- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике и ИКТ за 10 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ за 10 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Литовченко С.Н. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Приложение к ООП НОО,
утвержденной приказом от 11.06.2015 №02-05-197
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
-
Предмет
информатика и ИКТ
Уровень
общеобразовательный
Ф.И.О. учителя
Литовченко Сергей Николаевич
Класс
10
2014-2015 учебный год
Количество часов:
всего 35 часов; в неделю 1 час.
Программа разработана на основе: федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего общего образования по авторской программе «Информатика и ИКТ» Л. Босовой, с учетом примерной программы курса информатики и информационных технологий для 10-11х классов средней общеобразовательной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации
Сургут, 2014г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
КУРС ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
10 КЛАСС
Рабочая программа по информатике для обучающихся 10 классов составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по авторской программе «Информатика и ИКТ» Л. Босовой, с учетом примерной программы курса информатики и информационных технологий для 10-х классов средней общеобразовательной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Министерства РФ от 09.03.2004 №1312) для изучения курса информатики в 10 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.
Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50Х50. При выполнении практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Программой также предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 минут), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся.
Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения образовательной программы по информатике и ИКТ, установленной федеральным образовательным стандартом.
Изучение базового курса ориентировано на использование обучающимися учебника «Информатика и ИКТ. Базовый курс. 10 класс», рекомендованного Министерством образования и науки РФ. Учебник построен по двухуровневому принципу: материал, соответствующий обязательному содержанию базового курса, излагается в первой части книги, вторая - содержит дополнительный материал, расширяющий содержание разделов первой части учебника, и может использоваться при изучении курса по углубленному варианту. Учебник обеспечивает выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание обучающихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.
Изучение курса информатики и ИКТ направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основной задачей курса является подготовка обучающихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом Основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики и ИКТ основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационно-коммуникационных технологий, являющееся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Важное место в содержании курса занимает понимание обучающимися особенностей содержания контрольно-измерительных материалов для подготовке к ЕГЭ. Структура и содержание программы максимально учитывает потребности родителей и учащихся: наиболее полно позволяет реализовать решение задач, необходимых как для подготовки сдачи ЕГЭ по информатике и ИКТ, так и для выбора будущей профессиональной направленности.. Материал учитывает интересы и склонности учащихся не только в области информатики и ИКТ, но и в области педагогических измерений, поскольку это способствует пониманию учащимися целей итогового экзамена, профессионального самоопределения, механизма их достижения. В программе 10 класса предполагается выполнение тренировочных заданий для отработки содержания проверяемых элементов тематических блоков: «Информационные ресурсы компьютерных сетей», «Информационное моделирование и системология».
Для реализации данной программы используются педагогические технологии обучения (личностно-ориентированного обучения и уровневой дифференциации с учетом педагогических инноваций на уроках информатики и ИКТ), которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также используются технологии способствующие формированию УУД: развивающего обучения, коммуникативная, проблемно поисковая, деятельностная, самоопределенческая, рефлексивная, метатехнологии, проектной деятельности (позволяет в максимальной мере развить навыки самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности). Следующие методы и формы обучения и контроля, а также общие формы учебной работы обучающихся (см. рис. 1, рис. 2). Одной из основных форм контроля является «традиционное» и интерактивное тестирование, а также метод проектов (обучающиеся готовят мини-проекты к каждому разделу курса). Организации тестирования следует уделить особое внимание, так как именно тестирование лежит в основе сдачи ГИА назначение которой, оценить уровень общеобразовательной подготовки по информатике и ИКТ обучающихся X классов общеобразовательных учреждений.
