Программа кружка Мир информационных технологий

Предмет информатика (машинный вариант) в школе изучается учащимися с 5 по 11 класс на базовом уровне, но количество часов для качественного освоения графических редакторов недостаточно.  В современном мире умение представить себя и свою работу очень важно, поэтому программа данного кружка отражает потребности учащихся и школы. Создание рисунков в графических редакторах и мультимедиа-презентация – это способ ярко, эффективно и понятно рассказать о своих работах, привлечь внимание и произвести нуж...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю.

Директор школы: ______________ Махров С.Н.

Приказ № 133-ОД от 30.09.2014 г.





Программа кружка по информатике

«Мир информационных технологий»

5 класс



Масловой Ольги Владимировны, II категория

Ф.И.О., категория





2014 / 2015 учебный год


Введение

В настоящее время никто не станет оспаривать тот факт, что использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Феномен внедрения ИТ в преподавательскую деятельность является предметом пристального внимания и обсуждения ученых, методистов, педагогов-практиков. Необходимо отметить, что информационные технологии всегда были неотъемлемой частью педагогического процесса и в «докомпьютерную эпоху». Это, прежде всего, связано с тем фактом, что процесс обучения является информационным процессом. Но только с появлением возможности использования компьютеров в образовательном процессе сам термин «информационные технологии» приобрел новое звучание, так как стал ассоциироваться исключительно с применением ПК. Таким образом, появление компьютера в образовательной среде явилось своего рода каталогизатором тех тенденций, которые обнажили информационную суть процесса обучения.

В педагогической деятельности среди информационных технологий особое место занимает умение работать в графических редакторах.

Дети в большой охотой «рисуют» в Paint, а затем и в более сложных редакторах.

Школьный предмет информатика дает необходимое, но недостаточное для детей среднего возраста количества знаний по наглядному представлению информации в компьютерном варианте. В то же время процесс создания рисунков процесс творческий и интересный именно для учащихся среднего возраста 11 -12 лет.

Бесспорно, что информационные технологии обогащают процесс обучения и воспитания, позволяют сделать процесс более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. О повышении эффективности усвоения учебного материала, когда в процесс восприятия вовлекаются и зрительная и слуховая составляющие, было известно задолго до появления компьютеров. Информационные технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Раньше такой возможностью обладало лишь учебно-образовательное телевидение.

Пояснительная записка

Предмет информатика (машинный вариант) в школе изучается учащимися с 5 по 11 класс на базовом уровне, но количество часов для качественного освоения графических редакторов недостаточно. В современном мире умение представить себя и свою работу очень важно, поэтому программа данного кружка отражает потребности учащихся и школы.

Создание рисунков в графических редакторах и мультимедиа-презентация - это способ ярко, эффективно и понятно рассказать о своих работах, привлечь внимание и произвести нужное впечатление.

Решение задачи предполагает:

  • знакомство с графическими редакторами Paint, OpenOffice.org Draw;

  • использование графических примитивов;

  • разработка эскизов;

  • рисование рисунков с помощью графических редакторов Paint и OpenOffice.org Draw;

  • обработка рисунков с помощью графического редактора GIMP;

  • помощь в постановке целей презентации;

  • проработку плана презентации, её логической схемы;

  • стилевое решение презентации;

  • дизайн слайдов презентации;

  • озвучивание презентации;

  • сборку презентации.

Творческое объединение учащихся «Мир информационных технологий» - это объединение учащихся по интересам.

Программа называется «Мир информационных технологий», потому что это действительно мир огромных возможностей при использовании информационных технологий создать настоящее художественное произведение.

Программа имеет практическую направленность.

ЦЕЛЬ: Более углубленное изучение и раскрытие особенно важных элементов программы по информатике. Формирование у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • Научить учащихся создавать и обрабатывать рисунки с использованием графических редакторов.

  • Включение учащихся в практическую деятельность

  • Развитие мотивации к сбору информации.

Воспитательные:

  • Формирование потребности в саморазвитии

  • Формирование активной жизненной позиции

  • Развитие культуры общения

  • Развитие навыков сотрудничества

Развивающие:

  • Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

  • Развитие чувства прекрасного

  • Развитие у учащихся навыков критического мышления

Данная программа рассчитана на 1 год обучения детей 10-12 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 34 ч.

Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации.

