Рабочая программа по курсу Информатика и ИКТ 8-9 класс, по учебнику Угриновича Н. Д. , (базовый уровень)

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 №1312), в соответствии с требованиями «Стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ» и на основе авторской программы курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне, разработанной Угриновичем Н.Д.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.


Цели


Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.


Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в VIII классе - 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе - 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течение 105 часов( в том числе в 8 классе - 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю, в 9 классе - 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов, и творческих проектных работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Содержание обучения

Распределение часов по темам в базовом курсе «Информатика и ИКТ»

Тема

Количество часов

8 класс

9 класс

Всего

1

Информация и информационные процессы

9


9

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7


7

3

Кодирование и обработка текстовой информации


9

9

4

Кодирование и обработка числовой информации


10

10

5

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации


15

15

6

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования


21

21

7

Моделирование и формализация


9

9

9

Организация информационной среды.Коммуникационные технологии

16


16

10

Информационные процессы в обществе.Информационная деятельность человека. Информационная безопасность.


3

3


Повторение, резерв времени

3

3

6


Всего

35

70

105



Основное содержание (105ч)

8 класс

Информация и информационные процессы.(9ч)


Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов.Информация в природе, обществе и технике Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы

Информация и информационные процессы в технике. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации.

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы

Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.(7ч)


Программная обработка данных на компьютере..Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы Правовая охрана информации. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

Практические работы

Работа с носителями информации.

Работа с файлами с использованием файлового менеджера.

Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы

Защита от вирусов: обнаружение и лечение

Организация информационной среды.Коммуникационные технологии.(16ч)


Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Всемирная паутина. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, Web-страницы, презентации с использованием шаблонов.

Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах

Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Практические работы

Подключение к Интернету

«География» Интернета

Путешествие по Всемирной паутине

Работа с электронной Web-почтой

Загрузка файлов из Интернета

Поиск информации в Интернете.

Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML

Повторение.







9 класс

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации(15ч)

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.

Практические работы

Кодирование графической информации. Сканирование изображений.

Анимация

Кодирование, запись и обработка звуковой информации

Захват цифрового фото и создание слайд-шоу

Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа.

Кодирование и обработка текстовой информации (9ч)

Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах.

Ввод и редактирование документа. Форматирование документа.Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Сохранение и печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат). Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

.

Практические работы

Кодирование текстовой информации. Сканирование текста, использование программ распознавания.

Вставка в документ формул

Форматирование символов и абзацев

Создание и форматирование списков

Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными

Перевод текста с помощью компьютерного словаря

Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа

Кодирование и обработка числовой информации(10ч)

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления

Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.

Практические работы

Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

Создание таблиц значений функций в электронных таблицах

Построение диаграмм различных типов

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования.(21ч)


Алгоритм, свойства алгоритмов, его формальное исполнение. Исполнители алгоритмов.

Способы записи алгоритмов. Блок-схемы алгоритмов. Представление о программировании. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Алгоритмические конструкции. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл»

Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения

Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Практические работы

Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

Проект «Переменные».

Проект «Калькулятор».

Проект «Строковый калькулятор».

Проект «Даты и время»

Проект «Сравнение кодов символов»

Проект «Отметка»

Проект «Коды символов».

Преобразование элементов одномерного массива.

Преобразование элементов двумерного массива.

Разработка программы, формирующей на экране рисунок.

Моделирование и формализация(9ч)


Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Диаграммы, планы, карты. Формализация и визуализация моделей Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного.Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Таблица как средство моделирования.

Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений.

Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами. Простейшие управляемые компьютерные модели. Управление, обратная связь.

Практические работы

Проект «Графическое решение уравнения».

Проект «Распознавание удобрений».

Проект «Модели систем управления».


Информационные процессы в обществе. Информационная деятельность человека.Информационная безопасность(3ч)


Информационное общество. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационныеэтика и право. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Обобщающее повторение.



Требования к уровню подготовки учащихся по предмету.


В результате изучения базового курса информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, ссылки, списки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.







Список рекомендуемой учебно-методическойлитературы

и средств обучения


  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ.: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 - 2011;

  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ.: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 - 2011;

  3. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. - М.: БИНОМ, 2003, 2004, 2005;

  4. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Модем

  • Устройства вывода звуковой информации - колонки

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера, микрофон.

  • Интернет

  • Windows-CD, версия 9.0, 2009. URL: infcd.metodist.ru

  • ОС Windows или Linux.

  • комплект цифровых образовательных ресурсов







Список использованной литературы

1. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

2. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

3. Программы базового курса «Информатика и ИКТ» (Н. Д. Угринович) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

4. Тематическое планирование базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе на базовом уровне / Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

5. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

6. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

7. Таблицы соответствия содержания УМК Государственному образовательному стандарту 5-9 класс (базовый уровень).

12


© 2010-2022