В результате изучения информатики и ИКТ обучающиеся должны:
знать/понимать:
-
понятия «кодирование» и «декодирование» информации;
-
сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;
-
определение бита с позиции содержательного подхода;
-
определение бита с позиции алфавитного подхода;
-
связь между размером алфавита и информационным весом символа;
-
основные понятия системологии;
-
основные свойства систем: целесообразность, целостность;
-
отличия естественных и искусственных систем;
-
состав и структуру систем управления;
-
основные типы задач обработки информации;
-
понитие алгоритма обработки информации;
-
что такое алгоритмические машины в теории алгоритмов;
-
что такое набор данных, ключ поиска и критерии поиска;
-
алгоритм последовательности поиска;
-
алгоритм поиска половинным делением;
-
что такое блочный поиск;
-
какая информация требует защиты;
-
виды угроз для числовой информации;
-
физические способы защиты информации;
-
что такое криптография;
-
что такое информационная модель;
-
что такое граф, дерево, сеть;
-
что такое многотабличная модель данных;
-
способы описания алгоритмов;
-
что такое трассировка алгоритмов;
-
архитектуру ПК;
-
основные принципы представления данных в памяти компьютера;
-
диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;
-
принципы представления вещественных чисел;
уметь:
-
приводить примеры систем;
-
анализировать состав и структуру систем;
-
сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;
-
рассчитывать объем информации;
-
составлять алгоритмы решения задач;
-
осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях;
-
применять меры защиты личной информации на ПК;
-
ориентироваться в граф-моделях;
-
строить табличные модели по вербальному описанию системы;
-
строить алгоритмы управления учебными исполнителями;
-
осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами;
-
подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;
-
соединять устройства ПК;
-
производить основные настройки БИОС;
-
получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;
-
вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;
УЧЕЬНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№п/п
Название раздела
Количество часов
Теория
Практика
Контрольные работы (тестирование)
Всего
1
Введение. Структура информатики
1
1
2
Информация.
4
1
1
6
3
Информационные процессы в системах
7
3
1
11
4
Информационные модели
3
3
6
5
Компьютер: аппаратное и программное обеспечение
5
4
1
10
Итоговая контрольная работа
1
1
Всего:
20
11
4
35
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность, предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
-
Вводный инструктаж. Введение. Структура информатики (1 час)
-
Информация. (6 часов)
-
Практическая работа №1 по теме: «Измерение информации».
Контрольная работа №1 по теме: «Информация»
-
Информационные процессы в системах (11 часов)
-
Практическая работа №2 по теме: «Обработка информации».
-
Практическая работа №3 по теме: «Поиск данных».
-
Практическая работа №4 по теме: «Защита информации».
Контрольная работа №2 по теме: «Информационные процессы»
-
Информационные модели. (6 часов)
-
Практическая работа №5 по теме: «Табличные модели».
-
Практическая работа №6 по теме: «Построение моделей систем на графах»
-
Практическая работа №7 по теме: «Трассировочные таблицы».
-
Компьютер: аппаратное и программное обеспечение (10 часов).
-
Практическая работа №8 по теме: «Виртуальные компьютерные музеи».
-
Практическая работа №9 по теме: «Сведения об архитектуре компьютера».
-
Практическая работа №10 по теме: «Подключение к Интернету».
-
Практическая работа №11 по теме: «Работа с электронной почтой».
Контрольная работа №3 по теме: «Компьютер: аппаратное и программное обеспечение»
-
Итоговая контрольная работа (1 час)
Учебно-методический комплект. Информатика и ИКТ.
10 класс.
Программа:
И.Г.Семакин.,Е.К. Хеннер. Программа курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) 10-11 классы // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. - 6-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
Учебно-методические пособия для учителя.
Основная литература:
-
И. Семакин,Е.К.Хеннер. Информатика. Методическое пособие 10-11 класс. М.: БИНОМ «Лаборатория знаний», 2010;
-
Л.Залогова, М. Плаксин, С. Русаков, О. Русакова, И. Семакин, Е. Хеннер, А. Шестаков, Л. Шестакова, Т. Шеина, М. Южаков. Задачник-практикум (в 2-х томах). М.: БИНОМ «Лаборатория знаний», 2009;
Дополнительная литература:
-
Агафонова И. Н. Учимся думать. Сборник занимательных задач, тестов и упражнений - СПб. М. : Экспресс, 1996г.
-
Босова Л. Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние и перспективы - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
-
Л.Босава, Н. Угринович. Логика в информатике, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004;
-
Н. Угринович, Л. Босова. Н. Михайлова, Практикум по информационным технологиям (5-11 класс), М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004;
-
Босова Л. Л. Преподавание информатики в 5-7 классах - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
-
Волина В. В. 1000 игр с буквами и словами - М. : АСТ-ПРЕСС, 1996г.
-
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. Книга для учителя - М. : Просвещение, 1991г.
-
Гильбух Ю. З. Как учиться и работать эффективно - Киев, 1993г.
-
Горячев А. В., Волков Т. О., Горина К. И., Лобачева Л.Л., Спиридонова Т.Ю. Информатика в играх и задачах / Под ред. Горячева А.В. - М. : Экспресс, 1996г.
-
Зарецкий Д. В. и др. Энциклопедия профессора Фортрана. Для детей младшего школьного возраста - М. : Просвещение, 1991г.
