Профессиональный конкурс Образовательный проект

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия












Педагогический образовательный проект



«Внедрение в практику преподавания информатики изучения офисных программных пакетов и программирования»






Автор проекта: Чукмаров Марат Наилевич,

учитель информатики МОУ «Лямбирская СОШ №2»





















2016г.

Содержание

Паспорт проекта

3

Обоснование необходимости проекта

6

SWOT - анализ проекта

9

Обоснование цели и задач проекта

10

Содержание педагогического проекта

11

Механизм реализации проекта

14

Целевая аудитория. Ресурсы. Партнёры.

18

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

18

Перспективы развития проекта

19

Промежуточные результаты

19

Глоссарий

21

Литература

22

Приложения


























1. Паспорт проекта

Наименование проекта

Внедрение в практику преподавания информатики изучения офисных программных пакетов и программирования.

Основные разработчики проекта

Чукмаров Марат Наилевич, учитель информатики МОУ «Лямбирская СОШ №2»

Вид проекта

Долгосрочный (2 года)

Тип проекта

Практико - ориентированный.

Обеспечение проекта

Кабинет информатики, необходимое количество ПК (в зависимости от количества обучающихся), интерактивная доска с проектором, УМК под редакцией Семакина И.Г., дидактические материалы «Microsoft Office», «Pascal».

Цель и задачи проекта

Цель проекта: Изучение офисных программных пакетов и основ программирования обучающихся 10 класов, формирование информационной компетентности обучающихся и повышение качества образования, направленного на успешную социализацию обучающихся.

Задачи:

  • Изучение необходимой психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме проекта.

  • Выявление уровня сформированности информационной компетентности у обучающихся в процессе изучения.

  • Определение условий эффективного формирования информационной компетентности у обучающихся 10 классов.

  • Разработка и апробирование элективных курсов поинформатике для обучающихся 10 классов.

  • Ознакомление обучающихся с возможностями офисных программных пакетов, знакомство с системой программирования «Pascal».

  • Стимулирование у детей интереса к приобретению практических и теоретических знаний о предмете изучения на основе его исследования, преобразования и экспериментирования с ним.

  • Развитие личностно - значимых качеств обучающихся, необходимых им для успешного самоопределения в дальнейшем.

  • Максимальное развитие у каждого обучающегося творческой активности и самостоятельной практической деятельности.

  • Проверка эффективности предложенных средств в реальной практике.

  • Проведение поэтапного анализа плана реализации проекта.

Сроки и этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный (август - сентябрь)

Задача: Разработать содержание, формы и методы деятельности по созданию и реализации проекта.

2 этап - практический (сентябрь - май)

Задача: Апробировать механизм реализации проекта.

3 этап - заключительный (май - июнь)

Задача: Систематизировать и обобщить полученные материалы работы по проекту.

Перечень основных мероприятий

1. Изучение необходимой психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме проекта.

2. Выявление уровня сформированности информационной компетентности у обучающихся в процессе изучения.

3. Определение условий эффективного формирования информационной компетентности у обучающихся 10 классов.

4. Разработка и апробирование элективных курсов по информатике для обучающихся 10 классов.

5. Внедрение активных форм обучения.

6. Ознакомление обучающихся с возможностями офисных программных пакетов, знакомство с системой программирования «Pascal».

7. Сравнительный анализ итогов диагностики на всех этапах проекта за 2 года обучения.

8. Внесение необходимых уточнений и дополнений в программу обучения.

9. Обобщение результатов работы и представление опыта, полученного в ходе реализации проекта, педагогическому сообществу.

Исполнители проекта и основных мероприятий

Чукмаров Марат Наилевич, учитель информатики МОУ «Лямбирская СОШ №2»

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

1. Разработка, апробация и внедрение в образовательный процесс элективных курсов по информатике для обучающихся 10 классов.

2. Формирование и совершенствование навыков самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности, информационной компетентности обучающихся, повышение уровня развития их информационных и творческих способностей в процессе введения элективного курса информатики.

3. Существенное повышение усвоения обучающимися в будущем основного материала по программированию.

4. Предварительная качественная подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ по информатике.

6. Успешная социализация обучающихся.

