Программа и КТП 3 класс (Бененсон)

Программу обеспечивают: Бененсон Е.П., Паутова А.Г.  Информатика. 3 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2010. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 3 класс:. Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2009. Паутова А.Г. Информатика. 3 класс: Комплект компьютерных про­грамм. Методическое пособие + СD. — М.: Академкнига/Учебник, 2010. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи курса Целью изучения информатики в начальной школе является фор­мирование первоначальных представлений об ...
Раздел Информатика
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программу обеспечивают:

Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 3 класс: Учебник. В 2 ч. - М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 3 класс:. Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.

Паутова А.Г. Информатика. 3 класс: Комплект компьютерных про­грамм. Методическое пособие + СD. - М.: Академкнига/Учебник, 2010.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи курса

Целью изучения информатики в начальной школе является фор­мирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также навыков работы с информацией как с примене­нием компьютеров, так и без них. Обучение информатике направле­но на решение следующих задач:

  • учить школьника искать, отбирать, организовывать и использо­вать информацию для решения стоящих перед ним задач;

  • формировать первоначальные навыки планирования целена­правленной деятельности человека, в том числе учебной дея­тельности;

  • дать первоначальные представления о компьютере и современ­ных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;

  • дать представление об этических нормах работы с информаци­ей, об информационной безопасности личности и государства.

Весь материал курса сгруппирован в пять разделов:

  1. Информационная картина мира.

  2. Компьютер - универсальная машина по обработке инфор­мации.

  3. Алгоритмы и исполнители.

  4. Объекты и их свойства.

  5. Этические нормы при работе с информацией и информацион­ная безопасность.

Понятие информации и работа с информацией

В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые зна­ния. Отсюда вытекает первая задача курса информатики: учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ним целей. Эта за­дача решается на протяжении всего периода обучения информати­ке в начальной школе в рамках всех пяти разделов курса.

В 3-м классе информация рассматривается в контексте понятия объект. Совокупность свойств объекта понимается как статическая информационная модель объекта, а алгоритмы изменения значения свойств - как динамическая информационная модель процесса.

В 3-м и 4-м классах рассматриваются различные способы орга­низации информации:

  • список, таблица, гипертекст (3-й класс);

Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата учащиеся выполняют практические задания, связанные:

  • со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собран­ной информации и организацией ее различными способами;

  • поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочни­ках и отбором информации, необходимой для решения постав­ленной задачи;

  • обработкой информации по формальным правилам и эвристи­чески.

Практические задания выполняются как с использованием компью­тера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различны­ми предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.

В 3-м и 4-м классах большое внимание уделяется заданиям по сбору информации путем непосредственного наблюдения за природ­ными объектами или явлениями и в процессе общения с окружаю­щими людьми (опросы, интервью, беседы). Первостепенное значе­ние уделяется сбору информации в семье, в классе, на пришкольном участке. Собранная информация фиксируется письменно и органи­зуется в виде списков, таблиц, деревьев.

Обработка информации по формальным правилам рассматрива­ется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Выполняя алгоритмы, созданные для формальных исполнителей, учащиеся приобретают умение использовать информацию, содержа­щуюся в плане, предложенном другими людьми. Составляя такие алгоритмы, школьники учатся четко формулировать цели и самосто­ятельно составлять план достижения цели на основе информации о начальном и конечном состоянии исполнителя.

Первичное знакомство с приемами планирования целена­правленной деятельности человека

Успех профессиональной деятельности современного человека в значительной степени базируется на умении ставить цели, находить альтернативные пути достижения целей и выбирать среди них опти­мальный. В этой связи ставится вторая задача курса информатики в начальной школе - формировать первоначальные навыки пла­нирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности.

Знакомство с приемами планирования деятельности осуществля­ется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Со­ставление и выполнение алгоритмов идет в двух направлениях:

  • планирование деятельности человека;

• управление формальными исполнителями.

При составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется планированию и организации учебной деятель­ности школьника, что оказывает положительное влияние на форми­рование полезных общеучебных навыков.

Изучение различных формальных исполнителей решает двоякую задачу. Во-первых, исполнение алгоритмов, созданных для формаль­ных исполнителей, способствует развитию психической функции принятия внешнего плана. Это имеет первостепенное значение для практического овладения компьютером, так как использование ком­пьютерных информационных технологий связано с формальным ис­полнением сложных последовательностей технологических действий (при сохранении и открытии электронных документов, при запуске программ и т. д.). Поэтому важно, чтобы на первом этапе овладения компьютерными информационными технологиями школьник умел формально выполнять алгоритмы, предложенные учителем. Во-вто­рых, самостоятельное составление таких алгоритмов стимулирует ак­тивное развитии алгоритмического мышления, что является основой изучения практически всех дисциплин школьного курса.

