Рабочая программа по информатике. УМК Н. В. Макарова. 9 класс. 68 часа

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе: Ø     Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (с изменениями 31 января 2012 года); Ø     Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям; Ø     Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 7-9 классов УМК Н.В.Макаровой. Основными целями изучения Информатики и ИКТ в 9-м классе являются: ·                        расширение знаний об объектах и их информационных моде...
Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаРабочая программа по информатике. УМК Н.В.Макарова. 9 класс. 68 часаПояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (с изменениями 31 января 2012 года);

  • Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям;

  • Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 7-9 классов УМК Н.В.Макаровой.

Основными целями изучения Информатики и ИКТ в 9-м классе являются:

  • расширение знаний об объектах и их информационных моделях на уровне системы;

  • обучение технологии моделирования в графическом редакторе и текстовом процессоре на основе решения задач из разных предметных областей;

  • развитие у учащихся исследовательских умений в процессе моделирования;

  • освоение технологии работы в глобальной сети Интернет;

  • закрепление и расширение знаний по техническому обеспечению информационных технологий.

Основная задача курса - развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Основной формой организации учебного процесса является урок.

Новизна:

В отличие от программы профессора Н.В. Макаровой, в которой 50 % отводится на изучение теоретического материала и 50 % - на практическую работу на компьютере, аудиторное время (работа в классе), организовано таким образом, что большая часть времени отводится работе на компьютере.

Информатика и ИКТ в 9 классе изучается в объеме 68 часов. Хронология изучения тем по программе Н.В.Макаровой не нарушена. В основе изложения материала лежит модульный принцип.

На уроках Информатики и ИКТ целесообразно опираться на межпредметные связи:

  • Математика;

  • Физика;

  • Биология;

  • История;

  • ИЗО;

  • Английский язык.



Требования к уровню усвоения предмета

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации;

  • принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл;

  • понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;

  • проверять свойства этих объектов;

  • выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;

  • предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации;

  • скорость передачи информации;

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;

  • проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;

  • осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

  • создавать записи в базе данных;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.






























Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

В том числе

Практические работы

Контрольные работы


Информационная картина мира

34


1

1

Информационная модель объекта (повторение)

2



2

Представление о системе объектов и ее информационной модели

4



3

Основные этапы моделирования.

2



4

Моделирование в среде графического редактора

9



5

Моделирование в среде текстового процессора

5



6

Информационные модели в базах данных

8



7

Основы классификации (объектов)

1



8

Классификация моделей

2



9

Контрольная работа №1

1


1


Программное обеспечение информационных технологий

25


1

10

Основы алгоритмизации

7



11

Классификация программ

2



12

Система управления базой данных Access

15



13

Контрольная работа №2

1


1


Техническое обеспечение информационных технологий

9


1

14

Аппаратное обеспечение работы компьютерных сетей

2



15

Логические основы

6



16

Итоговая контрольная работа

1


1


Итого

68


3





Содержание тем учебного курса


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА (34 часа)

Информационная модель объекта (повторение) (2 часа)

Понятие модели. Примеры материальных и нематериальных моделей. Понятие информационной модели объекта. Выделение цели при создании информационной модели. Представление информационной модели объекта в виде таблицы, названиями граф которой являются: имя объекта, имя параметров, значения параметров, действия, среда. Примеры информационных моделей объектов.

Учащиеся должны знать:

  • понятие модели объекта;

  • понятие информационной модели;

  • почему при создании модели важно вначале определить цель;

  • одной из форм представления информационной модели служит таблица.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры материальных моделей;

  • приводить примеры нематериальных моделей;

  • формулировать цель, прежде чем создавать информационную модель;

  • выделять соответствующие цели характеристики объекта;

  • представлять информационную модель объекта в виде таблицы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

Представление о системе объектов (4 часа)

Понятие отношений между объектами. Пространственные отношения. Временные отношения. Отношения части и целого. Отношения формы и содержания. Математические отношения. Общественные отношения. Понятие связи между объектами. Примеры на различные виды связей.