7. Повышение педагогического мастерства учителя, приобретение собственного инновационного педагогического опыта.

8. Распространение педагогического опыта.

9. Предоставление образовательных услуг на более высоком уровне.

Целевые группы проекта

Обучающиеся 10 классов, учителя информатики района.

Оценка рисков

Со стороны организации образовательного процесса рисков для обучающихся нет.


























2. Обоснование необходимости проекта


Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы

Современное российское образование находится на стадии прогрессивного реформирования, основанного на понимании того, что главным капиталом и ресурсом экономического благополучия в современном обществе в настоящее время становятся способности человека самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, применять полученные знания на практике, умеющего свободно рассуждать и делать выводы, работать в коллективе, обладающего коммуникативными навыками. Поэтому обществом сегодня предъявляются более высокие требования к общеобразовательной школе в оценке воспитания выпускников, в возможностях их успешной адаптации в социуме. Поэтому на современном этапе развития школьного образования приоритетными становятся цели формирования целостной личности в процессе ее обучения в школе. Основная роль в решении этой проблемы отводится обучению школьников 7 - 16 лет, поскольку, по мнению психологов, именно в этом возрасте формируются черты личности, закладываются основы ее интеллекта, гармоничное обогащение которого предполагает взаимодействие как логического, так и образного компонентов.

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Одна из задач школы - содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся необходимо анализировать информацию, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.

Концентрированное изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных умений в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору профессий, предусматривающих программирование.

Проект включает в себя практическое освоение офисных программных пакетов для максимального применения возможностей офисных программ в повседневной и профессиональной жизни, языка программирования, знакомство учащихся с ролью программного обеспечения и его видами; нацелен на формирование целостного представления об организации данных для эффективной алгоритмической обработки; на развитие логического мышления и реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ на языке программирования.

Новизна проекта

Проект нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Проектом предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей.

Идея проекта

Знания, полученные при изучении курса «Основы программирования », учащиеся могут использовать при создании собственных программ по определенной тематике, для решения задач из различных областей знаний - математике, физике, химии, биологии и др. Знания и умения, приобретенные в результате освоения данного курса, являются фундаментом для дальнейшего мастерства в области программирования.

Готовность введения проекта определяется:

- высоким уровнем профессионализма педагогов;

- изменившимися требованиями к современному общему образованию;

- введением новых стандартов образования.















3. SWOT - анализ проекта


Сильные стороны

Слабые стороны

Нормативно - правовая база

Для реализации проекта в рамках школы разработана и апробируется программа элективного курса по информатике для обучающихся 10 класса, рассмотренная и утверждённая на заседании кафедры учителей математики, физики и информатики при опорном методическом центре МОУ «Лямбирская СОШ №2», утверждённая в учебном плане МОУ «Лямбирская СОШ №2» на 2013-2014 учебный год.

Для распространения проекта требуется его утверждение органами управления образованием на муниципальном уровне.

Кадры

Реализации заявленного проекта способствует высшее образование автора (МГУ им.Н.П.Огарёва, специальность «Промышленная электроника», кафедра автоматики) стаж педагогической работы - 1,5 года.

Дефицит времени для разработки методического обеспечения проекта.

Материально - техническая база

Финансовое обеспечение не предполагается. Ресурсное обеспечение проекта является достаточным: кабинет информатики, необходимое количество ПК (в зависимости от количества обучающихся), интерактивная доска с проектором, УМК под редакцией Семакина И.Г., дидактические материалы «Microsoft Office», «Pascal».

Нет разработанных дидактических материалов по теме проекта, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Возможности

Риски

Обучающиеся получают возможность существенно повысить качество знаний и умений программирования; на высоком уровне подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике.

Со стороны организации образовательного процесса рисков для обучающихся нет.


4. Обоснование цели и задач проекта


Основа курса - личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике - предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам.

Цель проекта

- Познакомить учащихся с ролью программного обеспечения и его видами.

- Сформировать целостное представление об организации данных для эффективной алгоритмической обработки.

- Реализация математических способностей учащихся в ходе составления программ на языке программирования.

Задачи проекта:

- Изучение необходимой психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме проекта.

- Выявление уровня сформированности логической и информационной компетентности у обучающихся.

