Конспект урока Растровая и векторная графика 9 класс

Изучение графической информации и компьютерной графики является важной темой в изучении предмета "Информатика". Сначала в 9 классе по учебнику Н.Д. Угриновича проходится тема "Кодирование графической информации", затем следующим уроком можно взять как раз виды компьютерной графики и на примере 2 основных подробно их разобрать. Данный конспект урока целесообразно применять в комплекте с презентацией по данной теме, где все наглядно показано на примерах. Рассматриваются сходства и отличия видов гр...
Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Растровая и векторная графика.


Цели урока:

Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Развивающая: развитие навыков и умений работы с графикой.

Образовательная: обучение учащихся отличию векторной графики от растровой, ознакомление с преимуществами и недостатками каждой графики.

Оборудование:

Компьютеры, проектор, презентация, раздаточный материал.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Закрепление изученного. Тест.

3. Изложение нового материала:

- Растровая графика

- Векторная графика

3. Итог урока.

4. Домашнее задание.


Ход урока.

1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами познакомились с компьютерной графикой. Домашним заданием вам было прочитать параграфы и выучить все определения.

2. Закрепление изученного.

Сейчас мы с вами проведём небольшой тест на оценку, чтобы проверить хорошо ли вы усвоили эту тему.

Тест:


  1. Графический редактор - это…

А. программа, позволяющая человеку создавать и редактировать изображения;

B. программа, позволяющая создавать текстовые документы и редактировать их.

2. Точечный элемент экрана дисплея называется:

А. матричной ячейкой;

В. растром;

C. видеопикселем.

3. Видеоадаптер - это…

А. программа, распределяющая ресурсы видеопамяти;

В. энергозависимое устройство для хранения информации о графическом изображении;

С. драйвер для управления работой монитора;

D. устройство, управляющее работой графического дисплея.

4. Видеопамять - это…

А. вычислительное устройство, управляющее работой монитора;

В. устройство для хранения видеоинформации;

С.программа, распределяющая ресурсы ПК при обработке изображения.

5. Сканер является устройством…

А. просмотра и редактирования изображения;

В. вывода изображения из компьютера на бумагу;

С. ввода изображения в компьютер.

6. Принтер является устройством:

А. вывода изображения из компьютера на бумагу;

В. просмотра и редактирования изображения;

С. ввода изображения в компьютер.

7. Система вывода изображения на экран включает в себя:

А. монитор и видеоадаптер;

В. клавиатуру и монитор;

С. графический редактор.

8. Как называется графическая сетка, состоящая из точек экрана?

А. пиксель;

В. линия;

С. вектор;

D. растр.

9. В состав видеоадаптера входят… (несколько ответов)

А. видеопамять;

В. центральный процессор;

С. ОЗУ;

D. дисплейный процессор.

10. Какая память является энергозависимой?

А. видеопамять;

В. ОЗУ (оперативно запоминающее устройство);

С. память цифрового фотоаппарата.

11. Что называется компьютерной графикой? (дать определение)

Верные ответы:

1. А

2. С

3. D

4. В

5. С

6. А

7. А

8. D

9. А, D

10. А

11. Компьютерная графика - раздел информатики, занимающийся проблемами создания и обработки на компьютере графических изображений.

3. Изложение нового материала.

- Сегодня мы с вами будем подробно изучать виды компьютерной графики и их отличия. Тема сегодняшнего урока: «Растровая и векторная графика».

Слайд 2.

Компьютерная графика - раздел информатики, занимающийся проблемами создания и обработки на компьютере графических изображений. Под видами компьютерной графики подразумевается способ хранения изображения. Виды компьютерной графики отличаются принципами формирования изображения.

Слайд 3.

