• Преподавателю
  • Информатика
  • Урок информатики в 7 классе по теме «Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин»

Урок информатики в 7 классе по теме «Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин»

УМК: ·      Л.Л. Босова, учебник для 7 класса "Информатика и ИКТ", М.: Бином, 2010г.; ·      Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, методическое пособие "Информатика и ИКТ" 5-7 классы, М.: Бином, 2010г. Краткая аннотация урока:  Урок по информатике «Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.» проводится в 7 классе. Данная тема входит в раздел «Информационное моделирование». Методическая цель:  методика использования сетевых сервисов Интернет при изучении нового материала, проверке... №  Этап урока Вид и форма оценивания  Цель оценивания  Инструменты оценивания 1  Актуализация опорных знаний  взаимопроверка, обсуждение,   Предварительное оценивание уровня знаний учащихся.   2 Изучение новых знаний и способов деятельности взаимопроверка, обсуждение,   Демонстрация понимания Лист-памятка 3 Первичная проверка понимания изученного  Проверка знаний  по теме урока (Тестирование)  Предварительное оценивание уровня знаний учащихся.  online тест,  4 Закрепление  изученного материала Отчёт о проведении исследовательской работы, взаимооценивание в группе Применение знаний на практике Демонстрация понимания, Вовлечение учащихся в процесс оценивания Критерии оценки продукта 5 Обобщение и систематизация взаимопроверка, обсуждение,    Оценка своей работы в группе и работы своей группы в целом  Устное выступление 6  Рефлексия Размещение  своего мнения об уроке с помощью он-лайн доски Оценка результатов урока учителем, итоговое бальное оценивание результатов урока  online  доска    
Раздел Информатика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по информатике

Предмет: Информатика и ИКТ

Урок информатики в 7 классе по теме «Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин»

УМК:

  • Л.Л. Босова, учебник для 7 класса "Информатика и ИКТ", М.: Бином, 2010г.;

  • Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, методическое пособие "Информатика и ИКТ" 5-7 классы, М.: Бином, 2010г.

Краткая аннотация урока:

Урок по информатике «Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.» проводится в 7 классе. Данная тема входит в раздел «Информационное моделирование».

Методическая цель: методика использования сетевых сервисов Интернет при изучении нового материала, проверке знаний, первичного закрепления и рефлексии.

Используемое оборудование: доска, карточки с практическим заданием, интерактивная доска, ПК, Интернет.

Минимальные требования к программным ресурсам: браузер, социальные сервисы: Google (таблицы, презентации), онлайн-газета.

Цель урока: создание условий для формирования представлений о способах визуализации числовых данных, отработки навыков применения этих способов при решении конкретных задач.

Задачи урока:

Образовательная: использовать программные средства обработки данных и сетевых сервисов Интернет для формирования умения выбирать способ представления числовых данных в виде диаграмм или графиков.

Развивающая: развить умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры.

Воспитательная: вовлечь в активную практическую деятельность; продолжить воспитание бережного отношения к компьютеру, соблюдение ТБ, формирование умения преодолевать трудности; совершенствовать навыки групповой работы.

Планируемые результаты:

личностные: формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

предметные: умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы для создания диаграмм

• метапредметные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Формируемые УУД:

  • личностные УУД: построение предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом, формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия;

  • познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

  • регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

  • коммуникативные: обеспечение социальной компетентности и учета позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма обучения: фронтальная, групповая.

Методы работы: наглядные (мультимедийная презентация), практическая работа.

Уровень рабочей учебной программы: базовый

Подготовка к уроку: Подготовить документы для совместной работы учащихся с использованием сетевых сервисов, демонстрационные материалы в электронном виде, создать контрольный тест (форму), презентацию к уроку, проверить исправность ПК, локальную сеть, доступ в Интернет.

Организация пространства: Урок проходит в оборудованном компьютерном классе.

Виды совместной деятельности: Групповая работа, работа в парах.

