- Преподавателю
- Информатика
- Конспект урока по информатике Как образуются понятия
Конспект урока по информатике Как образуются понятия
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ильиных О.А. |
Дата | 20.06.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок 15.
Как образуются понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 1-2).
Цели:
Образовательная: формировать у учащихся знания о том, как образуются понятия. Закрепить на практике образование понятий.
Развивающая: развитие логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять, группировать, абстрагировать. Развитие информационной культуры.
Воспитательная: Воспитание самостоятельности. Воспитание уважения к себе и окружающим.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация и проверка усвоения изученного материала.
-
Объяснение нового материала.
-
Домашнее задание.
-
Практическая работа.
-
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация и проверка усвоения изученного материала.
Ученики отвечают на вопросы:
С помощью чего можно описать любой объект реальной действительности? (С помощью признаков);
Какие признаки объекта считаются существенными? Приведите пример.
Что такое понятие?
Приведите 2-3 примера слов-синонимов, выражающих одно понятие.
-
Объяснение нового материала.
Как образуются понятия. § 2.3 (стр.38 - 42).
(Сопровождается показом презентации «Как образуются понятия»)
В соответствии с целью урока учащимся дается только общее представление о приемах формирования понятий, поэтому теоретический материал, излагаемый на этом уроке минимизирован, и как можно шире закрепляется всевозможными примерами.
Чтобы ответить на вопросы: "Что это такое? Кто это такой?", нужно: сообщить о предмете или о существе все самое важное. Прежде всего - нужно рассказать, из чего предмет состоит и что с ним можно делать (что есть у существа и что оно может делать).
Например (учитель называет объект, а дети перечисляют его составные части и действия): карандаш (состоит из: оболочки, грифеля, возможно, ластика; можно: рисовать, точить, держать в руке, вертеть,...); велосипед (состоит из: колес, руля, педалей, седла; можно: ездить, рулить, ремонтировать).
Почти все окружающие нас объекты состоят из отдельных частей.
Для выделения отдельных признаков требуется расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, то есть произвести анализ.
А теперь попробуйте, наоборот, «узнать» предмет по такому описанию учитель называет составные части и действия предмета, а дети называют предмет):
состоит из: корпуса, трубки и диска; можно: снимать трубку, набирать номер (телефон);
есть: лепестки, стебель, корень, листья; можно: сажать, поливать, нюхать, срезать (цветок).
Мысленное объединение частей предмета, отдельных его признаков в единое целое называют синтезом.
«Все познается в сравнении», - гласит народная мудрость.
Сравнение - мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. Чаще всего мы выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных.
Обобщение - мысленное объединение однородных объектов по какому либо признаку в класс. (класс носителей информации, класс устройств вывода информации, класс животных…).
Как же формируются понятия? Сделаем вывод: для выделения отдельных признаков требуется провести анализ, то есть мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию - синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных его признаков в единое целое. Для выделения существенных признаков требуется отвлечься (абстрагироваться) от несущественных признаков, которых в предмете очень много. Этому способствует сравнение или сопоставление предметов.
И наконец, понятие формируется на основе обобщения существенных признаков, присущих классу однородных объектов.
Демонстрируются слайды 9 - 10, на которых наглядно показано как формируются понятия: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение и обобщение.
-
Домашнее задание.
Выучить записи в тетради.
-
Практическая работа.
Выполнение практической работы № 8 «Строим диаграммы» (задание 1, 2) закрепляет навыки представления информации в табличной форме и умение строить диаграммы.
-
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.
Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.
Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.