Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» СПО

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Самарский техникум городского хозяйства и строительных технологий им. П. Мачнева





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Информатика











2014

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Организация - разработчик: ГАОУ СПО Самарский техникум городского хозяйства и строительных технологий им. П. Мачнева.

Разработчик: Кубасова Н.А., Зудлова И.А., преподаватели ГАОУ СПО СТГХСТ им. П. Мачнева

РАССМОТРЕНА

На заседании методической комиссии общеобразовательных дисциплин

Председатель МК
___________________ Т.П.Бусова

Протокол №___от «___»________2013 г.

УТВЕРЖДАЮ

заместитель директора по учебной работе

________________ Л.С.Решетникова

«__»_________________2013 г.







1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке по профессиям рабочих:

Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов

Наименование

профессий рабочих,

должностей служащих

190631

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного

транспорта


  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

  2. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • использовать изученные прикладные программные средства.

знать:

  • основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;

  • базовые системные продукты и пакеты прикладных программ.

    1. Рекомендуемое количество часов на освоении программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 126 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 84 часа;

самостоятельной работы обучающегося 42 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

126

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

84

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

42

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

42

в том числе:


индивидуальное проектное задание

10

тематика внеаудиторной самостоятельной работы

32

Итоговая аттестация в форме экзамена














СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. условия реализации учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15























2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объём часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Введение

Цели и задачи курса, связь с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Прочное и сознательное овладение основами о процессах получения, преобразования, хранения и использования информации. Раскрытие роли информатики в формировании современной научной картины мира.

2

1

Раздел № 1. Автоматизированная обработка информации

5


Тема 1.1

Автоматизированная обработка информации: основные понятия и технология.

Содержание учебного материала


1


Понятие информации. Носители информации. Виды информации. Кодирование информации. Измерение информации. Информационные процессы. Информатизация общества, развитие вычислительной техники.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Внеаудиторная: доклад, презентация

  1. Цели и способы кодирования.

  2. Измерение информации. Объёмный подход.

  3. Информационные процессы в естественных и искусственных системах.

  4. Передача информации. Модель передачи информации К. Шеннона.

4


Раздел № 2.

Общий состав и структура персональных ЭВМ и ВС.


5

Тема 2.1

Архитектура персонального компьютера, структура вычислительных систем

Содержание учебного материала

1


Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Внутренняя архитектура компьютера: процессор, память. Периферийные устройства: клавиатура, монитор, дисковод, мышь, принтер, сканер, модем, мультимедийные компоненты. Программный принцип управления компьютером.

32

Самостоятельная работа обучающихся

Внеаудиторная: презентация:

  1. История создания периферийных устройств, их преимущества и недостатки.

  2. Чем удобны многофункциональные периферийные устройства?

4


Раздел 3.

Программное обеспечение вычислительной техники

24


Тема 3.1-3.2

Программное обеспечение. Операционные системы и оболочки.

Основные операции над файлами и способы их выполнения в различных программных средствах.

Содержание учебного материала

4


Принцип программного управления компьютером. Классификация программного обеспечения. Системное программное обеспечение. Операционные системы и операционные оболочки: назначение, состав, функциональные отличия. Организация файловой системы. Основные операции над файлами и способы их выполнения в различных программных средствах.

33

Практическое занятие:

«Основные способы выполнения операций с файлами и каталогами (папками) в операционной системе Windows XP»

2


Самостоятельная работа обучающихся

Внеаудиторная:

  1. 1. История, проблемы и перспективы развития программного обеспечения компьютера.

2

Тема 3.3

Прикладное программное обеспечение: назначение, пакеты прикладных программ.

Содержание учебного материала

2


Специальное программное обеспечение как совокупность инструментального и сервисного ПО. Средства защиты информации. Антивирусное программное обеспечение. Программы-архиваторы.

33

Самостоятельная работа обучающихся

Внеаудиторная:

  1. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

2


Тема 3.4

Методология решения задач на персональном компьютере.

Содержание учебного материала

2


Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

22

Самостоятельная работа обучающихся

Внеаудиторная:

  1. Создание информационной модели и преобразование её в компьютерную модель.

