- Преподавателю
- Информатика
- Технологическая карта урока истории 5 класс Возвышение Македонии
Технологическая карта урока истории 5 класс Возвышение Македонии
Раздел | Информатика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Громова Н.И. |
Дата | 24.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
5/45 И Возвышение Македонии.
Цели урока по линиям развития личности:
Линия 3. Историческое мышление.
Научить выявлять причины ослабления Греции и усиления Македонии.
Линия 5. Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.
Научиться давать, объясняя, свои оценки действиям жителей покорённой Эллады с гражданско-патриотической точки зрения.
Обязательный минимум содержания: подчинение Греции Македонией (причины и последствия). Содержание данной темы обязательно для изучения, но не для контроля.
План урока:
I. Проблема урока: почему Македония покорила греков?
II. Поиск решения проблемы:
Причины поражения Греции в борьбе с Македонией.
1. Ослабление Греции.
Предполагаемый вывод по проблеме: войны между полисами и внутри полисов между богатыми и бедными ослабили Грецию. Ополчение граждан заменили наёмники, которые воевали за деньги, а не за свободу полисов.
2. Усиление Македонии.
Предполагаемый вывод по проблеме: объединение племён под единой властью царя, огромное войско свободных равных общинников, воины ополчения, новая лучшая организация войска (македонская фаланга) - всё это позволило Македонии усилиться и одержать победу над греками. Немаловажную роль сыграл тот факт, что Македония стала «своей» для греков, так как приняла греческую культуру, к тому же многие греки готовы были сами подчиниться, лишь бы наступил порядок и мир.
3. Мудрость царя Филиппа.
Предполагаемый вывод по проблеме: благодаря мудрым действиям царя Филиппа, который забрал часть свободы у греков, но дал им порядок и мир, Македония смогла завоевать Грецию.
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Формирование УУД, технология оценивания
I. Входная диагностика в начале изучения модуля.
Откройте учебник на с. 183. Давайте выясним, чему, с точки зрения авторов, мы должны научиться в этом разделе.
- Что нам поможет добиться поставленных целей?
- Что нового мы узнаем в этом разделе?
- Прочитайте название IV раздела.
- Как вы думаете, почему сведения об этих двух народах даны в одном разделе, в общем названии?
- Проверьте, готовы ли вы овладеть умениями по новому разделу. Выполните задание на
с. 183. 7
Обратите внимание на разные уровни успешности.
- Первоначально сделайте задание на необходимом уровне. В случае успешного выполнения переходите к заданиям повышенного и максимального
уровней.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
Необходимый уровень.
4. Объединение нескольких родовых
посёлков в одну общину с единым собранием, властями, ополчением.
5. Установление единовластия военачальника.
2. Замена временных
даров властям постоянными налогами.
Повышенный уровень подразумевает заполнение всех квадратиков.
- Если не удаётся выполнить задание или возникают затруднения, то нужно написать, каких знаний и умений вам не хватает.
Один из учеников читает вслух
(1-й абзац, с. 183).
- Изучение параграфов.
В содержании учебника знакомятся с темами.
Определяют новое: у греков - это
появление империи, а также новая цивилизация - это Древний Рим.
Высказывают свои предположения.
Например, история этих народов
тесно переплетается.
В течение двух минут индивидуально, самостоятельно выполняют задание на с. 183. 7
Регулятивные УУД
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные УУД
1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).
2. Выявлять причинно-следственные связи.
3. Делать выводы.
4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.
5. Представлять информацию в разных формах (текст).
6. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.
7. Классифициро-вать по заданным основаниям.
8. Определять понятия.
Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие поступки.
Коммуникативные УУД
1. Умение работать в парах.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Создавать устные и письменные тексты.
4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
II. Создание проблемной ситуации.
- Итак, мы начинаем изучать новую главу «Встреча Запада и Востока».
- Её первый параграф называется …
Персия пыталась покорить греков в V веке. С каким результатом?
Фиксирует на доске:
1-й факт:
Персия - греки (V в.) не покорились.
- Кто пытался покорить греков уже в IV веке? 1
- С каким результатом? 1
Фиксируем на доске:
2-й факт:
Македония - греки (IV в.) покорились.
- В чём здесь противоречие, что удивляет? 1
- Какой возникает вопрос? 1
Фиксируем проблему урока на доске.
- «Возвышение Ммакедонии».
- Персия греков не смогла покорить. 1
- Македония.
- Успешно.
- Персия - сильная, могущественная, не покорила, Македония - маленькая, покорила.
Почему Македония покорила греков?
III. Версии.
- Есть у вас версии, предположения? 2
Выразите их одной фразой кратко.
Предлагают свои версии. 2
IV. Актуализация знаний.
- Что нам надо вспомнить для проверки версии?