-
Лихтарников А. М. Занимательные логические задачи (Для учащихся начальной школы) - СПБ. : Лань, МИК, 1996г.
-
Матюгин И. Ю., Аскогенская Т. Ю., Бонк И. А. Как развить внимание и память вашего ребенка (книга для детей и их родителей) - М. : Эйдос, 1995г.
-
Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников - М. : Просвещение, 1990г.
-
Мылова И. Б. Информатика в младших классах. Машина Поста. 1-й год обучения - СПБ. : Эпиграф, 1994г.
-
Первин Ю. А., Дувалов А. А., Зайдельман Я. Н., Гольцман М. А. Роботландия. Книга для школьника - М. : 1991г.
-
Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для детей и педагогов - Ярославль : Академия развития, 1993г.
-
Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль : Академия развития, 1996г.
Учебные пособия для учащихся:
-
И. Семакин,Е.К.Хеннер. Информатика и ИКТ. Учебник для 10-11 класса - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.
Программное обеспечение:
-
Операционная система Windows 7.
-
Пакет офисных приложений MS Office 2010.
-
ESET NOD32 Antivirus TM. Версия 42.76.1 (лицензия до 10.02.2014).
Интернет-ресурсы:
-
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов - URL : (school-collection.edu.ru/).
-
ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» - URL : school-collection.edu.ru/catalog/rubr.
-
Лекторий «ИКТ в начальной школе» - URL : metodist.lbz.ru/iections/8/.
-
Образовательный портал Клякс@. Net. Информатика и ИКТ в школе - URL : klyaksa.net.
-
Образовательный центр Снейл. Дистанционные конкурсы и олимпиады для школьников 1-11 класс - URL : nic-snail.ru.
-
Официальный сайт Селевко Г. К. - URL : selevko.net/1osnov.php
-
Материалы авторской мастерской Босова Л. Л.metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
-
ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (school-collection.edu.ru/catalog/rubr
-
webcont.blg.ru;
-
klyaksa.net;
-
nic-snail.ru;
-
selevko.net/1osnov.php.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС. 35 ЧАСОВ В ГОД (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
№
п/п
Тема раздела. Тема урока
Количество
часов
Дата/
план
Дата/
факт
Планируемые результаты
Формы контроля
Образовательный продукт
Подготовка
к ЕГЭ
Цифровые образовательные ресурсы
10-А
10-А
Освоение предметных знаний (формирование базовых понятий, умений, навыков)
Универсальные учебные действия
I
Вводный инструктаж.
Правила поведения и ТБ в кабинете информатики. Введение.
1
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе
Познавательные: умение формулировать проблему, строить высказывание, смысловое чтение; поиск информации.
Коммуникативные: задавать уточняющие вопросы; умение выражать свои мысли;
Личностные: осмысление; нравственно-эстетическое оценивание.
Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ и ГИА:
дать возможность обучающимся составить представление о структуре будущей экзаменационной работы (в новой форме), числе и форме заданий, а также их уровне сложности; составить представление о требованиях к полноте и правильности развернутого ответа.
school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%CF%F0%E0%E2%E8%EB%E0+%EF%EE%E2%E5%E4%E5%ED%E8%FF+%E8+%D2%C1+%E2+%EA%EE%EC%EF%FC%FE%F2%E5%F0%ED%EE%EC+%EA%EB%E0%F1%F1%E5&tg=&interface=pupil
II
Информация
6
Зачет
Мини проект
2
Первичный инструктаж. Входной контроль.
Понятие информации. /§1/
1
Теоретическая информатика; средства информатизацииинформационные технологии; кодирование и декодирование
3
Представление информации. /§2/
1
4
Измерение информации. Объемный подход/§3/
1
Сущность объемного и алфавитного подхода
Самостоятельная работа в рабочей тетради
5
Измерение информации. Содержательный подход/§4/
1
Сущность содержательного подхода, связь между единицами измерения
Самостоятельная работа в рабочей тетради
6
Практическая работа №1 по теме: «Измерение информации.».
1
Практическая работа
7
Контрольная работа №1 по теме: «Информация»
1
Интерактивный тест
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ и ГИА:
дать возможность обучающимся составить представление о структуре будущей экзаменационной работы (в новой форме), числе и форме заданий, а также их уровне сложности; составить представление о требованиях к полноте и правильности развернутого ответа.
metod-kopilka.ru/">
III
Информационные процессы в системах
11
8
Что такое система. /§5/
1
Система, структура, системный эффект, подсистема
Познавательные: умение формулировать проблему, строить высказывание, смысловое чтение; поиск информации.
