- Преподавателю
- Информатика
- Примерная и рабочая программа «Информатика и ИКТ»
Примерная и рабочая программа «Информатика и ИКТ»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гончарова О.Н. |
Дата | 29.10.2012 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования Ростовской области
профессиональное училище №96
Рассмотрено и одобрено на заседании МК
естественнонаучного цикла
Протокол № ____ от «___» _________ 2012г
Председатель МК:
___________ Бурындина Т.А..
Утверждаю:
Директор ГБОУ НПО РО ПУ №96
_____________ Ганнова О.А.
Программа учебной дисциплины
Информатика ИКТ
по профессии
260807.01 Повар, кондитер
Ст. Каргинская
2012-2013 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО), по направлению подготовки 260807.01 Повар, кондитер.
Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Ростовской области профессиональное училище №96
Разработчик:
Гончарова О.Н. преподаватель II категории
-
Паспорт программы учебной дисциплины Информатика и ИКТ.
-
Область применения программы.
Программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» предназначена для изучения в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих по профессии НПО 260807.01 Повар, кондитер.
Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при освоении профессий социально-экономического профиля.
-
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
-
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен:
знать/понимать
-
различные подходы к определению понятия «информация»;
-
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
-
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
-
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
-
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
-
назначение и функции операционных систем;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь
-
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
распознавать информационные процессы в различных системах;
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
-
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
-
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
-
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
-
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
-
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
-
автоматизации коммуникационной деятельности;
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 135 часа, в том числе:
обязательная аудиторная нагрузка обучающегося - 90 часов;
самостоятельная работа обучающегося - 45 часа.
-
Структура и примерно содержание учебной дисциплины.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
135
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
90
практикум
62
контрольные работы
2
самостоятельная работа учащегося
45
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика и ИКТ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практикумы, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень усвоения
Введение.
Роль информационной деятельности в современной обществе: экономической, социальной, культурной, образовательных сферах.
1
Тема 1: Информационная деятельность человека.
Содержание учебного материала:
1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
2. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
8
2
Практикум:
-
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с ними.
-
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности (специальное ПО, порталы, БД).
-
Правовые нормы информационной деятельности. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Инсталляция программного обеспечения.
-
Обзор профессионального образования в социально-экономической деятельности, его лицензионное использование и регламенты обновления (информационные системы бухгалтерского учета, юридические базы данных).
5
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Основные этапы развития информационного общества
2. Правовые нормы, относящиеся к информации.
3. Правонарушения в информационной сфере и меры их предупреждения
5
Тема 2. Информация и информационные процессы.
Содержание учебного материала:
1. Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов.
2. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.
3. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.
4. Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.
5. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
6. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.
7. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности.
23
2
Практикум:
-
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической информации.
-
Дискретное (цифровое) представление звуковой информации и видеоинформации.
-
Программный принцип работы компьютера.
-
Примеры компьютерных моделей различных процессов.
-
Переход от неформального описания к формальному.
-
Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели.
-
Создание архива данных. Извлечение данных из архива.
-
Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем.
-
Учет объемов файлов при их хранении, передаче.
-
Запись информации на компакт-диски различных видов Организация информации на компакт-диске с интерактивным меню.
-
Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.
-
Поисковые системы.
-
Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет.
-
Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.
-
АСУ различного назначения, примеры их использования. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в социально-экономической сфере деятельности.
16
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Принципы обработки информации компьютером.
2. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях.
3.Поиск информации с использованием компьютера.
4. Передача информации между компьютерами.
5. Управление процессами.
8
Тема 3: Средства информационных и коммуникационных технологий.
Содержание учебного материала:
-
Архитектура компьютеров.
-
Основные характеристики компьютеров.
-
Многообразие компьютеров.
-
Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.
-
Виды программного обеспечения компьютеров.
-
Виды программного обеспечения компьютеров.
-
Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях (2 час.).
-
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.
25
2
Практикум:
-
Операционная система.
-
Графический интерфейс пользователя. (2 часа)
-
Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях.
-
Программное обеспечение внешних устройств. (2 часа)
-
Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка. (2 часа)
-
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности.
-
Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети. (2 часа).
-
Защита информации, антивирусная защита. (2 часа)
-
Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.
-
Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. (2 часа)
17
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Архитектура компьютеров.