При наличии необходимого оборудования можно использовать компьютерные программы, которые позволяют, используя систему команд исполнителя, управлять исполнителем в интерактивном режиме. В этом случае параллельно с навыком составления алго­ритмов формируются практические навыки работы с клавиатурой и мышью.

На основе опыта составления алгоритмов, накопленного учени­ком, обсуждается влияние на результат выполнения алгоритмов как набора инструкций, так и порядка их следования в алгоритме.

В 3-м классе рассматривается более сложная алгоритмическая конструкция - ветвление. Это позволяет усложнить составляемые алгоритмы деятельности человека. На данном этапе учащиеся со­ставляют алгоритмы решения учебных задач из других предметов школьного курса, что дает возможность использовать другие учеб­ники как источники информации, необходимой для составления алго­ритмов. Процесс поиска и отбора нужной информации интегрируется с процессом постановки целей и составлением алгоритмов достиже­ния этих целей.

В 3-м классе в рамках раздела «Объекты и их свойства» учащие­ся знакомятся с понятиями объект, свойства объекта, класс объек­тов. Освоение объектного подхода позволяет подойти в 4-м классе к составлению алгоритмов функционирования систем, состоящих из нескольких однотипных исполнителей. Учащиеся составляют алго­ритмы, изменяющие свойства объектов. В этом контексте объектный подход рассматривается как средство планирования деятельности систем, состоящих из многих исполнителей.

На этом же этапе рассматривается еще один способ планирова­ния сложных действий - выделение основных и вспомогательных ал­горитмов. При решении задачи выделения основного и вспомога­тельных алгоритмов используется метод последовательной детали­зации, с которым учащиеся познакомились в 3-м классе.

Первоначальные представления о компьютере. Практичес­кие навыки работы на компьютере

Повсеместное использование компьютерных технологий в трудо­вой деятельности ставит перед школой задачу формирования прак­тических навыков использования различных компьютерных техноло­гий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача дать первоначальные представления о компью­тере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер - универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраз­дела:

  • фундаментальные знания о компьютере,

  • практическая работа на компьютере.

Материал, вошедший в подраздел «Фундаментальные знания о компьютере», изучается как при наличии компьютера, так и при его отсутствии. Материал подраздела «Практическая работа на компью­тере» изучается только при наличии необходимого компьютерного оборудования.

К фундаментальным знаниям о компьютере относится следующее:

  • представление о компьютере как универсальной машине для об­работки информации;

  • название и назначение основных устройств компьютера;

  • представление о двоичном кодировании информации;

  • представление о программном управлении компьютером;

  • представление о профессиях компьютера.

Формирование представления о программном управлении ком­пьютером постепенно формируется во 2-м и 3-м классах.

Кроме того, в данный подраздел в программах 2-го, 3-го и 4-го классов включены гигиенические нормы работы на компьютере (с учетом важности изучения этого вопроса учениками, многие из ко­торых могут иметь дело с компьютером вне школы).

Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности

Создание и широкое использование локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей остро поставило проблему этичес­ких норм поведения в сети. Однако обсуждение этих проблем доступ­но учащимся начальной школы, только если у них есть практический опыт работы в сети.

В рамках этого раздела обсуждаются те аспекты проблемы, кото­рые базируются на личном опыте учащихся:

  • правила поведения в компьютерном классе (2-4-й классы);

Хотя изложению этого материала в программе курса в сумме отводится всего несколько часов, к нему следует постоянно возвра­щаться и добиваться не только знания этих правил, но и их сознатель­ного выполнения. Важно с первого урока информатики формировать бережное отношение к оборудованию компьютерного класса, осо­знание ценности как информации коллективного пользования, так и личной информации ученика. Учащиеся должны принять сознатель­ные самоограничения при удалении и изменении файлов.

3-й класс (34 часа)


Списки и таблицы (16 ч)

Способы организации информации

Информация (что мы о ней знаем).

Компьютер (что мы о нём знаем).

Объекты и их свойства. Список.

Объекты и их свойства. Список.

Порядок элементов в списке.

Упорядоченные списки.

Многоуровневые списки.

Простые и многоуровневые списки.

Простые и многоуровневые списки.

Твои успехи. Контрольная работа № 1: «Списки»

Классы объектов. Таблицы.

Таблицы.

Порядок записей в таблице.

Поиск информации в таблице.

Компьютер как исполнитель алгоритмов.

Объект и его свойства.

Имя и значение свойства (например, имя свойства - цвет, значение свойства - красный).

Поиск объекта, за­данного его свойствами.

Конструирование объекта по его свойствам.

Описание объекта с помощью его свойств как информационная ста­тическая модель объекта. Сравнение объектов.

