• Преподавателю
  • Информатика
  • Педагогический опыт работы по проблеме «Использование электронных образовательных ресурсов на занятиях по информатике и ИКТ для формирования информационной компетентности обучающихся»

Педагогический опыт работы по проблеме «Использование электронных образовательных ресурсов на занятиях по информатике и ИКТ для формирования информационной компетентности обучающихся»

Актуальность опыта заключается в том, что главная задача современной системы образования – создание условий для обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени. Новизна данного опыта заключается в создании системы применения электр...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНАСТРАЦИИ КРАСНЕНСКОГО РАЙОНА














Использование ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАТИКЕ и икт

для формирования Информационной

КОМПЕТЕНТНОСТи ОБУЧАЮЩИХСЯ






Головина Татьяна Вячеславовна, учитель информатики и ИКТ,

МОУ «Красненская средняя общеобразовательная школа имени М.И. Светличной»













Красное

2013

Содержание:

Информация об опыте…………………………………………………………….3

Технология опыта…………………………………………………………………5

Результативность опыта…………………………………………………………11

Библиографический список…………………………………………………......13

Приложение к опыту…………………………………………………………….14

Информация об опыте

Условия становления и возникновения опыта.

Педагогический опыт «Использование электронных образовательных ресурсов на занятиях по информатике и ИКТ для формирования информационной компетентности обучающихся» реализуется в МОУ «Красненская средняя общеобразовательная школа имени М.И. Светличной» с. Красное с 2007г.

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным: социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) так как выпускники должны быть готовы к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Что и является условием возникновения опыта.

Началом работы над проблемой формирования информационной компетентности обучающихся стало проведение диагностики по Фишману И.С..[10] (Приложение 1). Исследование показало, что 21% учащихся справился с заданиями третьего уровня; задания второго уровня выполнили 33%; 46% обучающихся остановились только на первом уровне. Полученные данные диагностики позволили сделать вывод, что обучающиеся плохо работают с источниками информации, не выявляют всю имеющуюся информацию по теме, плохо её ранжируют и объясняют, переписывают тексты или вообще в своём сочинении не используют источники. А для этого надо формировать навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Актуальность опыта.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

Ключевые компетентности конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Перечень ключевых компетентностей определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе. [2]

В бурно развивающемся информационном обществе информационная компетентность, несомненно, одна из наиболее востребованных и необходимых компетентностей. Большое значение здесь приобретает личность, так как профессиональные требования всегда рассматриваются через призму индивидуальности, его опыта и особенностей мотивации для повышения своей информационной компетентности.

Таким образом, обнаруживается противоречие между потребностями общества и традиционной методикой преподавания определяющейся набором знаний, умений и навыков.

Исходя из реалий современного информационного общества, очевидно, что для достижения определенного уровня информационной компетентности обучающихся необходимо:

  • постоянно приобретать новые знания и умения в сфере информационно-коммуникационных технологий;

  • развивать свои коммуникативные и интеллектуальные способности;

  • осуществлять интерактивный диалог в едином информационном пространстве.

Для повышения уровня своей информационной компетентности обучающийся должен прежде всего уметь систематизировать полученную информацию и знания, выделять действительно важное для себя. Ему необходимо ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную.

Следовательно, для того, чтобы стать информационно компетентным, обучающийся должен являться активным субъектом коммуникационных процессов. Конечной целью овладения информационной компетентностью является формирование активной самостоятельной, творческой личности, способной к самореализации и самоактуализации. [9]

Ведущая педагогическая идея опыта - создание необходимых условий для формирования информационной компетентности обучающихся на основе электронных образовательных ресурсов. [8]

Длительность работы над опытом.

  • 2007-2008 уч.г. - Изучение педагогической и психологической литературы по теме опыта. Разработка содержания, диагностических материалов, определение комплекса педагогических условий построения учебного процесса по формированию информационной компетентности учащихся.

  • 2008-2010 гг. - Становление, анализ форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по заявленной теме.

  • 2010-2011 уч.г. - Систематизация и обобщение полученных результатов, оформление опыта работы.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой работы учителя по формированию информационной компетентности обучающихся на основе электронных образовательных ресурсов на уроках. [8]

Теоретическая база опыта

  • В основу разработки проблемы формирования информационной компетентности автором положена теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной.

  • Реализация идей проблемного обучения М. И. Махмутова позволяет автору излагать материал по информатике, включая в него систему информационных и проблемных вопросов. [3]

  • В своем опыте автор реализует принципы компетентностного подхода Хуторского А.В., Бондаревской Е.А., предполагающие формирование не только системы знаний, умений и навыков, но и готовность личности использовать их в личном опыте. [11]

  • При проектировании учебных занятий автор использует также идеи А. Шацкого, по мнению которого учебно-исследовательская деятельность учащихся должна быть связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы. [5]

Новизна опыта заключается в создании системы применения электронных образовательных ресурсов с целью формирования информационной компетентности обучающихся на уроках информатики и ИКТ.