Наиболее удачная форма организации труда - коллективное выполнение работы.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки - презентации, защита работ, выступление перед зрителями, среди которых родители, бабушки, дедушки ребят.

В конце обучения - конкурс самопрезентаций, защита творческих работ с использованием мультимедиа технологий.

Условия для реализации программы


Для успешной реализации программы необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Наличие индивидуальных компьютеров для возможности индивидуальной работы каждого ученика.

  2. Программа PAINT, GIMP, OpenOffice.org Draw , PowerPoint

  3. Возможность выхода в Интернет.

  4. На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.

Программа построена на принципах:

Доступности - при изложении материала учитываются возрастные особенности детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.

Наглядности - человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.

Сознательности и активности - для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

Кабинет информатики, в котором проводятся занятия кружка, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.
Кабинет информатики оборудован согласно правилам пожарной безопасности.

Ожидаемые результаты


Дети, освоив все правила использования графических редакторов способны создать несколько компьютерных рисунков и составить компьютерную презентацию для представления своих работ.

К концу обучения учащиеся должны:

Знать:

  • Интерфейс PAINT, GIMP, OpenOffice.org Draw, MS PowerPoint .

  • Настройки эффектов анимации.

  • Правила вставки рисунка, диаграммы, графика, звука...

Уметь: Создавать изображения в графических редакторах и мультимедиа презентацию

Содержание программы

Занятие 1-2. Вводное занятие.

Теоретическая часть. Инструктаж по ТБ. Возможность создания компьютерных рисунков. Необходимость умения в современном мире создавать презентацию. Знакомство с основными устройствами компьютера., объектами рабочего стола. Самопрезентация, как один из этапов множества конкурсов.

Практическая часть. Просмотр рисунков победителей районного конкурса «Лучший компьютерный рисунок». Лушие самопрезентации учащихся

Занятие 3. Знакомство с интерфейсом Paint.

Теоретическая часть. Запуск программы. Ознакомление с инструментами программы и Палитрой.

Практическая часть. Фронтальная практическая работа: знакомство с окном программы Paint. Использование Палитры.

Занятие 4-7. Использование графических примитивов в Paint.

Теоретическая часть. Настройка инструментов

Практическая часть. Применение графических примитивов на практике.

Занятие 8-10. Работа с фрагментами

Теоретическая часть. Выделение фрагмента прямоугольной формы, выделение фрагмента произвольной формы.

Практическая часть. Применение изученного материала на практике.

Занятие 11-13. Рисование узоров

Практическая часть. Научить использовать фрагменты для рисования узоров и витражей.

Занятие 14-17. Использование масштаба. Создание рисунков из пикселей

Теоретическая часть. Использование масштаба для создания рисунков

Практическая часть. Научить создавать рисунки с использованием масштаба

Занятие 18. Вставка текста в растровый графический редактор.

Теоретическая часть. Объяснение возможности вставки текста в рисунок.

Практическая часть. Научить вставлять текст в рисунки

Занятие 19. Знакомство с интерфейсом OpenOffice.org Draw

Теоретическая часть. Запуск программы. Знакомство с интерфейсом.

Практическая часть. Применение изученного материала на практике.

Занятие 20-23. Использование графических примитивов в OpenOffice.org Draw

Теоретическая часть. Настройка инструментов

Практическая часть. Применение графических примитивов на практике.

Занятие 24. Знакомство с интерфейсом GIMP. Экспорт изображений

Теоретическая часть. Запуск программы. Знакомство с интерфейсом. Настройка инструментов

Практическая часть. Применение изученного материала на практике.

Занятие 25-26. Обработка изображений с помощью средств GIMP

Теоретическая часть. Объяснение материала по обработке изображений с помощью средств программы.

Практическая часть. Применение изученного материала на практике.

Занятие 27-30. Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint . Создание слайдов. Вставка изображений в слайды

Теоретическая часть. Запуск программы. Ознакомление с правилами заполнения слайдов.

Практическая часть. Фронтальная практическая работа: знакомство с окном программы MS PowerPoint. Использование изученных правил на практике

Занятие 31-33. Настройка анимации и звука

Теоретическая часть. Вставка рисунка, диаграммы, графика, звука, гиперссылок при создании презентации. Демонстрация презентации.

Практическая часть. Применение изученного материала на практике.

Занятие 34.Конкурс слайд фильмов.

