Статья Развитие познавательной деятельности на уроке информатики

Мотивом для изучения предмета информатики выступает интерес к компьютеру.  С каждым днём компьютер для большинства детей становится обычным прибором, и с этим теряется мотивация изучения предмета. Именно поэтому учитель должен направить все усилия на развитие познавательного интереса изучения учащимися теоретической и практической информатики. В обучении информатике на уроках необходимо создавать атмосферу, помогающую обучающемуся как можно более раскрыть свои способности. Сочетание нескольких т...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие познавательной деятельности на уроке информатики.

Познавательная деятельность обучающихся на уроке информатики, применяя различные методы изучения нового материала, проверочных работ, закрепления изученного, а также виды внеклассной работы.

Мотивом для изучения предмета информатики выступает интерес к компьютеру. С каждым днём компьютер для большинства детей становится обычным прибором, и с этим теряется мотивация изучения предмета. Именно поэтому учитель должен направить все усилия на развитие познавательного интереса изучения учащимися теоретической и практической информатики. В обучении информатике на уроках необходимо создавать атмосферу, помогающую обучающемуся как можно более раскрыть свои способности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок привлекательным и неповторимым. В статье 47 (п.3) Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что учитель имеет «право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса…» Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к педагогу. Чтобы им соответствовать, педагогу необходимо ежедневно работать над собой, над совершенствованием методов, форм, приемов работы, осваивать новые педагогические технологии.

Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении.

Использование элементов развивающего обучения существенно повышает уровень знаний по информатике, познавательную активность обучающихся. Для активации познавательной деятельности на занятии я стараюсь использовать компьютер для изучения программного материала, а не как средство развлечения, осуществляя межпредметные связи.

Я для побуждения мотивации познавательного интереса создаю проблемную ситуацию с обязательным позитивным финалом,

("Ты можешь!", "Ты справишься!», "Я верю в твои силы" и т.д.), использую поощрение, одобрение, доброжелательность в своём поведении.

При изучении графического редактора «Сorel Draw», стараюсь больше использовать творческие задания, например, из фрагментов создать картинку; создать рисунок путём копирования элементов; используя «метод координат». Творческие задания эффективно применять и при изучении программы Microsoft Word, например, составить эссе с помощью объекта «символ» на тему «Современная наука информатика»; по данной алгоритмической конструкции придумать небольшой текст; по образцу нарисовать картинку, используя объект «фигуры» и раскрасить; создать красивый титульный лист для реферата; создать газетную страницу с рисунком. При изучении темы «Информационная модель объекта» даю задание: нарисовать компьютер будущего.

Часто использую «работу парами», что вызывает познавательный интерес изучения темы. Например, при изучении темы «отношения объектов» каждая пара должна продемонстрировать (любым способом) одно из отношений. Этот же метод хорошо использовать при изучении темы «свойства алгоритмов», где придумывают алгоритм по заданному свойству.

Игры развивающего характера способствуют развитию памяти, логического мышления, так в игре «лото» учащиеся должны на лист с вопросами в виде таблицы положить соответствующую картинку, например, «устройства ввода - сканер», «устройства вывода - принтер» и т.д. При изучении темы «Файлы и папки» использую игру «найди записку»: каждый ученик создаёт свой документ и прячет его в какой-то папке, а в записке пишет путь поиска. Учащиеся меняются записками и ищут файл по указанному пути.

Урок-экскурсия является значимым для детей, т.к. носит поисковый характер и работу группами. Такой урок удобно проводить по теме «История развития компьютерной техники»: заранее класс разбивается на группы, каждой группе даётся одно поколение ЭВМ, затем на уроке каждая группа «защищает» своё поколение.

Урок-семинар «Почему так называют?» (про антивирусные программы) посвящён названию антивирусных программ и их работой, этот урок способствует углублению знаний, где в заключении учащиеся должны написать небольшой рассказ об антивирусах на домашних компьютерах.

Огромное удовольствие вызывает работа исследовательского характера «Генеалогическое дерево моей семьи», которая заключается не только в том, чтобы собрать и систематизировать материал об истории своей семьи, но и представить его в удобном для восприятия виде.

Проверочные работы провожу и в форме тестов, и кроссвордом, и ребусом. А составление кроссворда по новому материалу вызывает внимательность на уроке, умение слушать.

Занимательностью и наглядностью обладает урок- соревнование по созданию презентаций, например, по теме «инновационные технологии будущего», «моя будущая профессия» и подобные.

Внеклассная работа заставляет учащихся самореализоваться, проявить активность, показать свои знания. Мои обучающие постоянно участвуют в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, как местного, регионального очного и заочного уровня, так и международного дистанционного.

Таким образом, разнообразие, творческий характер, перспективность деятельности расширяют и углубляют познавательные интересы обучающихся. Использование различных способов на уроке целесообразно, так как формируя познавательный интерес, они активизируют мышление и самостоятельную творческую деятельность обучаемых.


© 2010-2022