• Преподавателю
  • Информатика
  • Доклад «Дистанционное обучение в ОУ СПО для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной деятельности обучающихся»

Доклад «Дистанционное обучение в ОУ СПО для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной деятельности обучающихся»

На этот раз я решила коснуться такого вопроса, как дистанционное обучение. Почему возникла такая идея? Причины просты. Во-первых, многие наши обучающие много пропускают учебные занятия по разным причинам: кто-то по болезни, учатся у нас и молодые мамы, кто-то вынужден подрабатывать  и т.д. Во-вторых, есть ФГОС, который предписывает 50% учебного времени отдать внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся. В-третьих, компьютеры или смартфоны есть практически у каждого обучающегося, и они всё р...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное образовательное учреждениеДоклад «Дистанционное обучение в ОУ СПО для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной деятельности обучающихся»

среднего профессионального образования

«БЕЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

Анисимова Татьяна Владимировна, преподаватель

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОУ СПО ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


ДОКЛАД на заседании

ПЦК общеобразовательного профиля

14 января 2014 г.



Белово

2014
















Уважаемые коллеги! Сегодня я продолжаю знакомить Вас с различными технологиями, велением времени призванными облегчить наш с Вами труд. На ноябрьском заседании ПЦК я рассказала Вам о технологии программированного обучения. На этот раз я решила коснуться такого вопроса, как дистанционное обучение. Почему возникла такая идея? Причины просты. Во-первых, многие наши обучающие много пропускают учебные занятия по разным причинам: кто-то по болезни, учатся у нас и молодые мамы, кто-то вынужден подрабатывать и т.д. Во-вторых, есть ФГОС, который предписывает 50% учебного времени отдать внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся. В-третьих, компьютеры или смартфоны есть практически у каждого обучающегося, и они всё равно постоянно «сидят» в интернете. Как видим, налицо все предпосылки к тому, чтобы использовать мировой опыт организации дистанционного обучения в отдельно взятом ОУ либо отдельно взятым преподавателем.

Разрешите представить Вашему вниманию обзор тех материалов, которые мне довелось изучить по данному вопросу. Я не буду здесь подробно останавливаться на тех признаках, которые отличают педагогическую технологию от способа организации обучения. Смирнов С.А. дает нам такое толкование: «Технология обучения - это определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функций обучения выполняет средство обучения под управлением человека» (1). «В технологическом подходе к обучению выделяют следующие этапы:

  • этап постановки целей и их максимальное уточнение с ориентацией на достижение результатов;

  • этап подготовки учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями;

  • этап оценки текущих результатов;

  • этап коррекции обучения, направленной на достижение поставленных целей;

  • этап заключительной оценки результатов». (2)

Давайте, коллеги, вместе рассмотрим, какие же особенности имеет данный способ обучения, как он применим к организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся, и решим, является ли дистанционное обучение той палочкой-выручалочкой для преподавателя и обучающегося, которая позволит одним полноценно учить, а другим - полноценно учиться.

Сначала об истории и опыте использования дистанционного образования. Надо сказать, что идея эта не нова, и Вы очень удивитесь, что начало своё дистанционное обучение берет аж из Европы конца XVIII века, когда с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло так называемое «корреспондентское обучение». Ученики по почте получали учебные материалы, консультировались со своими учителями опять же посредством переписки, и затем сдавали экзамены либо доверенному лицу, либо в виде научной работы. В Россию этот метод пришел в конце XIX века.

В начале ХХ века в жизнь человека прочно вошли телеграф и телефон, но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет.

«Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие еще помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток - у учащегося не было возможности получить обратную связь». (5)

В 1969 г. в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования - Открытый Университет Великобритании. Другие известные университеты с программами дистанционного обучения за рубежом: Национальный технологический университет (США), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть.

В нашей стране советские времена принесли заочную форму обучения, которая достаточно эффективно работала у нас в стране с использованием бумажных учебников и пособий и очной сдачей зачетов и экзаменов. «В 1988 был реализован Советско-американский проект «Школьная электронная почта». (5)

С развитием спутниковых технологий в 1990-х годах стали популярными Международная ассоциация «Знание» и Современная гуманитарная академия.

«В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования». (5)

Так что же это такое - «дистанционное обучение»?

«Дистанционное обучение (ДО) - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность». (3)

Современное дистанционное обучение строится на использовании средств передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети) и методов, зависимых от технической среды обмена информацией. (5)

С введением ФГОС повышаются требования к дистанционному обучению. Появились качественные отечественные разработки программного обеспечения, которые применяются многими российскими организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению.

Дистанционное обучение позволяет:

  • снизить затраты на организацию процесса обучения;

  • проводить обучение большого количества обучающихся;

  • повысить качество обучения за счет применения современных программ, электронных библиотек и т.д.

