- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике, 8 класс
Рабочая программа по информатике, 8 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алейникова В.В. |
Дата | 09.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
9
Пояснительная записка
Содержание курса «Информатика и ИКТ» определяется федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (утв. Приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 5 марта 2004 г. №1089).
Преподавание ориентировано на использование УМК Н.Д.Угриновича, как допущенного Министерством Образования:
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012.
-
Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007
-
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы.:методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
-
Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ, 2008.
-
Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;
-
VisualStudio-CD (выпускается по лицензии корпорации Microsoft), содержащий дистрибутивы систем объектно-ориентированного программирования языков VisualBasic .NET, VisualC# и VisualJ#;
-
Linux-DVD (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса;
-
TurboDelphi-CD (выпускается по лицензии компании Borland), содержащий систему объектно-ориентированного программирования TurboDelphi.
Дополнительные материалы и интерактивные тесты для проверки усвоения материала находятся в Интернете по адресу: iit.metodist.ru
С учетом требования использования лицензионных программ и подготовки к государственной (итоговой) аттестации язык программирования VisualBasic заменен на Паскаль.
Планирование курса «Информатика и ИКТ» в основной школе в 9 классе в соответствии с учебным планом МОУ СОШ №20 рассчитано на 68 часов (2 часа в неделю, всего 34 учебные недели).
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей, задач:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Содержание общеобразовательного курса информатики отражает:
-
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных системах и разрабатывающей средства исследования и автоматизации информационных процессов;
-
основные области применения информатики;
-
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Системный характер содержания определяется тремя сквозными направлениями:
-
информация и информационные процессы;
-
моделирование; информационные модели;
-
области применения методов и средств информатики.
Данные направления отражают в применении к информатике общую схему познания, характерную для естественно-научных дисциплин: объект познания - инструмент познания - области познания.
В рамках этих направлений можно выделить следующие основные содержательные линии курса информатики:
в направлении «Информация, информационные процессы»:
-
информационные процессы,
-
информационные ресурсы,
в направлении «Моделирование, информационные модели»:
-
моделирование и формализация,
-
алгоритмизация и программирование,
в направлении «Области применения методов и средств информатики»:
-
информационные и коммуникационные технологии,
-
информационные основы управления,
-
информационная цивилизация.
Названные направления (перечень содержательных линий) задают структуру содержания общеобразовательного курса информатики:
А) формирование представлений о триаде материя - энергия - информация и материальной природе всех протекающих во Вселенной процессов; формирование преставлений об основном предмете информатики - информационных процессах, об особенностях языка описания информационных процессов, а также о методах и средствах их автоматизации, т.е. о переходе от описаний информационных процессов к их использованию с помощью информационных технологий;
Б) развитие умений строить, изучать, оценивать модели для решения задач в различных областях человеческой деятельности, прежде всего в области науки, технологии, управления, в социальной сфере, в том числе модели информационных процессов из различных областей;
В) формирование умений применять методы и средства информатики, в том числе средства ИКТ.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Курс «Информатика и ИКТ» в основной школе в соответствии с учебным планом МОУ СОШ №20 рассчитан:
7 класс - 1 час в неделю, всего - 35 часов (региональный компонент),
8 класс - 1 час в неделю, всего - 35 часов,
9 класс - 2 часа в неделю, всего - 68 часов.
Всего в основной школе - 138 часов.
Содержание курса
Базовые понятия информатики и ИКТ
Количество часов
8 класс
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Информация и информационные процессы.
8
Кодирование текстовой и графической информации.
4
Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео.
4
Кодирование и обработка числовой информации.
7
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных.
3
Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов.
6
Резерв.
2
Итого
34
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Информация и информационные процессы
Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий.
Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.
Кодирование текстовой и графической информации
Двоичное кодирование текстовой информации. Пространственная дискретизация. Разрешение изображения. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB.
Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео
Звуковая информация. Частота дискретизации. Глубина кодирования. Качество оцифрованного звука. Цифровое фото и видео.
Кодирование числовой информации
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Диаграммы и графики в электронных таблицах.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы. Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним. Представление формульной зависимости на графике.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационно-коммуникационные технологии, естественнонаучные дисциплины, обществознание(экономика).
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных
Базы данных. Системы управления базами данных. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Коммуникационные технологии
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Точки контроля, виды контроля
Четверть
Раздел
Всего часов
Контрольные работы
Практическая часть
диктант, изложение, сочинение
контрольные работы
контрольный тест
лабораторные работы
практические работы
1 четверть
Информация и информационные процессы.
