Доклад «ИКТ на уроках информатики»

"Описание материала: Сегодня мы уже не представляем своего существования без машин. "Компьютер стал частью жизни большинства населения нашей Земли. Большая часть учеников начинают пользоваться компьютерной техникой для личных нужд до изучения информатики в школе. Конечно, к этому времени у них уже складывается определенные представления и взгляды на то, для чего предназначен компьютер. У них уже формируются свои приемы по обращению с этой техникой, свои термины. Да конечно, что все это в будущем облегчает процесс обучения детей информатике. Но как выясняется позже, когда дети начинают изучать информатику в школе, все их взгляды и представления о предназначении компьютерной техники далеко не полны. Моя задача, как учителя показать и обучить своих учеников, широким возможностям применения ИКТ.
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









«ИКТ на уроках информатики».


Фудымовский Ю.И.


Учитель информатики 2 категории

Краснополянской СШ Северо-Казахстанская Область

Тайыншинский р-н с. Красная Поляна

Что же включает в себя понятие ИКТ?

Информационно-коммуникационные технологии в образовании - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности педагога, а также для образования детей.

Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования.

  1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

  2. Подбор дополнительного познавательного материала.

  3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

  4. Оформление групповой документации, отчётов.

  5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми.

При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.

Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в школе - это создание мультимедиа презентаций и флипчартов. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Английская пословица гласит: «Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил».

Применение техники на уроке удобно и интересно как ученику, так и учителю, так как расширяет наши возможности, обогащает урок недостающим учебным материалом, а порой и дает возможность продемонстрировать опыт, который из-за недостатка финансовых и технических средств невозможно провести в кабинете. Но урок есть урок, и ничто не может заменить ученику простого человеческого общения с учителем и товарищами.

Использование информационных технологий должно быть сбалансировано, должно поддерживать интерес, остроту и свежесть восприятия.

ИКТ на уроках информатики

Постоянный прогресс в области создания и внедрения в систему образования средств ИКТ является основным толчком для развития и интенсификации открытого образования, идеи и специфика которого продолжают оказывать влияние на развитие концепции дистанционного образования. Благодаря внедрению новых информационных и коммуникационных технологий расширяется доступ к образованию, а расширение образовательного использования средств ИКТ облегчает взаимодействие между различными типами образовательных учреждений, различными источниками образовательных материалов, а также обеспечивает высокоэффективную поддержку удаленного расположения учителя и учащегося.

Говоря о дистанционном образовании, можно выделить характерные признаки, не зависящие от конкретной образовательной системы. В частности, при дистанционных формах организации педагогического процесса основной упор делается на усиление самостоятельного и индивидуализированного обучения.

Формы работы на уроке информатики.

В процессе своей деятельности, я стараюсь использовать возможности компьютерного кабинета или кабинета с интерактивным оборудованием по- максимуму. Ведь ни для кого не секрет, что сегодня интерес учащихся на уроке уже проблематично удержать, используя и применяя привычные методы и приемы работы.

Так при изучении раздела «Информационно коммуникативные технологии», мною активно задействуется локальная сеть класса. Урок строиться с учетом возможности компьютерного класса, а также программного обеспечения.

Зачастую учащимся предлагается немного пофантазировать и представить, что они находятся не в школе, а дома, и меня, т.е. учителя сейчас нет в классе. Сказать более точно можно так, мною предлагается представить учащимся, что они обучаются дистанционно.

Посредством определенного программного обеспечения, в частности программы Net Speakerphone - Сетевой телефон (рис1) - программа для голосового общения по локальной сети с опцией автоматической регулировки усиления при слабом сигнале с микрофона. Поддерживается режим "конференция".

Кроме общения голосом, возможна отправка текстовых сообщений с графическими смайликами, причем даже на машины, на которых программа не запущена (с помощью системной команды net send), а также пересылка файлов (рис 2). Есть "автоответчик".

При использовании данной программы на уроках, мною проделывается следующая работа:

  1. Рассылаю файлы с заданием для практического выполнения по локальной сети каждому учащемуся. Причем задания могут быть как общие, так и индивидуальные.

  2. Во время выполнения работы учащимися могут задаваться вопросы, как в письменной форме (через сообщения), так и в устной (через микрофон и наушники). Комментарии, к которым можно давать в тех же формах.

  3. На случай когда некоторые учащиеся быстро справляются с заданием, можно усложнять им задачу, или рассылать файлы с заданием более высокого уровня. При этом внимание и работа других учащихся не нарушаются.

  4. По окончании выполнения работы каждый учащийся «сдает» результат своей работы методом отправки файла по локальной сети на компьютер учителя.

Для оценки результатов таких работ я использую следующую форму работы:

* Файл, ранее отправленный на ПК учителя, проверяется и оценивается.

* Также можно прокомментировать допущенные ошибки в работе ученика методом текстового комментирования.

* В итоге выставить оценку в работу учащегося (можно также поставить свою заранее отсканированную подпись) и на следующий урок отправить оцененную работу (файл) адресату.

* Работы, которые были правильно выполненные можно продемонстрировать для примера на интерактивной доске.

Доклад «ИКТ на уроках информатики»Доклад «ИКТ на уроках информатики»

Главное окно программы Net Speakerphone (рис1)


Процедура пересылки файлов

В программе Net Speakerphone

(рис2)

И специального мультимедиа комплекса PYTHAGORAS - это система управления учебным процессом и компьютерным классом. (рис3)

Доклад «ИКТ на уроках информатики»

Доклад «ИКТ на уроках информатики»




(рис3)

Используется мною для осуществления контроля выполнения работы учащимися на уроке. Позволяет подключиться к рабочему столу каждого учащегося и выводить результаты его работы через проектор на интерактивную доску. При такой форме работы учащиеся знают, что всегда находятся под контролем и работают на результат.

Очень удобно использовать для демонстрации отображения рабочего стола компьютера учителя. В том случае, когда необходимо продемонстрировать какой-то материал или процедуру выполнения чего либо, даже если в кабинете имеется интерактивная доска. Поскольку некоторые учащиеся имеют не очень хорошее зрение и постоянно переспрашивать о том, что написано или отображено на доске у них вызывает стеснение. А вот таким методом каждый учащийся имеет возможность просматривать или изучать учебный материал у себя на компьютере параллельно конспектирую его.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникационных технологий позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся, поскольку, как я уже упоминал, что до изучения информатики у учащихся уже сформированы определенные представления о возможностях и использования ИКТ. И как оказывается, что эти взгляды и представления были далеко не полными, что и вызывает у них интерес и стимулирует на открытие и достижение новых знаний и умений.

  • обеспечить положительную мотивацию обучения с помощью интерактивного оборудования;

  • повысить объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;

усовершенствовать контроль знаний;

  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

«Сегодня мы живем уже в совершенно иной технологической реальности, нежели ранее. Цифровые и нанотехнологии, и многие другие достижения науки станут обыденной реальностью. Мы должны быть активными участниками этих процессов».

/ Н.А. Назарбаев /



© 2010-2022