2


Тема 3.5

Основы программирования на языках высокого уровня (QBasic).


Содержание учебного материала

2


Языки программирования высокого уровня, их классификация. Структура программы на языке QBasic. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов. Графические возможности языка QBasic.

2

Практическое занятие:

«Программирование линейных алгоритмов»

«Графические возможности языка программирования»

4


Самостоятельная работа обучающихся

Внеаудиторная:

  1. История создания языков программирования.

2

Раздел № 4.

Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации. Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации.



14


Тема 4.1

Организация размещения, хранения и передачи информации

Содержание учебного материала

2

2

Обработка информации центральным процессором и организация ОП компьютера. Хранение информации её носители. Организация размещения информации на носителях: сектор, таблица размещения, область данных.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Внеаудиторная: Индивидуальная проектная деятельность (показ презентации)

  1. Перечислить известные носители информации с древних времён и до наших дней. Расположить их в хронологическом порядке. Краткая характеристика наиболее распространённых накопителей.

  2. Особенности прямого и последовательного доступа к информации на носителях.

4


Тема 4.2-4.3

Защита

информации

от несанкционированного доступа.

Антивирусные средства защиты информации.


Содержание учебного материала

4

3

Защита информации от несанкционированного доступа. Необходимость защиты. Криптографические методы защиты. Защита информации в сетях. Электронная подпись. Контроль права доступа. Архивирование информации как средство защиты. Защита информации от компьютерных вирусов. Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика заражения. Антивирусные программы.

23

Практическое занятие:

«Создание архива, закрытого паролем»

«Проверка различных объектов на присутствие в них компьютерного вируса с помощью антивирусной программы»

4


Раздел № 5.

Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации

20


Тема 5.1-5.2

Сетевые технологии обработки информации.

Информационные ресурсы. Поиск информации в сети Интернет.

Содержание учебного материала

4


Передача информации. Линии связи, их основные компоненты и характеристики. Компьютерные телекоммуникации: назначение, структура, ресурсы. Локальные и глобальные компьютерные сети. Основные услуги компьютерных сетей.

Сеть Internet. Структура, адресация, протоколы передачи. Способы подключения. Браузеры. Информационные ресурсы. Поиск информации.

3

Практическое занятие:

«Поиск информации в глобальной сети Интернет и передача информации через локальную сеть»

2


Самостоятельная работа обучающихся

Внеаудиторная: Индивидуальная проектная деятельность (показ презентации)

  1. Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.

  2. Основные услуги компьютерных сетей: телеконференции, файловые архивы. Гипертекст.

4

Тема 5.3-5.4

Электронная почта: назначение, возможности.

Операции с электронной почтой.

Содержание учебного материала

4

3

Общие сведения. Установка электронной почты. Почтовый ящик клиента. Формат электронного сообщения. Главное окно почтовой программы. Операции с электронной почтой.

33

Практическое занятие:

«Передача и получение электронных сообщений, работа с вложенными файлами»

2


Самостоятельная работа обучающихся

Внеаудиторная: Индивидуальная проектная деятельность (показ презентации)

  1. Мир электронной почты.

  2. Электронные доски объявлений. Телеконференции.

4

Раздел № 6.

Прикладные программные средства

46


Тема 6.1

Текстовые процессоры. Создание, редактирование документа.

Содержание учебного материала

2


Возможности текстового процессора. Основные элементы экрана. Создание, открытие и сохранение документов. Редактирование документов: копирование и перемещение фрагментов в пределах одного документа и в другой документ и их удаление. Выделение фрагментов текста.

Шрифтовое оформление текста. Форматирование символов и абзацев, установка междустрочных интервалов. Вставка в документ рисунков, диаграмм и таблиц, созданных в других режимах или другими программами. Редактирование, копирование и перемещение вставленных объектов. Установка параметров страниц и разбиение текста на страницы. Колонтитулы. Предварительный просмотр. Установка параметров печати. Вывод документа на печать.

