- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» СПО
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» СПО
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зудлова И.А. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Самарский техникум городского хозяйства и строительных технологий им. П. Мачнева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика
2014
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Организация - разработчик: ГАОУ СПО Самарский техникум городского хозяйства и строительных технологий им. П. Мачнева.
Разработчик: Кубасова Н.А., Зудлова И.А., преподаватели ГАОУ СПО СТГХСТ им. П. Мачнева
РАССМОТРЕНА
На заседании методической комиссии общеобразовательных дисциплин
Председатель МК
___________________ Т.П.Бусова
Протокол №___от «___»________2013 г.
УТВЕРЖДАЮ
заместитель директора по учебной работе
________________ Л.С.Решетникова
«__»_________________2013 г.
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке по профессиям рабочих:
Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов
Наименование
профессий рабочих,
должностей служащих
190631
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта
-
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
-
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
-
использовать изученные прикладные программные средства.
знать:
-
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
-
базовые системные продукты и пакеты прикладных программ.
-
Рекомендуемое количество часов на освоении программы учебной дисциплины:
-
максимальной учебной нагрузки обучающегося 126 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 84 часа;
самостоятельной работы обучающегося 42 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
126
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
84
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
42
контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
42
в том числе:
индивидуальное проектное задание
10
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
32
Итоговая аттестация в форме экзамена
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
условия реализации учебной дисциплины
11
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объём часов
Уровень усвоения
1
2
3
4
Введение
Цели и задачи курса, связь с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Прочное и сознательное овладение основами о процессах получения, преобразования, хранения и использования информации. Раскрытие роли информатики в формировании современной научной картины мира.
2
1
Раздел № 1. Автоматизированная обработка информации
5
Тема 1.1
Автоматизированная обработка информации: основные понятия и технология.
Содержание учебного материала
1
Понятие информации. Носители информации. Виды информации. Кодирование информации. Измерение информации. Информационные процессы. Информатизация общества, развитие вычислительной техники.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Внеаудиторная: доклад, презентация
-
Цели и способы кодирования.
-
Измерение информации. Объёмный подход.
-
Информационные процессы в естественных и искусственных системах.
-
Передача информации. Модель передачи информации К. Шеннона.
4
Раздел № 2.
Общий состав и структура персональных ЭВМ и ВС.
5
Тема 2.1
Архитектура персонального компьютера, структура вычислительных систем
Содержание учебного материала
1
Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Внутренняя архитектура компьютера: процессор, память. Периферийные устройства: клавиатура, монитор, дисковод, мышь, принтер, сканер, модем, мультимедийные компоненты. Программный принцип управления компьютером.
32
Самостоятельная работа обучающихся
Внеаудиторная: презентация:
-
История создания периферийных устройств, их преимущества и недостатки.
-
Чем удобны многофункциональные периферийные устройства?
4
Раздел 3.
Программное обеспечение вычислительной техники
24
Тема 3.1-3.2
Программное обеспечение. Операционные системы и оболочки.
Основные операции над файлами и способы их выполнения в различных программных средствах.
Содержание учебного материала
4
Принцип программного управления компьютером. Классификация программного обеспечения. Системное программное обеспечение. Операционные системы и операционные оболочки: назначение, состав, функциональные отличия. Организация файловой системы. Основные операции над файлами и способы их выполнения в различных программных средствах.
33
Практическое занятие:
«Основные способы выполнения операций с файлами и каталогами (папками) в операционной системе Windows XP»
2
Самостоятельная работа обучающихся
Внеаудиторная:
-
1. История, проблемы и перспективы развития программного обеспечения компьютера.
2
Тема 3.3
Прикладное программное обеспечение: назначение, пакеты прикладных программ.
Содержание учебного материала
2
Специальное программное обеспечение как совокупность инструментального и сервисного ПО. Средства защиты информации. Антивирусное программное обеспечение. Программы-архиваторы.
33
Самостоятельная работа обучающихся
Внеаудиторная:
-
Защита от вирусов: обнаружение и лечение.
