Конспект по информатике на тему «Вычислительные таблицы. Решение логических задач с помощью таблиц»

Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по информатике

Предмет: Информатика, 6 класс.

Тема урока: «Вычислительные таблицы. Решение логических задач с помощью таблиц»

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Табличные информационные модели», продолжение освоения темы «Табличные информационные модели», рассмотрение их классификации, знакомство с вычислительными таблицами и логическими задачами, формирование навыков практического применения знаний при работе за компьютером, развитие логического мышления.

Цели

  • Деятельностная: продолжение освоения темы урока, формирование умений выполнять универсальные учебные действия, входящие в структуру урока.

  • Содержательная: выполнение практического задания по теме урока, освоение обучающимися представления информации в табличной форме, рассмотрение их классификации, знакомство с вычислительными таблицами и решение логических задач.

  • Воспитательная: воспитание положительного отношения к труду.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные - представление о табличных моделях как разновидности информационных моделей; представление о вычислительных таблицах;

  • метапредметные - умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимой информации, определения основной и второстепенной информации;

  • личностные - способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, метод контроля и самоконтроля.

Оборудование: ПК учителя, ПК учеников, экран, проектор.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Учебно-методическое обеспечение: Информатика, 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Босова Л.Л. - М.: БИНОМ, 2013.

Решаемые учебные задачи:

  1. Расширить представление о табличных моделях как разновидности информационных моделей.

  2. Актуализировать и расширить представление о табличном способе решения логических задач.

  3. Сформировать умения создания вычислительных таблиц.

Образовательные ресурсы: презентация «Табличные информационные модели»

План урока:

1. Организационный момент (3 мин.)

2. Изучение нового материала (20 мин.)

3. Физминутка (1 мин.)

4. Практическая работа (15 мин.)

5. Рефлексия (1 мин.)

Ход урока

Учитель

Ученики

Формируемые УУД

1. Организационный момент (3 мин.)

Приветствие учащихся:

-- Здравствуйте, садитесь.

-- Давайте пройдем по списку и отметим отсутствующих.

Приветствие учителя:

-- Здравствуйте!

Ученики называют отсутствующих.

Саморегуляция (Р).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2. Повторение пройденного материала (3 мин.)

Давайте ответим на вопросы:

-- Какие правила оформления таблицы вы знаете?

-- Из каких частей состоит таблица? Ее структура.

Раздаются карточки с заданием на повторение.

2. Изучение нового материала (17 мин.)

-- Ребята, на прошлом уроке мы с вами знакомились с таблицами, даже сами их создавали. А сегодня мы познакомимся с вычислительными таблицами.

3. Вычислительные таблицы - таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.

К примеру, в данной нам таблице указано название товара, который мы можем купить, его стоимость (в рублях) и количество, которое нам необходимо. Для того, чтобы понять сколько денег нам потребуется для покупки тетради, мы умножим ее стоимость на то количество, которое нам необходимо 3х10 и получаем стоимость -30 рублей.

Давайте рассмотрим задачу: «Собрались на пляж веселые человечки и взяли с собой напитки. Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 литр газировки и 1 литр малинового сиропа. Пончик 3 литра газировки и 2 литра малинового сиропа, Торопыжка 2 литра газировки, Пилюлькин 1 литр кваса и 1 литр касторки.

Вопросы: 1) Сколько литров напитков каждого вида взяли человечки вместе? 2) Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков? 3) Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?

4. Логические задачи. Ребята, давайте решим логическую задачу.

Условие: Маша, Оля, Лена и Валя играют на одном из музыкальных инструментов и говорят на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Определите , на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.

Возьмите свои тетрадки и начертите таблицу, которую видите на экране. Давайте приступим к решению задачи …

Теперь запишем задание на дом

РТ № 130, 133

Сдаем РТ на проверку

Ученики знакомятся с новой темой. Рассматривают слайды.

Записывают в тетрадь задачу и решают ее вместе с учителем.

Саморегуляция (Р).

Умение анализировать и синтезировать новые знания (Л).

