Примерная и рабочая программа «Информатика и ИКТ»

Архив «Примерная и рабочая программа Информатика и ИКТ» содержит в себе: Примерную программу, Рабочую программу и перспективно-тематический план по предмету Информатика и ИКТ. Данные документы разработаны на основе нового федерального государственного образовательного стандарта и примерной примерной программе Информатика и ИКТ по специальности естественнонаучного профиля 260807.01 Повар-кондитер. Программа рассчитана на 135 часов максимальной нагрузки из них 90 часов аудиторная нагрузка (26 часо...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области


государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования Ростовской области

профессиональное училище №96

Рассмотрено и одобрено на заседании МК

естественнонаучного цикла

Протокол № ____ от «___» _________ 2012г

Председатель МК:

___________ Бурындина Т.А..

Утверждаю:

Директор ГБОУ НПО РО ПУ №96

_____________ Ганнова О.А.













Программа учебной дисциплины


Информатика ИКТ


по профессии

260807.01 Повар, кондитер














Ст. Каргинская

2012-2013 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО), по направлению подготовки 260807.01 Повар, кондитер.

Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Ростовской области профессиональное училище №96

Разработчик:

Гончарова О.Н. преподаватель II категории












  1. Паспорт программы учебной дисциплины Информатика и ИКТ.


  1. Область применения программы.

Программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» предназначена для изучения в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих по профессии НПО 260807.01 Повар, кондитер.

Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при освоении профессий социально-экономического профиля.


  1. Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

  2. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен:

знать/понимать

  • различные подходы к определению понятия «информация»;

  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;

  • назначение и функции операционных систем;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

уметь

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося - 135 часа, в том числе:

обязательная аудиторная нагрузка обучающегося - 90 часов;

самостоятельная работа обучающегося - 45 часа.


  1. Структура и примерно содержание учебной дисциплины.

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

135

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

90

практикум

62

контрольные работы

2

самостоятельная работа учащегося

45



2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика и ИКТ



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практикумы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень усвоения

Введение.

Роль информационной деятельности в современной обществе: экономической, социальной, культурной, образовательных сферах.

1


Тема 1: Информационная деятельность человека.

Содержание учебного материала:

1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

2. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.

8

2

Практикум:

  1. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с ними.

  2. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности (специальное ПО, порталы, БД).

  3. Правовые нормы информационной деятельности. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Инсталляция программного обеспечения.

  4. Обзор профессионального образования в социально-экономической деятельности, его лицензионное использование и регламенты обновления (информационные системы бухгалтерского учета, юридические базы данных).

5


Самостоятельная работа обучающихся:

1. Основные этапы развития информационного общества

2. Правовые нормы, относящиеся к информации.

3. Правонарушения в информационной сфере и меры их предупреждения

5


Тема 2. Информация и информационные процессы.

Содержание учебного материала:

1. Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов.

2. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.

3. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.

4. Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.

5. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.

6. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.

7. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности.

23

2

Практикум:

  1. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической информации.

  2. Дискретное (цифровое) представление звуковой информации и видеоинформации.

  3. Программный принцип работы компьютера.

  4. Примеры компьютерных моделей различных процессов.

  5. Переход от неформального описания к формальному.

  6. Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели.

  7. Создание архива данных. Извлечение данных из архива.

  8. Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем.

  9. Учет объемов файлов при их хранении, передаче.

  10. Запись информации на компакт-диски различных видов Организация информации на компакт-диске с интерактивным меню.

  11. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.

  12. Поисковые системы.

  13. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет.

  14. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.

  15. АСУ различного назначения, примеры их использования. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в социально-экономической сфере деятельности.

16


Самостоятельная работа обучающихся:

1. Принципы обработки информации компьютером.

2. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях.

3.Поиск информации с использованием компьютера.

4. Передача информации между компьютерами.

5. Управление процессами.

8


Тема 3: Средства информационных и коммуникационных технологий.

Содержание учебного материала:

  1. Архитектура компьютеров.

  2. Основные характеристики компьютеров.

  3. Многообразие компьютеров.

  4. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.

  5. Виды программного обеспечения компьютеров.

  6. Виды программного обеспечения компьютеров.

  7. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях (2 час.).

