- Преподавателю
- Информатика
- Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»
Конспект урока по информатике для 10 класса «Таблицы истинности»
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гурина Т.В. |
Дата | 31.12.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок: Таблицы истинности
Класс: 10
Цели:
-
Учебная - изучить и закрепить алгоритм построения таблиц истинности.
-
Развивающая - развивать логическое мышление, умение анализировать и синтезировать полученные знания.
-
Воспитательная - развивать познавательный интерес, воспитывать уверенность в себе.
Необходимое оборудование:
-
Компьютер, медиапроектор, экран, доска.
-
Карточки-задания для групповой работы
-
Раздаточный материал «Таблицы истинности»
-
Цветные карандаши
-
«Пять»
Актуализация
-
Здравствуйте! При первой встрече люди говорят чаще именно об этом. И об этом мы начнем свой разговор сегодня на уроке.
-
Песня и слайды «У природы нет плохой погоды»
-
О чем же мы будем с Вами говорить? Конечно, о погоде. А логично ли говорить на уроках информатики о погоде?
-
Как Вам погода сегодня? А как Вы думаете, какая погода будет завтра?
-
Все люди практически каждый день слушают прогноз погоды, но он часто не оправдывается. Наверное потому, что синоптики очень загадочные люди.
-
Как Вы думаете, логично ли об этом говорить на уроке информатики?
Новая тема
-
Вот и у меня есть знакомый синоптик, который по секрету, рассказал мне прогноз погоды на завтра: Неправда, что если завтра будет снег, то будет ветер.
-
Как Вы думаете, какая погода будет завтра? Определить трудно. И сегодня разобраться в этом нам поможет наука математическая логика, а именно построение таблиц истинности.
-
Что такое истина? В философии истина - понятие, обозначающее качественную характеристику мысли либо суждения, которая позволяет считать их знанием. Оказывается с помощью таблиц истинности можно решать сложные логические задачи на уроках информатики и на ЕГЭ, но самое главное они помогают убеждаться в том, что истина не всегда то, что нам кажется.
-
А теперь давайте вернемся к нашему сложному высказыванию и выделим в нем простые (повествовательные предложения, про которые можно сказать истинные они или ложные).
-
С помощью основных логических операций составим логическую функцию (можно разбить ее на части) (Приложение 1).
-
А теперь, как Вы думаете, логично ли говорить о погоде на уроках информатики?
-
А теперь наша задача состоит в том, чтобы определить при каких значениях простых высказываний значение функции будет равно 1 (т.е. будет истинным).
-
Найдем значение функции, если все простые высказывания - ложные, т.е. значения логических переменных равны 0.
-
Как Вы думаете, сколько наборов исходных данных нам нужно просчитать?
-
Это действительно 8 наборов, и мы должны вычислить значение функции для каждого набора. Работа предстоит очень трудоемкая и кропотливая, но поскольку все математики люди ленивые, они всегда ищут более легкие пути, рациональные решения, поэтому и мы с Вами пойдем легким путем.
-
Итак, тема нашего урока «Таблицы истинности».
-
Таблица истинности определяет истинность или ложность логической функции при всех возможных комбинациях исходных значений простых высказываний (логических переменных).
-
Алгоритм построения таблицы истинности (Приложение 2).
-
Приоритет операций (Приложение 2)
-
А теперь давайте построим таблицу истинности для нашей логической функции (Приложение 1).
-
Проанализировав ответ, получили: завтра будет снег и без ветра.
Закрепление
-
построение таблицы истинности по выражению задания 2 (более слабые - 1 у доски) (Приложение 1).
-
«Итог урока» (Приложение 3) - работа по группам
Подведение итогов урока.
-
Помогают ли таблицы истинности в поиске истины?
Домашнее задание
-
«Оценка за домашнее задание» (Приложение 1).
Рефлексия
Да
Нет
«Я»
Узнал больше, чем знал
Делал ошибки
«МЫ»
Мне помогали одноклассники
Мне помогал учитель
Я помогал одноклассникам
«ДЕЛО»
Выполнил полностью задание
Приложение 1
Задание 1 «ПРОГНОЗ НА ЗАВТРА»
Неправда, что если завтра будет снег, то будет ветер.
А - Завтра будет снег
В - Завтра будет ветрено
А
В
1
2
0
0
1
0
0
1
1
0
1
0
0
1
1
1
1
0
Вывод: завтра будет снег и не будет ветра.
Задание 2. «Таблица истинности»
.
Составьте для этого выражения таблицу истинности.
А
В
1
2
3
0
0
1
0
0
0
1
1
1
1
1
0
0
0
1
1
1
0
0
1
Задание 3. «ОЦЕНКА ЗА УРОК»
Работая в группе, по карточкам для логических функций составить таблицы истинности и выбрать букву, которая соответствует последнему столбику в таблице. Из полученных букв составить слово - результат нашего урока.
0
1
0
1
0
1
1
1
1
0
1
1
0
1
0
0
0
1
0
0
0
1
0
1
0
0
1
1
0
1
1
1
1
1
1
0
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
1
1
0
0
1
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
0
0
Задание 4. «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»
Неверно, что если я был на уроке, то не выполнил домашнее задание. Но если я был на уроке и выполнил домашнее задание, то я получу «5».
