Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

"Описание материала: "Урок "объяснения "нового "материала "по "теме »"Таблицы "истинности» "при "изучении "темы »"Логика» "в "10 "классе.  "Урок "выстраивается "на "основе "личностно-"ориентированной "технологии.  "План "урока "строился "в "соответствии "с "требованиями "традиционного "урока.  "При "этом "использовались "различные "инновационные "методы "такие "как, "проблемные "вопросы "и "задания "исследовательского "характера. "Основная "учебная "цель "урока -"изучить "и "закрепить "алгоритм ...
Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок: Таблицы истинности

Класс: 10

Цели:

  1. Учебная - изучить и закрепить алгоритм построения таблиц истинности.

  2. Развивающая - развивать логическое мышление, умение анализировать и синтезировать полученные знания.

  3. Воспитательная - развивать познавательный интерес, воспитывать уверенность в себе.

Необходимое оборудование:

  1. Компьютер, медиапроектор, экран, доска.

  2. Карточки-задания для групповой работы

  3. Раздаточный материал «Таблицы истинности»

  4. Цветные карандаши

  5. «Пять»

Актуализация

  • Здравствуйте! При первой встрече люди говорят чаще именно об этом. И об этом мы начнем свой разговор сегодня на уроке.

  • Песня и слайды «У природы нет плохой погоды»

  • О чем же мы будем с Вами говорить? Конечно, о погоде. А логично ли говорить на уроках информатики о погоде?

  • Как Вам погода сегодня? А как Вы думаете, какая погода будет завтра?

  • Все люди практически каждый день слушают прогноз погоды, но он часто не оправдывается. Наверное потому, что синоптики очень загадочные люди.

  • Как Вы думаете, логично ли об этом говорить на уроке информатики?

Новая тема

  • Вот и у меня есть знакомый синоптик, который по секрету, рассказал мне прогноз погоды на завтра: Неправда, что если завтра будет снег, то будет ветер.

  • Как Вы думаете, какая погода будет завтра? Определить трудно. И сегодня разобраться в этом нам поможет наука математическая логика, а именно построение таблиц истинности.

  • Что такое истина? В философии истина - понятие, обозначающее качественную характеристику мысли либо суждения, которая позволяет считать их знанием. Оказывается с помощью таблиц истинности можно решать сложные логические задачи на уроках информатики и на ЕГЭ, но самое главное они помогают убеждаться в том, что истина не всегда то, что нам кажется.

  • А теперь давайте вернемся к нашему сложному высказыванию и выделим в нем простые (повествовательные предложения, про которые можно сказать истинные они или ложные).

  • С помощью основных логических операций составим логическую функцию (можно разбить ее на части) (Приложение 1).

  • А теперь, как Вы думаете, логично ли говорить о погоде на уроках информатики?

  • А теперь наша задача состоит в том, чтобы определить при каких значениях простых высказываний значение функции будет равно 1 (т.е. будет истинным).

  • Найдем значение функции, если все простые высказывания - ложные, т.е. значения логических переменных равны 0.

  • Как Вы думаете, сколько наборов исходных данных нам нужно просчитать?

  • Это действительно 8 наборов, и мы должны вычислить значение функции для каждого набора. Работа предстоит очень трудоемкая и кропотливая, но поскольку все математики люди ленивые, они всегда ищут более легкие пути, рациональные решения, поэтому и мы с Вами пойдем легким путем.

  • Итак, тема нашего урока «Таблицы истинности».

  • Таблица истинности определяет истинность или ложность логической функции при всех возможных комбинациях исходных значений простых высказываний (логических переменных).

  • Алгоритм построения таблицы истинности (Приложение 2).

  • Приоритет операций (Приложение 2)

  • А теперь давайте построим таблицу истинности для нашей логической функции (Приложение 1).

  • Проанализировав ответ, получили: завтра будет снег и без ветра.

Закрепление

  • построение таблицы истинности по выражению задания 2 (более слабые - 1 у доски) (Приложение 1).

  • «Итог урока» (Приложение 3) - работа по группам

Подведение итогов урока.

  • Помогают ли таблицы истинности в поиске истины?

Домашнее задание

  • «Оценка за домашнее задание» (Приложение 1).

Рефлексия

Да

Нет

«Я»

Узнал больше, чем знал

Делал ошибки

«МЫ»

Мне помогали одноклассники

Мне помогал учитель

Я помогал одноклассникам

«ДЕЛО»

Выполнил полностью задание

Приложение 1


Задание 1 «ПРОГНОЗ НА ЗАВТРА»

Неправда, что если завтра будет снег, то будет ветер.

А - Завтра будет снег

В - Завтра будет ветрено

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

А

В

1

2

0

0

1

0

0

1

1

0

1

0

0

1

1

1

1

0

Вывод: завтра будет снег и не будет ветра.

Задание 2. «Таблица истинности»

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности».

Составьте для этого выражения таблицу истинности.