  8. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.

25

2

Практикум:

  1. Операционная система.

  2. Графический интерфейс пользователя. (2 часа)

  3. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях.

  4. Программное обеспечение внешних устройств. (2 часа)

  5. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка. (2 часа)

  6. Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности.

  7. Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети. (2 часа).

  8. Защита информации, антивирусная защита. (2 часа)

  9. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.

  10. Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. (2 часа)

17


Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Архитектура компьютеров.

  2. Объединение компьютеров в локальную сеть.

  3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.

10


Контрольная работа:

По темам №1 Информационная деятельность человека и №2 Информация и информационные процессы. Тема №3. Средства информационных и коммуникационных технологий.

1

2

Тема 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

Содержание учебного материала:

1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

2. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

3. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

4. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.

17

2

Практикум:

  1. Программы-переводчики. Возможности систем распознавания текстов.

  2. Гипертекстовое представление информации.

  3. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей). Использование систем проверки орфографии и грамматики.

  4. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных, графическая обработка статистических таблиц.

  5. Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

  6. Системы статистического учета (статистическая обработка социальных исследований). Средства графического представления статистических данных - деловая графика. Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики.

  7. Формирование запросов для работы в сети Интернет с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов, образовательные специализированные порталы.

  8. Организация баз данных. Заполнение полей баз данных. Возможности систем управления базами данных. Формирование запросов для поиска и сортировки информации в базе данных.

  9. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов.

  10. Средства компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования.

13


Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Автоматизация информационных процессов.

  2. Издательские системы.

  3. Назначение и основные функции электронных таблиц.

  4. Табличный процессор MS Excel.

  5. Работа в MS Exсel.

  6. Понятие баз данных.

  7. База данных.

  8. Работа в MS Power Point.

  9. Работа в Windows Movie Make.

11


Тема 5. Телекоммуникационные технологии

Содержание учебного материала:

Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

Методы и средства создания и сопровождения сайта.

Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония. Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности (система электронных билетов, банковские расчеты, регистрация автотранспорта, электронное голосование, система медицинского страхования, дистанционное обучение и тестирование, сетевые конференции и форумы и пр.).

16

2

Практикум:

  1. Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.

  2. Методы и средства создания и сопровождения сайта.

  3. Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения.

  4. Участие в он-лайн конференции, анкетировании, конкурсе, олимпиаде или тестировании.

  5. Участие в он-лайн конференции, анкетировании, конкурсе, олимпиаде или тестировании.

11


Самостоятельная работа обучающихся:

Адресация в интернете

Информационные ресурсы

Информационные технологии

Протокол передачи данных.

Основы языка разметки гипертекста HTML

Разработка WEB-сайтов

Сетевые информационные системы.

Поиск информации в компьютерных сетях.

Этика сетевого общения.

Работа с программой удаленного доступа.

Электронная переписка

Телеконференция

11


Зачет:

Информационная деятельность человека. Информация и информационные процессы. Средства информационных и коммуникационных технологий. Технология создания и преобразования инф объектов. Телекоммуникационные технологии.

1

2

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- инструкции по технике безопасности, правила поведения в компьютерной классе.

-руководства по выполнению практикумов.

Аппаратные средства

  • Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную студентами или преподавателем. Для многих применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими учебными заведениями.

  • Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего компьютерного кабинета.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

  • Устройства создания графической информации (графический планшет) - используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.

  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) - позволяют студентам создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи студента.

  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) - позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.

  • Управляемые компьютером устройства - дают возможность студентам освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Звуковой редактор.

  • Простая система управления базами данных.

  • Простая геоинформационная система.

  • Система автоматизированного проектирования.

  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения

  • Простой редактор Web-страниц


  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен:

знать/понимать

  • различные подходы к определению понятия «информация»;

  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся по школьному курсу информатики; выявление мотивации к изучению нового материала.

3. Текущий контроль в форме:

- защиты практических занятий;

- тестирования;

- домашней работы;

- отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление пособия, презентации /буклета, информационное сообщение, реферат, доклад).

4. Рубежный контроль по темам «Информация и информационные процессы», «Технологии создания и преобразования информационных объектов».

5. Итоговая аттестация в форме зачета.




© 2010-2018