Формы работы:

Фронтальная- во время мотивационной беседы с целью включения каждого учащегося в образовательный процесс; во время работы с презентацией с целью выбора алгоритма действия; во время рефлексии, чтобы выявить индивидуальные затруднения и осуществить коррекцию;

Индивидуальная- во время ответов учащихся; во время выполнения тестового задания и самоконтроля это дает возможность выявить личные достижения каждого учащегося;

Работа в малых группах - во время работы по моделированию диаграммы; проведения практических работ, изучения теоретического материала, взаимопроверки работ, организации работы на компьютере. Это дает возможность учащимся распределять обязанности, выбирать, быть ведомым или ведущим в группе, а учителю наблюдать за ходом работы каждой группы и корректировать.

Материалы по оцениванию

Этап урока

Вид и форма оценивания

Цель оценивания

Инструменты оценивания

1

Актуализация опорных знаний

взаимопроверка, обсуждение,

Предварительное оценивание уровня знаний учащихся.

2

Изучение новых знаний и способов деятельности

взаимопроверка, обсуждение,

Демонстрация понимания

Лист-памятка

3

Первичная проверка понимания изученного

Проверка знаний по теме урока (Тестирование)

Предварительное оценивание уровня знаний учащихся.

online тест,

4

Закрепление изученного материала

Отчёт о проведении исследовательской работы, взаимооценивание в группе

Применение знаний на практике

Демонстрация понимания,

Вовлечение учащихся в процесс оценивания

Критерии оценки продукта

5

Обобщение и систематизация

взаимопроверка, обсуждение,

Оценка своей работы в группе и работы своей группы в целом

Устное выступление

6

Рефлексия

Размещение своего мнения об уроке с помощью он-лайн доски

Оценка результатов урока учителем, итоговое бальное оценивание результатов урока

online доска

Технологическая карта урока


Время (мин)

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап 1 - Организационный момент.

2

Учитель проверяет готовность учеников к уроку, подводит учащихся к осознанию темы

Раз дает группам листы с описанием типа диаграмм (Приложение2).

Активное слушание учителя

Формулируют тему

Формулирование собственных ожиданий

Разделение на группы

Слушание собеседника

построение понятных для собеседника высказываний

Подготовка учебных принадлежностей

Помощь учителю в проверке отсутствующих на уроке

Умение подготовить рабочее
место для
занятий

Время

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап 2 - Этап актуализации опорных знаний.

5

drive.google.com

Презентация в он-лайн доступе:

docs.google.com/presentation/d/1uQ1V43U3IuBSzfm8T_BLEEtp9CTYzVyyI_tWiO4P3Mc/edit?usp=sharing

1. Предоставляет доступ к совместной google-презентации (Приложение5)

2. Корректирует ход работы при необходимости


  1. Открывают онлайн-презентацию,

  2. Определяют тип диаграммы.

  3. На основании представленной на слайде диаграммы и листа с описанием типа диаграмм составляют словесное описание ситуации.

  4. Фиксируют словесное описание.


  1. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

  2. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

  3. Умение
    работы
    с текстом,
    сравнение полученного результата с ожидаемым

Обсуждают в группе представленную диаграмму.


  1. Слушать собеседника.

  2. Строить понятные для собеседника высказывания.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

  1. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

  2. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

  3. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Время

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап 3 - Этап изучения новых знаний и способов деятельности. Постановка проблемы

6

linoit.com - На он-лайн доске задания для групп

1. Предоставляет доступ к совместному документу

2. Корректирует ход работы при необходимости

Классификация элементы по какому-либо основанию.

  1. Умение анализировать, систематизировать.

  2. Выдвигать гипотезы и обобщать.

В группах работают над поставленной задачей и делают выводы.

  1. Слушать собеседника.

  2. Принимать или не принимать мнения в группе.

  3. Строить понятные для собеседника высказывания

  1. Открывают онлайн-доску, обсуждают в группе задания.