8
1
2
Кодирование текстовой и графической информации.
1
1
2 четверть
Кодирование текстовой и графической информации.
3
1
Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео.
4
1
3
3 четверть
Кодирование и обработка числовой информации.
7
1
4
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных.
3
1
4 четверть
Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов.
6
1
3
Повторение, резерв.
2
Всего:
34
4
15
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)
Учебно-методические материалы
Интернет-ресурсы
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012.
-
Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007
-
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 кл.: методическое пособие. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Дополнительная литература:
-
Белоусова Л.И. Сборник задач по курсу информатики. - М.: Издательство «Экзамен», 2008.
-
Босова Л.Л. и др. Обработка текстовой информации: Дидактические материалы.- М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
-
Богомолова О.Б. Практические работы по MSExcel на уроках информатики. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
-
Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007
-
Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. - СПб: БХВ-Петербург, 2002.
fipi.ru
ege-edu.ru
mioo.statgrad.ru iit.metodist.ru Цифровые образовательные ресурсы:
-
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2008.
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru.
Уроки информатики и ИКТ проводятся в кабинете информатики МОУ СОШ №20, оборудованном 8 рабочими местами ученика, 1 рабочим местом преподавателя, 1 мультимедийным проектором. Все компьютеры объединены в локальную сеть, имеют выход в Интернет. Операционная система - Linux.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
-
программныйпринципработыкомпьютера;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
-
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
-
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
Календарно-тематическое планирование
Учебная неделя
Номер урока
Название разделов, тем уроков
Примечание
Название изучаемой темы (часов)
1
Информация и информационные процессы (8ч.)
1
Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Информация в живой и неживой природе. Информация, информационные объекты различных видов. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
2
2
Информационные процессы в технике. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного.
3
3
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значения. Дискретная форма представления информации.
4
4
Знаковые системы. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.
5
5
Кодирование информации.
Практическая работа № 1.1 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».
6
6
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий.
7
7
Количество информации. Алфавитный подход к определению количества информации. Практическая работа № 1.2 «Перевод единиц измерения информации с помощью калькулятора».
8
8
Контрольная работа №1 по теме «Количество информации»
9
Кодирование текстовой и графической информации (4 ч.)
9
Кодирование текстовой информации. Двоичное кодирование текстовой информации. Практическая работа №2.1 «Кодирование текстовой информации»
10
10
Кодирование графической информации.
Пространственная дискретизация. Разрешение изображения.
11
11
Кодирование графической информации. Растровые изображения на экране монитора.
12
12
Кодирование графической информации. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB. Практическая работа №4 «Кодирование графической информации»
13
Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео (4 ч.)
13
Кодирование и обработка звуковой информации. Звуковая информация. Частота дискретизации. Глубина кодирования.
Практическая работа № 3.1 «Кодирование и обработка звуковой информации».
14
14
Цифровое фото и видео. Качество оцифрованного звука. Практическая работа № 3.2. «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».
15
15
Практическая работа 3.3 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».
16
16
Контрольная работа №2 по теме «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации»
17
Кодирование и обработка числовой информации (7 ч.)
17
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления.
Практическая работа №4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
18
18
Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере. Двоичное кодирование чисел в компьютере.
19
19
Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных.
20
20
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
Практическая работа №4.2 « Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
21
21
Встроенные функции. Практическая работа № 4.3 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»
22
22
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Основные параметры диаграмм. Практическая работа №4.4 «Построение диаграмм различных типов».
23
23
Контрольная работа №3 по теме: «Кодирование и обработка числовой информации».
24
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (3 ч.)
24
Базы данных в электронных таблицах. Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению.
25
25
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Ввод математических формул и вычисление по ним. Представление формульной зависимости на графике.
26
26
Практическая работа № 5.1 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»
27
Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов (6 ч.)
27
Передача информации.
28
28
Локальные компьютерные сети. Сетевые ресурсы. Аппаратное и программное обеспечение проводных и беспроводных сетей.
29
29
Глобальная компьютерная сеть Интернет.
Состав Интерната. Подключение к Интернету. Адресация в интернете. Практическая работа № 6.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».
30
30
Глобальная компьютерная сеть Интернет.
Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 6.2 «География Интернета».
31
31
Разработка Web - сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Практическая работа №6.3. «Разработка сайта с использованием Web-редактора».
32
64
Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии»
33
Повторение (2 ч.)
33
Повторение по теме «Информация и информационные процессы».
34
34
Повторение по теме «Кодирование и обработка числовой информации»