Рабочая программа по информатике и ИКТ за 10 класс

Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение к ООП НОО,

утвержденной приказом от 11.06.2015 №02-05-197

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Предмет

информатика и ИКТ

Уровень

общеобразовательный

Ф.И.О. учителя

Литовченко Сергей Николаевич

Класс

10


2014-2015 учебный год

Количество часов:

всего 35 часов; в неделю 1 час.

Программа разработана на основе: федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего общего образования по авторской программе «Информатика и ИКТ» Л. Босовой, с учетом примерной программы курса информатики и информационных технологий для 10-11х классов средней общеобразовательной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации



Сургут, 2014г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

КУРС ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

10 КЛАСС

Рабочая программа по информатике для обучающихся 10 классов составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по авторской программе «Информатика и ИКТ» Л. Босовой, с учетом примерной программы курса информатики и информационных технологий для 10-х классов средней общеобразовательной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Министерства РФ от 09.03.2004 №1312) для изучения курса информатики в 10 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.

Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50Х50. При выполнении практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Программой также предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 минут), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся.

Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения образовательной программы по информатике и ИКТ, установленной федеральным образовательным стандартом.

Изучение базового курса ориентировано на использование обучающимися учебника «Информатика и ИКТ. Базовый курс. 10 класс», рекомендованного Министерством образования и науки РФ. Учебник построен по двухуровневому принципу: материал, соответствующий обязательному содержанию базового курса, излагается в первой части книги, вторая - содержит дополнительный материал, расширяющий содержание разделов первой части учебника, и может использоваться при изучении курса по углубленному варианту. Учебник обеспечивает выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание обучающихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.

Изучение курса информатики и ИКТ направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основной задачей курса является подготовка обучающихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом Основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики и ИКТ основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационно-коммуникационных технологий, являющееся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Важное место в содержании курса занимает понимание обучающимися особенностей содержания контрольно-измерительных материалов для подготовке к ЕГЭ. Структура и содержание программы максимально учитывает потребности родителей и учащихся: наиболее полно позволяет реализовать решение задач, необходимых как для подготовки сдачи ЕГЭ по информатике и ИКТ, так и для выбора будущей профессиональной направленности.. Материал учитывает интересы и склонности учащихся не только в области информатики и ИКТ, но и в области педагогических измерений, поскольку это способствует пониманию учащимися целей итогового экзамена, профессионального самоопределения, механизма их достижения. В программе 10 класса предполагается выполнение тренировочных заданий для отработки содержания проверяемых элементов тематических блоков: «Информационные ресурсы компьютерных сетей», «Информационное моделирование и системология».

ДРабочая программа по информатике и ИКТ за 10 класс.ля реализации данной программы используются педагогические технологии обучения (личностно-ориентированного обучения и уровневой дифференциации с учетом педагогических инноваций на уроках информатики и ИКТ), которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также используются технологии способствующие формированию УУД: развивающего обучения, коммуникативная, проблемно поисковая, деятельностная, самоопределенческая, рефлексивная, метатехнологии, проектной деятельности (позволяет в максимальной мере развить навыки самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности). Следующие методы и формы обучения и контроля, а также общие формы учебной работы обучающихся (см. рис. 1, рис. 2). Одной из основных форм контроля является «традиционное» и интерактивное тестирование, а также метод проектов (обучающиеся готовят мини-проекты к каждому разделу курса). Организации тестирования следует уделить особое внимание, так как именно тестирование лежит в основе сдачи ГИА назначение которой, оценить уровень общеобразовательной подготовки по информатике и ИКТ обучающихся X классов общеобразовательных учреждений.





В результате изучения информатики и ИКТ обучающиеся должны:

знать/понимать:

  • понятия «кодирование» и «декодирование» информации;

  • сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;

  • определение бита с позиции содержательного подхода;

  • определение бита с позиции алфавитного подхода;

  • связь между размером алфавита и информационным весом символа;

  • основные понятия системологии;

  • основные свойства систем: целесообразность, целостность;

  • отличия естественных и искусственных систем;

  • состав и структуру систем управления;

  • основные типы задач обработки информации;

  • понитие алгоритма обработки информации;

  • что такое алгоритмические машины в теории алгоритмов;

  • что такое набор данных, ключ поиска и критерии поиска;

  • алгоритм последовательности поиска;

  • алгоритм поиска половинным делением;

  • что такое блочный поиск;

  • какая информация требует защиты;

  • виды угроз для числовой информации;

  • физические способы защиты информации;

  • что такое криптография;

  • что такое информационная модель;

