- Преподавателю
- Информатика
- Разработка урока на тему: Группировка
Разработка урока на тему: Группировка
Раздел | Информатика |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Назарова А.Ю. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Тема: Группировка
Цель занятия Формирование представления о целях, задачах и методах упорядочения информации посредством группировки. Изучение новых понятий, связанных с группировкой информации.
ХОД УРОКА
I. Орг.момент
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом -
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться -
Ребята, исправьте ошибки в стихах.
Закричал охотник: "Ой!
Двери гонятся за мной!" (Звери)
На виду у детворы
Крысу красят маляры. (Крышу)
Посмотрите-ка, ребятки:
Раки выросли на грядке. (Маки)
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей, (грачей)
Мы собрали васильки,
На головах у нас - щенки, (венки)
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил, (щепками)
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (чайки)
II. Изучение нового материала.
Упорядочение.
- Человека в жизни окружает много разных объектов: предметов, людей и животных. Они составляют его окружающую среду.
- Посмотрите на доску, давайте попробуем привести объекты на ней порядок. (на доске разные картинки).
- У каждой вещи должно быть своё место. Продукты питания мы храним в холодильнике, а одежду - в шкафу. Поэтому люди используют разные шкафы для посуды, обуви, книг.
- Для чего это делается?
- Упорядочение помогает нам быстрее находить нужные предметы.
- Слово «упорядочить» происходит от слова «порядок», соответственно, упорядочение информации надо понимать как приведение ее в порядок.
- Информацию тоже можно упорядочивать. Это помогает быстро находить нужные сведения. Упорядоченную информацию проще передавать и усваивать. Она быстрее становится знанием.
Роль упорядочения информации для целей ее хранения
- У каждого человека свои представления о порядке, но чаще всего речь об упорядочении чего-либо заходит перед хранением. Это же относится и к информации. Чтобы она стала знанием, ее надо сохранить (запомнить или записать), но не как попало, а непременно в упорядоченном виде.
- Чтобы понять, как упорядочение объектов связано с их хранением, нам надо ввести новое понятие - адрес. Адрес - это сведения, с помощью которых можно разыскать сохраненный объект, чтобы получить к нему доступ.
Сравните действия двух школьников. Один хранит свои карандаши в пенале и всегда знает, где их можно найти. Другой хранит один карандаш под кроватью, другой - под столом, а третий носит в кармане. Но он тоже очень хорошо знает, где их можно найти, и не тратит слишком много времени на их поиски. Какой порядок хранения вам кажется более правильным? Почему?
- В обыденной жизни существует много разных представлений о порядке и о способах приведения объектов в порядок. Информатика же рассматривает не очень много методов упорядочения. Во втором классе мы познакомимся всего с двумя методами: группировкой и сортировкой. С другими методами, например такими, как отбор и фильтрация, мы познакомимся в третьем и четвертом классах. Сегодня мы начнем изучать группировку, а сортировку рассмотрим на следующем занятии.
Признаки объектов
- Все объекты, которые нас окружают, имеют определенные признаки. Это понятно, ведь именно по признакам мы и различаем объекты. Яблоко отличается от огурца и лимона по форме, цвету и вкусу. Теплое пальто вы легко отличишь от легкого плаща, а книгу - от тетради. Люди различают объекты по их признакам. Признаки удобно использовать для упорядочения объектов.
- Признаки объектов люди используют не только для того, чтобы различать эти объекты. Людям свойственно также выявлять общие признаки объектов, потому что это помогает им лучше понимать, как с этими объектами надо обращаться и как их можно использовать. Арбуз, мяч и автомобильное колесо - это разные предметы, но у них есть общий признак - они круглые. Велосипед, теннисная ракетка и клюшка не похожи друг на друга, но и у них тоже есть общий признак - это спортивные принадлежности.
- Люди всегда стремятся найти общие признаки объектов. Это помогает им запоминать новую информацию. Кошка, собака и корова не похожи друг на друга, но все они домашние животные - это их общий признак. По этому признаку вы легко догадаешься, что за ними надо ухаживать: кормить и поить, лечить и обогревать.
Группировка объектов по общим признакам
- Когда объекты имеют общие признаки, люди объединяют их в группы. Яблоки, груши и апельсины выращивают на деревьях. По этому признаку их называют фруктами. Помидоры, картофель и огурцы растут на грядках. Их можно объединить в другую группу - это овощи.