Виды компьютерной графики

Конспект урока Растровая и векторная графика 9 классКонспект урока Растровая и векторная графика 9 класс

Конспект урока Растровая и векторная графика 9 классКонспект урока Растровая и векторная графика 9 классрастровая векторная

Конспект урока Растровая и векторная графика 9 классКонспект урока Растровая и векторная графика 9 классточка линия

Наименьший элемент

В зависимости от способа формирования изображений компьютерную графику подразделяют на: растровую и векторную.

- Ребята, сейчас я раздам каждому из вас таблицу, которую вы должны будете заполнять по ходу объяснения материала. А в конце урока мы проверим насколько вы справились с этим заданием. (Учащимся раздаётся таблица, и они самостоятельно во время объяснения заполняют её. Во время подведения итогов урока проверяется заполнение таблицы.)

Сравнительная характеристика

Растровое изображение

Векторное изображение

Базовые элементы

Объём памяти

Масштабирование

Достоинства и недостатки

Графические редакторы

Форматы

Область использования



Слайд 4.

Растровое изображение

Растровое изображение составляется из мельчайших точек (пикселов) - цветных квадратиков одинакового размера. Растровое изображение подобно мозаике - когда приближаете (увеличиваете) его, то видите отдельные пиксели, а если удаляете (уменьшаете), пиксели сливаются.

Компьютер хранит параметры каждой точки изображения (её цвет, координаты). Причём каждая точка представляется определенным количеством бит (в зависимости от глубины цвета). При открытии файла программа прорисовывает такую картину как мозаику - как последовательность точек массива. Растровые файлы имеют сравнительно большой размер, т.к. компьютер хранит параметры всех точек изображения.


Слайд 5.

Растровое изображение может иметь различное разрешение, которое определяется количеством точек по горизонтали и вертикали.

Конспект урока Растровая и векторная графика 9 класс

Слайд 6,7.

Поэтому размер файла зависит от параметров точек и их количества:

  • от глубины цвета точек,

  • от размера изображения (в большем размере вмещается больше точек),

  • от разрешения изображения (при большем разрешении на единицу площади изображения приходится больше точек).

Чтобы увеличить изображение, приходится увеличивать размер пикселей-квадратиков. В итоге изображение получается ступенчатым, зернистым. Для уменьшения изображения приходится несколько соседних точек преобразовывать в одну или выбрасывать лишние точки. В результате изображение искажается: его мелкие детали становятся неразборчивыми (или могут вообще исчезнуть), картинка теряет четкость.

Растровое изображение нельзя расчленить. Оно «литое», состоит из массива точек.

Близкими аналогами являются живопись, фотография.

Слайд 8. Достоинства растровой графики.

- позволяет создать любой рисунок вне зависимости от сложности;

- красочность;

- распространённость;

- высокая скорость обработки сложных изображений, если не нужно масштабирование;

- растровое представление изображения естественно для большинства устройств ввода-вывода графической информации.

Слайд 9. Основные проблемы при работе с растровой графикой.

- большой размер файлов с простыми изображения;

- невозможность идеального масштабирования;

- невозможность вывода на печать на плоттер.

Слайд 10. Применение:

  • для обработки изображений, требующей высокой точности передачи оттенков цветов и плавного перетекания полутонов. Например, для:

  • ретуширования, реставрирования фотографий;

  • создания и обработки фотомонтажа, коллажей;

  • применения к изображениям различных спецэффектов;

  • после сканирования изображения получаются в растровом виде.

Слайд 11.

Программы для работы с растровой графикой:

Paint, Adobe PhotoShop

Слайд 12. Форматы файлов растровой графики:

BMP, GIF, JPG, JPEG.

- Теперь поговорим о векторной графике.

Слайд 13-16.