-
Объединение компьютеров в локальную сеть.
-
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.
10
Контрольная работа:
По темам №1 Информационная деятельность человека и №2 Информация и информационные процессы. Тема №3. Средства информационных и коммуникационных технологий.
1
2
Тема 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
Содержание учебного материала:
1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
2. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
3. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
4. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.
17
2
Практикум:
-
Программы-переводчики. Возможности систем распознавания текстов.
-
Гипертекстовое представление информации.
-
Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей). Использование систем проверки орфографии и грамматики.
-
Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных, графическая обработка статистических таблиц.
-
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
-
Системы статистического учета (статистическая обработка социальных исследований). Средства графического представления статистических данных - деловая графика. Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики.
-
Формирование запросов для работы в сети Интернет с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов, образовательные специализированные порталы.
-
Организация баз данных. Заполнение полей баз данных. Возможности систем управления базами данных. Формирование запросов для поиска и сортировки информации в базе данных.
-
Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов.
-
Средства компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования.
13
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Автоматизация информационных процессов.
-
Издательские системы.
-
Назначение и основные функции электронных таблиц.
-
Табличный процессор MS Excel.
-
Работа в MS Exсel.
-
Понятие баз данных.
-
База данных.
-
Работа в MS Power Point.
-
Работа в Windows Movie Make.
11
Тема 5. Телекоммуникационные технологии
Содержание учебного материала:
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.
Методы и средства создания и сопровождения сайта.
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония. Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности (система электронных билетов, банковские расчеты, регистрация автотранспорта, электронное голосование, система медицинского страхования, дистанционное обучение и тестирование, сетевые конференции и форумы и пр.).
16
2
Практикум:
-
Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.
-
Методы и средства создания и сопровождения сайта.
-
Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения.
-
Участие в он-лайн конференции, анкетировании, конкурсе, олимпиаде или тестировании.
-
Участие в он-лайн конференции, анкетировании, конкурсе, олимпиаде или тестировании.
11
Самостоятельная работа обучающихся:
Адресация в интернете
Информационные ресурсы
Информационные технологии
Протокол передачи данных.
Основы языка разметки гипертекста HTML
Разработка WEB-сайтов
Сетевые информационные системы.
Поиск информации в компьютерных сетях.
Этика сетевого общения.
Работа с программой удаленного доступа.
Электронная переписка
Телеконференция
11
Зачет:
Информационная деятельность человека. Информация и информационные процессы. Средства информационных и коммуникационных технологий. Технология создания и преобразования инф объектов. Телекоммуникационные технологии.
1
2
-
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- инструкции по технике безопасности, правила поведения в компьютерной классе.
-руководства по выполнению практикумов.
Аппаратные средства
-
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
-
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
-
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную студентами или преподавателем. Для многих применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
-
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими учебными заведениями.
-
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего компьютерного кабинета.
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
-
Устройства создания графической информации (графический планшет) - используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
-
Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) - позволяют студентам создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
-
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи студента.
-
Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) - позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
-
Управляемые компьютером устройства - дают возможность студентам освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
-
Операционная система.
-
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор.
-
Клавиатурный тренажер.
-
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
-
Звуковой редактор.
-
Простая система управления базами данных.
-
Простая геоинформационная система.
-
Система автоматизированного проектирования.
-
Виртуальные компьютерные лаборатории.
-
Программа-переводчик.
-
Система оптического распознавания текста.
-
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
-
Система программирования.
-
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
-
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
-
Программа интерактивного общения
-
Простой редактор Web-страниц
-
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен:
знать/понимать
-
различные подходы к определению понятия «информация»;
-
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
-
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
-
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
-
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
-
назначение и функции операционных систем;
уметь
-
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
распознавать информационные процессы в различных системах;
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
-
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
-
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
-
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
-
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
-
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся по школьному курсу информатики; выявление мотивации к изучению нового материала.
3. Текущий контроль в форме:
- защиты практических занятий;
- тестирования;
- домашней работы;
- отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление пособия, презентации /буклета, информационное сообщение, реферат, доклад).
4. Рубежный контроль по темам «Информация и информационные процессы», «Технологии создания и преобразования информационных объектов».
5. Итоговая аттестация в форме зачета.