Рабочая программа по информатике 7 класс

Раздел Информатика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МКОУ «Новоусманская СОШ №3»

Рабочая программа по информатике 7 класс










Рабочая программа

по информатике и ИКТ



классы: 7 «а», «б», «в»,«г»



Учитель: Лихачёв Дмитрий Викторович





















2014-2015 уч. год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.), Примерной программы основного общего образования (журнал «Народное образование», 2006 г. - №9); Примерной программы под ред. Л.А. Бачуриной. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2012 и с использованием авторской программы курса информатики и информационных технологий для 5-7 классов общеобразовательной средней школы, Л.Л. Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Цели и задачи курса «Информатика и ИКТ»:

  • формирование у учащихся готовности к информацион­но-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникацион­ных технологий в любом предмете для реализации учеб­ных целей и саморазвития;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информа­тики;

  • развитие творческих и познавательных способностей уча­щихся;

  • обеспечить вхождение уча­щихся в информационное общество, научить каждого школьни­ка пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.).

  • формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться са­мостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого.

Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников Л.Л. Босовой: Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса/ Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Формы организации учебной деятельности: компьютерные практикумы, беседы.

Формы контроля: тестирование; выполнение практических работ

Основными формами организации учебных занятий являются:

познавательные уроки; викторины; урок - виртуальная экскурсия; комбинированные уроки

Особенности учебного процесса

УПМК содержат большое количество заданий различного уровня сложности. Это позволяет учителю построить для каж­дого учащегося индивидуальную образовательную траекторию. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Проекты реализуются в фор­ме работ компьютерного практикума, опирающихся на исполь­зование цифровых образовательных ресурсов.

УПМК предусматривают организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

  • урочная форма, в которой учитель объясняет новый мате­риал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;

  • внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение информатики и ИКТ в 7 а,б,в,г классах на этапе основного общего образования (среднего (полного) общего образования) в объеме 35 часов.

Программа рассчитана на 35 часов из расчёта 1 час в неделю. Класс делится на подгруппы.

Контрольных работ: 4

Практических (лабораторных) работ: 12

Проектов, исследований: 1

Итоговый тест: 1

Используемые обозначения: КР - контрольные работы, ПР - практические работы

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки - свойства, действия, поведение, состояния;

  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объек­тов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку - основанию классифика­ции;

  • понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

  • понимать смысл терминов «модель», «моделирова­ние»;

  • иметь представление о назначении и области при­менения моделей;

  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  • приводить примеры образных, знаковых и сме­шанных информационных моделей;

  • уметь «читать» (получать информацию) информа­ционные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;

  • знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • знать правила построения диаграмм и уметь выби­рать тип диаграммы в зависимости от цели ее со­здания;

  • осуществлять выбор того или иного вида информа­ционной модели в зависимости от заданной цели моделирования;

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • давать характеристику формальному исполните­лю, указывая: круг решаемых задач, среду, систе­му команд, систему отказов, режимы работы;

  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

  • выполнять операции с основными объектами опе­рационной системы;

  • выполнять основные операции с объектами файло­вой системы;

  • уметь применять текстовый процессор для созда­ния словесных описаний, списков, табличных мо­делей, схем и графов;

  • уметь применять инструменты простейших графи­ческих редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;

  • выполнять вычисления по стандартным и собст­венным формулам в среде электронных таблиц;

  • создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграм­мы, строить графики функций;

  • для поддержки своих выступлений создавать муль­тимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.


№ п\п

Название темы

Количество часов

1.

Введение в предмет

1

2.

Объекты и их имена

6

3.

Информационное моделирование

20

4.

Алгоритмика

7

5.

Повторение

1


Итого

35

Содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ»



Содержание тем

1. Введение в предмет

Предмет информатики. Содержание базового курса информа­тики и ИКТ. Правила техники безопасности при работе в компью­терном классе.

2. Объекты и их имена

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Система объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Практические работы:

  • Основные объекты операционной системы;

  • Работа с объектами файловой системы;

  • Создание текстовых объектов.



3. Информационное моделирование

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Математические модели. Табличные информационные модели. Простые таблицы. Сложные таблицы. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.

Компьютерный практикум:

  • Создание словесных моделей;

  • Графические модели;

  • Создание табличных моделей;

  • Создание вычислительных таблиц;

  • Знакомство с электронными таблицами;

  • Создание диаграммы и графиков;

  • Схемы, графы и деревья

4. Алгоритмика

Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз». Исполнитель Робот.

Цикл «пока». Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика».

