• Преподавателю
  • Информатика
  • Интегрированный урок физика - информатика «Решение физических задач, содержащих линейные алгоритмы, в программной среде GameLogo»

Интегрированный урок физика - информатика «Решение физических задач, содержащих линейные алгоритмы, в программной среде GameLogo»

Интегрированный урок физика - информатика «Решение физических задач, содержащих линейные алгоритмы, в программной среде GameLogo».Дает возможность развить умения анализировать,  преобразовывать  и использовать знания по написанию программ для решения прикладных задач (физических).Позволяет развить УУД:критическое мышление, устойчивый познавательный интерес к окружающему миру и предмету «Информатика»;осуществление целеполагания, контроля, коррекции, оценки;построение логическое рассуждения, включ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. План-конспект урока «Составление программ в среде GameLogo для решения физических задач, содержащих линейные алгоритмы»

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

7

Уровень

базовый

Тема урока

Составление программ в среде GameLogo для решения физических задач, содержащих линейные алгоритмы

Место урока в программе курса «Информатика и ИКТ»

Урок из темы «Алгоритмы и их исполнители»

Цель урока

Актуализация имеющихся знаний об основах программирования, создание условий для формирования логического мышления путем решения практических проблем (физических задач)

Тип урока

(педагогическая технология)

Урок применения знаний (интегрированное обучение, проблемное обучение, мозговой штурм)

Автор конспекта урока

Алексеева Лариса Борисовна, МОУ «СОШ № 22 с УИОП», г.о. Электросталь, Московская область

Задачи урока

  • закрепить основные идеи, принципы и закономерности написания программ;

  • развить умения анализировать, преобразовывать и использовать знания по написанию программ для решения прикладных задач (физических);

  • продолжить формировать умения учащихся работать в группах - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

Ожидаемые результаты.

Знания, умения, навыки, качества, которые будут:

актуализированы/приобретены /закреплены/в ходе урока

В результате урока учащиеся смогут:

  • уметь объяснять необходимость написания программ для решения физических задач, проблем, ситуаций, явлений;

  • закрепить некоторые физические понятия;

  • закрепить умение работать в группе, осуществлять рефлексию.

УУД

  • Личностные: основы социально-критического мышления, устойчивый познавательный интерес.

  • Регулятивные: целеполагание, контроль, коррекция, оценка.

  • Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно следственных связей, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

  • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, выражение

собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью, достижение договоренностей и согласование общего решения.

Основные понятия

(словарь занятия)

  • Информатика: команды ввода и вывода данных (СПРОСИ, ПИШИ), переменные, комментарии.

  • Физика: масса тела, вес тела, ускорение свободного падения, архимедова сила, плотность вещества, объём вещества, скорость, путь, время.

Ресурсное обеспечение занятия

Проектор, компьютер, ПК учащихся, оценочные листы.







Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат совместной деятельности

1

Органи-заци-

онный

момент

«Всем здравствуйте! Рада встрече.

Хорошего настроения

и успешной деятельности!»

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Готовность учащихся

к дальнейшей совместной деятельности.

2

Актуали-зация, целепола-гание, мотивация


Актуализация знаний, введение в тему урока в форме диалога с учащимися

(фронтальная работа). Вопросы классу:


Осмысление;

воспроизведение ранее полученных знаний,

формулирование цели занятия.

  1. Зачем мы пишем программы?

Вспомните:

  1. определение «программа» - запись алгоритма на языке, понятном компьютеру;

  2. необходимость компьютеризации решения задач широкого класса, имеющих практическое приложение (свойство алгоритма - массовость).

  1. Учащиеся предлагают варианты ответов.

Алгоритмическое мышление является методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет им, приходить к правильным заключениям.

Цель - овладеть этой техникой мышления, научиться мыслить алгоритмически.

Написание программ - делегирование компьютеру рутинной работы по обработке информации при принятии решения.

  1. Какие математические действия понимает исполнитель в среде GameLogo?


  1. Исполнитель понимает следующие математические действия и функции:

+ плюс

- минус

* умножить

/ разделить

  1. Какова цель урока?

  1. Применяя принципы алгоритмического мышления, знания физики и математики, написать программы решения задач.

3

Информа-ционный блок


Учитель предлагает задачу:

«Перевести вес тела, равный 98 Н в массу тела».

Ответ: 10 кг

Программа:

переменная p

переменная m

p=98

m=p/9,8

пиши "вес в Н - "+p+",масса в кг - "+m

Учащиеся работают коллективно (мозговой штурм):



  1. Составляют математическую модель задачи:

«В современной науке вес и масса - разные понятия.

Вес - сила, с которой тело действует на горизонтальную опору или вертикальный подвес.

Масса же не является силовым фактором.

Вес - сила, с которой тело действует на горизонтальную опору.

Вес тела, покоящегося в инерциальной системе отсчёта, - P - совпадает с силой тяжести, действующей на тело, и пропорционален массе m и ускорению свободного падения g в данной точке: P = m * g

Ускорение свободного падения на поверхности Земли g

в приблизительных расчётах принимается равным 9,8 м/с²»

и кратко оформляют ответ в тетрадях.



  1. Проводят обсуждение: в задаче реализуется линейный алгоритм.



  1. Садятся за ПК, составляют программы.


  1. Сравнивают результаты, проводят обсуждение

программ, решают, нужен ли комментарий в программе.

Групповой поиск ответа на поставленный вопрос.


4

Аналити-ческий блок

  1. Учитель предлагает вопрос:

зачем было решать задачу на ПК?

Выслушивает разные версии.


  1. Ответ на проблемный вопрос - зачем решать задачу

на ПК. Учащиеся предлагают варианты ответов: для того, чтобы, меняя исходные данные, получать расчет и ответ от ПК.