  • что такое граф, дерево, сеть;

  • что такое многотабличная модель данных;

  • способы описания алгоритмов;

  • что такое трассировка алгоритмов;

  • архитектуру ПК;

  • основные принципы представления данных в памяти компьютера;

  • диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;

  • принципы представления вещественных чисел;

уметь:

  • приводить примеры систем;

  • анализировать состав и структуру систем;

  • сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;

  • рассчитывать объем информации;

  • составлять алгоритмы решения задач;

  • осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях;

  • применять меры защиты личной информации на ПК;

  • ориентироваться в граф-моделях;

  • строить табличные модели по вербальному описанию системы;

  • строить алгоритмы управления учебными исполнителями;

  • осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами;

  • подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;

  • соединять устройства ПК;

  • производить основные настройки БИОС;

  • получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;

  • вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;



УЧЕЬНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС


№п/п

Название раздела

Количество часов

Теория

Практика

Контрольные работы (тестирование)

Всего

1

Введение. Структура информатики

1



1

2

Информация.

4

1

1

6

3

Информационные процессы в системах

7

3

1

11

4

Информационные модели

3

3


6

5

Компьютер: аппаратное и программное обеспечение

5

4

1

10

Итоговая контрольная работа

1

1

Всего:

20

11

4

35












СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность, предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.


  1. Вводный инструктаж. Введение. Структура информатики (1 час)

  2. Информация. (6 часов)

  • Практическая работа №1 по теме: «Измерение информации».

Контрольная работа №1 по теме: «Информация»

  1. Информационные процессы в системах (11 часов)

  • Практическая работа №2 по теме: «Обработка информации».

  • Практическая работа №3 по теме: «Поиск данных».

  • Практическая работа №4 по теме: «Защита информации».

Контрольная работа №2 по теме: «Информационные процессы»

  1. Информационные модели. (6 часов)

  • Практическая работа №5 по теме: «Табличные модели».

  • Практическая работа №6 по теме: «Построение моделей систем на графах»

  • Практическая работа №7 по теме: «Трассировочные таблицы».

  1. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение (10 часов).

  • Практическая работа №8 по теме: «Виртуальные компьютерные музеи».

  • Практическая работа №9 по теме: «Сведения об архитектуре компьютера».

  • Практическая работа №10 по теме: «Подключение к Интернету».

  • Практическая работа №11 по теме: «Работа с электронной почтой».

Контрольная работа №3 по теме: «Компьютер: аппаратное и программное обеспечение»


  1. Итоговая контрольная работа (1 час)


Учебно-методический комплект. Информатика и ИКТ.

10 класс.

Программа:

И.Г.Семакин.,Е.К. Хеннер. Программа курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) 10-11 классы // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. - 6-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.

Учебно-методические пособия для учителя.

Основная литература:

  1. И. Семакин,Е.К.Хеннер. Информатика. Методическое пособие 10-11 класс. М.: БИНОМ «Лаборатория знаний», 2010;

  2. Л.Залогова, М. Плаксин, С. Русаков, О. Русакова, И. Семакин, Е. Хеннер, А. Шестаков, Л. Шестакова, Т. Шеина, М. Южаков. Задачник-практикум (в 2-х томах). М.: БИНОМ «Лаборатория знаний», 2009;

Дополнительная литература:

  1. Агафонова И. Н. Учимся думать. Сборник занимательных задач, тестов и упражнений - СПб. М. : Экспресс, 1996г.

  2. Босова Л. Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние и перспективы - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  3. Л.Босава, Н. Угринович. Логика в информатике, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004;

  4. Н. Угринович, Л. Босова. Н. Михайлова, Практикум по информационным технологиям (5-11 класс), М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004;

  5. Босова Л. Л. Преподавание информатики в 5-7 классах - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  6. Волина В. В. 1000 игр с буквами и словами - М. : АСТ-ПРЕСС, 1996г.

  7. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. Книга для учителя - М. : Просвещение, 1991г.

  8. Гильбух Ю. З. Как учиться и работать эффективно - Киев, 1993г.

  9. Горячев А. В., Волков Т. О., Горина К. И., Лобачева Л.Л., Спиридонова Т.Ю. Информатика в играх и задачах / Под ред. Горячева А.В. - М. : Экспресс, 1996г.

  10. Зарецкий Д. В. и др. Энциклопедия профессора Фортрана. Для детей младшего школьного возраста - М. : Просвещение, 1991г.

  11. Лихтарников А. М. Занимательные логические задачи (Для учащихся начальной школы) - СПБ. : Лань, МИК, 1996г.