Компьютерный практикум:

Работа в среде «Алгоритмика».


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ п\п

Название темы

Коли-чество

часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне ЗУН

Вид кон-

троля

1.

Введение в предмет

1

Аналитическая деятельность:

понимать, что составляет содержание предмета информатика

Практическая деятельность:

соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ


2.

Объекты и их имена

6

Аналитическая деятельность:

разновидности отношений объектов, как осуществить деление заданного множества объектов на классы по заданному признак;

основные приёмы создания текстовых документов;

название распространенных систем окружающего мира, новые приёмы создания текстовых документов

Практическая деятельность:

формулировать определения понятия объект, указывать их признаки, работать с объектами операционной системы;

классифицировать объекты по заданному признаку;

приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем

ПР

КР

3.

Информационное моделирование

20

Аналитическая деятельность:

смысл терминов «модель», «моделирование»;

различные стили выполнения словесных информационных моделей;

понимать в каких случаях полезны аннотация или конспект;

новые приёмы работы с текстовыми документами (сортировка, колонки, колонтитулы);

знать разные виды списков;

компоненты таблицы, правила оформления таблиц, преимущество табличных моделей над словесными;

определение знаковой информационной модели;

правила оформления простых таблиц;

правила оформления сложных таблиц;

условия взаимно однозначного соответствия, примеры взаимно однозначного соответствия;

назначение электронных таблиц (ЭТ), преимущество ЭТ, области использования, структуру ЭТ;

определения графика, диаграммы, виды диаграмм.

Практическая деятельность:

работать со словесными информационными моделями, различать стили выполнения словесная информационная модель;

создавать аннотацию и конспект известного материала;

систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;

систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;

преобразовывать словесную модель в математическую, составлять математические модели;

применять табличный способ при решении логических задач;

строить блок-схему к любому алгоритму;

строить графы к различным задачам;

создавать графы и деревья в графическом редакторе, правильно использовать при решении логических задач


ПР

КР

4.

Алгоритмика

7

Аналитическая деятельность:

определение исполнитель, примеры исполнителей, виды исполнителей, круг исполняемых задач, среда исполнителя, СКИ, режим работы, управление, алгоритм, программа;

знать определение вспомогательного алгоритма, процедура, СКИ; СКИ Робот, среду действия Робот Практическая деятельность:

определять типы исполнителей, приводить примеры исполнителей, задавать СКИ;

создавать программу для линейного алгоритма;

создавать программу для циклического алгоритма


КР

ПР

5.

Повторение

1

Аналитическая деятельность:

структурировать и обобщать полученные знания;

Практическая деятельность:

уметь защищать выполненный проект

ПР










Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса

Учебный и програм­мно-методический комплекс для учащихся:

  1. Л.Л. Босова «Информатика и ИКТ» 7 кл. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.,

  2. Л.Л. Босова «Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 7 кл. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Учебный и програм­мно-методический комплекс для учителя:

  • Л.Л. Босова «Информатика и ИКТ» 7 кл. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.,

  • Рабочая тетрадь7 кл. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.,

  • Л.Л. Босова «Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  • Заготовки для практикумов.

  • Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)

  • Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

  • ЭОРы: Босова Л.Л. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса. - metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.php

  • Ссылки на материалы Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/) - анимации, интерактивные модели и слайд-шоу

  • Набор цифровых образовательных ресурсов для 7 класса.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

  • Аппаратные средства

  • Персональный компьютер - универсальное устройство обработки информации; ос­новная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся муль­тимедиа-возможности.

  • Интерактивная доска - повышает уровень наглядности в работе учителя и уче­ника; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.

  • Принтер - позволяет фиксировать информацию на бумаге.

  • Сканер - для ввода графической информации.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.

  • Устройства вывода звуковой информации - аудиоколонки и наушники для инди­видуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучи­вания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования эк­ранными объектами - клавиатура и мышь.

  • Видеокамера USB2.0 Logitech Webcam C170 для формирования коммуникационных навыков в режиме on-line.

  • Видеокамера - для визуализации проектной деятельности.

  • Фотоаппарат.

  • Программные средства

  • Операционная система Windows XP

  • Файловый менеджер, браузер.

  • Антивирусная программа, программа разработки презентаций.

  • Программа-архиватор, текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.














КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Поурочное планирование по информатике и ИКТ 7 класс




п/п



Тема урока



Вид

кон-тро-ля

Дата проведения



Д/З

7 А

7 Б

7 В

7 Г

по плану

фактически

по плану

фактически

по плану

фактически

по плану

фактически


I четверть


Техника безопасности и организация ра­бочего места. Объекты и их имена. При­знаки объектов.