А - Я был сегодня на уроке
В - Я выполнил все задания
С - Я получу «5»
Приложение 2
Алгоритм построения таблицы истинности
-
Определить количество переменных в логической функции (К).
-
Определить количество логических операций и их порядок (L).
-
Определить количество строк в таблице (2К+1).
-
Определить количество столбиков в таблице (К+L).
-
Заполнить первую строку именами переменных и номерами действий.
-
Записать в таблицу все возможные значения переменных.
-
Определить значения каждой логической операции и занести их в таблицу.
-
Подчеркнуть значения переменных, для которых итоговое значение логической функции равно 1.
ИНВЕРСИЯ (отрицание: )
В естественном языке: не; неверно, что; неправда, что.
А
0
1
1
0
КОНЪЮНКЦИЯ
(логическое умножение: &)
В естественном языке: и, а, но.
А
В
А&В
0
0
0
0
1
0
1
0
0
1
1
1
ДИЗЪЮНКЦИЯ
(логическое сложение: )
В естественном языке: или, либо.
А
В
0
0
0
0
1
1
1
0
1
1
1
1
ИМПЛИКАЦИЯ (следование: )
В естественном языке: если, то.
А
В
0
0
1
0
1
1
1
0
0
1
1
1
ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ
(равнозначность: )
В естественном языке: тогда, и только тогда.
А
В
0
0
1
0
1
0
1
0
0
1
1
1
Приложение 3
Инструкционные карты к уроку по вариантам
ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ
1. Неправда, что если завтра будет снег, то будет ветер.
-
1
2
3
4
ВЫВОД: _____________________________________________
2. .
Составьте для этого выражения таблицу истинности.
А
В
1
2
3
3
3
3
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
1
0
0
0
1
1
1
1
1
1
0
0
1
1
1
1
3. Работая в группе, по карточкам для логических функций составить таблицы истинности и выбрать букву, которая соответствует последнему столбику в таблице. Из полученных букв составить слово - результат нашего урока.
0
1
0
1
1
0
1
1
0
1
0
0
0
0
1
1
А
В
1
2
3
3
3
3
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
1
0
0
0
1
1
1
1
1
1
0
0
1
1
1
1
4. Домашнее задание: Неверно, что если я был на уроке, то не выполнил домашнее задание. Но если я был на уроке и выполнил домашнее задание, то я получу «5».
ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ
1. Неправда, что если завтра будет снег, то будет ветер.
-
1
2
3
4
ВЫВОД: _____________________________________________
2. .
Составьте для этого выражения таблицу истинности.
А
В
1
2
3
3
3
3
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
1
0
0
0
1
1
1
1
1
1
0
0
1
1
1
1
3. Работая в группе, по карточкам для логических функций составить таблицы истинности и выбрать букву, которая соответствует последнему столбику в таблице. Из полученных букв составить слово - результат нашего урока.
0
1
1
1
0
1
0
0
0
1
0
1
0
1
1
1
А
В
1
2
3
3
3
3
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
1
0
0
0
1
1
1
1
1
1
0
0
1
1
1
1
4. Домашнее задание: Неверно, что если я был на уроке, то не выполнил домашнее задание. Но если я был на уроке и выполнил домашнее задание, то я получу «5».
ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ
1. Неправда, что если завтра будет снег, то будет ветер.
-
1
2
3
4
ВЫВОД: _____________________________________________
2. .
Составьте для этого выражения таблицу истинности.
А
В
1
2
3
3
3
3
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
1
0
0
0
1
1
1
1
1
1
0
0
1
1
1
1
3. Работая в группе, по карточкам для логических функций составить таблицы истинности и выбрать букву, которая соответствует последнему столбику в таблице. Из полученных букв составить слово - результат нашего урока.
1
1
1
0
1
1
0
0
1
0
0
1
1
0
0
1
А
В
1
2
3
3
3
3
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
1
0
0
0
1
1
1
1
1
1
0
0
1
1
1
1
4. Домашнее задание: Неверно, что если я был на уроке, то не выполнил домашнее задание. Но если я был на уроке и выполнил домашнее задание, то я получу «5».
ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ
1. Неправда, что если завтра будет снег, то будет ветер.
-
1
2
3
4
ВЫВОД: _____________________________________________
2. .
Составьте для этого выражения таблицу истинности.
А
В
1
2
3
3
3
3
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
1
0
0
0
1
1
1
1
1
1
0
0
1
1
1
1
3. Работая в группе, по карточкам для логических функций составить таблицы истинности и выбрать букву, которая соответствует последнему столбику в таблице. Из полученных букв составить слово - результат нашего урока.
1
1
1
1
0
0
1
1
0
1
0
0
0
0
0
0
А
В
1
2
3
3
3
3
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
1
0
0
0
1
1
1
1
1
1
0
0
1
1
1
1
4. Домашнее задание: Неверно, что если я был на уроке, то не выполнил домашнее задание. Но если я был на уроке и выполнил домашнее задание, то я получу «5».