  2. Группа контролирует работу учащихся других групп.

  1. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

  2. Осуществлять взаимоконтроль.

Этап 4 - Этап первичной проверки понимания изученного.

5

Тест drive.google.com

Организует индивидуальную работу учащихся.

Координирует, направляет и дополняет.

Каждый учащийся самостоятельно выполняет тест (Приложение6)

Умение самостоятельно находить пути решения задач.

Взаимодействие учителя с каждым учащихся по правильности выполнения заданий.

Умение самостоятельно принимать решения и применять полученные знания

Контроль учителя за выполнением заданий.

Умение построить план своей деятельности и следовать его выполнению.

Время

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап 5 - Этап закрепления изученного.

18

Он-лайн таблица

docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0As4G9XxDSGY9dDYzcWQxMWhkMTUtMi1YSUc4M2VJTVE&usp=sharing

  1. Каждой группе выдает лист-памятку «Как построить диаграмму» (Приложение1).

  2. Раздает задания (словесные описания ситуаций) группам (Приложение3).

  3. Корректирует ход работы при необходимости.

  1. Составить таблицу по словесному описанию и составить диаграмму на основании таблицы.

  2. Строят таблицу по обобщенным данным, строят диаграмму по обобщенным данным

  3. Оформляют дополнительные элементы диаграмм

  4. Открывают совместную онлайн-газету, фиксируют на своем стикере названия построенной диаграммы

  1. Выдвигать гипотезы и обобщать

  2. Выдвигать гипотезы и обобщать..

В задании своей группы выбирают данные для построения диаграмм, обсуждают тип диаграмм

Открывают лист группы в google-таблице.

Осуществлять взаимоконтроль.

Учитель организует фронтальный опрос класса.

Задание: Создать собственную диаграмму (нарисовать, смастерить из подручных средств) каждой группе разные формы диаграмм (круговая, столбчатая, график)

Учащиеся внимательно слушают вопрос учителя. Обобщают полученную раннее информацию и предлагают способы решения данной задачи.

Умение устанавливать причинно-следственные связи. Аргументировать решение своей задачи.

Презентуют свою работу классу, комментируют содержание диаграмм и выбранные средства визуализации

Слушать собеседника.

Принимать или не принимать мнения в группе. Понимать на слух ответы обучающихся.

Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Самоконтроль своих действий. Осуществляют самоконтроль своих действий.

2. Оценивают работы других групп на основе критериев в онлайн-таблице (Приложение4.)

Уметь слушать и выполнять в соответствии с установкой

Время

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап 6 - Этап обобщения и систематизации.

3

Учитель организует обсуждение изученного материала и просит выдвинуть гипотезы о ключевых понятиях данной темы.

Формулируют основные понятия темы.

Умение устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения, умозаключения. Делать аргументированные выводы.

Взаимообщение.

Слушать собеседника.

Принимать или не принимать мнения в группе. Понимать на слух ответы обучающихся.

Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Время

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап 7 - Подведение итогов урока.

2

Выясняет с учениками какую ещё информацию и как можно представить эту информацию наглядно помимо диаграмм. Объясняет домашнее задание.

Учитель дает качественную характеристику класса. Оценивает работу каждого ученика.

Слушают характеристику учителя.

Получают инструкции по домашней работе.

Задают вопросы.

Рефлексия своих действий

По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный анализ

Уметь слушать

Время

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап 8 - Домашнее задание.

1

Объясняет сущность домашнего задания:

1. Читать страницы 3-4 в учебнике.

создать свою диаграмму «На что я трачу время за сутки» с использованием одного из сервисов

(в блоге опубликовать свою фотографию составленной диаграммой)


Перенос знаний в новые условия,

творческое применение умений





Время

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап 9 - Этап рефлексии

3

cacoo.com/diagrams/PFZyBsGgqt3U4Wnk (Приложение7)

Предоставляет доступ к совместному документу

Предлагает выбрать одну из диаграмм и записать на ней свои ощущения об уроке

ученики располагают человечков на облаках, высказывая свое мнение об уроке

Делать аргументированные выводы.