- Объясните значения слов: царство, полис, фаланга. 8
- Чем знаменит философ Аристотель? 4
- Какие выгоды давало рабовладельческое хозяйство в Греции? 2
- Что помогло грекам победить персов? (Сплочение и мужество.)
Выполняют задание № 1 из Рабочей тетради на с. 41. 8
Работают во фронтальном диалоге.
4
- За счёт труда рабов богатели полисы, это давало возможность гражданам заниматься развитием, управлением полисов.
V. Планирование деятельности.
- Чтобы узнать причины завоевания греков, что нам надо узнать? 3
- Что происходило в Македонии в IV в. до н.э. и что - в Греции в IV в. до н.э. 3
VI. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1. Причины ослабления Греции. 2 4 3 4
- Открываем с. 175. Давайте вместе искать причины поражения Греции в борьбе с Македонией.
- Прочитайте первый пункт. Можно сформулировать первую причину:
Македония покорила греков,
потому что …
- Прочитайте последний абзац и сформулируйте письменно третью причину поражения Греции: потому что …
- Это хуже или лучше? Почему?
- За что сражались граждане в ополчении?
- А наёмники?
- Дополните предложение, раскрывая причину поражения: Ополчение
граждан заменили наёмники, которые …
- Обведём всё это скобкой и обобщим
сведения о причине поражения. Что
произошло с Грецией в IV веке?
- Так какой вывод о причинах победы Македонии мы можем сделать?
- …войны между полисами ослабили Грецию.
(Разорялись, разобщённые, слабые - таких легко завоевать.)
- …войны внутри полисов между богатыми и бедными ослабили Грецию.
- Ополчение граждан заменили наёмники.
- Хуже. Преследовали разные интересы.
- За свободу города.
- За деньги, интересы полиса их не волнуют.
- Ополчение граждан заменили наёмники, которые воюют за деньги, а не за свободу полисов.
- Нарушен порядок (разбойники, тираны).
- Греция ослабла.
- Войны внутри полисов и между полисами ослабили и разорили Грецию.
2. Причины усиления Македонии. 2 4 3 4
- Но греки по-прежнему считали себя цивилизованными людьми, а всех прочих свысока называли варварами
и дружно противостояли им, как когда-то персам.
- Македония же маленькая страна горных земледельцев и пастухов. Надо искать ещё причины!
- Прочитайте п. 2 стр. 176-177 целиком. Сформулируйте письменно ещё несколько
причин поражения Греции, и каждую подтвердите фактами: потому что … (факт, факт, …).
- У вас 3 минуты, кто будет готов раньше, пусть поднимет руку.
- Проверим ваши предположения.
Читайте целиком.
После проверки задания применяем ТОУУ, одного из учеников просим оценить себя, применяя алгоритм cамооценки. 4
Индивидуально, самостоятельно работают с текстом.
- Македония стала «своей» для греков, так как приняла греческую культуру (родственники, письменность,
мифы и боги, одежда, города, учёба).
- Македония усилилась:
1) племена объединены царём;
2) огромное войско свободных равных общинников-воинов ополчения;
3) новая, лучшая организация войска - македонская фаланга.
3. Потеря независимости.
2 4 3 4
- И тем не менее события войн с персами и македонцами похожи.
- В V веке всех афинян и союзников объединил яркий вождь - Фемистокл.
- А в IV веке кто?
- Почему же ему не удалось объединить всех греков?
- Они предатели? Хотели зла своей Родине?
- Какие слова того же и Сократа мы
читали .
- И тем не менее это устраивало не всех! Помнили о славе Греко-персидских войн!
- В V веке было страшное поражение в битве при Фермопилах, захват
Афин, но потом победа.
- В IV веке решающую битву тоже проиграли. Где? Когда? (Херонея, 338 год.)
- Почему Фемистоклу после поражения не удалось поднять греков на новую борьбу?
- Какой вывод по проблеме урока можем сделать на основе полученных знаний? 3
- Демосфен.
Работают с пунктом 4 (с. 178-179) во фронтальном диалоге.
- Многие греки готовы были подчиниться!
- Променять свободу в беспорядке и
постоянных войнах на порядок и мирную жизнь.
- Мудрость царя Филиппа: забрал
часть свободы у греков, но дал
им порядок и мир.
VII. Выражение решения проблемы.
- Итак, какой же общий ответ мы можем дать?
- Проблему решили? 3
Перечисляют причины ослабления
Греции и возвышения Македонии.
VIII. Применение нового знания.
Выскажите свою позицию, по вопросу: «Могли ли греки отстоять свою независимость?» подтвердив её аргументами. 1 1 2 4
Работают в парах.
IX. Домашнее задание.
§ 40-41
6