Понятие о системе. Элемент системы. Роль цели при определении системы. Связи и отношения между элементами системы. Среда существования системы. Понятие целостности системы.

Описание системы как единого объекта. Информационная модель элементов системы. Описание связей и отношений между элементами системы. Описание взаимодействия элементов системы. Примеры информационных моделей систем.

Учащиеся должны знать:

  • понятие системы объектов;

  • значимость и роль цели при изучении системы;

  • виды отношений между объектами;

  • виды связей между объектами;

  • понятие целостности системы;

  • типовую структуру информационной модели системы;

Учащиеся должны уметь:

  • формулировать цель, при которой объект следует рассматривать как систему;

  • приводить примеры систем;

  • приводить примеры отношений и связей между объектами;

  • определять вид отношений и связей между объектами в конкретной системе;

  • разрабатывать информационную модель системы в соответствии с заданной целью;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

Основные этапы моделирования. (2 часа)

Место моделирования в деятельности человека. Прототип - моделирование - принятие решения. Этапы постановки задачи: описание задачи, цель моделирования, формализация задачи. Основные типы задач для моделирования. Рекомендации по формализации задачи. Этапы разработки модели: информационная модель, компьютерная модель. Этап компьютерного эксперимента: план, тестирование, проведение исследования. Анализ результатов моделирования. Схема этапов моделирования.

Учащиеся должны знать:

  • назначение моделирования;

  • основные типы задач моделирования;

  • основные этапы моделирования и последовательность их выполнения;

Учащиеся должны уметь:

  • разрабатывать поэтапную схему моделирования для любой задачи;

  • задавать цель моделирования и осуществлять формализацию задачи на этапе постановки задачи;

  • создавать информационную модель и преобразовывать ее в компьютерную модель на этапе разработки модели.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

Моделирование в среде графического редактора (9 часов)

Представление о моделировании в среде графического редактора.

Моделирование геометрических операций и фигур. Моделирование геометрических операций. Моделирование объектов с заданными свойствами.

Конструирование - разновидность моделирования. Моделирование паркета. Компьютерное конструирование из мозаики. Создание меню мозаичных форм. Создание геометрических композиций из готовых мозаичных форм. Создание набора кирпичиков для конструирования. Конструирование из кирпичиков по общему виду. Моделирование расстановки мебели. Моделирование объемных конструкций из кирпичиков по трем проекциям.

Разнообразие геометрических моделей. Моделирование резьбы по дереву. Моделирование оконных наличников. Моделирование топографической карты или плана местности. Графический алгоритм процесса.

Учащиеся должны знать:

  • класс задач, ориентированный на моделирование в графическом редакторе;

  • понятие геометрической модели;

  • представление о компьютерном конструировании;

  • технологию работы в среде графического редактора.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить моделирование в среде графического редактора;

  • создавать меню типовых мозаичных форм;

  • создавать геометрические композиции с помощью меню типовых мозаичных форм;

  • моделировать конструкции по общему виду, по трем проекциям;

  • моделировать геометрические операции.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;


Моделирование в среде текстового процессора (5 часов)

Словесная модель. Моделирование составных документов. Структурные модели: таблица, схема, блок-схема, структура деловых документов. Алгоритмические модели.

Учащиеся должны знать:

  • класс задач, ориентированный на моделирование в текстовом процессоре;

  • технологию работы в среде тестового процессора.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объекты текстового документа и его параметры;

  • составлять различные виды знаковых моделей средствами текстового процессора;

  • проводить моделирование в среде текстового процессора.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;


Информационные модели в базах данных (8 часов)

Этапы создания информационных моделей в базах данных. Стандартные и индивидуальные информационные модели. Информационная модель "учащиеся".

Учащиеся должны знать:

  • класс задач, ориентированный на моделирование в системе управления базой данных;

  • структуру информационной модели в базе данных;

  • технологию работы в СУБД, определяющего среду моделирования.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться стандартными информационными моделями (шаблонами);

  • производить выборку из базы данных, используя разные условия поиска (фильтр)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

Основы классификации (объектов) (1 часа)

Понятие класса объектов. Назначение классификации. Понятие и роль основания классификации. Свойство наследования. Примеры классификации различных объектов. Классификация компьютерных документов.

