Мастер-класс по теме Формирование метапредметных умений на уроке Информатика и ИКТ

Раздел Информатика
Класс 12 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс по теме«Формирование метапредметных умений на уроках информатики и ИКТ»

Добрый день! Члены жюри и участники конкурса «Учитель года 2016». Сегодня на моем мастер-классе я хочу вас познакомить со своей педагогической методикой «Формирование метапредметных умений на уроках информатики и ИКТ». (Слайд№1) И так начнем.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: (Слайд№2)

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Сегодня мы выделим один из этих результатов - это умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

Индикатор (диагностическое проявление): определение критериев для

оценки результатов действия

Диагностическое задание:

«Предложи критерии, по которым ты, если бы был учителем, оценил

выполнение задания своими учениками:

Индикатор (диагностическое проявление): самооценка и оценка действий

другого человека на основе заданных критериев (параметров).

Диагностическое задание: Выполни предыдущее задание сам и оцени свое

решение по этим критериям.

Способы оценивания:

  1. Самостоятельно - ученик оценивает себя сам

  2. В парах - напарники оцениваю друг друга

  3. В группах

  4. И др.

Рассмотрим несколько заданий, которые я использую на своих уроках помогающие наиболее эффективно раскрыть эти способы.

Внимание на экран (видеоролик «шифровка»)

Исходя из увиденного как вы думаете чему будет посвящена наша работа?

Кодированию и шифрованию - правильно!

Сначала давайте немного вспомним.

Слайд№4

Что такое информация? Информация - это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает).

Какие действия человек совершает с информацией?Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.

Остановимся на способах обработки информации - ведь одним из них является кодировании и шифровании информаци.

Слайд№5

Что такое код? Кто может ответить на этот вопрос? Уважаемые участники у вас есть подсказка на листах.

Код- это система условных знаков для представления информации.

Кодирование - это представление информации с помощью некоторого кода.

Что такое шифр?

Шифр - какая-либо система преобразования текста с секретом (ключом) для обеспечения секретности передаваемой информации

«Криптография»с древнегреческого означает«тайнопись». - наука о методах обеспечения конфиденциальности (невозможности прочтения информации посторонним), целостности данных (невозможности незаметного изменения информации), аутентификации (проверки подлинности авторства или иных свойств объекта), а также невозможности отказа от авторства.

Слайд№6

Выделяют три основных способа кодирования информации:

  • Графический - с помощью рисунков или значков

  • Числовой - с помощью чисел

  • Сивольный - С помощью символов того же алфавита что и текст

Слайд№7 Графический способ кодирования информации

Слайд№8

Одним из примеров графического шифра был - В детективном романе Артура Конан Дойла сыщик Шерлок Холмс расшифровывает письмо, которое было написано с использованием кода "пляшущие человечки"

Мастер-класс по теме Формирование метапредметных умений на уроке Информатика и ИКТ

Слайд№9

Уважаемые участники прочитайте задание №1 и выполните его время выполнения 1 мин.

Определите, какой текст написан с использованием этого кода.

Мастер-класс по теме Формирование метапредметных умений на уроке Информатика и ИКТ

Ответ: Искусственный интеллект

Оцените, пожалуйста, себя правильно ли вы выполнили задание?


Слайд№10,11 Флажковая азбука

Мастер-класс по теме Формирование метапредметных умений на уроке Информатика и ИКТ




Уважаемые участники прочитайте задание №2 и выполните его время выполнения 1 мин.

Мастер-класс по теме Формирование метапредметных умений на уроке Информатика и ИКТ

Ответ: большому кораблю большое плавание

Оцените, пожалуйста, себя как вы справились с заданием?

Следующее задание№3 выполняется в парах время выполнения 1 мин

Слайд№12 числовой способ кодирования информации

Слайд№ 13

.

Посмотри на таблицу кодировок некоторых букв русского алфавита и расшифруй слово, представленное в двоичных кодах.

А 0000

Е 0101

Н 1010

Б 0001

И 0110

О 1011

В 0010

К 0111

П 1100

Г 0011

Л 1000

Р 1101

Д 0100

М 1001

С 1110

1101 1011 0100 0110 1010 0000

Расшифрованное слово означает:

  1. успех,

  2. творчество;

  3. волю к победе;

  4. отчизну

Ответ:_________________________________

Оцените, пожалуйста, как справился с заданием ваш напарник правильно ли он решил задачу?

Слайд№14 Символьный способ кодирования информации

Слайд№15 Сдвижной шифр Цезаря

Он состоит из 33 различных шифров, по одному на каждую букву алфавита (количество шифров меняется в зависимости от алфавита используемого языка). Человек должен был знать, какой шифр Юлия Цезаря использовать для того, чтобы расшифровать сообщение. Например, если используется шифр Ё, то А становится Ё, Б становится Ж, В становится З и так далее по алфавиту. Если используется шифр Ю, то А становится Ю, Б становится Я, В становится А и так далее. Данный алгоритм является основой для многих более сложных шифров, но сам по себе не обеспечивает надёжную защиту тайны сообщений, поскольку проверка 33-х различных ключей шифра займёт относительно небольшое время.

Следующее задание №4 на рабочих листах время выполнения 1 мин.

Каждая буква исходного текста была заменена третьей после неё буквой в алфавите русского языка, который считался записанным по кругу. Декодируйте следующие сообщения:

а) жуцёгльл, г ргмжиыя - дзузёл;

б) фхгуюмжуцёоцъызрсеюшжецш

Ответ: а) Друга ищи, а найдешь - береги

б) Старый друг лучше новых двух

Мастер-класс по теме Формирование метапредметных умений на уроке Информатика и ИКТ




Научились ли вы оценивать выполнение поставленной задачи?

Слайд№ 16 Полибианский квадрат

Греческий писатель и историк Полибий за два века до нашей эры изобрел «полибианский квадрат». Квадрат размером 55(или прямоугольник размером mn) заполняется буквами алфавита случайным образом. Для шифрования в квадрате находили букву текста и заменяли ее буквой, стоящей в строке ниже. Если буква находилась в нижней строке, то ее заменяли буквой первой строки того же столбца.

Например, так как в русском алфавите 33 буквы, а буквы «е» и «ё» мы будем считать эквивалентными, то можно построить прямоугольник размером 48. После случайного размещения букв в этом прямоугольнике мы получим ключ для шифрования по алгоритму полибианского квадрата.

Слайд №17, 18, 19

А сейчас групповое задание у вас на столах лежат Шифры Полибианского квадрата вам необходимо их декодировать время выполнения 1 мин.

Затем нужно закодировать послание для команды соперников

Умение оценивать правильность выполнения поставленной задачи и формируется и используется не только на уроке информатики, но и на всех остальных предметах.

Закончить мой мастер-класс хотелось бы словами - «Информатика … предлагает каждой из дисциплин, изучаемых в школе, новый и весьма совершенный инструмент, который позволяет учителю, умеющему пользоваться этим инструментом, глубже и эффективнее раскрыть перед школьниками сущность своего предмета. При этом нельзя назвать ни одного школьного предмета, в котором аппарат информатики оказался бы бесполезным. … школьный курс информатики является не дополнительной нагрузкой на школьника, а важнейшим средством уменьшения его перегрузок, сокращения и уплотнения программы средней школы в целом …»

Ершов Андрей Петровичи - советский учёный, один из пионеров теоретического и системного программирования, создатель Сибирской школы информатики.

© 2010-2022