2
Тема 3.4
Методология решения задач на персональном компьютере.
Содержание учебного материала
2
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
22
Самостоятельная работа обучающихся
Внеаудиторная:
-
Создание информационной модели и преобразование её в компьютерную модель.
2
Тема 3.5
Основы программирования на языках высокого уровня (QBasic).
Содержание учебного материала
2
Языки программирования высокого уровня, их классификация. Структура программы на языке QBasic. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов. Графические возможности языка QBasic.
2
Практическое занятие:
«Программирование линейных алгоритмов»
«Графические возможности языка программирования»
4
Самостоятельная работа обучающихся
Внеаудиторная:
-
История создания языков программирования.
2
Раздел № 4.
Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации. Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации.
14
Тема 4.1
Организация размещения, хранения и передачи информации
Содержание учебного материала
2
2
Обработка информации центральным процессором и организация ОП компьютера. Хранение информации её носители. Организация размещения информации на носителях: сектор, таблица размещения, область данных.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Внеаудиторная: Индивидуальная проектная деятельность (показ презентации)
-
Перечислить известные носители информации с древних времён и до наших дней. Расположить их в хронологическом порядке. Краткая характеристика наиболее распространённых накопителей.
-
Особенности прямого и последовательного доступа к информации на носителях.
4
Тема 4.2-4.3
Защита
информации
от несанкционированного доступа.
Антивирусные средства защиты информации.
Содержание учебного материала
4
3
Защита информации от несанкционированного доступа. Необходимость защиты. Криптографические методы защиты. Защита информации в сетях. Электронная подпись. Контроль права доступа. Архивирование информации как средство защиты. Защита информации от компьютерных вирусов. Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика заражения. Антивирусные программы.
23
Практическое занятие:
«Создание архива, закрытого паролем»
«Проверка различных объектов на присутствие в них компьютерного вируса с помощью антивирусной программы»
4
Раздел № 5.
Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации
20
Тема 5.1-5.2
Сетевые технологии обработки информации.
Информационные ресурсы. Поиск информации в сети Интернет.
Содержание учебного материала
4
Передача информации. Линии связи, их основные компоненты и характеристики. Компьютерные телекоммуникации: назначение, структура, ресурсы. Локальные и глобальные компьютерные сети. Основные услуги компьютерных сетей.
Сеть Internet. Структура, адресация, протоколы передачи. Способы подключения. Браузеры. Информационные ресурсы. Поиск информации.
3
Практическое занятие:
«Поиск информации в глобальной сети Интернет и передача информации через локальную сеть»
2
Самостоятельная работа обучающихся
Внеаудиторная: Индивидуальная проектная деятельность (показ презентации)
-
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
-
Основные услуги компьютерных сетей: телеконференции, файловые архивы. Гипертекст.
4
Тема 5.3-5.4
Электронная почта: назначение, возможности.
Операции с электронной почтой.
Содержание учебного материала
4
3
Общие сведения. Установка электронной почты. Почтовый ящик клиента. Формат электронного сообщения. Главное окно почтовой программы. Операции с электронной почтой.
33
Практическое занятие:
«Передача и получение электронных сообщений, работа с вложенными файлами»
2
Самостоятельная работа обучающихся
Внеаудиторная: Индивидуальная проектная деятельность (показ презентации)
-
Мир электронной почты.
-
Электронные доски объявлений. Телеконференции.
4
Раздел № 6.
Прикладные программные средства
46
Тема 6.1
Текстовые процессоры. Создание, редактирование документа.
Содержание учебного материала
2
Возможности текстового процессора. Основные элементы экрана. Создание, открытие и сохранение документов. Редактирование документов: копирование и перемещение фрагментов в пределах одного документа и в другой документ и их удаление. Выделение фрагментов текста.
Шрифтовое оформление текста. Форматирование символов и абзацев, установка междустрочных интервалов. Вставка в документ рисунков, диаграмм и таблиц, созданных в других режимах или другими программами. Редактирование, копирование и перемещение вставленных объектов. Установка параметров страниц и разбиение текста на страницы. Колонтитулы. Предварительный просмотр. Установка параметров печати. Вывод документа на печать.