  12. Матюгин И. Ю., Аскогенская Т. Ю., Бонк И. А. Как развить внимание и память вашего ребенка (книга для детей и их родителей) - М. : Эйдос, 1995г.

  13. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников - М. : Просвещение, 1990г.

  14. Мылова И. Б. Информатика в младших классах. Машина Поста. 1-й год обучения - СПБ. : Эпиграф, 1994г.

  15. Первин Ю. А., Дувалов А. А., Зайдельман Я. Н., Гольцман М. А. Роботландия. Книга для школьника - М. : 1991г.

  16. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для детей и педагогов - Ярославль : Академия развития, 1993г.

  17. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль : Академия развития, 1996г.

Учебные пособия для учащихся:

  1. И. Семакин,Е.К.Хеннер. Информатика и ИКТ. Учебник для 10-11 класса - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.

Программное обеспечение:

  1. Операционная система Windows 7.

  2. Пакет офисных приложений MS Office 2010.

  3. ESET NOD32 Antivirus TM. Версия 42.76.1 (лицензия до 10.02.2014).

Интернет-ресурсы:

  1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов - URL : (school-collection.edu.ru/).

  2. ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» - URL : school-collection.edu.ru/catalog/rubr.

  3. Лекторий «ИКТ в начальной школе» - URL : metodist.lbz.ru/iections/8/.

  4. Образовательный портал Клякс@. Net. Информатика и ИКТ в школе - URL : klyaksa.net.

  5. Образовательный центр Снейл. Дистанционные конкурсы и олимпиады для школьников 1-11 класс - URL : nic-snail.ru.

  6. Официальный сайт Селевко Г. К. - URL : selevko.net/1osnov.php

  7. Материалы авторской мастерской Босова Л. Л.metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

  8. ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (school-collection.edu.ru/catalog/rubr

  9. webcont.blg.ru;

  10. klyaksa.net;

  11. nic-snail.ru;

  12. selevko.net/1osnov.php.




















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС. 35 ЧАСОВ В ГОД (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)


п/п


Тема раздела. Тема урока

Количество

часов

Дата/

план

Дата/

факт

Планируемые результаты

Формы контроля

Образовательный продукт

Подготовка

к ЕГЭ

Цифровые образовательные ресурсы

10-А


10-А


Освоение предметных знаний (формирование базовых понятий, умений, навыков)

Универсальные учебные действия

I

Вводный инструктаж.

Правила поведения и ТБ в кабинете информатики. Введение.

1





Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе

Познавательные: умение формулировать проблему, строить высказывание, смысловое чтение; поиск информации.

Коммуникативные: задавать уточняющие вопросы; умение выражать свои мысли;

Личностные: осмысление; нравственно-эстетическое оценивание.

Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция



Рекомендации по подготовке к ЕГЭ и ГИА:

дать возможность обучающимся составить представление о структуре будущей экзаменационной работы (в новой форме), числе и форме заданий, а также их уровне сложности; составить представление о требованиях к полноте и правильности развернутого ответа.

school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%CF%F0%E0%E2%E8%EB%E0+%EF%EE%E2%E5%E4%E5%ED%E8%FF+%E8+%D2%C1+%E2+%EA%EE%EC%EF%FC%FE%F2%E5%F0%ED%EE%EC+%EA%EB%E0%F1%F1%E5&tg=&interface=pupil

II

Информация

6






Зачет

Мини проект


2

Первичный инструктаж. Входной контроль.

Понятие информации. /§1/

1





Теоретическая информатика; средства информатизацииинформационные технологии; кодирование и декодирование



3

Представление информации. /§2/

1







4

Измерение информации. Объемный подход/§3/

1





Сущность объемного и алфавитного подхода

Самостоятельная работа в рабочей тетради



5

Измерение информации. Содержательный подход/§4/

1





Сущность содержательного подхода, связь между единицами измерения

Самостоятельная работа в рабочей тетради


6

Практическая работа №1 по теме: «Измерение информации.».

1





Практическая работа


7

Контрольная работа №1 по теме: «Информация»

1





Интерактивный тест


Рекомендации по подготовке к ЕГЭ и ГИА:

дать возможность обучающимся составить представление о структуре будущей экзаменационной работы (в новой форме), числе и форме заданий, а также их уровне сложности; составить представление о требованиях к полноте и правильности развернутого ответа.

metod-kopilka.ru/">

III

Информационные процессы в системах

11






8

Что такое система. /§5/

1





Система, структура, системный эффект, подсистема



Познавательные: умение формулировать проблему, строить высказывание, смысловое чтение; поиск информации.