Взаимообщение.

Слушать собеседника.

Принимать или не принимать мнения в группе. Понимать на слух ответы обучающихся.

Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Учатся проводить саморефлексию.

Уметь самостоятельно анализировать свои действия.

Приложение1.

Памятка «Как построить диаграмму» 7 класс

1.

Урок информатики в 7 классе по теме «Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин»

2.

Урок информатики в 7 классе по теме «Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин»

3.

Урок информатики в 7 классе по теме «Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин»

4.

Урок информатики в 7 классе по теме «Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин»

5.

Урок информатики в 7 классе по теме «Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин»Урок информатики в 7 классе по теме «Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин»

6.

Урок информатики в 7 классе по теме «Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин»



Типы диаграмм

Название

Для чего используются

Внешний вид диаграммы

Круговая диаграмма

Для представления соотношения между частями целого

(применяется при работе с процентами)

Урок информатики в 7 классе по теме «Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин»

График - линия,

Для наглядного представления о характере зависимости какой-либо величины (например, пути) от другой (например, времени). График позволяет отслеживать динамику изменения данных.

Урок информатики в 7 классе по теме «Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин»

Столбчатая диаграмма (гистограмма)

Для сравнения нескольких величин в нескольких точках

Урок информатики в 7 классе по теме «Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин»

Ярусная диаграмма

Для наглядного сравнения суммы нескольких величин в нескольких точках, и при этом показывает вклад каждой величины в общую сумму.

Урок информатики в 7 классе по теме «Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин»

Областная диаграмма (диаграмма площадей)

Позволяет одновременно проследить за изменением суммы нескольких величин в нескольких точках и при этом показать вклад каждой величины в общую сумму

Урок информатики в 7 классе по теме «Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин»


Приложение3.

Задания группам

Задание группе 1. Постройте диаграмму распределения людей по группам крови, если людей с группой крови 0(I) в мире около 46%, с кровью группы А(II) около 34%, группы В(III) приблизительно 17%, а людей с самой редкой группой АВ(IV) всего 3%.

Задание группе 2. Известно, что площадь Российской Федерации, покрытая лесной растительностью, составляет 7 187 тыс.км2. Лиственница занимает 2632 тыс.км2, сосна обыкновенная - 1152 тыс.км2, Береза (пушистая и повислая) - 930 тыс.км2, Ель - 763 тыс.км2, Сосна сибирская кедровая - 396 тыс.км2. Составьте диаграмму представляющую данные о площадях, занимаемых основными лесообразующими породами в России.

Задание группе 3. В пещере у реки поселился огнедышащий дракон по имени Сергей Михайлович. Всех, кто пытался его прогнать, он прогонял сам, полыхая на них огнем. За первые сто лет дракона пытались прогнать 2 царевича, 3 королевича и 5 простых рыцарей. За второе столетие на него покушались 3 царевича, 2 королевича и 7 простых рыцарей. За третий век дракона беспокоили 7 царевичей, 5 королевичей и 6 простых рыцарей. За следующее столетие Сергею Михайловичу пришлось иметь дело с 3 царевичами, 6 королевичами и 10 простыми рыцарями. После этого дракона в конце концов оставили в покое и объявили гору, на которой он жил, заповедником для охраны редких видов животных. Постройте диаграмму, показывающую, как изменялось от века к веку количество царевичей, королевичей и простых рыцарей, пытавшихся выгнать из дому ни в чем не повинного дракона.

Задание группе 4. Охотник Пулька всегда берет с собой на охоту собаку Бульку, которая загоняет для него зверя. В декабре Пулька добыл 5 зайцев и 1 волка, в январе - 8 зайцев, 2 волков и 2 лис, в феврале - 1 лису, 6 зайцев и 2 волков, в марте - 4 волков, 3 лис и 5 зайцев. Постройте диаграмму, показывающую, как изменялось из месяца в месяц количество добытых зверей.

