Конспект урока по информатике Как образуются понятия

Конспект урока на тему :""Как образуются понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 1-2). Вначале урока учитель задает вопросы по изученному материалу, тем самым проходит актуализация знаний. Затем переходим к изучению нового материала, который ведется по параграфу из учебника и сопровождается презентацией. В ходе объяснения материала, учитель диктует под запись новые понятия. Домашним заданием и будет учить новый материал по записям из тетради. После того как все записали домаш...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 15.

Как образуются понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 1-2).

Цели:

Образовательная: формировать у учащихся знания о том, как образуются понятия. Закрепить на практике образование понятий.

Развивающая: развитие логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять, группировать, абстрагировать. Развитие информационной культуры.

Воспитательная: Воспитание самостоятельности. Воспитание уважения к себе и окружающим.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Домашнее задание.

  5. Практическая работа.

  6. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала.

Ученики отвечают на вопросы:

С помощью чего можно описать любой объект реальной действительности? (С помощью признаков);

Какие признаки объекта считаются существенными? Приведите пример.

Что такое понятие?

Приведите 2-3 примера слов-синонимов, выражающих одно понятие.

  1. Объяснение нового материала.

Как образуются понятия. § 2.3 (стр.38 - 42).

(Сопровождается показом презентации «Как образуются понятия»)

В соответствии с целью урока учащимся дается только общее представление о приемах формирования понятий, поэтому теоретический материал, излагаемый на этом уроке минимизирован, и как можно шире закрепляется всевозможными примерами.

Чтобы ответить на вопросы: "Что это такое? Кто это такой?", нужно: сообщить о предмете или о существе все самое важное. Прежде всего - нужно рассказать, из чего предмет состоит и что с ним можно делать (что есть у существа и что оно может делать).

Например (учитель называет объект, а дети перечисляют его составные части и действия): карандаш (состоит из: оболочки, грифеля, возможно, ластика; можно: рисовать, точить, держать в руке, вертеть,...); велосипед (состоит из: колес, руля, педалей, седла; можно: ездить, рулить, ремонтировать).

Почти все окружающие нас объекты состоят из отдельных частей.

Для выделения отдельных признаков требуется расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, то есть произвести анализ.

А теперь попробуйте, наоборот, «узнать» предмет по такому описанию учитель называет составные части и действия предмета, а дети называют предмет):

состоит из: корпуса, трубки и диска; можно: снимать трубку, набирать номер (телефон);

есть: лепестки, стебель, корень, листья; можно: сажать, поливать, нюхать, срезать (цветок).

Мысленное объединение частей предмета, отдельных его признаков в единое целое называют синтезом.

«Все познается в сравнении», - гласит народная мудрость.

Сравнение - мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.

Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. Чаще всего мы выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных.

Обобщение - мысленное объединение однородных объектов по какому либо признаку в класс. (класс носителей информации, класс устройств вывода информации, класс животных…).

Как же формируются понятия? Сделаем вывод: для выделения отдельных признаков требуется провести анализ, то есть мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию - синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных его признаков в единое целое. Для выделения существенных признаков требуется отвлечься (абстрагироваться) от несущественных признаков, которых в предмете очень много. Этому способствует сравнение или сопоставление предметов.

И наконец, понятие формируется на основе обобщения существенных признаков, присущих классу однородных объектов.

Демонстрируются слайды 9 - 10, на которых наглядно показано как формируются понятия: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение и обобщение.



  1. Домашнее задание.

Выучить записи в тетради.



  1. Практическая работа.

Выполнение практической работы № 8 «Строим диаграммы» (задание 1, 2) закрепляет навыки представления информации в табличной форме и умение строить диаграммы.



  1. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Конспект урока по информатике Как образуются понятияЯ удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.

Конспект урока по информатике Как образуются понятияУрок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.

Конспект урока по информатике Как образуются понятияПользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.

© 2010-2022