Практическая часть. Создание жюри из родителей учащихся. Просмотр всех созданных слайд фильмов. Выбор лучшего.

Методическое обеспечение программы


п/п

Наименование разделов и тем

Форма занятия

Приемы и методы

Методические пособия

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

Беседа, практикум

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный

Учебник Н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ» для 5 класса

2

Знакомство с интерфейсом Paint

Лекция,

практикум.

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный.

Учебник Н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ» для 5 класса

3

Использование графических примитивов в Paint

Лекция,

практикум.

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практикум.

Учебник Н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ» для 5 класса

4

Работа с фрагментами

Лекция, практикум.

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум.

Учебник Н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ» для 5 класса

5

Рисование узоров

Лекция, практикум.

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум.

Учебник Н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ» для 5 класса

6

Использование масштаба. Создание рисунков из пикселей

Лекция, практикум.

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный.

Учебник Н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ» для 5 класса

7

Вставка текста в растровый графический редактор

Лекция, практикум.

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум.

Учебник Н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ» для 5 класса

8

Знакомство с интерфейсом OpenOffice.org Draw

Лекция, практикум.

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум.

Учебник Н. Угриновича «Информатика и ИКТ» для 9 класса

9

Использование графических примитивов в OpenOffice.org Draw

Лекция, практикум.

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум.

Учебник Н.Угриновича «Информатика и ИКТ» для 9 класса

10

Знакомство с интерфейсом GIMP. Экспорт изображений

Лекция, практикум.

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум.

Учебник Н.Угриновича «Информатика и ИКТ» для 9 класса

11

Обработка изображений с помощью средств GIMP

Лекция, практикум.

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум.

Учебник Н.Угриновича «Информатика и ИКТ» для 9 класса

12

Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint . Создание слайдов. Вставка изображений в слайды

Лекция, практикум.

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум.

Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint

13

Настройка анимации и звука

Лекция, практикум.

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум.

Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint

14

Конкурс слайд фильмов.

Защита творческих работ.

Демонстративный.


Список необходимого оборудования

Кабинет, оснащенный по всем требованиям безопасности и охраны труда.

Столы - 10 шт.

Стулья - 20 шт.

Компьютеры - 5 шт.

Принтер.

Колонки.

Мультимедиа проектор.

Экран.

Микрофон.

Цифровой фотоаппарат.

Дисковые накопители.

Список источников информации для учителя


  1. Александр Глебко «Компьютер сводит с ума». medmedia.ru/printarticle.html


  1. Учебник Н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ» для 5 класса



  1. Учебник Н. Угриновича «Информатика и ИКТ» для 9 класса


  1. А.В. Овчаров «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html


  1. Кирмайер Г. Мультимедиа. - М.: Малип, 1994.


  1. Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint скачан с сайта instructing.ru


  1. Материалы Международного педагогического мастер-класса программы Intel «Обучение для будущего».


  1. Сайты в помощь учителю информатики:

klyaksa.net

metod-kopilka.ru

pedsovet.org

uroki.net

intel.ru

Список источников информации для учеников


  1. Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint.

  2. Учебник Н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ» для 5 класса

  3. Учебник Н. Угриновича «Информатика и ИКТ» для 9 класса

  4. Материалы Международного педагогического мастер-класса программы Intel «Обучение для будущего».

  5. Сайт в помощь ученикам klyaksa.net



Учебно-тематический план

п/п

Содержание

Кол-во часов по теме

Дата

по календарю

Теоретических

Практических

1-2

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1

1

3

Знакомство с интерфейсом.

0,5

0,5

4-7

Использование графических примитивов в Paint

0,5

3,5

8-10

Работа с фрагментами

0,5

2,5

11-13

Рисование узоров

0,5

2,5

14-17

Использование масштаба. Создание рисунков из пикселей

0,5

3,5

18

Вставка текста в растровый графический редактор

0,5

0,5

19

Знакомство с интерфейсом OpenOffice.org Draw

0,5

0,5

20-23

Использование графических примитивов в OpenOffice.org Draw

0,5

3,5

24

Знакомство с интерфейсом GIMP. Экспорт изображений

0,5

0,5

25-26

Обработка изображений с помощью средств GIMP

0,5

1,5

27-30

Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint . Создание слайдов. Вставка изображений в слайды

1

3

31-33

Настройка анимации и звука

1

2

34

Конкурс слайд фильмов.

-

1


© 2010-2022