Учащиеся должны знать:

  • понятие класса;

  • назначение классификации объектов;

  • понятие свойства наследования;

  • основные классы документов, создаваемых на компьютере.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры классификации всевозможных объектов, выделяя на каждом уровне основание классификации;

  • отображать классификацию в виде иерархической схемы;

  • определять в чем проявляется свойство наследования.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;


Классификация моделей (2 часа)

Виды классификации моделей. Классификация моделей по способу представления - материальные и абстрактные. Классификация абстрактных моделей по возможности их реализации в компьютере - мысленные, вербальные, информационные. Классификация информационных моделей по степени формализации и по форме представления. Инструменты моделирования как основание классификации информационных моделей.

Учащиеся должны знать:

  • основные виды классификации моделей;

  • основные признаки (основания) классификации моделей;

  • характеристику каждого класса моделей.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры моделей, относящихся к определенному классу;

  • приводить примеры моделей из школьной жизни.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

Контрольная работа №1


ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (25 часов)

Основы алгоритмизации (7 часов)

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов.

Линейный алгоритм. Разветвляющийся алгоритм. Циклический алгоритм. Цикл с предусловием. Цикл с известным числом повторений. Цикл с постусловием. Вспомогательный алгоритм.

Представление алгоритма в виде блок - схемы. Стадии создания алгоритма.

Учащиеся должны знать:

  • назначение алгоритма и его определение;

  • типовые конструкции алгоритма;

  • представление алгоритма в виде блок-схемы;

  • основные стадии разработки алгоритма.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры алгоритмов из разных сфер;

  • составлять алгоритмы для различных ситуаций или процессов в виде блок-схем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;


Классификация программ (2 часа)

Исполнитель алгоритма. Понятия программы и программирования. Назначение процедуры. Подходы к созданию программы: процедурный, объектный. Классификация и характеристика программного обеспечения: системное; прикладное; инструментарий программирования. Роль программного обеспечения в организации работы компьютера.

Учащиеся должны знать:

  • понятия программы и программного обеспечения;

  • отличие программы от алгоритма;

  • назначение системного программного обеспечения;

  • назначение прикладного программного обеспечения;

  • назначение инструментария программирования.

Учащиеся должны уметь:

  • классифицировать программы;

  • объяснить отличия процедурного и объектного подходов при программировании на примерах из окружающей жизни.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;


Cистема управления базой данных Access ()15 часов

Назначение системы управления базой данных (СУБД). Объекты базы данных. Инструменты системы управления базой данных для работы с записями, полями, обработки данных, вывода данных.

Создание структуры базы данных и заполнение ее данными. Создание формы базы данных. Работа с записями базы данных. Критерии выборки данных. Разработка отчета для вывода данных.

Учащиеся должны знать:

  • понятие базы данных и ее основных элементов;

  • структуру интерфейса СУБД;

  • классификацию и назначение инструментов СУБД;

  • технологию создания и редактирования базы данных;

  • технологию поиска и замены данных, сортировки, группировки, фильтрации, введение вычисляемого поля;

  • назначение и технологию создания формы;

  • назначение отчета и технологию его создания.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать и редактировать структуру базы данных;

  • заполнять данными созданную структуру и проводить их редактирование;

  • просматривать базу данных в режиме списка и формы;

  • форматировать поля базы данных;

  • создавать и редактировать форму, включая в нее рисунки;

  • сортировать данные;

  • создавать фильтры и осуществлять выборку данных;

  • создавать отчет по базе данных.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Контрольная работа №2


ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (9 часов)

Аппаратное обеспечение работы компьютерных сетей (2 часа)

Виды компьютерных сетей. Каналы связи для обмена информацией между компьютерами.

Назначение сетевых адаптеров. Назначение модема. Роль протоколов при обмене информацией в сетях.

