- Преподавателю
- Информатика
- Мастер-класс по теме Формирование метапредметных умений на уроке Информатика и ИКТ
Мастер-класс по теме Формирование метапредметных умений на уроке Информатика и ИКТ
Раздел | Информатика |
Класс | 12 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Белоиванова Ю.С. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Мастер-класс по теме«Формирование метапредметных умений на уроках информатики и ИКТ»
Добрый день! Члены жюри и участники конкурса «Учитель года 2016». Сегодня на моем мастер-классе я хочу вас познакомить со своей педагогической методикой «Формирование метапредметных умений на уроках информатики и ИКТ». (Слайд№1) И так начнем.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: (Слайд№2)
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Сегодня мы выделим один из этих результатов - это умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Индикатор (диагностическое проявление): определение критериев для
оценки результатов действия
Диагностическое задание:
«Предложи критерии, по которым ты, если бы был учителем, оценил
выполнение задания своими учениками:
Индикатор (диагностическое проявление): самооценка и оценка действий
другого человека на основе заданных критериев (параметров).
Диагностическое задание: Выполни предыдущее задание сам и оцени свое
решение по этим критериям.
Способы оценивания:
-
Самостоятельно - ученик оценивает себя сам
-
В парах - напарники оцениваю друг друга
-
В группах
-
И др.
Рассмотрим несколько заданий, которые я использую на своих уроках помогающие наиболее эффективно раскрыть эти способы.
Внимание на экран (видеоролик «шифровка»)
Исходя из увиденного как вы думаете чему будет посвящена наша работа?
Кодированию и шифрованию - правильно!
Сначала давайте немного вспомним.
Слайд№4
Что такое информация? Информация - это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает).
Какие действия человек совершает с информацией?Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.
Остановимся на способах обработки информации - ведь одним из них является кодировании и шифровании информаци.
Слайд№5
Что такое код? Кто может ответить на этот вопрос? Уважаемые участники у вас есть подсказка на листах.
Код- это система условных знаков для представления информации.
Кодирование - это представление информации с помощью некоторого кода.
Что такое шифр?
Шифр - какая-либо система преобразования текста с секретом (ключом) для обеспечения секретности передаваемой информации
«Криптография»с древнегреческого означает«тайнопись». - наука о методах обеспечения конфиденциальности (невозможности прочтения информации посторонним), целостности данных (невозможности незаметного изменения информации), аутентификации (проверки подлинности авторства или иных свойств объекта), а также невозможности отказа от авторства.
Слайд№6
Выделяют три основных способа кодирования информации:
-
Графический - с помощью рисунков или значков
-
Числовой - с помощью чисел
-
Сивольный - С помощью символов того же алфавита что и текст
Слайд№7 Графический способ кодирования информации
Слайд№8
Одним из примеров графического шифра был - В детективном романе Артура Конан Дойла сыщик Шерлок Холмс расшифровывает письмо, которое было написано с использованием кода "пляшущие человечки"
Слайд№9
Уважаемые участники прочитайте задание №1 и выполните его время выполнения 1 мин.
Определите, какой текст написан с использованием этого кода.
Ответ: Искусственный интеллект
Оцените, пожалуйста, себя правильно ли вы выполнили задание?
Слайд№10,11 Флажковая азбука
Уважаемые участники прочитайте задание №2 и выполните его время выполнения 1 мин.
Ответ: большому кораблю большое плавание
Оцените, пожалуйста, себя как вы справились с заданием?
Следующее задание№3 выполняется в парах время выполнения 1 мин
Слайд№12 числовой способ кодирования информации
Слайд№ 13
.
Посмотри на таблицу кодировок некоторых букв русского алфавита и расшифруй слово, представленное в двоичных кодах.
А 0000
Е 0101
Н 1010
Б 0001
И 0110
О 1011
В 0010
К 0111
П 1100
Г 0011
Л 1000
Р 1101
Д 0100
М 1001
С 1110
1101 1011 0100 0110 1010 0000
Расшифрованное слово означает:
-
успех,
-
творчество;
-
волю к победе;
-
отчизну
Ответ:_________________________________
Оцените, пожалуйста, как справился с заданием ваш напарник правильно ли он решил задачу?
Слайд№14 Символьный способ кодирования информации
Слайд№15 Сдвижной шифр Цезаря
Он состоит из 33 различных шифров, по одному на каждую букву алфавита (количество шифров меняется в зависимости от алфавита используемого языка). Человек должен был знать, какой шифр Юлия Цезаря использовать для того, чтобы расшифровать сообщение. Например, если используется шифр Ё, то А становится Ё, Б становится Ж, В становится З и так далее по алфавиту. Если используется шифр Ю, то А становится Ю, Б становится Я, В становится А и так далее. Данный алгоритм является основой для многих более сложных шифров, но сам по себе не обеспечивает надёжную защиту тайны сообщений, поскольку проверка 33-х различных ключей шифра займёт относительно небольшое время.
Следующее задание №4 на рабочих листах время выполнения 1 мин.
Каждая буква исходного текста была заменена третьей после неё буквой в алфавите русского языка, который считался записанным по кругу. Декодируйте следующие сообщения:
а) жуцёгльл, г ргмжиыя - дзузёл;
б) фхгуюмжуцёоцъызрсеюшжецш
Ответ: а) Друга ищи, а найдешь - береги
б) Старый друг лучше новых двух
Научились ли вы оценивать выполнение поставленной задачи?
Слайд№ 16 Полибианский квадрат
Греческий писатель и историк Полибий за два века до нашей эры изобрел «полибианский квадрат». Квадрат размером 55(или прямоугольник размером mn) заполняется буквами алфавита случайным образом. Для шифрования в квадрате находили букву текста и заменяли ее буквой, стоящей в строке ниже. Если буква находилась в нижней строке, то ее заменяли буквой первой строки того же столбца.
Например, так как в русском алфавите 33 буквы, а буквы «е» и «ё» мы будем считать эквивалентными, то можно построить прямоугольник размером 48. После случайного размещения букв в этом прямоугольнике мы получим ключ для шифрования по алгоритму полибианского квадрата.
Слайд №17, 18, 19
А сейчас групповое задание у вас на столах лежат Шифры Полибианского квадрата вам необходимо их декодировать время выполнения 1 мин.
Затем нужно закодировать послание для команды соперников
Умение оценивать правильность выполнения поставленной задачи и формируется и используется не только на уроке информатики, но и на всех остальных предметах.
Закончить мой мастер-класс хотелось бы словами - «Информатика … предлагает каждой из дисциплин, изучаемых в школе, новый и весьма совершенный инструмент, который позволяет учителю, умеющему пользоваться этим инструментом, глубже и эффективнее раскрыть перед школьниками сущность своего предмета. При этом нельзя назвать ни одного школьного предмета, в котором аппарат информатики оказался бы бесполезным. … школьный курс информатики является не дополнительной нагрузкой на школьника, а важнейшим средством уменьшения его перегрузок, сокращения и уплотнения программы средней школы в целом …»
Ершов Андрей Петровичи - советский учёный, один из пионеров теоретического и системного программирования, создатель Сибирской школы информатики.