Задание группе 5. Собираясь на пляж, веселые человечки решили запастись питьем. Незнайка взял с собой 2 литра кваса и 1 литр газировки. Пончик - 1 литр газировки и 3 литра малинового сиропа. Винтик и Шпунтик вместе взяли 3 литра кваса и 2 литра газировки, Торопыжка - 3 литра газировки, доктор Пилюлькин - 1 литр кваса и 1 литр касторки. Постройте диаграмму, показывающие количество закупленных напитков. На одной из них в качестве опорных точек возьмите виды напитков, на другой - человечков.

Задание группе 6. В 1985 г. в России зерновые культуры занимали 68,1 млн га, картофель и овощи - 4,4 млн га, кормовые культуры - 40,8 млн га, технические культуры - 5,1 млн га. Вся посевная площадь в 1985 г. составляла 119,1 млн га. В 1990 г. зерновые культуры занимали 63,1 млн га, картофель и овощи - 4 млн га, кормовые культуры - 44,6 млн га, технические культуры - 6,1 млн га, вся посевная площадь составляла 117,7 млн га. В 1995 г. зерновые культуры занимали 54,9 млн га, картофель и овощи ~ 4,3 млн га, кормовые культуры - 36,4 млн га, технические культуры - 6,5 млн га, вся посевная площадь составляла 102,1 млн га. Постройте диаграмму, для того чтобы проследить изменение посевных площадей каждой категории.

Приложение4.

Оценка группы___________________________


Критерии

Параметры

Выполнено

(2балла)

Выполнено частично

(1балла)

Не выполнено

(0 баллов)

1

Таблицы построены на основании данных текста

2

Тип диаграммы выбран правильно

3

Названия диаграмм выполнено

4

Диаграммы или графики построены

5

Подписи осей выполнены правильно


Группа_________________


Приложение 5.

Презентация «Диаграммы и графики» для совместного доступа

docs.google.com/presentation/d/1uQ1V43U3IuBSzfm8T_BLEEtp9CTYzVyyI_tWiO4P3Mc/edit?usp=sharing

Урок информатики в 7 классе по теме «Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин»


Приложение 6.

Тест «Диаграммы»

docs.google.com/forms/d/1f9QAaVcpM6pZE_2cH5f9G6WKobdz8Fay9C3xoS_hMXs/viewform

Урок информатики в 7 классе по теме «Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин»

1. Круговые диаграммы удобно использовать в тех случаях, когда нужно...

  1. представить соотношения между частями целого;

  2. рассмотреть в сравнении полученные данные.

2. Для сравнения нескольких величин в нескольких точках используют…

  1. Круговые диаграммы

  2. Столбчатые диаграммы

  3. График

3. Определите тип диаграммы:

Урок информатики в 7 классе по теме «Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин»

  1. Круговая диаграмма

  2. График - линия,

  3. Столбчатая диаграмма (гистограмма)

  4. Ярусная диаграмма

  5. Областная диаграмма (диаграмма площадей)

4. Определите тип диаграммы:

Урок информатики в 7 классе по теме «Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин»

  1. Круговая диаграмма

  2. График - линия,

  3. Столбчатая диаграмма (гистограмма)

  4. Ярусная диаграмма

  5. Областная диаграмма (диаграмма площадей)

5. Электронная таблица предназначена для:

  1. обработки преимущественно числовых данных, структурированных с помощью таблиц;

  2. упорядоченного хранения и обработки значительных массивов данных;

  3. визуализации структурных связей между данными, представленными в таблицах;

  4. редактирования графических представлений больших объемов информации.


Приложение 7.

Рефлексия

cacoo.com/diagrams/PFZyBsGgqt3U4Wnk


Урок информатики в 7 классе по теме «Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин»

© 2010-2022