Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями

Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями.   Дети с ограниченными возможностями здоровья – неоднородная по составу группа школьников. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, оп...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями.


Дети с ограниченными возможностями здоровья - неоднородная по составу группа школьников.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Состав группы школьников с ОВЗ в настоящее время явно меняется, при этом выделяются два взаимосвязанных процесса. Одной из ведущих современных тенденций является рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания, что невозможно не учитывать при создании специального государственного стандарта общего образования. В его разработке должны быть представлены варианты, предусматривающие значительно более низкие, в сравнении со здоровыми сверстниками, уровни образования.

Вместе с тем, наряду с «утяжелением» состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.

Дети с ОВЗ - это дети с особыми образовательными потребностями.

Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений.

Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Соотношение обучения и развития


Этот вопрос занимал многих видных психологов. В основу разработки новой дидактической системы были положены теоретические взгляды известного психолога JI.C. Выготского. Он критиковал взгляды тех психологов, которые считали, что обучение должно ориентироваться на уже созревшие особенности детского мышления (традиционное обучение Ж.Плаже)-это есть, утверждал Л.Выготский, ориентация на линию наименьшего сопротивления, на слабость ребёнка, а не на силу, что обучение должно идти впереди развития.

Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка. Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития; только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни все процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития.

Чтобы обучение вызвало самодвижение, оно должно ориентироваться на те психические функции, которые ещё не созрели, т.е. на зону ближайшего развития. Само понятие зона ближайшего развития состоит в том, что на определённом этапе своего развития ребёнок может решить некоторый круг задач под руководством взрослых или в сотрудничестве с более умными товарищами, а не самостоятельно. Развитие именно из сотрудничества.

Термин "сотрудничество" определяет характер помощи, которую следует оказывать ребёнку при затруднении, эта помощь не прямая подсказка, как выполнить то или иное задание, а организация совместного поиска, при котором ребёнок напрягает свой ум в совместной деятельности со взрослым или с товарищем. Даже при минимальном участии в совместной деятельности он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, раз от разу накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Именно такая опора на зону ближайшего развития помогает раскрыться имеющимся у него потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы. Это и вызвало необходимость построения нового обучения, которое основывается не только на умственном развитии, но и на нравственном развитии.

В центре внимания при обучении по новой системе находится растущая личность младшего школьника. Развитие детей в данной системе понимается не в узком смысле как развитие отдельных сторон внимания, памяти, воображения и т.п., а как общее развитие личности.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ. Такой потребностью являются занимательные формы обучения.

• ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

• использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения.


© 2010-2022