33
Практическое занятие:
«Форматирование текстового документа: символов и абзацев, вставка колонтитулов и номеров страниц»
«Работа с таблицами, вставка рисунков, схем, формул»
«Сканирование и распознавания «бумажного» текстового документа, печать»
6
Самостоятельная работа обучающихся
Внеаудиторная:
-
В каких областях деятельности человека текстовые редакторы могут использоваться.
-
Программы-переводчики. Лингвистические корректоры.
2
Тема 6.2
Электронные таблицы. Расчёты с использованием формул и стандартных функций.
Содержание учебного материала
2
Электронные таблицы.
Основные понятия и способ организации. Структура электронных таблиц: ячейка, строка, столбец. Адрес ячеек. Строка меню. Панели инструментов. Ввод данных в таблицу. Типы и формат данных: числа, формулы, текст. Редактирование, копирование информации.
Использование возможностей электронных таблиц.
Расчёты с использованием формул и стандартных функций. Построение диаграмм и графиков. Способы поиска информации в электронной таблице.
33
Практическое занятие:
«Основные приёмы работы с электронными таблицами»
«Функция автозаполнения. Сортировка и поиск данных»
«Использование программы MS Excel для решения математических задач»
«Построение диаграмм по заданным данным. Работа с листами»
8
Самостоятельная работа обучающихся
Внеаудиторная:
-
История создания электронной таблицы.
2
Тема 6.3-6.4
Системы управления
базами данных: виды,
возможности. Модели и типы данных.
Содержание учебного материала
Основные элементы базы данных. Модели и типы данных (сетевая, реляционная и т.д.). Режимы работы. Создание формы и заполнение базы данных. Оформление, форматирование и редактирование данных. Сортировка информации. Скрытие полей и
записей. Организация поиска и выполнение запроса в базе данных. Режимы поиска. Формулы запроса. Понятие и структура отчёта. Создание и оформление отчёта. Модернизация отчёта.
4
3
Практическое занятие:
«Создание формы и заполнение базы данных. Сортировка записей»
«Создание отчёта по информации базы данных. Копирование в другой документ и распечатка отчёта»
4
Тема 6.5
Редакторы обработки графической информации.
Содержание учебного материала
2
Графические редакторы: виды, назначение, применение. Программы CorlDraw, КОМПАС-3D: назначение, возможности. Программный пакет Adobe Photoshop. Аниматоры, системы трёхмерной графики. Назначение, функции, правила работы, системы меню.
3
Практическое занятие:
«Выполнение геометрических построений с использованием САПР (КОМПАС-3D)»
«Построение комплексного чертежа»
4
Самостоятельная работа обучающихся
Внеаудиторная: Индивидуальная проектная деятельность (показ презентации)
-
История возникновения растровой и векторной графики.
2
Тема 6.6
Информационно-поисковые системы: назначение, возможности
Содержание учебного материала
2
Назначение и возможности информационно-поисковых систем. Структура типовой системы. Информационно-поисковые системы, представленные на отечественном рынке и доступные в сети Интернет. Порядок работы с типовой локальной и сетевой системой.
3
Практическое занятие:
«Поиск и сортировка данных»
2
Самостоятельная работа обучающихся
Внеаудиторная:
-
Наиболее известные российские ИПС, их особенности.
-
Кем и когда была создана первая электронная картотека компьютерного поиска?
4
Раздел № 7. Автоматизированные системы управления
10
Тема 7.1
Автоматизированные системы: понятие, состав, виды
Содержание учебного материала
2
АРМ специалиста. Виды автоматизированных систем. Назначение, состав и принципы организации типовых профессиональных автоматизированных систем, представленных на рынке.
3
Практическое занятие:
«Создание структуры табличной БД Access»
«Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления БД»
4
Самостоятельная работа обучающихся
Внеаудиторная: Индивидуальная проектная деятельность (показ презентации)
-
Системы искусственного интеллекта и применение в современных программных средствах.
-
Системы автоматизированного управления.