Учащиеся должны знать:

  • классификацию компьютерных сетей и назначение каждого вида;

  • характеристики каналов связи;

  • назначение сетевых адаптеров и модемов;

  • понятие протокола передачи данных.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


Логические основы (6 часов)

Основные понятия формальной логики. Логические выражения и логические операции.

Построение таблиц истинности для сложных логических выражений. Логические элементы и основные логические устройства компьютера.

Учащиеся должны знать:

  • суть понятий высказывания, утверждения, рассуждения, умозаключения, логического выражения;

  • таблицы истинности основных логических операций: конъюнкции, дизъюнкции, отрицания;

  • правило построения таблиц истинности сложных логических выражений;

  • основные логические элементы И, ИЛИ, НЕ, используемые в схемах компьютера.

Учащиеся должны уметь:

  • написать таблицу истинности для типовых логических операций;

  • построить таблицу истинности для нетипового логического выражения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.





Контроль уровня обученности

Контрольная работа №1

  1. Одной из основных функций графического редактора является:

  1. ввод изображений;

  2. хранение кода изображения;

  3. создание изображений;

  4. просмотр и вывод содержимого видеопамяти.

  1. Элементарным объектом, используемым в растровом графическом редакторе, является:

  1. точка экрана (пиксель);

  2. прямоугольник;

  3. круг;

  4. палитра цветов;

  5. символ

  1. Деформация изображения при изменении размера рисунка - один из недостатков:

  1. векторной графики;

  2. растровой графики.

  1. Примитивами в графическом редакторе называют:

  1. простейшие фигуры, рисуемые с помощью специальных инструментов графического редактора;

  2. операции, выполняемые над файлами, содержащими изображения, созданные в графическом редакторе;

  3. среду графического редактора;

  4. режим работы графического редактора.

  1. Кнопки панели инструментов, палитра, рабочее поле, меню образуют:

  1. полный набор графических примитивов графического редактора;

  2. среду графического редактора;

  3. перечень режимов графического редактора;

  4. набор команд, которыми можно воспользоваться при работе с графическим редактором.

  1. Наименьшим элементом поверхности экрана, для которого могут быть заданы адрес, цвет и интенсивность, является:

  1. точка;

  2. зерно люминофора;

  3. пиксель;

  4. растр.

  1. Сетка, которую на экране образуют пиксели, называется:

  1. видеопамять;

  2. видеоадаптер;

  3. растр;

  4. дисплейный процессор.

  1. Графика с представлением изображения в виде совокупностей точек называется:

  1. фрактальной;

  2. растровой;

  3. векторной;

  4. прямолинейной.

  1. Пиксель на экране монитора представляет собой:

  1. минимальный участок изображения, которому независимым образом можно задать цвет;

  2. двоичный код графической информации;

  3. электронный луч;

  4. совокупность 16 зерен люминофора.

  1. Модель есть замещение изучаемого объекта, другим объектом, который отражает…

  1. все стороны данного объекта;

  2. некоторые стороны данного объекта;

  3. существенные стороны данного объекта;

  4. несущественные стороны данного объекта;

  1. Модель содержит информации…

  1. столько же, сколько и моделируемый объект;

  2. меньше, чем моделируемый объект;

  3. больше, чем моделируемый объект;

  4. не содержит информации.

  1. Инструментами в графическом редакторе являются…

  1. линия, круг, прямоугольник;

  2. выделение, копирование, вставка;

  3. карандаш, кисть, ластик;

  4. набор цветов (палитры).

  1. Палитрой в графическом редакторе являются…

  1. линия, круг, прямоугольник;

  2. выделение, копирование, вставка;

  3. карандаш, кисть, ластик;

  4. набор цветов.

  1. Обозначить группу, содержащую перечень моделей:

  1. стул, схема, инструкция, глобус;

  2. формула, телевизор, инструкция, глобус,

  3. компьютер, географическая карта, формула;

  4. чертеж, глобус, схема телевизора, детская железная дорога.

Контрольная работа №2

1. Excel. Укажите неправильную команду сохранения документа:


A) Ctrl+N.

B) Файл->Сохранить как.