- Определение условий эффективного формирования логической и информационной компетентности у обучающихся.

- Разработка и апробирование элективных курсов по информатике для обучающихся 10 классов.

- Овладение умениями работать с набором офисных программ.

- Познакомить учащихся с основными алгоритмическими конструкциями и правилами их записи, с основными способами организации данных.

- Научить учащихся составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций.

- Научить распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задач.

- Научить учащихся разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal.










5. Содержание педагогического проекта


Вопросы качества подготовки и формирования устойчивого интереса к предмету у обучающихся занимают важное место в учебно-методической работе каждого педагога. Уровень развития логических и информационных компетентностей обучающихся определяет их готовность продолжать изучение информатики на следующем этапе обучения и использовать полученные знания в других предметных областях и практической деятельности. Для этого необходимо создать условия эффективного формирования информационной компетентности у обучающихся. Тогда встаёт вопрос: что должен делать учитель для создания эффективных условий развития этих компетентностей обучающихся в процессе обучения?

Результаты работы над проблемой позволяют утверждать, что к таким условиям можно отнести внедрение в практику обучения информатике элективных курсов. Занятия элективных курсов должны проводиться с опорой на УМК под редакцией Семакина И.Г. и дидактических материалов «Microsoft Office» и «Pascal». В результате обучающиеся самостоятельно добывают знания и развивают специальные качества и умения: интуицию при работе с различными программными пакетами, методологическими подходами к познавательной и практической деятельности, овладение техникой исследования.

Содержание образовательной составляющей проекта находится в рамках Обязательного минимума содержания образования по информатике в средней школе, подбор заданий осуществляется с учётом требований к уровню подготовки обучающихся, предъявляемых новыми образовательными стандартами. Значительное место уделяется практической направленности материала, его приложений, мотивации процесса познания.

Для воплощения целей и задач проекта целесообразно применять технологии, включающие школьников в активную учебно-познавательную деятельность, обеспечивающие личностное развитие каждого обучающегося в процессе самостоятельного построения ими новых знаний.

Используемые технологии:

  • Технология деятельного метода, помогающая выявить познавательные интересы школьников.

  • Использование исследовательского метода в обучении, направленного на развитие мыслительных способностей.

  • Проблемное обучение, предусматривающее мотивацию к исследованию путем постановки проблемы, обсуждение различных вариантов решения проблемы.

  • Дифференцированное обучение, групповые и индивидуальные формы

  • Информационно-коммуникационные технологии.



Этапы реализации проекта:


Этапы

Мероприятия

Методы

исследования

Подготовительный

(август - сентябрь)

Задача:

Разработать содержание, формы и методы деятельности по созданию и реализации проекта.

1. Изучение необходимой психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме проекта.

2. Выявление уровня сформированности логической и информационной компетентности у обучающихся в процессе изучения информатики.

3. Определение условий эффективного формирования логической и информационной компетентности у обучающихся в процессе введения геометрии.

4. Разработка и начало апробирования элективных курсов по информатике для обучающихся 10 классов.

Диагностика, тестирование обучающихся.

Практический

(сентябрь - май)

Задача:

Апробировать механизм реализации проекта.


1. Апробирование элективных курсов по информатике для обучающихся 10 классов (в течение 2-х лет обучения).

2. Изучение обучающимися офисных программ и их возможностей (на базе офисного программного пакета Microsoft Office).

3. Изучение обучающимися основ программирования ( на базе системы программирования Pascal).

4. Внедрение активных форм обучения.

5. Участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах по информатике различного уровня.

Наблюдения,

диагностика,

анализ творческих и проектных работ,

обмен опытом.

Оценка осуществляется учителями, самим учеником, другими учениками, родителями.

Заключительный

(май - июнь)

Задача:

Систематизация и обобщение полученных материалов работы по проекту.


1. Сравнительный анализ итогов диагностики на всех этапах проекта.

2. Выявление противоречий и пробелов, определение путей их устранения.

3. Внесение необходимых уточнений и дополнений в программу обучения.

4. Разработка методических рекомендаций по определению условий эффективного формирования логической и информационной компетентности у обучающихся.

5. Обобщение результатов работы.