Понятие класса объектов

Понятие класса объектов. Примеры классов объектов. Разбиение набора объектов на два и более классов.

Гигиенические нормы работы за компьютером.

Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования)

Использование метода Drag-and-Drop. Поиск нужной информации в гипертекстовом документе. Набор текста с помощью клавиатуры (в том числе заглавных букв, знаков препинания, цифр).

Практическая работа на компьютере осуществляется при изучении всех разделов курса. Время на нее учтено во всех разделах курса

Алгоритмы и исполнители (16ч)

Алгоритмы с переменными

Имя и значение переменной. Присваивание значения переменной в процессе выполнения алгоритмов.

Команды с параметрами.

Краткая запись команд формального Исполнителя.

Алгоритмы с ветвлениями

Выбор действия в алгоритме с ветвлениями в зависимости от вы­полнения условия. Использование простых и сложных высказыва­ний в качестве условий. Запись условного алгоритма с помощью блок-схем.

Создание и исполнение алгоритмов с ветвлениями для формаль­ных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов с ветвлениями.

Создание алгоритмов методом последовательной детали­зации

Создание укрупненных алгоритмов для формальных исполните­лей и для планирования деятельности человека. Детализация шагов укрупненного алгоритма.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (2ч.)

Повторение материала алгоритмы и исполнители, способы организации информации

Итоговая контрольная работа №4

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Ин­форматика» к концу второго года обучения (конец 3-го класса)

Учащиеся должны знать/понимать:

  • структуру списков и таблиц (строки, столбцы, ячейки);

  • что такое переменная, ее имя и значение;

  • что такое ветвление в алгоритме;

  • что такое объект;

  • что такое свойство объекта;

  • что такое класс объектов.

Уметь:

  • фиксировать собранную информацию в виде списка;

  • упорядочивать короткие списки по алфавиту;

  • фиксировать собранную информацию в виде таблицы, струк­тура которой предложена учителем;

  • находить нужную информацию в таблице;

  • находить нужную информацию в источниках, предложенных учителем;

  • находить нужную информацию в коротких гипертекстовых до­кументах (при наличии оборудования);

  • находить в готовых алгоритмах ветвления и линейные участки;

  • исполнять алгоритмы с ветвлением для знакомых формальных исполнителей;

  • приводить примеры объектов и их свойств;

  • находить среди данных объект с заданными свойствами;

  • выделять свойства, общие для различных объектов;

  • объединять объекты в классы, основываясь на общности их свойств;

  • определять истинность сложных высказываний;

  • на клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;

  • на клетчатом поле определять адрес указанной клетки.

Использовать приобретенные знания и умения в практичес­кой деятельности и повседневной жизни для:

  • работы со списками и таблицами;

  • безопасной работы за компьютером;

  • работы с электронными справочниками, основанными на ги­пертекстах.


Календарно - тематическое планирование


Дата

№ урока п/п

Тема урока


СПИСКИ И ТАБЛИЦЫ. (16ч.)

Информация (что мы о ней знаем).


    Компьютер (что мы о нём знаем).


      Объекты и их свойства. Список.


        Объекты и их свойства. Список.


          Порядок элементов в списке.


            Упорядоченные списки.


              Многоуровневые списки.


                Простые и многоуровневые списки.


                  Простые и многоуровневые списки.


                    Твои успехи. Контрольная работа № 1: «Списки»



                      Классы объектов. Таблицы.


                        Таблицы.


                          Порядок записей в таблице.


                            Поиск информации в таблице.


                              Твои успехи. Контрольная работа № 2: «Таблицы»


                                Итоговое обобщение по теме «Списки и таблицы».

                                АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ (16ч.)


                                  Алгоритмы. Что ты о них знаешь? Переливайка.


                                    Исполнитель алгоритмов Считайка. Переменная.

                                    Имя и значение переменной.


                                      Имя и значение переменной.


                                        Блок - схема алгоритма. Ветвление.


                                          Выполнение и составление алгоритмов, содержащих ветвление.


                                            Простые и сложные высказывания.


                                              Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением.


                                                Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением.


                                                  Исполнитель алгоритмов Чертёжник. Команды с параметрами.


                                                    Составление и выполнение алгоритмов Чертёжника.

                                                    Контрольная работа № 3: «Алгоритмы»


                                                      Повторение материала III четверти.


                                                        Исполнитель алгоритмов Пожарный.


                                                          Свойства объектов «Пожарный» и «Пожар».


                                                            Алгоритм с ветвлением для исполнителя Пожарный.


                                                              Метод последовательной детализации.


                                                                Простые и сложные условия в алгоритмах.

                                                                ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (2ч.)


                                                                  Итоговое повторение и обобщение.


                                                                    Твои успехи.

                                                                    Итоговая контрольная работа № 4.


                                                                    © 2010-2022