Технологическая карта урока истории 5 класс Возвышение Македонии

Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока истории 5 класс Возвышение МакедонииТехнологическая карта урока истории 5 класс Возвышение Македонии5/45 И Возвышение Македонии.

Цели урока по линиям развития личности:

Линия 3. Историческое мышление.

Научить выявлять причины ослабления Греции и усиления Македонии.

Линия 5. Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.

Научиться давать, объясняя, свои оценки действиям жителей покорённой Эллады с гражданско-патриотической точки зрения.

Обязательный минимум содержания: подчинение Греции Македонией (причины и последствия). Содержание данной темы обязательно для изучения, но не для контроля.

План урока:

I. Проблема урока: почему Македония покорила греков?

II. Поиск решения проблемы:

Причины поражения Греции в борьбе с Македонией.

1. Ослабление Греции.

Предполагаемый вывод по проблеме: войны между полисами и внутри полисов между богатыми и бедными ослабили Грецию. Ополчение граждан заменили наёмники, которые воевали за деньги, а не за свободу полисов.

2. Усиление Македонии.

Предполагаемый вывод по проблеме: объединение племён под единой властью царя, огромное войско свободных равных общинников, воины ополчения, новая лучшая организация войска (македонская фаланга) - всё это позволило Македонии усилиться и одержать победу над греками. Немаловажную роль сыграл тот факт, что Македония стала «своей» для греков, так как приняла греческую культуру, к тому же многие греки готовы были сами подчиниться, лишь бы наступил порядок и мир.

3. Мудрость царя Филиппа.

Предполагаемый вывод по проблеме: благодаря мудрым действиям царя Филиппа, который забрал часть свободы у греков, но дал им порядок и мир, Македония смогла завоевать Грецию.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Входная диагностика в начале изучения модуля.

Откройте учебник на с. 183. Давайте выясним, чему, с точки зрения авторов, мы должны научиться в этом разделе.

- Что нам поможет добиться поставленных целей?

- Что нового мы узнаем в этом разделе?

- Прочитайте название IV раздела.

- Как вы думаете, почему сведения об этих двух народах даны в одном разделе, в общем названии?

- Проверьте, готовы ли вы овладеть умениями по новому разделу. Выполните задание на

с. 183. 7

Обратите внимание на разные уровни успешности.

- Первоначально сделайте задание на необходимом уровне. В случае успешного выполнения переходите к заданиям повышенного и максимального

уровней.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

Необходимый уровень.

4. Объединение нескольких родовых

посёлков в одну общину с единым собранием, властями, ополчением.

5. Установление единовластия военачальника.

2. Замена временных

даров властям постоянными налогами.

Повышенный уровень подразумевает заполнение всех квадратиков.

- Если не удаётся выполнить задание или возникают затруднения, то нужно написать, каких знаний и умений вам не хватает.

Один из учеников читает вслух

(1-й абзац, с. 183).

- Изучение параграфов.

В содержании учебника знакомятся с темами.

Определяют новое: у греков - это

появление империи, а также новая цивилизация - это Древний Рим.

Высказывают свои предположения.

Например, история этих народов

тесно переплетается.


В течение двух минут индивидуально, самостоятельно выполняют задание на с. 183. 7

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Представлять информацию в разных формах (текст).

6. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.

7. Классифициро-вать по заданным основаниям.

8. Определять понятия.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

II. Создание проблемной ситуации.

- Итак, мы начинаем изучать новую главу «Встреча Запада и Востока».

- Её первый параграф называется …

Персия пыталась покорить греков в V веке. С каким результатом?

Фиксирует на доске:

1-й факт:

Персия - греки (V в.) не покорились.

- Кто пытался покорить греков уже в IV веке? 1

- С каким результатом? 1

Фиксируем на доске:

2-й факт:

Македония - греки (IV в.) покорились.

- В чём здесь противоречие, что удивляет? 1

- Какой возникает вопрос? 1

Фиксируем проблему урока на доске.

- «Возвышение Ммакедонии».

- Персия греков не смогла покорить. 1


- Македония.

- Успешно.


- Персия - сильная, могущественная, не покорила, Македония - маленькая, покорила.

Почему Македония покорила греков?

III. Версии.

- Есть у вас версии, предположения? 2

Выразите их одной фразой кратко.

Предлагают свои версии. 2

IV. Актуализация знаний.

- Что нам надо вспомнить для проверки версии?

- Объясните значения слов: царство, полис, фаланга. 8

- Чем знаменит философ Аристотель? 4

- Какие выгоды давало рабовладельческое хозяйство в Греции? 2

- Что помогло грекам победить персов? (Сплочение и мужество.)