Технология описания опыта

Постановка целей и задачи педагогической деятельности

Целью моего опыта является создание условий для формирования информационной компетентности учащихся средствами электронных образовательных ресурсов.

Для достижения поставленной цели автор опыта поставил перед собой следующие педагогические задачи:

  • организовать учебно-воспитательный процесс на основе технологий личностно ориентированного обучения, наиболее активно взаимодействующих с информационными;

  • использовать групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса с целью формирования коммуникативной культуры и опыта организации информационного взаимодействия, совместной рефлексии и саморефлексии обучающихся;

  • разработать систему использования интерактивных методов, средств и приемов информационно-коммуникационных технологий, которая позволит развить способности учащихся к моделированию и конструированию собственной инфосреды;

  • создать условия для развития операционного мышления, формирования и развития личных творческих качеств учащихся, как важного аспекта дальнейшего профессионального самоопределения обучающихся.

В своей работе автор опирается на понятие компетентности, предложенное Моревой Н.А., которая трактует компетентность (от латинского competo - добиваюсь, соответствую, подхожу) как знания и опыт в той или иной области, как личные возможности, квалификацию (знания и опыт), позволяющие человеку принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому. И понятие информационной компетентности, под которой понимается качество личности, представляющее собой сово­купность знаний, умений и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных видов информационной деятельности и использованию новых информацион­ных технологий (НИТ) для решения социально-значимых задач, возникающих в реальных ситуациях повседневной жизни человека в обществе (сюда относятся общеобразовательные знания, умения и мотивация осуществления информационной деятельности, необходимые для любого человека, независимо от профессии). [7]

Занятия информатики призваны влиять на развитие информационной компетентности. Здесь можно выделить следующие виды деятельности:

  • получение технических навыков по работе с ПК и различными периферийными устройствами;

  • владение способами работы с информацией: поиск, систематизация, анализ и отбор информации;

  • умение применять информационные и телекоммуникационные технологии.

Опираясь на эти трактовки, автор определил информационную компетентность как способность ученика решать учебные, бытовые задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Основываясь на классификации уровней усвоения, предложенной Б.Блумом и В.П. Беспалько автор выделил три уровня сформированности информационной компетентности:

  • понимание (учащийся владеет основными понятиями, может устанавливать причинно-следственные связи, перечисляет последовательность выполнения операций);

  • применение по образцу (учащийся выполняет задания, аналогичные тем, которые были объяснены на уроках);

  • творческое применение (учащийся может выполнять задания, в которых надо продемонстрировать нестандартные приёмы работы с программами, объясняет причины ошибок в выполнении заданий). [11]

На основании представленных научных идей автор определил комплекс педагогических условий построения учебного процесса, где ученики выступают не в роли объектов воздействия со стороны учителя, а как полноценные субъекты коммуникационного взаимодействия, позволяющих успешно формировать информационную компетентность:

  1. Организация учебно-воспитательного процесса должна способствовать формированию самостоятельного креативного стиля мышления.

  2. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся организуется с учетом личностных особенностей каждого ученика на основе индивидуальных заданий, причем при отборе заданий основное внимание уделяется их проблемному, творческому и интегрированному характеру.

  3. Процесс освоения информационных технологий базируется на принципах комплексности, системности, преемственности и связан с рассмотрением информационных технологий в качестве предмета изучения. [4]

Организация учебно-воспитательного процесса

Для организации учебно-воспитательного процесса использовались новые электронные образовательные ресурсы как основу формирования информационной компетентности обучающихся.

Характерные черты урока с применением электронных образовательных ресурсов:

  • образно-символическая форма подачи учебного материала (современные технические устройства обладают практически неограниченными возможностями построения любого визуального ряда);

  • процессуально-деятельностная форма подачи и усвоения знаний (использование компьютерных средств позволяет имитировать любой естественный процесс и ситуацию, где ученик может самостоятельно действовать, пробуя альтернативные способы действия);

  • опора на субъектный опыт ребенка и предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий, решении задач, стимулирование к самостоятельному выбору и использование наиболее значимых для него способов обработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;

  • контакт учителя и учеников на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения. [1]

При такой организации образовательного процесса учащиеся:

  • самостоятельно выбирают образовательную траекторию - последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний и способов действий;

  • развивают специфические умения и навыки поиска нужной информации, вычленения и усвоения необходимого знания из информационного поля;

  • накапливая знания, умения и навыки творчески самореализуются;

  • проводят исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализацию и обобщение);

  • осуществляют целеполагание и планирование деятельности, прогнозирование;

  • переходят от исследовательской позиции к проектированию новых реальностей и изучению свойств виртуального пространства.

