- Преподавателю
- Информатика
- Проблема формирования профессиональных компетенций у студентов специальности «Прикладная информатика»
Проблема формирования профессиональных компетенций у студентов специальности «Прикладная информатика»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мулминова Е.В. |
Дата | 24.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Мулминова Елена Валентиновна
преподаватель специальных дисциплин, 12 лет, высшая категория
НОУ СПО «Сыктывкарский кооперативный техникум»
Проблема формирования профессиональных компетенций у студентов
специальности «Прикладная информатика»
Аннотация: Рассмотрена проблема формирования профессиональных компетенций у студентов специальности «Прикладная информатика» при изучении профессиональных модулей. Описаны критерии сформированности профессиональных компетенций, рассмотрена проектная деятельность как вид самостоятельной работы.
В основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения, которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования образовательными учреждениями, заложен компетентностный подход. В связи с этим концепция модернизации российского образования предусматривает введение такого понятия как профессиональные компетенции выпускника.
При компетентностном подходе в профессиональном образовании перечень необходимых компетенций данной профессии определяется в соответствии с запросами работодателей, требованиями со стороны общества и потребностью личности. Овладение различного рода компетенциями, в том числе и профессиональными, становится основной целью и результатом процесса обучения. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетентности «представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов» [5].
В соответствии с целями обучения, сформулированными в федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения для специальности «Прикладная информатика» в каждом профессиональном модуле сформирован список профессиональных компетенций, которыми должен овладеть будущий специалист, представлены в таблице 1[4]:
Таблица 1 - Формируемые профессиональные компетенции
Профессиональные модули
Формируемые профессиональные компетенции
ПМ.01. Обработка отраслевой информации
ПК 1.1 Обрабатывает статический информационный контент.
ПК 1.2 - Обрабатывает динамический информационный контент.
ПК 1.3 - Осуществляет подготовку оборудования к работе.
ПК 1.4 - Настраивает и работает с отраслевым оборудованием обработки информационного контента.
ПК 1.5 - Контролирует работу компьютерных, периферийных устройств и телекоммуникационных систем, обеспечивает их правильную эксплуатацию.
ПМ.02. Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности
ПК 2.1 - Осуществлять сбор и анализ информации для определения потребностей клиента.
ПК 2.2 - Разрабатывать и публиковать программное обеспечение и информационные ресурсы отраслевой направленности со статистическим и динамическим контентом на основе готовых спецификаций.
ПК 2.3 - Проводить отладку и тестирование программного обеспечения отраслевой направленности.
ПК 2.4. - Проводить адаптацию отраслевого программного обеспечения.
ПК 2.5. - Разрабатывать и вести проектную и техническую документацию.
ПК 2.5. - Участвовать в измерении и контроле качества продуктов.
ПМ.03. Сопровождение и продвижение программного обеспечения отраслевой направленности
ПК 3.1. Разрешает проблемы совместимости программного обеспечения отраслевой направленности.
ПК 3.2. Осуществляет продвижение и презентацию программного обеспечения отраслевой направленности.
ПК 3.3. Проводит обслуживание, тестовые проверки, настройку программного обеспечения отраслевой направленности.
ПК 3.4. Работает с системами управления взаимоотношениями с клиентами.
ПК 3.5. Составляет бухгалтерскую документацию с использованием автоматизированных компьютерных программ.
ПК 3.6. Обрабатывает бухгалтерскую документацию с использованием автоматизированных компьютерных программ.
ПК 3.7. Конфигурирует и администрирует автоматизированные компьютерные программы.
ПМ.04. Обеспечение проектной деятельности
ПК 4.1. Обеспечивает содержание проектных операций.
ПК 4.2. Определяет сроки и стоимость проектных операций.
ПК 4.3. Определяет качество проектных операций.
ПК 4.4. Определяет ресурсы проектных операций.
ПК 4.5. Определяет риски проектных операций.
Для овладения профессиональными компетенциями в области прикладной информатики ФГОС третьего поколения предусматривает выполнение самостоятельной работы в каждом профессиональном модуле. Самостоятельная работа студента, включаемая в процессе обучения, - это работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время. При этом студенты сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий [2].
Самостоятельная работа не только мотивирует студентов к освоению учебных программ, повышает ответственность обучающихся за свое обучение, создает условия для формирования способности студентов к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию, но и является средством формирования общих и профессиональных компетенций.
Для формирования профессиональных компетенций в процессе выполнения самостоятельной работы применяется метод проектов, цель которого − предоставить обучающимся возможность самостоятельно овладевать знаниями в процессе решения задач и проблем, требующих интеграции знаний из различных дисциплин.