Возникает необходимость организации ввода данных

с клавиатуры.

Для этого используют команду СПРОСИ

Можно решать задачи, меняя разные исходные данные

(ученики предлагают переменные, которые могут вводиться с клавиатуры (мозговой штурм)):

спроси p

  1. Групповой

поиск ответа на поставленный проблемный вопрос.


  1. Учитель предлагает скорректировать предыдущую задачу с учетом того, что данные вводятся с клавиатуры.

Выслушивает разные версии.


  1. В результате обсуждения составляют новую задачу:

«Перевести вес тела (р) в массу тела (m)».

Ответ:

зависит от исходных данных, задаваемых командой СПРОСИ.

2. Представление

выработанного решения - составление практически значимой задачи

(с учетом всех возможных меняющихся факторов),

умение объяснять предложенные ситуации на основе знаний физики, математики, экономики.



  1. Учитель предлагает

составить программу к новой - скорректированной - задаче с учетом того, что данные вводятся с клавиатуры.

  1. Садятся за ПК, пишут программу.

Программа:

переменная p

переменная m

спроси p

m=p/9,8

пиши "вес в Н - "+p+",масса в кг - "+m

3.Обсуждают преимущества решения задачи, для которой написана программа и организован ввод данных с клавиатуры.

5

Блок приме-

нения практи-

ческих знаний

  1. Учитель предлагает задачу:

«Пароход плыл по течению реки 2 часа и против течения 3 часа. Каков весь путь парохода, если собственная скорость парохода 60 км/час и скорость течения реки 5 км/час».

Ответ: 295 км

Самостоятельная работа учеников



  1. Решение задачи



  1. Составление математической модели решения задачи.

2*(60+5)+3*(60-5)=2*65+3*55=130+165=295 (км)



  1. Составление программы на ПК

Программа:

переменная а 'путь

переменная б 'время движения по течению

переменная в 'время движения против течения

переменная г 'скорость парохода

переменная д 'скорость течения

б=2

в=3

г=60

д=5

а=б*(г+д)+в*(г-д)

пиши "Ответ: путь="+а+"км."

Закрепляют навыки составления программ, применяя знания из областей физики, математики, вырабатывают алгоритмическое мышление, осознают необходимость компьютеризации решения задач широкого класса, имеющих практическое применение.

  1. Учитель предлагает

скорректировать условия задачи,

учитывая, что значения переменных можно вводить с клавиатуры.


  1. Постановка новой задачи



  1. Формулирование новой задачи с меняющимися исходными данными

(сколько и каких переменных в задаче, значения которых можно вводить с клавиатуры?)

«Пароход плыл какое-то время по течению реки и какое-то время против течения. Каков весь путь парохода, если известны собственная скорость парохода и скорость течения реки».



  1. Составление программы на ПК для скорректированных условий задачи.

Программа:

переменная а 'путь

переменная б 'время движения по течению

переменная в 'время движения против течения

переменная г 'скорость парохода

переменная д 'скорость течения

спроси б

спроси в

спроси г

спроси д

а=б*(г+д)+в*(г-д)

пиши "Ответ: путь="+а+"км."

6

Оценоч-ный

блок

Учитель дает общую оценку (словесную) работы и предлагает провести взаимооценку и самооценку. Каждый поставит себе в тетрадь отметку, оценив свою личную работу на уроке.

Самооценка

(с помощью листа самопроверки, выводится на экран проектора).

Перекрестная проверка программ учащимися с помощью листа взаимооценки.

Выставляют отметки в лист взаимооценки.

Умение осуществлять взаимооценку и самооценку деятельности на уроке.

7

Рефлексия

Организация рефлексии.

Мы еще раз убедились, что алгоритмический подход - это образ мыслей, затрагивающий любые вопросы жизни.

Давайте подведем итог нашей работе.

Диалоговая форма:

  • Какую цель мы поставили в начале урока?

  • Достигли ли мы этой цели?

  • Чему вы учились на уроке?

  • Зачем вам нужны эти знания?

  • Кто сегодня не испытывал никаких затруднений?

  • А кто хоть немного ошибался?

  • А кто совсем ничего не понял?

Учащиеся включаются в диалог с учителем.

Короткие ответы, высказывают свое мнение.

Удовлетворённость совместной деятельностью.

Осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

8

Домашнее задание

По-настоящему усвоив один раз некоторые способы логических и алгоритмических суждений, вы затем повсюду будете находить возможность их использования.











Спасибо за урок.

Записывают домашнее задание.

Составить программу для задачи:

«Рассчитать архимедову силу по формуле F = p*g*V, где g = 9,8»

Домашняя работа учеников



  1. Составление математической модели решения задачи.

Математическая модель задана в условии задачи.

Необходимо решить, какие исходные данные могут меняться,

то есть вводиться с клавиатуры.

g - ускорение свободного падения - величина постоянная,

p - плотность, V - объем могут меняться,

следовательно, их надо вводить с клавиатуры.



  1. Составление программы на ПК

Программа:

переменная F

переменная p

переменная V

спроси p

спроси V

F=p*9.8*V

пиши "Ответ: архимедова сила = " + F + "н."

Планирование домашней деятельности, уточнение условий задачи.

Лист взаимооценки и самооценки (выдается на руки по количеству учащихся)

Фамилия Имя

аттестуемого

члена группы

Оценка, полученная от одноклассников в результате взаимооценки

Самооценка

Итоговая оценка

от эксперта № 1 (фамилия, имя)

от эксперта № 2 (фамилия, имя)

от эксперта № 3

(фамилия, имя)

от эксперта № 4 (фамилия, имя)

от эксперта № 5 (фамилия, имя)


1









2









3









4









5









6











© 2010-2022