Наиболее активно взаимодействующей с информационно-коммуникационными технологиями по мнению автора является личностно ориентированное обучение, представленное в опыте технологиями: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, проблемное обучение.

Указанные технологии органично взаимосвязаны и интегрированы между собой. Они легко вписываются в учебный процесс, традиционно организованный в виде классно-урочной системы, и способствуют успешному усвоению учебного материала, интеллектуальному и нравственному развитию детей, обеспечивают их самостоятельную активную познавательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей и возможностей, формируют коммуникативные качества, создают атмосферу заботы, сотрудничества и сотворчества. [12]

Описание содержания обучения

При использовании ИКТ в организации учебно-воспитательного процесса происходит индивидуализация образовательного процесса на более высоком уровне. В соответствии с поставленными целями и задачами автор определил преобладающие формы организации учебного пространства - парное взаимодействие, микрогрупповое взаимодействие, межгрупповое взаимодействие. Общение учащихся в малых группах носит характер учебной взаимопомощи, учащиеся получают реальные возможности развития своих творческих способностей, природного потенциала. Групповую форму работы использую при изучении, закреплении, повторении и систематизации учебного материала. В зависимости от поставленных целей группы формируются либо по уровню обученности, или по интересам учащихся. Задание дается либо одно на всю группу, либо индивидуально каждому ученику. В группах создается творческая обстановка, тесное общение и сотрудничество, правильность выполнения того или иного задания отдельным членом группы отслеживается внутри группы, оценка каждого ученика вносит вклад в оценку работы всей группы в целом, поэтому каждый член группы заинтересован в том, чтобы его одноклассник как можно лучше справился с собственным заданием. (Приложение №2)

Формы уроков, применяемые при накоплении данного опыта, были весьма разнообразны. Практика показала, что наиболее удачными типами уроков по формированию информационно компетентности являются:

  • Урок изучения нового материала с демонстрацией материала в виде плакатов, презентаций, мультимедийных материалов из коллекции электронных образовательных ресурсов. (Приложение №4)

  • Урок - лабораторная работа включает в себя следующие этапы:

  • методические указания по выполнению работы,

  • краткую теорию по изучаемому явлению,

  • тестовый контроль для допуска к работе,

  • выполнение лабораторной работы. (Приложение №5)

  • Урок-исследование предполагает работу с виртуальными компьютерными моделями:

    • исследовательская работа - экскурс по устройству модели и ее функциональным возможностям;

    • выполнение компьютерных экспериментов;

    • решение экспериментальных задач;

    • творческие задания. (Приложение №3)

  • Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой.

Использование средств информационных технологий позволило мне расширить стандартные методы обучения. (Приложение №6)

  1. Объяснительно-иллюстративный метод.

В учебном процессе автор применяет средства электронных образовательных ресурсов: видеофрагменты, компьютерные приложения, готовые схемы, иллюстрирование алгоритма работы с офисными приложениями и т.п. Которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков, при первом знакомстве с предметом, для анонсирования новой темы или для обобщения знаний по пройденному материалу. Применение электронных материалов, учебников на уроке позволяет достигать более глубокого запоминания учебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, способствует прочному усвоению и систематизации знаний по предмету, формированию ключевых компетентностей учащихся за счёт наглядности и мультимедийных эффектов.

  1. Исследовательско-поисковый метод.

Этот метод ориентирован на активное применение средств ИКТ и Интернет-ресурсов. Особенностью этого метода является его интеграционный характер. При проведении исследовательских работ на уроках информатики ученик выступает в роли исследователя, анализирует результаты своего эксперимента и делает выводы. Интернет-ресурсы позволяют учащимся не только осуществлять поиск информации, но и взглянуть на нее с позиции другой науки, другого периода времени. Таким образом, применение исследовательско-поискового метода позволяет повышать уровень самостоятельности учащихся в добывании знаний и самооценки, и усилить практическую направленность обучения.

  1. Методы контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

В системе контроля применяю задания на проверку понимания, умения применять знания по образцу и задания, требующие от обучающихся самостоятельной творческой деятельности. Перед началом изучения определенной темы обучающимся сообщается содержание изучаемого материала и планируемый уровень знаний и умений. Для проверки усвоения теоретического учебного материала автор использует различные типы заданий. Так, например, в электронной версии тесты могут представлять собой варианты от карточек с вопросами и вариантами ответов, до сложных многоуровневых структур, где ученику предлагаются небольшие подсказки. Тесты для проверки уровня овладения теоретическим материалом систематизированы по темам, разработаны критерии оценивания.