Выполнение проекта начинается с определения тематики работ, которые должны отвечать целям и задачам междисциплинарных комплексов. Задания на самостоятельную работу должны быть индивидуальными для каждого студента. В заданиях необходимо четко формулировать название темы работы и характеристики, определяющие её объем и содержание. Организация самостоятельной работы студентов-программистов представлена в таблице 2:
Таблица 2 - Организация самостоятельной работы студентов
Профессиональный модуль
Тематика проектов
Количество часов
самостоятельной
работы (час)
Материалы,
включаемые
в проект
ПМ.01. Обработка отраслевой информации
а) Разработка 3D-моделей в «Компас-График»
б) Создание оригинал-макетов.
67
Модель объекта, оригинал - макет.
ПМ.02. Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности
а) Реализация индивидуального проекта в Delphi
б) Создание сайта с помощью CMS
в) Разработка Flash - анимации
115
Пояснительная
записка;
программная часть; приложения (листинг
программы, видеоролик)
Пояснительная
записка;
программная часть; приложения
(листинг
программы)
ПМ.03. Сопровождение и продвижение программного обеспечения отраслевой направленности
а) Написание конфигурации для решения учетных задач
72
ПМ.04. Обеспечение проектной деятельности
а) Проектирование портала в локальной сети учебного заведения
б) Описание проекта компьютеризации учебного процесса в учебном заведении
в) Разработка проекта электронной библиотеки
г) Разработка проекта электронной базы выпускников учебного заведения
д) Проектирование электронной энциклопедии для портала учебного заведения
62
Пояснительная записка проекта, выполненного в процессе самостоятельной работы должна отражать содержание следующих вопросов для рассмотрения:
-
основание для разработки программного модуля;
-
назначение разработки программного модуля;
-
требования к программному модулю;
-
требование к функциональным характеристикам программного модуля;
-
требования к составу и параметрам технических средств;
-
требования к информационной и программной совместимости;
-
требования к программной документации;
-
выбор и обоснование языка программирования (среды разработки);
-
разработка интерфейса программы;
-
описание этапов разработки;
-
тестирование и отладка программного модуля;
-
сопроводительная документация.
Программная часть проекта должна включать: программную реализацию решения задачи по поставленной теме; удобный и понятный для пользователя интерфейс под семейство операционных систем Windows; справку о программе и т.д.
Выполняя самостоятельную работу, создаются такие педагогические условия, при которых студенты:
-
выполняют разработку спецификаций и проектирование программных модулей c использованием структурного и объектного подходов, определяют основные этапы разработки программного обеспечения, разрабатывают сопроводительную документацию к программному продукту: пояснительная записка к программному продукту, руководство пользователя и программиста - (ПК 1.1, ПК 1.6, ПК 3.1, ПК 3.6);
-
используют различные инструментальные и языковые средства для разработки, отладки, интеграции и оптимизации кода программного модуля, такие как: RadStudio, Borland Delphi (Object Pascal)- (ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.5, ПК 3.2, ПК 3.3, ПК 3.7);
-
осуществляют проектирование и разработку баз данных с использованием СУБД Microsoft Access, Microsoft SQL Server и Microsoft Visual Studio, реализуют методы защиты баз данных - (ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4);
-
осуществляют тестирование программы на уровне отдельно взятых модулей, функций или классов, осуществляют поиск дефектов, связанных с ошибками в реализации и интерпретации интерфейсного взаимодействия между модулями и на уровне пользовательских интерфейсов, осуществляют инспектирование компонентов программного продукта на предмет соответствия стандартам кодирования - (ПК 1.4, ПК 3.4, ПК 3.5);
-
устанавливают программное обеспечение для выполнения любой самостоятельной работы, производят обновление программного обеспечения. - (ПК 4.1, ПК 4.2);
-
создают образы объектов, имитируют реальные процессы будущей деятельности, оформляют конструкторскую документацию с использованием специальных компьютерных программ - (ПК 4.4);
-
создают видео и анимационные фильмы, используя растровые и векторные изображения, обработанные в различных графических программах - (ПК 4.5);
-
публикуют и тиражируют цифровую информацию, размещают ее на дисковых носителях, а также в глобальной компьютерной сети - (ПК 4.6, ПК 4.7).
Непременным условием самостоятельной работы является публичная защита и презентация результата работы. В ходе защиты автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении возникающих проблем, приобретенную компетентность. Элемент презентации - важнейшая сторона работы, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного в ходе ее выполнения опыта.
По материалам самостоятельной работы студенты готовят доклад на 7-10 минут в содержании, которого должны быть отражены следующие пункты: актуальность работы; цель и задачи работы; требования к функциональным характеристикам; выбор и обоснование языка программирования; разработка интерфейса программы; программирование и отладка программы; выводы о проделанной работе.
После доклада студенты отвечают на ряд вопросов преподавателя или студентов наблюдателей, по теме самостоятельной работы. Оценка самостоятельных работ осуществляется по критериям, представленным в таблице 3 на примере профессионального модуля «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем». В первом столбце таблицы указана оценка, выставляемая по итогам защиты самостоятельной работы, во втором столбце указаны показатели оценки самостоятельной работы.