C) Щелкнуть на значке "Coхpанить".
D) Ctrl+S.
E) Файл->Сохранить .


2. Excel.Что нужно сделать для создания новой книги:


A) Выполнить команду 'Создать' меню Файл.

B) Нажать кнопку 'Вернуть' на панели инструментов.

C) Выполнить команду 'Открыть' меню Файл.
D)Нажать кнопку 'Открыть' на панели инструментов.
E) Выполнить команду 'Вставить' меню Правка.


3. БД. Укажите, как называется программный комплекс, предназначенный для создания и обслуживания базы данных:


A) СУБД.

B) АСУ

C) ИС.
D) СУ.
E) ГИС.


4. БД. Продолжите фразу: реляционная база - это та база данных, в которой информация хранится в виде:


A) Таблиц.

B) Запросов.

C) Отчетов.
D) Списков.
E) Деревьев.


5. БД. Укажите существующие на данный момент модели данных:


A) Иерархические, реляционные, списки.

B) Математические, геометрические.

C) Физические, химические.
D) Структурные.
E) Внутренние, внешние.


6. БД. Укажите, как называется структура данных, для которой характерна подчиненность объектов нижнего уровня объектам верхнего уровня:


A) Иерархической.

B) Реляционной.

C) Подчиненной.
D) Сетевой.
E) Кольцевой.


7. БД. Укажите, что определяет структуру реляционной таблицы:


A) Набор полей.

B) Набор символов.

C) Набор страниц.
D) Набор книг.
E) Набор вершин.


8. Укажите правильное определение записи:


A) Совокупность логически связанных полей.

B) Совокупность логически связанных типов.

C) Совокупность логически связанных атрибутов.
D) Совокупность логически связанных файлов.
E) Совокупность логически связанных папок.


9. БД. Укажите, в каком случае первичный ключ является простым:


A) Если он состоит из одного поля.

B) Если он состоит из разных типов данных.

C) Если он числовой.
D) Если он символьный.
E) Если он состоит из нескольких полей.


10. БД. Укажите, с какими типами данных не могут работать базы данных Microsoft Access(FoxBASE):


A) Графический.

B) Текстовый.

C) Числовой.
D) Дата/время.
E) Логический.


11. БД. Укажите специальный тип данных базы данных Microsoft Access(FoxBASE), предназначенный для порядковой нумерации записей:


A) Счетчик.

B) Дата/время.

C) Гиперссылка.
D) Мастер подстановок.
E) Поле объекта OLE.


12. БД. Укажите возможное значение поля численного типа:


A) 1300.

B) Петров.

C) 12-01-04.
D) $100.
E) NOT 100.




























Итоговая контрольная работа

Часть А (задание с выбором ответа)

1. За минимальную единицу измерения количества информации принимают:

1) байт

2) пиксель

3) бит

4) бот

2. Шахматная доска состоит из 64 полей: 8 столбцов, 8 строк. Какое количество бит потребуется для кодирования одного шахматного поля?

1) 4

2) 5

3) 6

4) 7

3. Получено сообщение, информационный объем которого равен 32 битам. Чему равен этот объем в байтах?

1) 5

2) 2

3) 3

4) 4

4. Расположите данные величины в порядке убывания.

а) 1,5 Мб; б) 2 байта в) 1900 Кб г) 20 бит д) 0,5 Гб

А) 1г, 2б, 3в, 4а, 5д Б) 1д, 2а, 3в, 4б, 5г В) 1д, 2в, 3а, 4г, 5б

Г) 1б, 2г, 3а, 4в, 5д Д) 1д, 2в, 3а, 4б, 5г

6. Объем информационного сообщения 12288 битов, можно выразить как:

1) 1 Кбайт 2) 1,5 Кбайт 3) 0,5 Мбайта 4) 1,5 Мбайт

9. Электронная таблица представляет собой:

1) совокупность нумерованных строк и поименованных буквами латинского алфавита столбцов;

2) совокупность поименованных буквами латинского алфавита строк и столбцов;

3) совокупность пронумерованных строк и столбцов;

4) совокупность строк и столбцов, именуемых пользователем произвольным образом.