Коммуникативные: задавать уточняющие вопросы; умение выражать свои мысли;
Личностные: осмысление; нравственно-эстетическое оценивание.
Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция
Устный опрос
9
Информационные процессы в естественных и искусственных системах. /§6
1
Отличие естественных и искусственных систем, типы связей в системах
10
Хранение информации. /§7/
1
История развития носителей, современные типы носителей.
Тест
11
Передача информации. /§8/
1
Модель К. Шеннона, основные характеристики каналов связи
Самостоятельная работа в рабочей тетради
12
Обработка информации и алгоритмы. /§9/
1
Понятие алгоритма обработки, определение и свойства алгоритмов
13
Автоматическая обработка информации. /§10/
1
Алгоритмические машины в теории алгоритмов
14
Практическая работа №2 по теме: "Обработка информации". /§9, 10/
1
Исполнители обработки информации
Практическая работа
15
Поиск данных. /§11/
Ключ поиска, критерии поиска, поиск в иерархической структуре
16
Практическая работа №3 «Поиск данных»
1
Алгоритм последовательного поиска, половинное деление
Практическая работа
17
Практическая работа №4 «Защита информации». /§12/
1
Виды угроз, способы защиты информации
Практическая работа
18
Контрольная работа №2 по теме: «Информационные процессы»
1
Тест
IV
Информационные модели
6
19
Компьютерное информационное моделирование. /§13/
1
Модель, этапы разработки компьютерной информационной модели; система, структура, свойства систем
Естественные и искусственные системы, системы управления, графы, сети, иерархические структуры, деревья
Познавательные: умение формулировать проблему, строить высказывание, смысловое чтение; поиск информации.
Коммуникативные: задавать уточняющие вопросы; умение выражать свои мысли;
Личностные: осмысление; нравственно-эстетическое оценивание.
Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция
Самостоятельная работа в рабочей тетради
20
Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы. /§14/
1
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ и ГИА:
дать возможность обучающимся составить представление о структуре будущей экзаменационной работы (в новой форме), числе и форме заданий, а также их уровне сложности; составить представление о требованиях к полноте и правильности развернутого ответа.
21
Повторный инструктаж
Практическая работа №5 по теме: «Табличные модели».
1
Практическая работа
22
Практическая работа №6 по теме: «Построение моделей систем на графах».
1
Практическая работа
23
Алгоритм - модель деятельности. /§15, 16/
1
24
Практическая работа №7 по теме: «Трассировочные таблицы»
1
Практическая работа
V
Компьютер: аппаратное и программное обеспечение
10
25
Компьютер - универсальная техническая система обработки информации. /§17/
1
Архитектура персонального компьютера, контроллеры, назначение шины, принцип открытой архитектуры, виды памяти.
26
Практическая работа №8 по теме: «Виртуальные компьютерные музеи».
1
Практическая работа
27
Практическая работа №9 по теме: «Сведения об архитектуре компьютера»
Практическая работа
28
Программное обеспечение компьютер. /§18/
1
Структура программного обеспечения
Познавательные: умение формулировать проблему, строить высказывание, смысловое чтение; поиск информации.
Коммуникативные: задавать уточняющие вопросы; умение выражать свои мысли;
Личностные: осмысление; нравственно-эстетическое оценивание.
Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция
Тест
29
Дискретные модели данных в компьютере. /§19, 20/
1
Данные в памяти компьютера, представление целых и вещественных чисел
Самостоятельная работа в рабочей тетради
30
Развитие архитектуры вычислительных систем. /§21/
1
Многопроцессорные вычислительные комплексы
Практическая работа
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ и ГИА:
дать возможность обучающимся составить представление о структуре будущей экзаменационной работы (в новой форме), числе и форме заданий, а также их уровне сложности; составить представление о требованиях к полноте и правильности развернутого ответа.
metod-kopilka.ru/">
metod-kopilka.ru/">
31
Организация локальных и глобальных сетей.
1
Назначение и топология локальных сетей, Интернет, IP- адрес, доменная система име.
Практическая работа
metod-kopilka.ru/">
metod-kopilka.ru/">
32
Практическая работа №10 по теме: «Подключение к Интернету»
1
33
Практическая работа №11 по теме: «Работа с электронной почтой»
1
34
Контрольная работа №3 по теме: «Компьютер: аппаратное и программное обеспечение»
1
Тест
35
Итоговая контрольная работа
1
Тест
18