6. Представление опыта, полученного в ходе реализации проекта, педагогическому сообществу.

Анкетирование обучающихся.


6. Механизм реализации проекта

Профессиональный конкурс Образовательный проект

Схема управления проектом

Учитель информатики создаёт необходимые условия для реализации проекта; контролирует выполнение плана реализации мероприятий проекта, при необходимости корректирует проект; систематизирует результаты и оформляет проект; обеспечивает внедрение проекта в образовательный процесс.

Для первого года обучения мной была составлена рабочая программа элективного курса «Информатики и ИКТ», адресованная обучающимся 10-х классов с базовым уровнем изучения информатики, которая в настоящее время апробируется в 10 классе МОУ «Лямбирская СОШ №2». (Приложение 1). Курс рассчитан на 34ч в год, занятия проводятся с опорой на УМК под редакцией Семакина И.Г., дидактические материалы «Microsoft Office», «Pascal». Это обеспечивает деятельность обучающихся по таким направлениям, как анализ, исследование, развитие логического мышления. Данная программа основана на активной деятельности детей, направленной на изучение офисных программ, накопление навыков программирования и систематизацию информации в сфере программирования. В результате обучающиеся самостоятельно добывают геометрические знания и развивают специальные качества и умения: интуицию при работе с различными программными пакетами, методологическими подходами к познавательной и практической деятельности, овладение техникой исследования.

Разработанный элективный курс независим от содержания обязательного программного материала и расширяет базовую программу, не нарушая ее целостность.

Методы, используемые учителем при проведении занятий, разнообразны и зависят от особенностей тематики. Доминантной формой учебного процесса является исследовательская деятельность учащихся, используемая не только на занятиях в классе, но и в ходе самостоятельной работы учащихся.

Ведущая методическая линия и идея пропедевтического курса «Информатика и ИКТ» выделяют такую основную форму организации обучения, как создание, редактирование и форматирование текстовых документов, электронных таблиц и презентаций, а так же конструирование задачных ситуаций обучающимися в программной среде «Pascal». Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся. Тема урока определяется приобретаемыми навыками. В каждом уроке материал излагается следующим образом: повторение основных понятий и методов работы с ними, разбор новой темы, основные приемы работы (самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы), упражнения для самостоятельного выполнения.

В основу критериев оценивания умения обучающихся исследовать задачи положены уровни сформированности умений решать задачу:

  1. умение создавать, редактировать и форматировать текстове документы, электронные таблицы и презентации;

  2. умение составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций;

  3. умение распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задач;

  4. умение разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal;

  5. умение осуществлять отладку и тестирование программы.

Фиксация трудностей предполагает, прежде всего, показ перспектив: нельзя указать, что именно и как ребёнку нужно сделать в процессе исследования, и невозможно подсказать выводы, т.к. одной из задач по реализации проекта пропедевтического введения геометрического материала является максимальное развитие у каждого обучающегося творческой активности и самостоятельной практической деятельности.

На основе диагностики делаются обобщение и выводы об уровне сформированности логической и информационной компетентности у обучающихся в процессе изучения курса, вносятся уточнения и дополнения в программу обучения.

Для воплощения целей и задач курса целесообразно применять технологии, включающие школьников в активную учебно-познавательную деятельность, обеспечивающие личностное развитие каждого ученика в процессе самостоятельного построения ими новых знаний.

Используемые технологии:

  • Технология деятельного метода, помогающая выявить познавательные интересы школьников.

  • Использование исследовательского метода в обучении, направленного на развитие мыслительных способностей.

  • Проблемное обучение, предусматривающее мотивацию к исследованию путем постановки проблемы, обсуждение различных вариантов решения проблемы.

  • Дифференцированное обучение, групповые и индивидуальные формы.

  • Информационно-коммуникационные технологии.

Позиция педагога при проведении данного элективного курса меняется в зависимости от этапов освоения программы. Он выступает информатором только в тех случаях, когда является единственным обладателем информации. Большую часть учебного времени проводящий занятия учитель выполняет функции советника, консультанта, поддерживающего интеллектуальную активность учащихся, и наблюдателя за процессом практической работы учеников. Позиция равноправного участника - самая предпочтительная при проведении групповых обсуждений и индивидуальной работы. Важный принцип преподавания - создание на занятиях атмосферы доверия и свободного обмена мнениями. Отчетность по итогам проводится в виде групповых и индивидуальных заданий, защиты проектов и творческих работ.