Таблица 3 - Критерии оценки самостоятельной работы
Критерии оценки
Показатели оценки
Отлично
правильность определения основных этапов разработки программного обеспечения
правильность определения спецификации программного модуля
правильность определения требований, предъявляемых к разрабатываемому программному обеспечению
правильность оформления документации на программный продукт
правильность применения основных принципов технологии структурного и объектно-ориентированного программирования
правильность использования современных средств разработки программных модулей
правильность и точность разработки кода программного модуля на основе готовой спецификации, с использованием современных средств разработки
правильность проведения тестирования и отладки с использованием инструментальных средств
правильность проведения оптимизации в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программному продукту
Хорошо
правильность определения основных этапов разработки программного обеспечения
правильность определения спецификации программного модуля
правильность определения требований, предъявляемых к разрабатываемому программному обеспечению
правильность применения основных принципов технологии структурного и объектно-ориентированного программирования
правильность и точность разработки кода программного модуля на основе готовой спецификации, с использованием современных средств разработки
правильность проведения тестирования и отладки с использованием инструментальных средств
Удовлетворительно
правильность определения основных этапов разработки программного обеспечения
правильность определения спецификации программного модуля
правильность определения требований, предъявляемых к разрабатываемому программному обеспечению
правильность и точность разработки кода программного модуля на основе готовой спецификации, с использованием современных средств разработки
правильность проведения тестирования и отладки с использованием инструментальных средств
В таблице 4 представлены критерии сформированности профессиональных компетенций в процессе выполнения самостоятельной работы на примере профессионального модуля «Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности». В первом столбце указаны формируемые профессиональные компетенции, во втором столбце указаны показатели оценки результата, в третьем столбце представлены критерии оценки сформированности профессиональных компетенций.
Таблица 4 - Критерии сформированности профессиональных компетенций
Формируемые профессиональные компетенции
Показатели оценки
Критерии оценки
Да / нет
ПК 2.1. Собирает и анализирует информацию для определения потребностей клиента
Точность анкетирования и интервьюирования на предприятии в соответствии с целями и задачами опроса.
Скорость и техничность анализа результатов анкетирования и интервьюирования.
Соответствие техническому заданию при разработке программного обеспечения.
Использование новых технологий при реализации технического задания.
да
ПК 2.2 - Разрабатывать и публиковать программное обеспечение и информационные ресурсы отраслевой направленности со статистическим и динамическим контентом на основе готовых спецификаций.
Точность и скорость составления алгоритма разработки программы в соответствии с техническим заданием.
Скорость и техничность разработки программ на языке программирования высокого уровня в соответствии с алгоритмом.
Результативность создания растровой и векторной графики.
Результативность создания динамического контента.
Скорость публикации статистического и динамического контента в локальных сетях и в Интернете.
да
ПК 2.3 - Проводить отладку и тестирование программного обеспечения отраслевой направленности.
Соблюдение требований к тестированию программного обеспечения.
Соответствие правилам отладки программного обеспечения.
Точность и скорость установки механизмов защиты программного обеспечения.
да
ПК 2.4. - Проводить адаптацию отраслевого программного обеспечения.
Скорость и техничность адаптации существующей функциональности программного обеспечения.
Точность и скорость установки и настройки программного обеспечения.
да
ПК 2.5. - Разрабатывать и вести проектную и техническую документацию.
Соответствие стандартам при ведении проектной и технологической документаций.
Соответствие стандартам при разработке пояснительной записки к программному обеспечению.
да
По итогам выполнения самостоятельной работы в 2013/14 учебном году были получены следующие результаты сформированности профессиональных компетенций у студентов специальности «Прикладная информатика» в процессе выполнения самостоятельной работы по профессиональному модулю «Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности». У большинства студентов были сформированы все компетенции, предусмотренные в профессиональном модуле.
Таким образом, выполнение самостоятельной работы позволяет сформировать у студентов значимые для будущей профессиональной социализации профессиональные компетенции. Включение в самостоятельную работу проектной деятельности позволяет преобразовать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает студентам самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует профессиональные компетенции у студентов-программистов учреждений среднего профессионального образования.
Список источников
-
Блинов, И. И. Словарь-справочник современного российского профессионального образования [Текст] / И. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков. - М.: ФИРО, 2010. - 19 с.
-
Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст]/ Б.П. Есипов. - М.: Государственная учебно-педагогическое издание министерства просвещения РСФСР, 1961. - 239 с.
-
Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. [Текст] / редкол.: М. Н. Ахметова [и др.]. - Пермь: Меркурий, 2012. - 190 с.
-
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования: [Электронный ресурс] // Министерство Образования и Науки РФ. М., 2011-2014. URL: edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m696.html. (Дата обращения: 22.11.2014)
-
Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: // Интернет-журнал «Эйдос». URL: eidos.ru/journal/2002/0423.htm. (Дата обращения: 22.11.2014).