Векторное изображение

Если в растровой графике базовым элементом изображения является точка, то в векторной графике - линия. Линия описывается математически как единый объект, и потому объем данных для отображения объекта средствами векторной графики существенно меньше, чем в растровой графике. Линия - элементарный объект векторной графики. Как и любой объект, линия обладает свойствами: формой (прямая, кривая), толщиной, цветом, начертанием (сплошная, пунктирная). Замкнутые линии приобретают свойство заполнения. Охватываемое ими пространство может быть заполнено другими объектами (текстуры, карты) или выбранным цветом. Простейшая незамкнутая линия ограничена двумя точками, именуемыми узлами. Все прочие объекты векторной графики составляются из линий. Например, куб можно составить из шести связанных прямоугольников, каждый из которых, в свою очередь, образован четырьмя связанными линиями. Возможно, представить куб и как двенадцать связанных линий, образующих ребра.

Компьютер хранит элементы изображения (линии, кривые, фигуры) в виде математических формул. При открытии файла программа прорисовывает элементы изображения по их математическим формулам (уравнениям).

Точка. Этот объект на плоскости представляется двумя числами (х, у), указывающими его положение относительно начала координат.

Прямая линия. Ей соответствует уравнение y=kx+b. Указав параметры k и b, всегда можно отобразить бесконечную прямую линию в известной системе координат, то есть для задания прямой достаточно двух параметров. Отрезок прямой. Он отличается тем, что требует для описания еще двух параметров - например, координат x1 и х2 начала и конца отрезка.

Векторное изображение масштабируется без потери качества: масштабирование изображения происходит при помощи математических операций: параметры примитивов просто умножаются на коэффициент масштабирования.

Изображение может быть преобразовано в любой размер
(от логотипа на визитной карточке до стенда на улице) и при этом его качество не изменится.

Векторное изображение можно расчленить на отдельные элементы (линии или фигуры), и каждый редактировать, трансформировать независимо.

Векторные файлы имеют сравнительно небольшой размер, т.к. компьютер запоминает только начальные и конечные координаты элементов изображения - этого достаточно для описания элементов в виде математических формул. Размер файла, как правило, не зависит от размера изображаемых объектов, но зависит от сложности изображения: количества объектов на одном рисунке (при большем их числе компьютер должен хранить больше формул для их построения), характера заливки - однотонной или градиентной) и пр. Понятие «разрешение» не применимо к векторным изображениям.

Векторные изображения: более схематичны, менее реалистичны, чем растровые изображения, «не фотографичны».

Близкими аналогами являются слайды мультфильмов, представление математических функций на графике.

Слайд 17.

Применение:

  • для создания вывесок, этикеток, логотипов, эмблем и пр. символьных изображений;

  • для построения чертежей, диаграмм, графиков, схем;

  • для рисованных изображений с четкими контурами, не обладающих большим спектром оттенков цветов;

  • для моделирования объектов изображения;

  • для создания 3-х мерных изображений.

Слайд 18.

Программы для работы с векторной графикой:

Corel Draw, AutoCAD

Слайд 19.

Форматы векторной графики:WMF, EPS.

Слайд 20. Сравнительная характеристика.

4. Итог урока.

- Давайте проверим заполнение таблицы и посмотрим, кто из вас справился с этим заданием лучше.

(Проверка заполнения таблицы.)

- А теперь давайте проверим, что вы усвоили за урок. Для этого ответьте, пожалуйста, на вопросы.

Вопросы:

1. Перечислите виды графики, о которых мы сегодня говорили? (растровая, векторная)

2. В чем преимущества растровой графики? (при выводе изображений на экран достигается их высокое качество)

3. В чем недостатки растровой графики? (изображение имеет большой размер, изображение нельзя расчленить)

4. В чем преимущества векторной графики? (изображение можно расчленить на части, имеет небольшой размер, масштабируется без потери качества)


- Итак, сегодня мы с вами познакомились с видами компьютерной графики, теперь вы умеете их различать и знаете их достоинства и недостатки.

- А теперь давайте запишем домашнее задание.


Слайд 21.

4. Домашнее задание:

Учебник: §21 (стр. 110-114), ответить на вопросы в конце параграфа и выучить табличку, которую заполняли на уроке.


© 2010-2022