Алгоритмическая структура ветвления. Условный оператор

Представляю конспект урока и презентацию в 9 классе "Алгоритмическая структура "ветвления".Условный оператор." Цель урока: Формирование навыков решения задач с использованием условного оператора. Задачи урока: Рассмотреть понятие алгоритма ветвления, виды его конструкций и соответствующие им команды на языке программирования Pascal. Развить алгоритмическое мышление. Воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи.   Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Алгоритмическая структура «ветвление». Условный оператор.

Учитель информатики: Жданов С.Н., МАОУ Новотарманская СОШ

Цель урока: Формирование навыков решения задач с использованием условного оператора.

Задачи урока:

  1. Рассмотреть понятие алгоритма ветвления, виды его конструкций и соответствующие им команды на языке программирования Pascal.

  2. Развить алгоритмическое мышление.

  3. Воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение и актуализация.

  3. Освоение нового материала.

  4. Закрепление нового материала.

  5. Компьютерный тест.

  6. Итог урока.

  7. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Вопросы для повторения. (слайд 2)

Ребята, какие типы алгоритмических структур вам известны? (Следование, ветвление и циклические алгоритмы.) .

На прошлых уроках мы с вами разбирали … (линейные алгоритмы), но в жизни часто приходится принимать решения в зависимости от сложившихся ситуаций.

Если на улице пасмурно и вот-вот пойдет дождь, мы одеваемся соответственно погоде и берем с собой зонт, а если жарко, идем в легкой одежде. Бывают и более сложные ситуации, когда в зависимости от того или иного условия, делается определенный выбор.

Как вы думаете, какие типы алгоритмических структур мы сегодня будем разбирать

(ветвление)?

3. Объяснение нового материала. (слайд 3)

Форма организации действий, при которых в зависимости от выполнения некоторого условия происходит одна или другая последовательность действий, называется ветвлением.

На языке программирования Pascal ветвление кодируется с использованием условного оператора if then else.

Формы условного перехода. (слайд 4)

Имеется кнопка для перехода со слайда 4 на слайд 7.

1) Полная форма (слайд 5)

Приводится блок-схема полной формы условного оператора.

if <условие> then <оператор 1> else <оператор 2>;

2) Неполная форма (слайд 6)

Приводится блок-схема неполной формы условного оператора.

if <условие> then <оператор>;

Операторы 1 и 2 могут быть простыми или составными.

Если условие принимает значение true (истина), то выполняется оператор 1, если - false (ложь), то оператор 2.

Рассмотрим, что из себя представляет «условие». (слайд 7)

простое составное

операции отношений логические операции

= равно not не

< меньше and и

> больше or или

<= меньше или равно

>= больше или равно

<> не равно

Примеры: 1) if (n>0) then n:=n+2;

2) if (n<0) and (n<>-3) then n:=n+1;

4. Закрепление изученного материала. (слайды 8 - 9)

I. Какое значение будет иметь переменная d после выполнения следующих операторов:

1) a:=3;

b:=2;

if (a>b) then d:=a else d:=b;

Ответ: 3

2) a:=-3;

b:=2;

if (a>b) then d:=a else d:=b;

Ответ: 2

3) a:=2;

b:=3;

d:=5;

if (a>b) then d:=a else

begin

d:=b;

d:=d+a;

end;

Ответ: 5

II. Составить блок-схему и текст программы для решения следующих задач: (слайд 10)

1) Даны два целых числа. Найти наименьшее из них. (слайд 11)

Блок-схема появляется пошагово щелчком мыши на слайде 13, а на слайде 14 также пошагово появляется и текст программы.

2) Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 30, в противном случае прибавить к нему 70. (слайд 12)

3) Ввести целое число и определить четное оно или нет. (слайд 13)

5. Выполнение компьютерного теста. (слайд 14)

Мультимедийный тест по информатике "Язык программирования Pascal" (Переменные: тип, имя, значение. Оператор присваивания. Условный оператор»)

Компьютерный тест из 15 вопросов создан в программе Microsoft PowerPoint с использованием Visual Basic for Applications (VBA). Тест дает возможность выявить результаты усвоения учащимися таких тем, как «Переменные: тип, имя, значение. Оператор присваивания. Условный оператор» при изучении языка программирования Pascal. Задания теста с выбором одного верного ответа и с автоматическим выставлением оценок.

6. Итог урока.

7. Задачи для самостоятельного решения (слайд 15)

Задачи задаются в качестве домашнего задания. Необходимо начертить блок-схемы и написать тексты программ к предложенным задачам.

1) Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на 2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 1,5 раза и вывести на экран.

2) Ввести число. Если оно четное, разделить его на 4, в противном случае умножить на 5.

3) Даны целые числа m, n. Если числа не равны, то заменить каждое из них одним и тем же числом, равным большему из исходных, а если равны, то заменить числа нулями.

Спользованная литература (слайд 16):

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  • Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Задачник-практикум в 2 т.: Том 1. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  • Рисунки из коллекции Microsoft Office.

© 2010-2022