  • создать единую образовательную среду. (4)

«Формы организации процесса дистанционного обучения:

Chat-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием chat-технологий. Chat-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует chat-школа, в которой с помощью chat-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Web-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей

Web-форумы - форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

От chat-занятий web-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференция - проводится на основе списков рассылки с использованием электронной почты.

Телеприсутствие - дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. В Москве в одной из школ, проходит эксперимент: мальчик-инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. Учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах он может также общаться со своими одноклассниками». (5)

Всё это хорошо. Но как же можно организовать дистанционное обучение педагогу? При этом ведь мы не программисты, а простые пользователи ПК и интернета. Оказывается, есть несколько способов. Если Вы являетесь зарегистрированным пользователем социальной сети, например, ВКонтакте или Одноклассники, то внедрение в Вашу практику элементов дистанционного обучения становится очень простой операцией: достаточно создать в своем аккаунте соответствующую группу, разрешить доступ к ней своим учащимся (сделать открытой) и выкладывать материалы на сайт, принимая ответы (и вопросы) обучающихся как в комментариях, так и на свой e-mail. Пример такой группы Вы можете посмотреть, пройдя по ссылке vk.com/umtk202informatika.

Если Вы более «продвинутый» пользователь интернета, можно попробовать освоить «блогосферу» - создать свой образовательный блог.

Виды образовательных блогов:

1. Блог учителя-предметника. Сайт, который может содержать материалы к урокам, краткие конспекты лекций, задания для обучающихся, полезные ссылки по теме программы, дополнительную интересную информацию, видео- и аудиоматериалы учебного назначения, опросные формы, чат, форум, другие формы обратной интерактивной связи с педагогом и т.д.

2. Блог учебной группы (или какой-либо профессии). Сайт, в качестве соавторов которого могут выступать учащиеся группы (или потока по какой-либо из подготавливаемых профессий, например, сварщик), родители и опекуны, иногда можно приглашать специалистов в какой-либо области (врачи, работодатели, интересные люди, выпускники). В качестве контента блога может выступать информация о мероприятиях, которые будут проводиться; отчеты об уже проведенных мероприятиях; план воспитательной работы; учебные материалы; информация для родителей; фото -и видео группы; творческие работы учащихся, информация об их достижениях и т.д.

3. Блог учебного проекта. Этот сайт, посвященный изучению какой либо темы учебной программы. Он может содержать иллюстрации, отрывки из произведений, опросники, задания, глоссарии. Чтобы учащимся было интересно участвовать в проекте, педагогу придется здорово потрудиться, организуя и продумывая их деятельность.

4. Блог - «электронная тетрадь». Учащиеся смогут использовать данный блог как «тетрадь» для выполнения заданий и решения задач по Вашему предмету. У преподавателя появится возможность комментировать online выполненное задание прямо в блоге.

Более подробно узнать о создании образовательных блогов можно здесь: blognauroke.blogspot.ru/2009/09/blog-post_4811.html.

Наконец, педагог, имеющий персональный сайт - самый «продвинутый» педагог! Он хозяин своего ресурса, и может использовать его в том числе и во благо своих учащихся тоже. Чаще всего такие ресурсы педагоги используют в качестве электронного протфолио перед грядущей аттестацией, выкладывая свои разработки и грамоты. Затем в течение лет 2-3-х сайт заброшен и забыт. А почему бы не приспособить этот сайт для организации дистанционного обучения? Обращаясь к сайту за учебными материалами и заданиями, учащиеся заодно посмотрят на своего педагога совсем другими глазами, обнаружив там подтверждение того, что их преподаватель весьма интересный и успешный человек.

Подвожу итог своего выступления: дистанционное обучение - это не из области фантастики, эта та необходимая реальность, образовательные возможности которой нам важно использовать на 100%. Наши ученики уходят от нас в виртуальное пространство всё дальше, а наша с Вами задача - помочь им использовать это пространство для своего развития и образования.

Спасибо за внимание!




Список литературы и источников


  1. Смирнов, С.А. Педагогика (педагогические теории, системы, технологии) [Текст]: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.Л.Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 512 с.

  2. Кларин, М.В. Технологический подход к обучению [Текст] / М.В. Кларин //Школьные технологии. - 2003. - №5.

  1. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.

  2. Полат, Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения [Текст] / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2006.

  1. ВикипедиЯ - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: Публикация «Дистанционное обучение» / автор неизвестен. - Электронные текстовые данные. - Режим доступа: ru.wikipedia.org/, 03.01.2014 г.

  2. Организация учебной работы при помощи блога - ведём образовательный блог [Электронный ресурс]: блог/ Марина Курвитс. - Электронные текстовые данные. - Режим доступа: blognauroke.blogspot.ru/2009/09/blog-post_4811.html, 03.01.2014 г.

© 2010-2022