11. В ячейке E4 электронной таблицы записана формула =МИН(B2:С3)+3, какой она примет вид после копирования в ячейку E6?

1) = МИН(B4:С5)+5

2) = МИН(B3:С4)+3

3) = МИН(B4:С5)+3

4) = МИН(D4:E5)+3

12. Дан фрагмент электронной таблицы:

А

В

1

=B1 + 1

1

2

=A1 + 2

2

3

=B2 - 1

4

=A3


После выполнения вычислений, была построена диаграмма по значениям диапазона ячеек А1:А4. Укажите получившуюся диаграмму.

1) 2) 3) 4)

14. Операторы в языке программирования отделяются:

1) двоеточием;

2) пробелом;

3) запятой;

4) точкой с запятой.

15. Числа в языке Pascal различаются:

1) как натуральные и вещественные;

2) как натуральные и целые;

3) как целые и вещественные;

4) как целые и правильные дроби.

16. Свойство алгоритма, заключающееся в отсутствии ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значений, называется:

1) результативность;

2) массовость;

3) дискретность;

4) конечность.

17. Какой алгоритм называется линейным:

1) выполнение операций зависит от условия;

2)операции выполняются друг за другом;

3) одни и те же операции выполняются многократно;

4) присутствие всех возможных операций в одном алгоритме?

Часть B

18. Дан фрагмент электронной таблицы:

А

В

С

1

3

1

=А2-В2

2

=2+A1

(A2+B1)/2

=C1*3

Найдите числовое значение ячейки C2.

Ответ: __________________

19. На рисунке приведен фрагмент таблицы базы данных.

Фамилия

Математика

Русский язык

Ин. язык

Андреева

4

3

5

Баранкин

4

4

4

Волин

5

5

5

Данилов

5

3

5

Иванова

3

5

4

Ломов

3

3

3

Сколько записей во фрагменте таблицы удовлетворяют условию («Математика = 4») или («Ин. язык = 4»)?

Ответ: ____________________________

20. У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера:

1. вычти один

2. умножь на три

Первая из них уменьшает число на экране на 1, вторая - утраивает его. Запишите порядок команд в алгоритме получения из числа 5 числа 26, содержащем не более 5 команд, указывая лишь номера команд. (Например, 21211 - это алгоритм:

умножь на три

вычти один

умножь на три

вычти один

вычти один

который преобразует число 2 в 13.)

Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.

Ответ: ____________________

21.Определите значение переменной a после исполнения данного алгоритма.

a := 4

b := 8+2*a

a := b/2*a

Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число - значение переменной a.

Ответ: ___________________

22. Определите значение переменной с после выполнения фрагмента алгоритма, записанного в виде блок-схемы:

Примечание: знаком: = обозначена операция присваивания. В ответе укажите одно число - значение переменной с.

b:= 11

c:= 0

b = 1

b:= b - 1

c:= c + b

да

нет

Ответ: ____________________




Литература

Для учителя:

  1. Информатика и ИКТ. Учебник. Теория. 7-9 классы. / Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2014

  2. Информатика и ИКТ. Практикум. 7-9 классы. Базовый уровень/ Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2014

  3. Информатика. Методическое пособие для учителей. 7 класс./Под ред. проф. Н.В. Макаровой.-СПб.:Питер,2010

  4. Информатика. Методическое пособие для учителей. 8 класс./Под ред. проф. Н.В. Макаровой.-СПб.:Питер,2010

  5. Информатика. Методическое пособие для учителей. 9 класс./Под ред. проф. Н.В. Макаровой.-СПб.:Питер,2010

Для учащихся:

  1. Информатика и ИКТ. Учебник. Теория. 7-9 классы. / Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2014

  2. Информатика и ИКТ. Практикум. 7-9 классы. Базовый уровень/ Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2014

Интернет-ресурсы

  1. Сайт «Информатика в школе»: inf777.narod.ru

  2. Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: portal.krsnet.ru

  3. Сайт «Клякса.ru»: klyaksa.net



© 2010-2022