Планирование, целеполагание (Р).

Концентрация внимания (Р).

Осознание учащимся того, что уже усвоено (Р).

3. Физминутка (1 мин.)

-- Ребята, вы наверное немного устали?

Давайте встанем, выпрямим спины, посмотрим вперед, потом влево, вправо, вверх и вниз, теперь опять вперед и поморгаем.

Вот наши глазки отдохнули, теперь садитесь за компьютерные столы.

Ученики выполняют упражнения и рассаживаются за компьютерные столы.

4. Практическая работа (15 мин.)

Учитель раздает ученикам задание на листочках, которое они должны выполнить за компьютером.

На листочке два задание, в первом задании нужно построить вычислительную таблицу, а в другом задании решить логическую задачу.

Ученики получают задание и садятся за компьютер.

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД (Л).

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Р).

5. Рефлексия (1 мин.)

Давайте проверим, что у вас получилось.

Учитель смотрит, как ученики справились с заданием.

-- Понравилось ли вам решать логические задачи?

Ученики показывают, как выполнили задание.

Высказывают свое мнение о том, как они оценивают данную тему.

Самоконтроль (Л).

Высказывают и обосновывают свою точку зрения. (К).

Делают обобщение, вывод (Р).





Задание 1. Постройте данную таблицу в текстовом редакторе Word, посчитайте, сколько фруктов у каждой девочки и количество яблок, груш, бананов и апельсинов всего. Заполните таблицу.

Товар

Лена

Оля

Маша

Катя

Всего

Яблоки

4

5

6

8


Груши

4

6

2

1


Бананы

7

4

3

5


Апельсины

5

5

4

7


Итого






Задание 2. Четыре футбольных команды: итальянская команда «Милан», испанская - «Реал», российская - «Зенит», английская - «Челси» встретились в групповом этапе лиги чемпионов по футболу. Их тренировали тренеры из этих же четырех стран: итальянец Антонио, испанец Родриго, русский Николай, англичанин Джон. Известно, что национальность у всех четырех тренеров не совпадала с национальностью команд. Требуется определить тренера каждой команды, если известно:

а) «Зенит» не тренируется у Джона и Антонио;

б) «Милан» обещал никогда не брать Джона главным тренером.

Задание 1. Постройте данную таблицу в текстовом редакторе Word, посчитайте, сколько фруктов у каждой девочки и количество яблок, груш, бананов и апельсинов всего. Заполните таблицу.

Товар на складе

Товар

Лена

Оля

Маша

Катя

Всего

Яблоки

4

5

6

8


Груши

4

6

2

1


Бананы

7

4

3

5


Апельсины

5

5

4

7


Итого






Задание 2. Четыре футбольных команды: итальянская команда «Милан», испанская - «Реал», российская - «Зенит», английская - «Челси» встретились в групповом этапе лиги чемпионов по футболу. Их тренировали тренеры из этих же четырех стран: итальянец Антонио, испанец Родриго, русский Николай, англичанин Джон. Известно, что национальность у всех четырех тренеров не совпадала с национальностью команд. Требуется определить тренера каждой команды, если известно:

а) «Зенит» не тренируется у Джона и Антонио;

б) «Милан» обещал никогда не брать Джона главным тренером.

Решение

Команда


Итальянец Антонио

Испанец Родриго

Русский Николай

Англичанин Джон

Милан

-

-

+

-

Реал

-

-

-

+

Зенит

-

+

-

-

Челси

+

-

-

-













Задание: заполните структуру таблицы.

1.Заголовок таблицы

2. Головка таблицы

3. Боковик

4. Прографка

5. Строки

6. Столбцы (графы)









Задание: заполните структуру таблицы.

1.Заголовок таблицы

2. Головка таблицы

3. Боковик

4. Прографка

5. Строки

6. Столбцы (графы)









Задание: заполните структуру таблицы.

1.Заголовок таблицы

2. Головка таблицы

3. Боковик

4. Прографка

5. Строки

6. Столбцы (графы)











© 2010-2022