- Преподавателю
- Информатика
- Урок в 9 классе «Понятие «массивы». Массив в языке программирования Паскаль»
Урок в 9 классе «Понятие «массивы». Массив в языке программирования Паскаль»
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Петрова Н.М. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок в 9 классе
«Понятие «массивы». Массив в языке программирования Паскаль».
Цель урока
Познакомить уч-ся с понятием «массивы»; научить уч-ся формировать массивы в программах; применять их при составлении программ.
Задачи урока:
-
образовательная -
-
развивающая -
-
воспитательная -
- познакомить уч-ся с понятием массив данных, имя массива, элемент массива, индекс; формировать навыки и умения составлять программы с использованием массивов;
- учить анализировать и сравнивать, задавать вопросы;
- воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность, бережное отношение к вычислительной техники.
Тип урока:
Изучения и первичного закрепления новых знаний.
Наглядность и ТСО:
Интерактивное оборудование, ПК, презентация.
Дополнительный дидактический материал:
Рабочий лист, карточка с номером.
Ход урока
-
Орг.момент.
-
Актуализация ЗУН учащихся.
Кроссворд (слайд 1)
1
2
3
4
5
6
-
Понятное и точное описание последовательности действий (алгоритм).
-
Язык программирования высокого уровня, предназначенный для обработки числовой и нечисловой информации (Турбо Паскаль).
-
Алгоритм, в котором все действия повторяются определенное число раз (циклический).
-
Человека или технику, выполняющих автоматически последовательность команд наз. (исполнитель).
-
Алгоритм, в котором все дейтсвия выполняются последовательно, одно за другим наз. (линейный).
-
Алгоритм, в котором все действия зависят от каких-либо условий наз. (развевляющийся).
-
Выход на тему урока, целеполагание.
-
Скажите пожалуйста, какое ключевое слово у нас получилось?
-
Оно будет главным в теме нашего урока, так как тема нашего урока: «Понятие массивы. Массив в языке программирования» (слайд 2).
-
Ребята, а вы встречались с этим понятием на каком -либо предмете или в жизни?
-
В географии, например жилой массив, горный массив, лесной массив, информационный массив.
-
А сегодня на уроке, мы узнаем как связано понятие «массив» с предметом информатика. Давайте вместе попробуем составить план урока (слайд 3).
-
О чем бы вы хотели узнать здесь и сейчас?
-
Что такое массив в языке программирования?
-
Какие характеристики имеет массив?
-
Какие операции можно производить с элементами массива?
-
Как описать массив на языке Паскаль?
-
Изучение нового материала.
Понятие «массив».
-
Давайте обратимся к лексическому значению слова массив.
Массив (слово француз. происхождения, обознащающее мощный или сплошной) совокупность множества однородных по каким-либо признакам объектов, предметов, данных и т.п.(слайд 4)
-
Какие, по-вашему, слова определяют сущность понятия массив? (совокупность, множества, однородные).
-
А где еще вы сталкиваетесь с определением «однородные»? (в русском языке - однородные члены предложения). Подберите синонимы к этому слову (одинаковые, однотипные).
Другими словами можно сказать, что массив - это множество однотипных объектов, имеющих общее название (имя). В жизни мы часто сталкиваемся с такими множествами. Например (слайд 5)
-
Назовите окружающие вас в кабинете объекты, которые можно объединить в массивы (окна, столы, компьютеры, ученики класса).
-
Как правило, массивы содержат большое количество данных, которые необходимо где-то сохранить и обработать. И сделать это может? (компьютер).
-
В компьютерной программе массив - это набор однотипных данных, хранящихся в памяти и имеющих имя (слайд 7).
Характеристики массива.
Массив имеет следующие характеристики:
-
Имя - название массива;
-
Индекс - номер элемента в массиве;
-
Элемент - каждое значение в массиве;
-
Размер - количество элементов в массиве.
-
Существует различные виды массивов по размерности, в школьном курсе вы познакомитесь с двумя - одномерными и двумерными (слайд 8).
Перед вами на экране примеры объектов, представляющих такие массивы (шкаф, зрительный зал).
-
Назовите их характеристики.
Имя массива? (шкаф) / (кинозал)
Индексы? (номера ящика) / (номер ряда, номер места)
Элемент массива ? (содержимое ящика) / (человек, занимающий место)
Размер (5) / количество рядов, количество мест в ряду).
-
Давайте поиграем и создадим массивы, элементами которых будете вы сами и создайте 2 массива:
-
Девочки 9 класса
-
Мальчики 9 класса
-
-
Определите размеры ваших массивов? (называют количество девочек и мальчиков).
-
Значение 1-го элемента? Значение последнего элемента? (называют соответствующие фамилии).
-
Ваш индекс в массиве? (называют свой номер), (слайд 9).
Таким образом, мыс вами разобрались с характеристиками массива.
Описание массива на языке Паскаль.
Вспомните, в каком разделе программы описываются переменные, константы? (в разделе Var).
Массив также задаётся в разделе Var. Запишите формат описания:
Имя массива: array [размер] of тип данных;
(где array и of - ключевые слова, размер: [начальный индекс . . конечный индекс ])
Пример: spisok:array [1..5] of string; (массив с именем spisok может вместить 5 элементов строкового типа), (слайд 11).
Внимательно изучите таблицу условных обозначений элементов массива в Pascal
Условные обозначения элементов массива на языке Pascal
Обозначение
Смысл
А[1..10]
Массив с именем А и размером 10
ST[1..R], R=7
Массив с именем ST, состоящий из 7 элементов
A[3]
Третий элемент массива А
B23[6]
Шестой элемент массива В23
A[3]:=7
Третьему элементу массива А присвоено значение 7
L[2]:=0
Значение второго элемента массива L равно 0
F[I]
I - тый элемент массива F
-
Применение знаний на практике. Задачи взяты с сайта
inf.сдамгиа.рф/test?theme=19
-
Задача. Программа предназначена для подсчёта количества дней, в которых среднесуточная температура была равна 15 градусам. Проанализировав входные данные, приходим к выводу, что таких дней три.
-
задача: Программа предназначена для нахождения максимального значения среднесуточной температуры. Проанализировав входные данные, приходим к выводу, что ответ 17.
-
Задача: Программа предназначена для нахождения минимального значения среднесуточной температуры. Проанализировав входные данные, приходим к выводу, что ответ 10.
-
Задача: Программа предназначена для подсчёта количества дней, когда значение среднесуточной температуры было выше 12 градусов. Проанализировав входные данные, приходим к выводу, что ответ 7.
-
Задача: Программа предназначена для нахождения количества дней, в которые значения среднесуточной температуры были больше трёх. Проанализировав входные данные, приходим к выводу, что ответ 6.
-
Итог урока, выставление оценок.
-
Какое новое понятие вы узнали на уроке? (массивы).
-
Что такое массив? (множество однотипных объектов, имеющих общее название)
-
Назовите характеристики массива? (имя, индекс, элемент, размер)
-
Операции, производимые с массивом.
-
В каком разделе программы Турбо Паскаль описываются массивы? (слайд 13).