Выполняют задание № 1 из Рабочей тетради на с. 41. 8

Работают во фронтальном диалоге.

4

- За счёт труда рабов богатели полисы, это давало возможность гражданам заниматься развитием, управлением полисов.

V. Планирование деятельности.

- Чтобы узнать причины завоевания греков, что нам надо узнать? 3

- Что происходило в Македонии в IV в. до н.э. и что - в Греции в IV в. до н.э. 3

VI. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Причины ослабления Греции. 2 4 3 4

- Открываем с. 175. Давайте вместе искать причины поражения Греции в борьбе с Македонией.

- Прочитайте первый пункт. Можно сформулировать первую причину:

Македония покорила греков,

потому что …


- Прочитайте последний абзац и сформулируйте письменно третью причину поражения Греции: потому что …

- Это хуже или лучше? Почему?

- За что сражались граждане в ополчении?

- А наёмники?

- Дополните предложение, раскрывая причину поражения: Ополчение

граждан заменили наёмники, которые …

- Обведём всё это скобкой и обобщим

сведения о причине поражения. Что

произошло с Грецией в IV веке?

- Так какой вывод о причинах победы Македонии мы можем сделать?



- …войны между полисами ослабили Грецию.

(Разорялись, разобщённые, слабые - таких легко завоевать.)

- …войны внутри полисов между богатыми и бедными ослабили Грецию.

- Ополчение граждан заменили наёмники.

- Хуже. Преследовали разные интересы.

- За свободу города.

- За деньги, интересы полиса их не волнуют.

- Ополчение граждан заменили наёмники, которые воюют за деньги, а не за свободу полисов.

- Нарушен порядок (разбойники, тираны).

- Греция ослабла.


- Войны внутри полисов и между полисами ослабили и разорили Грецию.

2. Причины усиления Македонии. 2 4 3 4

- Но греки по-прежнему считали себя цивилизованными людьми, а всех прочих свысока называли варварами

и дружно противостояли им, как когда-то персам.

- Македония же маленькая страна горных земледельцев и пастухов. Надо искать ещё причины!

- Прочитайте п. 2 стр. 176-177 целиком. Сформулируйте письменно ещё несколько

причин поражения Греции, и каждую подтвердите фактами: потому что … (факт, факт, …).

- У вас 3 минуты, кто будет готов раньше, пусть поднимет руку.

- Проверим ваши предположения.

Читайте целиком.

После проверки задания применяем ТОУУ, одного из учеников просим оценить себя, применяя алгоритм cамооценки. 4




Индивидуально, самостоятельно работают с текстом.

- Македония стала «своей» для греков, так как приняла греческую культуру (родственники, письменность,

мифы и боги, одежда, города, учёба).

- Македония усилилась:

1) племена объединены царём;

2) огромное войско свободных равных общинников-воинов ополчения;

3) новая, лучшая организация войска - македонская фаланга.

3. Потеря независимости.

2 4 3 4

- И тем не менее события войн с персами и македонцами похожи.

- В V веке всех афинян и союзников объединил яркий вождь - Фемистокл.

- А в IV веке кто?

- Почему же ему не удалось объединить всех греков?

- Они предатели? Хотели зла своей Родине?

- Какие слова того же и Сократа мы

читали .

- И тем не менее это устраивало не всех! Помнили о славе Греко-персидских войн!

- В V веке было страшное поражение в битве при Фермопилах, захват

Афин, но потом победа.

- В IV веке решающую битву тоже проиграли. Где? Когда? (Херонея, 338 год.)

- Почему Фемистоклу после поражения не удалось поднять греков на новую борьбу?

- Какой вывод по проблеме урока можем сделать на основе полученных знаний? 3



- Демосфен.


Работают с пунктом 4 (с. 178-179) во фронтальном диалоге.



- Многие греки готовы были подчиниться!

- Променять свободу в беспорядке и

постоянных войнах на порядок и мирную жизнь.

- Мудрость царя Филиппа: забрал

часть свободы у греков, но дал

им порядок и мир.

VII. Выражение решения проблемы.

- Итак, какой же общий ответ мы можем дать?

- Проблему решили? 3

Перечисляют причины ослабления

Греции и возвышения Македонии.

VIII. Применение нового знания.

Выскажите свою позицию, по вопросу: «Могли ли греки отстоять свою независимость?» подтвердив её аргументами. 1 1 2 4

Работают в парах.

IX. Домашнее задание.

§ 40-41


6


© 2010-2022