При проведении контроля автор использует задания, которые носят индивидуальный, разноуровневый характер, даются для выполнения на уроке и во внеурочное время, дома. Для подготовки к ЕГЭ по информатике применяю электронные версии вариантов заданий, интерактивные тренажеры, набор тематических и итоговых тестов. Такая система контроля позволяет организовать образовательный мониторинг, выявить пробелы в знаниях у учащихся, скорректировать работу по их ликвидации, а обучающимся осуществлять самоконтроль, самопознание, рефлексию своей деятельности.


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Результативность опыта по формированию информационной компетентности учащихся оценивалась с помощью проведенной диагностики Фишмана И.С.. (Приложение 1)

Результаты представлены в виде диаграммы:

Педагогический опыт работы по проблеме «Использование электронных образовательных ресурсов на занятиях по информатике и ИКТ для формирования информационной компетентности обучающихся»

Наблюдается заметное повышение мотивированности обучения и как следствие качества знаний:

Педагогический опыт работы по проблеме «Использование электронных образовательных ресурсов на занятиях по информатике и ИКТ для формирования информационной компетентности обучающихся»


Ежегодно в качестве экзамена по выбору выпускники основной и полной школы выбирают экзамен по информатике. В 2009-2010 уч. году выпускники сдавали экзамен по информатике, показав хорошие и отличные результаты.

Происходит изменение индивидуальных стратегий учебной деятельности и переход от заучивания формулировок к поиску проверяемых фактов через постановку вопросов, выдвижению предположений, их подтверждение или опровержение. Вырабатываются коммуникативные качества, презентативные умения и навыки.

Раскрывается творческий потенциал учащихся, о чём свидетельствуют достижения учащихся в районных и муниципальных конкурсах:

Сроки


Ф. И. учащегося

Класс

Уровень

Место

2007-2008
уч. год

Конкурс социальных видеореклам, web-сайтов «Ты нужен России здоровым», web-сайтов «Быть здоровым - это здорово!»

Харланов Николай, Перепелкина Маргарита

9

районный

III

2008-2009
уч. год

Конкурс web-сайтов «Что я знаю о пенсионном законодательстве»

Ушакова Оксана

10

районный

III

2009-2010
уч. год

Конкурс детских медиапроектов «Наши дела-родному Белогорья»

Команда

10

районный

I

2009-2010
уч. год

Конкурс детских медиапроектов «Наши дела-родному Белогорья»

Команда

10

областной

II

2009-2010
уч. год

Конкурс социальных реклам «Новое пространство России»

Потапов Максим

11

областной

II

2009-2010
уч. год

Межрегиональный историко-патриотический конкурс «Морской венок славы: вклад моряков и судостроителей в победу над фашизмом в годы ВОВ»

Головин Сергей

11

Сертификат

2009-2010
уч. год

Олимпиада по информатике

Перепелкина Маргарита

11

районный

I

Библиографический список

    1. Беспалько В.П. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. - М.: Просвещение, 2002. - 124 с.

    2. Лебедева М.Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать / М.Б. Лебедева, О.Н. Шилова // Информатика и образование.- 2004 г. - № 3 - с.21-26.

    3. Махмутов М.И. Проблемное обучение / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1995. - 175 с.

    4. Педагогика среднего профессионального образования: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / Н.А. Морева [и др.] / - М.: Академия, 2002. - 66 c.

    5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М.: Академия, 2001. - 77 с.

    6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП/Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий.- 2005. - 288с.

    7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий - 2006. - 816 с.

    8. Структура целостного описания актуального педагогического опыта. В помощь педагогам и руководителям образовательных учреждений. - Белгород: Из-во БелРИПКППС, 2008. - 83 с.

    9. Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике / И.Н. Фалина // Информатика.- 2006 г. - № 7. - 32 с.

    10. Фишман И.С. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений. - Самара: Изд-во ЦПО, 2005.

    11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - с. 58-64.

    12. Якиманская И. С. Личностно ориентированный урок / И.С. Якиманская // Директор школы - 1998. - № 2. - с.12.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1 - Модельные задания для проверки уровня сформированности компетентностей учащихся

Приложение №2 - Интерактивные плакаты, разработанные учащимися в программе презентаций

Приложение №3 - Творческие работы учащихся

Приложение №4 - Открытый урок в 7б классе на тему «Информационные модели на графах»

Приложение №5 - Открытый урок в 6б классе на тему «Прогулка по городу Алгоритм»

Приложение №6 - Компьютерное обеспечение необходимое для занятий


© 2010-2022