33

Практическое занятие:

«Форматирование текстового документа: символов и абзацев, вставка колонтитулов и номеров страниц»

«Работа с таблицами, вставка рисунков, схем, формул»

«Сканирование и распознавания «бумажного» текстового документа, печать»

6


Самостоятельная работа обучающихся

Внеаудиторная:

  1. В каких областях деятельности человека текстовые редакторы могут использоваться.

  2. Программы-переводчики. Лингвистические корректоры.

2

Тема 6.2

Электронные таблицы. Расчёты с использованием формул и стандартных функций.

Содержание учебного материала

2


Электронные таблицы.

Основные понятия и способ организации. Структура электронных таблиц: ячейка, строка, столбец. Адрес ячеек. Строка меню. Панели инструментов. Ввод данных в таблицу. Типы и формат данных: числа, формулы, текст. Редактирование, копирование информации.

Использование возможностей электронных таблиц.

Расчёты с использованием формул и стандартных функций. Построение диаграмм и графиков. Способы поиска информации в электронной таблице.

33

Практическое занятие:

«Основные приёмы работы с электронными таблицами»

«Функция автозаполнения. Сортировка и поиск данных»

«Использование программы MS Excel для решения математических задач»

«Построение диаграмм по заданным данным. Работа с листами»

8


Самостоятельная работа обучающихся

Внеаудиторная:

  1. История создания электронной таблицы.

2

Тема 6.3-6.4

Системы управления

базами данных: виды,

возможности. Модели и типы данных.

Содержание учебного материала

Основные элементы базы данных. Модели и типы данных (сетевая, реляционная и т.д.). Режимы работы. Создание формы и заполнение базы данных. Оформление, форматирование и редактирование данных. Сортировка информации. Скрытие полей и

записей. Организация поиска и выполнение запроса в базе данных. Режимы поиска. Формулы запроса. Понятие и структура отчёта. Создание и оформление отчёта. Модернизация отчёта.

4





3

Практическое занятие:

«Создание формы и заполнение базы данных. Сортировка записей»

«Создание отчёта по информации базы данных. Копирование в другой документ и распечатка отчёта»


4


Тема 6.5

Редакторы обработки графической информации.

Содержание учебного материала

2


Графические редакторы: виды, назначение, применение. Программы CorlDraw, КОМПАС-3D: назначение, возможности. Программный пакет Adobe Photoshop. Аниматоры, системы трёхмерной графики. Назначение, функции, правила работы, системы меню.

3

Практическое занятие:

«Выполнение геометрических построений с использованием САПР (КОМПАС-3D)»

«Построение комплексного чертежа»

4


Самостоятельная работа обучающихся

Внеаудиторная: Индивидуальная проектная деятельность (показ презентации)

  1. История возникновения растровой и векторной графики.

2

Тема 6.6

Информационно-поисковые системы: назначение, возможности

Содержание учебного материала

2


Назначение и возможности информационно-поисковых систем. Структура типовой системы. Информационно-поисковые системы, представленные на отечественном рынке и доступные в сети Интернет. Порядок работы с типовой локальной и сетевой системой.

3

Практическое занятие:

«Поиск и сортировка данных»

2


Самостоятельная работа обучающихся

Внеаудиторная:

  1. Наиболее известные российские ИПС, их особенности.

  2. Кем и когда была создана первая электронная картотека компьютерного поиска?

4

Раздел № 7. Автоматизированные системы управления

10


Тема 7.1

Автоматизированные системы: понятие, состав, виды


Содержание учебного материала

2


АРМ специалиста. Виды автоматизированных систем. Назначение, состав и принципы организации типовых профессиональных автоматизированных систем, представленных на рынке.

3

Практическое занятие:

«Создание структуры табличной БД Access»

«Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления БД»

4


Самостоятельная работа обучающихся

Внеаудиторная: Индивидуальная проектная деятельность (показ презентации)

  1. Системы искусственного интеллекта и применение в современных программных средствах.

  2. Системы автоматизированного управления.