Практическая работа № 1. Основные объ­екты операционной системы Windows

ПР

4.09


4.09


3.09


3.09



Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа № 2. Работа с объектами файловой системы

ПР

11.09


11.09


10.09


10.09



Состав объектов.

Практическая работа № 3. Создание текстовых объектов (задания 1-3)

ПР

18.09


18.09


17.09


17.09



Системы объектов.

Практическая работа № 3. Создание текстовых объектов (задания 4-6)

ПР

25.09


25.09


24.09


24.09



Система и окружающая среда. Практическая работа № 3. Создание текстовых объектов (задания 7-9)

ПР

2.10


2.10


1.10


1.10



Персональный компьютер как система. Контрольная работа

КР

9.10


2.10


8.10


8.10



Модели объектов и их назначение.

Практическая работа № 4. Создание словесных моделей (з.1-3)

ПР

16.10


16.10


15.10


15.10



Информационные модели. Практическая работа №11. Графические модели

ПР

23.10


23.10


22.10


22.10



Словесные информационные модели.

Практическая работа № 4. Создание словесных моделей (зад.4-5)

ПР

30.10


3010


29.10


29.10




II четверть


Словесные информационные модели.

Практическая работа № 4. Создание словесных моделей (зад. 6-7)

ПР

13.11


13.11


12.11


12.11



Словесные информационные модели. Практическая работа № 4. Создание словесных моделей (задания 8-9)

ПР

20.11


20.11


19.11


19.11



Многоуровневые списки. Практическая работа № 5. Многоуров­невые списки

ПР

27.11


27.11


26.11


26.11



Математические модели. Контрольная работа

КР

4.12


4.12


3.12


3.12



Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Практическая работа № 6. Создание таб­личных моделей (зад. 1-2)


ПР

11.12


11.12


10.12


10.12



Простые таблицы.

Практическая работа № 6. Создание таб­личных моделей (зад. 3-4)

ПР

18.12


18.12


17.12


17.12



Сложные таблицы.

Практическая работа № 6. Создание таб­личных моделей (зад. 5-6)

ПР

25.12


25.12


24.12


24.12




III четверть


Табличное решение логических задач. Практическая работа № 6. Создание словесных моделей (зад. 7)

ПР

15.01


15.01


14.01


14.01



Вычислительные таблицы. Практическая работа №7. Создание вычислительных таблиц в Word

ПР

22.01


22.01


21.01


21.01



Электронные таблицы. Практическая работа № 8. Знакомство с электронными таблицами Excel (задания 1-3)

ПР

29.01


29.01


28.01


28.01



Электронные таблицы. Практическая работа № 8. Знакомство с электронными таблицами Excel (задания 4-6)

ПР

5.02


5.02


4.02


4.02



Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.

Практическая работа № 9. Создание диа­грамм и графиков (задания 5-7)

ПР

12.02


12.02


11.02


11.02



Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин.

Практическая работа № 9. Со­здание диаграмм и графиков (задания 1-3)

ПР

19.02


19.02


18.02


18.02



Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Практическая работа № 9. Создание диа­грамм и графиков (зад. 4)

ПР

26.02


26.02


25.02


25.02



Многообразие схем. Практическая работа № 10. Схемы, графы и деревья (зад. 1-2)

ПР

5.03


5.03


4.03


4.03


Информационные модели на графах.

Практическая работа № 10. Схемы, графы и деревья (зад. 3-5)

ПР

12.03


12.03


11.03


11.03



Деревья.

Практическая работа № 10. Схемы, графы и деревья (зад. 6-7)

Контрольная работа

КР

ПР

18.03


18.03


18.03


18.03



Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде «Алгоритмика» Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде «Алгоритмика»

ПР

26.03


26.03


25.03


25.03




IV четверть


Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде «Алгоритмика»

ПР

2.04


2.04


1.04


1.04



Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить п раз».


9.04


9.04


8.04


8.04



Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде «Алгоритмика»

ПР

16.04


16.04


15.04


15.04



Исполнитель Робот. Цикл «пока». Работа в среде «Алгоритмика»

ПР

23.04


23.04


22.04


22.04



Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика»

ПР

30.04


30.04


29.04


29.04



Контрольная работа

КР

7.05


7.05


6.05


6.05



Итоговый проект. Практическая работа № 11. «Итоговая работа»

ПР

14.05


14.05


13.05


13.05



Итоговый проект. Практическая работа № 12. «Итоговая работа»

ПР

21.05


21.05


20.05


20.05





© 2010-2022