А

В

1

2

3

0

0

1

0

0

0

1

1

1

1

1

0

0

0

1

1

1

0

0

1

Задание 3. «ОЦЕНКА ЗА УРОК»

Работая в группе, по карточкам для логических функций составить таблицы истинности и выбрать букву, которая соответствует последнему столбику в таблице. Из полученных букв составить слово - результат нашего урока.

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

0

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

1

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

0

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

1

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

0

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

1

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

1

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

1

1

0

1

1

0

1

0

0

0

1

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

0

1

1

1

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

1

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

1

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

1

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

0

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

1

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

1

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

1

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

1

1

1

0

0

0

0

1

1

1

0

0

1

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

0

0

Задание 4. «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»

Неверно, что если я был на уроке, то не выполнил домашнее задание. Но если я был на уроке и выполнил домашнее задание, то я получу «5».

А - Я был сегодня на уроке

В - Я выполнил все задания

С - Я получу «5»

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»


Приложение 2


Алгоритм построения таблицы истинности

  1. Определить количество переменных в логической функции (К).

  2. Определить количество логических операций и их порядок (L).

  3. Определить количество строк в таблице (2К+1).

  4. Определить количество столбиков в таблице (К+L).

  5. Заполнить первую строку именами переменных и номерами действий.

  6. Записать в таблицу все возможные значения переменных.

  7. Определить значения каждой логической операции и занести их в таблицу.

  8. Подчеркнуть значения переменных, для которых итоговое значение логической функции равно 1.

ИНВЕРСИЯ (отрицание: Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»)

В естественном языке: не; неверно, что; неправда, что.

А

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

0

1

1

0

КОНЪЮНКЦИЯ

(логическое умножение: Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности» &)

В естественном языке: и, а, но.

А

В

А&В

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1

ДИЗЪЮНКЦИЯ

(логическое сложение: Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»)

В естественном языке: или, либо.

А

В

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

0

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1

ИМПЛИКАЦИЯ (следование: Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»)

В естественном языке: если, то.

А

В

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

0

0

1

0

1

1

1

0

0

1

1

1

ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ

(равнозначность: Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»)

В естественном языке: тогда, и только тогда.

А

В

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

0

0

1

0

1

0

1

0

0

1

1

1


Приложение 3

Инструкционные карты к уроку по вариантам

ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ

1. Неправда, что если завтра будет снег, то будет ветер.

1

2

3

4





ВЫВОД: _____________________________________________

2. Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности».

Составьте для этого выражения таблицу истинности.

А

В

1

2

3

3

3

3

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

1

3. Работая в группе, по карточкам для логических функций составить таблицы истинности и выбрать букву, которая соответствует последнему столбику в таблице. Из полученных букв составить слово - результат нашего урока.

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

0

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

1

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

0

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

1

1

0

1

1

0

1

0

0

0

0

1

1

А

В

1

2

3

3

3

3

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

1

4. Домашнее задание: Неверно, что если я был на уроке, то не выполнил домашнее задание. Но если я был на уроке и выполнил домашнее задание, то я получу «5».

ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ

1. Неправда, что если завтра будет снег, то будет ветер.


1

2

3

4





ВЫВОД: _____________________________________________

2. Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности».

Составьте для этого выражения таблицу истинности.

А

В

1

2

3

3

3

3

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

1

3. Работая в группе, по карточкам для логических функций составить таблицы истинности и выбрать букву, которая соответствует последнему столбику в таблице. Из полученных букв составить слово - результат нашего урока.

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

0

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

1

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

1

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

1

0

1

0

0

0

1

0

1

0

1

1

1

А

В

1

2

3

3

3

3

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

1

4. Домашнее задание: Неверно, что если я был на уроке, то не выполнил домашнее задание. Но если я был на уроке и выполнил домашнее задание, то я получу «5».

ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ

1. Неправда, что если завтра будет снег, то будет ветер.


1

2

3

4





ВЫВОД: _____________________________________________

2. Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности».

Составьте для этого выражения таблицу истинности.

А

В

1

2

3

3

3

3

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

1

3. Работая в группе, по карточкам для логических функций составить таблицы истинности и выбрать букву, которая соответствует последнему столбику в таблице. Из полученных букв составить слово - результат нашего урока.

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

1

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

1

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

1

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

0

1

1

0

0

1

0

0

1

1

0

0

1

А

В

1

2

3

3

3

3

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

1

4. Домашнее задание: Неверно, что если я был на уроке, то не выполнил домашнее задание. Но если я был на уроке и выполнил домашнее задание, то я получу «5».

ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ

1. Неправда, что если завтра будет снег, то будет ветер.


1

2

3

4





ВЫВОД: _____________________________________________

2. Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности».

Составьте для этого выражения таблицу истинности.

А

В

1

2

3

3

3

3

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

1

3. Работая в группе, по карточкам для логических функций составить таблицы истинности и выбрать букву, которая соответствует последнему столбику в таблице. Из полученных букв составить слово - результат нашего урока.

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

1

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

1

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

1

Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»

1

0

0

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

А

В

1

2

3

3

3

3

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

1

4. Домашнее задание: Неверно, что если я был на уроке, то не выполнил домашнее задание. Но если я был на уроке и выполнил домашнее задание, то я получу «5».

© 2010-2022