4


ВСЕГО:

126



  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета информатики.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • компьютеры в соответствии с санитарными нормами;

  • сканер;

  • принтер;

  • интерактивная доска;

  • проектор;

  • лицензионное программное обеспечение (офисные программы, цифровые обучающие программы, программы ведения учета и контроля, справочно-правовые системы);

  • локальная и глобальная сеть;

  • средства климатического контроля;

  • средства пожаротушения.


3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:


  1. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. - 3-е изд. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 394 с.

  2. Информатика: Учебник для среднего профессионального образования. Изд. 2-е, испр./ Михеева Е.В., Титова О.И., - ИЦ «Академия», 2008.

  3. Е. А. Колмыкова, И. А. Кумскова. Информатика: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - ИЦ «Академия», 2010.

  4. Информатика 10-11 класс. Базовый курс. Теория / Под ред. Н.В.Макаровой. - СПб.: Питер, 2010. - 675 с.: ил.

  5. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д. Угринович. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 511 с.: ил.

  6. Гиляревский Р.С. Основы информатики. - Издательство Экзамен, 2003. - 320с.

  7. Голицына О.Л., Попов И.И. Основы алгоритмизации и программирования. - Издательство Форум, 2002. - 432с.

  8. Зубрицкас И.И. Информационные технологии в профессиональной деятельности. (учебное пособие) - НовГУ, Великий Новгород, 2007 г.

  9. Зубрицкас И.И. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Практические занятия (учебное пособие) - НовГУ, Великий Новгород, 2007 г.

  10. Зубрицкас И.И. Автоматизация конструкторского - технологической подготовки производства на базе программных продуктов T- FLEX CAD/CAM/CAE/PDM (учебное пособие) - НовГУ, Великий Новгород, 2006 г.

  11. Келим Ю.М. ВТ: учеб пособие для студентов сред. Проф. Образования.М.: «Академия», 2007 г.

  12. Кравченя Э.М. Основы информатики, компьютерной графики и педагогические программные средства. - Издательство Технопринт, 2002. - 96с.

  13. Угринович Н.Д. Информационные технологии. 10-11 кл.-М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005 г.

  14. Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. Практикум по информатике и информационным технологиям. М.: - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г.

Дополнительные:

  1. Гайдамакин Н.А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных. Вводный курс: Учебное пособие. - М.: Гелиос АРВ, 2002. - 368 с., ил.

  2. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере/ Под ред. Н.В. Макаровой. - 3-е изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 256 с.: ил.

  3. Простейшие методы шифрования текста/ Д.М. Златопольский. - М.: Чистые пруды, 2007 - 32 с.

  4. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 246 с.: ил.

  5. Тексты демонстрационных тестов по информатике в форме и по материалам ЕГЭ 2004-2011 гг.

  6. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович, 2010. - 212 с.: ил.



Интернет-ресурсы

  1. ru.wikipedia.org/wiki/Википедия

  2. chaynikam.info/foto.html Компьютер для «чайников»

  3. urist.fatal.ru/Book/Glava8/Glava8.htm Электронные презентации

  4. Всё о QBasic - ourqbasic.narod.ru/

  5. Жилин А.С. Логические задачи по информатике - edu.hl.ru/metodic/metod2.htm

  6. Задачи по информатике - www.problems.ru/inf/

  7. Особенности национальных задач по информатике - - http://onzi.narod.ru/

  8. Сайт «Вместе с детьми». Задачи по информатике - problems.ru/inf/ http://avnsite.narod.ru/ivt.htm

  9. Учебники по QBasic для начинающих - - quitbasic.narod.ru/qbhelp.html

  10. Языки программирования QBasic - qbas.by.ru/

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

Использовать изученные прикладные программные средства.

Индивидуальная: контроль выполнения лабораторных работ, контроль выполнения индивидуальных творческих заданий, тестирование.

Знания:

Основные понятия автоматизированной обработки информации.

Комбинированная: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов.

Общий состав и структуру вычислительных машин и вычислительных систем.

Комбинированная: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов.

Базовые системные продукты и пакеты прикладных программ.

Комбинированная: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов, семинаров.


© 2010-2022