4
ВСЕГО:
126
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета информатики.
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
компьютеры в соответствии с санитарными нормами;
-
сканер;
-
принтер;
-
интерактивная доска;
-
проектор;
-
лицензионное программное обеспечение (офисные программы, цифровые обучающие программы, программы ведения учета и контроля, справочно-правовые системы);
-
локальная и глобальная сеть;
-
средства климатического контроля;
-
средства пожаротушения.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. - 3-е изд. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 394 с.
-
Информатика: Учебник для среднего профессионального образования. Изд. 2-е, испр./ Михеева Е.В., Титова О.И., - ИЦ «Академия», 2008.
-
Е. А. Колмыкова, И. А. Кумскова. Информатика: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - ИЦ «Академия», 2010.
-
Информатика 10-11 класс. Базовый курс. Теория / Под ред. Н.В.Макаровой. - СПб.: Питер, 2010. - 675 с.: ил.
-
Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д. Угринович. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 511 с.: ил.
-
Гиляревский Р.С. Основы информатики. - Издательство Экзамен, 2003. - 320с.
-
Голицына О.Л., Попов И.И. Основы алгоритмизации и программирования. - Издательство Форум, 2002. - 432с.
-
Зубрицкас И.И. Информационные технологии в профессиональной деятельности. (учебное пособие) - НовГУ, Великий Новгород, 2007 г.
-
Зубрицкас И.И. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Практические занятия (учебное пособие) - НовГУ, Великий Новгород, 2007 г.
-
Зубрицкас И.И. Автоматизация конструкторского - технологической подготовки производства на базе программных продуктов T- FLEX CAD/CAM/CAE/PDM (учебное пособие) - НовГУ, Великий Новгород, 2006 г.
-
Келим Ю.М. ВТ: учеб пособие для студентов сред. Проф. Образования.М.: «Академия», 2007 г.
-
Кравченя Э.М. Основы информатики, компьютерной графики и педагогические программные средства. - Издательство Технопринт, 2002. - 96с.
-
Угринович Н.Д. Информационные технологии. 10-11 кл.-М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005 г.
-
Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. Практикум по информатике и информационным технологиям. М.: - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г.
Дополнительные:
-
Гайдамакин Н.А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных. Вводный курс: Учебное пособие. - М.: Гелиос АРВ, 2002. - 368 с., ил.
-
Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере/ Под ред. Н.В. Макаровой. - 3-е изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 256 с.: ил.
-
Простейшие методы шифрования текста/ Д.М. Златопольский. - М.: Чистые пруды, 2007 - 32 с.
-
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 246 с.: ил.
-
Тексты демонстрационных тестов по информатике в форме и по материалам ЕГЭ 2004-2011 гг.
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович, 2010. - 212 с.: ил.
Интернет-ресурсы
-
ru.wikipedia.org/wiki/Википедия
-
chaynikam.info/foto.html Компьютер для «чайников»
-
urist.fatal.ru/Book/Glava8/Glava8.htm Электронные презентации
-
Всё о QBasic - ourqbasic.narod.ru/
-
Жилин А.С. Логические задачи по информатике - edu.hl.ru/metodic/metod2.htm
-
Задачи по информатике - www.problems.ru/inf/
-
Особенности национальных задач по информатике - - http://onzi.narod.ru/
-
Сайт «Вместе с детьми». Задачи по информатике - problems.ru/inf/ http://avnsite.narod.ru/ivt.htm
-
Учебники по QBasic для начинающих - - quitbasic.narod.ru/qbhelp.html
-
Языки программирования QBasic - qbas.by.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
Использовать изученные прикладные программные средства.
Индивидуальная: контроль выполнения лабораторных работ, контроль выполнения индивидуальных творческих заданий, тестирование.
Знания:
Основные понятия автоматизированной обработки информации.
Комбинированная: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов.
Общий состав и структуру вычислительных машин и вычислительных систем.
Комбинированная: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов.
Базовые системные продукты и пакеты прикладных программ.
Комбинированная: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов, семинаров.