «цикл»
1
Лекция
Практикум
Практическая работа № 4.3 Проект «Калькулятор»
43
Переменные: тип, имя, значение
1
Лекция
44
Арифметические, строковые и логические выражения
1
Лекция
Практикум
Практическая работа № 4.4 Проект «Строковой калькулятор»
45
Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
1
Лекция
Практикум
Практическая работа № 4.5 Проект «Даты и время»
46
Основы объектно-ориентированного визуального программирования
1
Лекция
Практикум
Практическая работа № 4.6 Проект «Сравнение кодов символов»
47
Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005
1
Лекция
48
Практическая работа № 4.7 Проект «Отметка»
1
Практикум
Практическая работа № 4.7 Проект «Отметка»
49
Практическая работа № 4.8 Проект «Коды символов»
1
Практикум
Практическая работа № 4.8 Проект «Коды символов»
50
Практическая работа № 4.9 Проект «Слово-перевёртыш»
1
Практикум
Практическая работа № 4.9 Проект «Слово-перевёртыш»
51
Практическая работа № 4.10 Проект «Графический редактор»
1
Практикум
Практическая работа № 4.10 Проект «Графический редактор»
52
Практическая работа № 4.11 Проект «Система координат»
1
Практикум
Практическая работа № 4.11 Проект «Система координат»
53
Практическая работа № 4.12 Проект «Анимация»
1
Практикум
Практическая работа № 4.12 Проект «Анимация»
54
Контрольная работа № 4
1
Тестирование
Зачётная практическая работа
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ФОРМАТИЗАЦИЯ. 10 часов
55
Окружающий мир как иерархическая система
1
Беседа
56
Моделирование, форматизация, визуализация. Моделирование как метод познания
1
Лекция
57
Материальные и информационные модели
1
Лекция
58
Форматизация и визуализация моделей
1
Лекция
59
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
1
Лекция
Практикум
Практическая работа № 5.4. Проект «Бросание мячика в площадку»
60
Построение и исследование физических моделей
1
Лекция
61
Приближенное решение уравнений
1
Лекция
Практикум
Практическая работа № 5.4. Проект «Графическое решение уравнения»
62
Экспертные системы распознавания химических веществ
1
Лекция
Практикум
Практическая работа № 5.3. Проект «Распознавание удобрений»
63
Информационные модели управления объектами
1
Лекция
Практикум
Практическая работа № 5.4. Проект «Модели систем управления»
64
Контрольная работа № 5
1
Тестирование
Зачётная практическая работа
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА. 3 часа
65
Информационное общество
1
Лекция
66
Информационная культура
1
Лекция
67
Перспективы развития информационных и компьютерных технологий
1
Лекция
68
Итоговая контрольная работа
1
Итоговый тест
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-
принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-
программный принцип работы компьютера;
-
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
-
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-
создавать информационные объекты, в том числе:
-
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
-
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
-
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
-
создавать записи в базе данных;
-
создавать презентации на основе шаблонов;
-
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
-
использованиt информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Критерии оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерии оценки практической работы (компьютерный практикум)
Отметка «5»: работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий:
-
проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
-
соблюдает правила техники безопасности;
-
в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
-
правильно выполняет анализ ошибок.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 1-2 мелких погрешностей или 2-3 недочетов, исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину, допущены 1-2 погрешности или одна грубая ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) грубые ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
Критерии оценки письменной работы (контрольной работы, проверочной работы)
Отметка «5»: работа выполнена в полном объеме, либо, при наличии 1-2 мелких погрешностей;
Отметка «4»: работа выполнена в полном объеме, но при наличии 1-2 недочётов;
Отметка «3»: работа выполнена более чем наполовину или в работе допущены 1-2 грубые ошибки, много недочётов, мелких погрешностей
Отметка «2»: работа выполнена менее чем наполовину;
Отметка «1»: работа не выполнена.
Грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятие определения;
Погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
Недочёт - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определённые программой обучения;
Мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Критерии оценки творческой работы
При выполнении творческих работ (проектов, разработанных в Visual Basic) оценивается оформление по следующим критериям:
Баллы
Критерии
Параметры критериев
3
Форма проекта
-
Стиль (единый стиль )
-
Фон (спокойный, привлекающий внимание)
-
Использование цвета
5
Представление информации
-
Содержание информации на объектах (короткие слова и предложения)
-
Расположение объектов на форме (объекты на форма систематизированы, их расположения удобно для работы с приложением)
-
Шрифты на объектах (не рекомендуется смешивание шрифтов )
-
Способы выделения информации на объектах (основная информация выделяется жирным шрифтом, курсивом)
-
Объем информации (главная форма содержит основные аспекты приложения, дополнительная информация вынесена в отдельный файл или форму)
5
Функциональность объектов
-
Форма (при наличии нескольких форм в проекте все основные формы должны иметь один размер)
-
Текстовые поля (При запуске приложения поля должны быть очищены от текста)
-
Метки (при запуске приложения метки для вывода информации должны быть очищены от текста)
-
Кнопки (функционируют, присутствие кнопок Сброс, Выход)
-
Радиокнопки, Флажки и т.д. (при запуске приложения радиокнопки, флажки и т.д. не должны быть включены)
2
Назначение проекта
-
Практическая значимость проекта в учебном процессе
-
Всего 15 баллов
-
Отметка «5» - 13 - 15 баллов
-
Отметка «4» - 10 - 12 баллов
-
Отметка «3»- 7 - 9 баллов
-
Отметка»2» - менее 7 баллов
Критерии оценки тестовой работы
Тестовые работы учащиеся выполняют в программе MyTest, которая выставляет отметки по минимальному % баллов:
-
Отметка «5» - 85% и более
-
Отметка «4» - от 70 % до 84 %
-
Отметка «3»- от 50% до 69 %
-
Отметка «2»- менее 50%
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
-
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе
Контрольные
работы
Уроки
Лекции, практические, экскурсии
1
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
15
1 - 14
2, 4, 6, 10, 13
15
2
Кодирование и обработка текстовой информации
9
16- 23
16, 20, 21, 22, 23
24
3
Кодирование и обработка числовой информации
10
25 - 33
26, 29, 30, 31, 33
34
4
Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования
20
35 - 47
38, 40, 42, 44, 45, 46
48 - 53
54
5
Моделирование и формализация
10
55 - 63
59, 61, 62, 63
64
6
Информатизация общества
3
65 - 67
7
Обобщение
1
68
Учебно-методическое обеспечение
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
-
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии» в основной и старшей школе. 8 - 11 классы. Методическое пособие для учителей. - М.: БИНОМ Лабор. знаний, 2008.
-
Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ Лабор. знаний, 2006.
Список информационных ресурсов
Дополнительная литература:
-
Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
-
Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №5 - 2007. - М.: Образование и информатика, 2007.
-
Семакин И.Г. Информационнонные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005.
-
Семакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005.
-
Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 классы - М.: ВАКО, 2005.
-
Паутова А.Г. Visual Basic. Творческое проектирование в школе и дома. В 3 ч. Ч.1. - М.: Классикс Стиль, 2003
-
Паутова А.Г. Visual Basic. Творческое проектирование в школе и дома. В 3 ч. Ч.2. - М.: Классикс Стиль, 2003
-
Паутова А.Г. Visual Basic. Творческое проектирование в школе и дома. В 3 ч. Ч.3. - М.: Классикс Стиль, 2003
Цифровые образовательные ресурсы:
-
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2008.
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
-
Компьютер
-
Проектор
-
Принтер
-
Модем
-
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
-
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; микрофон.
Программные средства
-
Операционная система - Windows XP, Linux.
-
Система объектно-ориентированного программирования
-
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
-
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
-
Звуковой редактор и программы нелинейного монтажа для захвата и редактирования фото и видео.