Коммуникативные: задавать уточняющие вопросы; умение выражать свои мысли;

Личностные: осмысление; нравственно-эстетическое оценивание.

Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция

Устный опрос


9

Информационные процессы в естественных и искусственных системах. /§6

1





Отличие естественных и искусственных систем, типы связей в системах



10

Хранение информации. /§7/

1





История развития носителей, современные типы носителей.

Тест

11

Передача информации. /§8/

1





Модель К. Шеннона, основные характеристики каналов связи

Самостоятельная работа в рабочей тетради


12

Обработка информации и алгоритмы. /§9/

1





Понятие алгоритма обработки, определение и свойства алгоритмов


13

Автоматическая обработка информации. /§10/

1





Алгоритмические машины в теории алгоритмов


14

Практическая работа №2 по теме: "Обработка информации". /§9, 10/

1





Исполнители обработки информации

Практическая работа


15

Поиск данных. /§11/






Ключ поиска, критерии поиска, поиск в иерархической структуре



16

Практическая работа №3 «Поиск данных»

1





Алгоритм последовательного поиска, половинное деление

Практическая работа


17

Практическая работа №4 «Защита информации». /§12/

1





Виды угроз, способы защиты информации

Практическая работа


18

Контрольная работа №2 по теме: «Информационные процессы»

1





Тест


IV

Информационные модели

6







19

Компьютерное информационное моделирование. /§13/

1





Модель, этапы разработки компьютерной информационной модели; система, структура, свойства систем

Естественные и искусственные системы, системы управления, графы, сети, иерархические структуры, деревья

Познавательные: умение формулировать проблему, строить высказывание, смысловое чтение; поиск информации.

Коммуникативные: задавать уточняющие вопросы; умение выражать свои мысли;

Личностные: осмысление; нравственно-эстетическое оценивание.

Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция

Самостоятельная работа в рабочей тетради


20

Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы. /§14/

1






Рекомендации по подготовке к ЕГЭ и ГИА:

дать возможность обучающимся составить представление о структуре будущей экзаменационной работы (в новой форме), числе и форме заданий, а также их уровне сложности; составить представление о требованиях к полноте и правильности развернутого ответа.

21

Повторный инструктаж

Практическая работа №5 по теме: «Табличные модели».

1





Практическая работа


22

Практическая работа №6 по теме: «Построение моделей систем на графах».

1





Практическая работа


23

Алгоритм - модель деятельности. /§15, 16/

1





24

Практическая работа №7 по теме: «Трассировочные таблицы»

1





Практическая работа


V

Компьютер: аппаратное и программное обеспечение

10









25

Компьютер - универсальная техническая система обработки информации. /§17/

1





Архитектура персонального компьютера, контроллеры, назначение шины, принцип открытой архитектуры, виды памяти.




26

Практическая работа №8 по теме: «Виртуальные компьютерные музеи».

1





Практическая работа



27

Практическая работа №9 по теме: «Сведения об архитектуре компьютера»






Практическая работа



28

Программное обеспечение компьютер. /§18/

1





Структура программного обеспечения

Познавательные: умение формулировать проблему, строить высказывание, смысловое чтение; поиск информации.

Коммуникативные: задавать уточняющие вопросы; умение выражать свои мысли;

Личностные: осмысление; нравственно-эстетическое оценивание.

Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция

Тест


29

Дискретные модели данных в компьютере. /§19, 20/

1





Данные в памяти компьютера, представление целых и вещественных чисел

Самостоятельная работа в рабочей тетради



30

Развитие архитектуры вычислительных систем. /§21/

1





Многопроцессорные вычислительные комплексы

Практическая работа


Рекомендации по подготовке к ЕГЭ и ГИА:

дать возможность обучающимся составить представление о структуре будущей экзаменационной работы (в новой форме), числе и форме заданий, а также их уровне сложности; составить представление о требованиях к полноте и правильности развернутого ответа.

metod-kopilka.ru/">

metod-kopilka.ru/">

31

Организация локальных и глобальных сетей.

1





Назначение и топология локальных сетей, Интернет, IP- адрес, доменная система име.

Практическая работа


metod-kopilka.ru/">

metod-kopilka.ru/">

32

Практическая работа №10 по теме: «Подключение к Интернету»

1







33

Практическая работа №11 по теме: «Работа с электронной почтой»

1






34

Контрольная работа №3 по теме: «Компьютер: аппаратное и программное обеспечение»

1





Тест



35

Итоговая контрольная работа

1





Тест








18

© 2010-2022