7. Целевая аудитория. Ресурсы. Партнёры


Целевая аудитория:

  1. учащиеся 10 классов;

  2. педагоги школ района, желающие применить в своей практике материалы данного проекта.

Финансовое обеспечение не предполагается.

Ресурсное обеспечение проекта является достаточным:

- в кабинете информатики имеется достаточное количество компьютеров с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

- имеется УМК под редакцией Семакина И.Г.;

- дидактические материалы «Microsoft Office», «Pascal»;

- служба психолого-педагогического сопровождения со всем необходимым программным обеспечением для проведения диагностических тестовых процедур.

Уровень собственной квалификации способствует реализации заявленного проекта:

− высшее образование, полученное в МГУ им.Н.П.Огарёва по специальности «Промышленная электроника»;

− стаж педагогической работы - 1,5 года;

− ежегодная курсовая подготовка по различным темам на базе МРИО г.Саранска;

− самообразование.

Партнёры

Партнёрами педагогического проекта могут быть педагогические работники МОУ «Лямбирская СОШ №2», педагог-психолог, классные руководители ученических коллективов.

















8. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта


1. Разработка, апробация и внедрение в образовательный процесс элективного курса по информатике для обучающихся 10 классов.

2. Формирование и совершенствование навыков самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности, логической и информационной компетентности обучающихся, повышение уровня развития их творческих способностей в процессе изучения курса.

3. Существенное повышение уровня знаний обучающихся в программировании.

4. Предварительная качественная подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ по информатике.

6. Успешная социализация обучающихся.

7. Повышение педагогического мастерства учителя, приобретение собственного инновационного педагогического опыта.

8. Распространение педагогического опыта.

9. Предоставление образовательных услуг на более высоком уровне.



























9. Перспективы развития проекта


Данный педагогический проект перспективный, так как соответствует современным требованиям образования и способствует личностному развитию ребёнка. Материалы проекта могут быть использованы учителями информатики в учебном процессе.

Созданный механизм реализации проекта может стать основой для дальнейшей работы в следующих направлениях:

  • системное использование элективных курсов по информатике для 10 классов в образовательном процессе;

  • распространение педагогического опыта для внедрения другими учителями в практику обучения информатики в 10 классах.
































10. Промежуточные результаты

Разработана и реализуется программа пропедевтического элективного курса по геометрии для 10 класса «Информатика и ИКТ». (Приложение 1)

Повышается уровень развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, что подтверждают результаты участия в конкурсах и олимпиадах по информатике.

В текущем учебном году учащиеся 10 класса МОУ «Лямбирская СОШ №2» принимали участие в следующих олимпиадах:

Название мероприятия, уровень.

Количество обучающихся, принявших участие в мероприятии

Количество учащихся,

занявших призовые места

I

II

III

лауреаты

(десятка)

1. Всероссийская дистанционная олимпиада по информатике «Алгоритм».

1

1 (респ. ур)




2. VIII Всероссийский конкурс «КИТ».

2


1 (рай. ур)

1

(рай. ур)


Достигнутые результаты педагогического проекта дают основание считать намеченные пути верными и заслуживающими внимания.




















11. Глоссарий


1. Изучение курса информатики - такое возможностей офисных программных пакетов и основ программирования, которое содействует воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества.

2. SWOT - анализ проекта (объекта анализа) - метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы).

3. Информационная компетентность обучающихся - необходимый минимум логических и информационных знаний и умений, составляющих в целом информационную грамотность обучающихся.

















12. Литература


1. Анеликова Л.А., Упражнения по текстовому редактору Word. - М.: Издательство «СОЛОН-ПРЕСС», 2006.

2. Анеликова Л.А., Лабораторные по Excel. - М.: Издательство «СОЛОН-ПРЕСС», 2006.

3. ips.ifmo.ru/courses/pascal/ Курс лекций «Язык программирования Pascal»

4.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/profile/methodic/pascal/pascal.html - 40 уроков по Pascal



















© 2010-2022