- Группировка помогает людям быстрее получать необходимую информацию. Например, все съедобные продукты можно объединить в одну группу - «еда». Тогда на вопрос: «Что такое хлеб?» - можно дать краткий ответ: «Хлеб - это еда». Тот, кто знает основной признак всей группы «еда», легко догадается, что хлеб можно есть. Группировка помогает также лучше запоминать информацию. Сгруппированная информация усваивается быстрее и хранится дольше, то есть лучше превращается в знания.
- В школе мы изучаем много разных предметов, и для каждого предмета заводим отдельную рабочую тетрадь. А почему нельзя завести одну тетрадь для всех уроков?
Дети должны отметить, что если бы на все предметы была одна тетрадь, в ней труднее было бы находить нужную информацию. Но учащиеся могут не заметить, что в такой тетради нарушились бы информационные связи между занятиями по каждому из предметов. Эти связи, конечно, можно восстановить, но для этого необходимы дополнительные усилия и дополнительное внимание. Обратите внимание учащихся на то, что группировка позволяет создавать меньше информационных связей, а значит, проще усваивать информацию и превращать ее в знания.
Действия с объектами. Группировка по действиям
- Признаки объектов бывают двух типов: признаки-свойства и признаки-действия. Признаки-действия - это характерные действия, которые выполняет этот объект или для которых его используют. Карандаш - деревянный. Этот признак - свойство карандаша. А ещё карандашом можно писать и рисовать. Этот признак - действие, которое выполняют карандашом. Группировать объекты можно не только по их свойствам, но и по их действиям.
- Давайте попробуем сгруппировать по признакам-свойствам отдельно предметы, сделанные из дерева, и предметы, сделанные из металла (задание №1).
Сгруппируйте объекты по их признакам-действиям в две группы. Действия выберите сами и запишите их (задание №2).
Группировка информационных объектов
- Информационные объекты тоже можно группировать. Например, буква - это информационный объект. Она выражает некий звук. Если сгруппировать вместе несколько букв, можно получить новый информационный объект - слово. Слово обладает такими свойствами, которых не было у букв. Словами выражают не просто комбинации звуков, а гораздо большее - предметы или действия, а также их признаки, состояния и связи между ними. Теперь попробуем сгруппировать вместе несколько слов, и мы опять получим новый информационный объект - предложение.
- А всегда ли группа букв образует слово?
доске несколько букв, например Б, Ф, О, Л, У, Т.
Является ли эта группа словом? Можно ли из этих букв составить группу, которая является словом? (ФУТБОЛ.)
Сделайте вывод о том, что группировать объекты можно по-разному: так, что из них образуется новый объект с новыми свойствами, и так, что он не образуется, а просто получается группа старых объектов со своими свойствами.
Составные объекты
- Когда в результате группировки образуется новый объект с новыми свойствами, этот объект называют составным. Одно из назначений группировки и состоит в получении составных объектов.
Пример: На автомобильном заводе рабочие берут болты, гайки, различные детали и собирают автомобили. Автомобили - это примеры составных объектов. Их свойства существенно отличаются от свойств тех объектов, из которых автомобиль составлен.
На стройке рабочие берут кирпичи и создают из них объект - здание. Здание - это составной объект. Его свойства существенно отличаются от свойств кирпичей, плит, из которых это здание состоит.
Объекты-контейнеры
- Мы сказали, что буквы можно сгруппировать так, что из них получится слово, а можно и так, что слово не получится (не образуется составной объект с новыми свойствами). Точно так же на стройке можно не сложить стену из кирпичей, а свалить кирпичи в кучу. При этом образуется группа объектов, но не новый объект.
- А зачем же нам нужна такая группировка, в результате которой ничего нового не получается?
- Такая группировка нам нужна для целей хранения. Вспомним, что каждый объект при хранении должен получить адрес. Адрес - это тоже информация, и его тоже надо хранить. Дело это довольно хлопотное, поэтому объекты и группируют, чтобы давать адрес не каждому объекту, а всей группе.
- Для хранения групп объектов можно использовать особые объекты, которые называются контейнерами. Пенал - это объект-контейнер для хранения карандашей и ручек. Нам не надо запоминать адрес хранения каждого карандаша - достаточно запомнить адрес хранения пенала, и сразу все карандаши будут доступны. Получается так, что благодаря группировке объектов и размещению всей группы в объекте-контейнере удается сократить объем адресной информации, упростить ее запоминание и обработку, сделать работу с информацией более эффективной.
- Вот мы и ответили на вопрос, который поднимали в начале занятия: «Почему карандаши лучше хранить в пенале?» Потому что это повышает эффективность работы с адресной информацией о местоположении карандашей.
Информационные объекты-контейнеры
- Многие информационные объекты-контейнеры достаточно очевидны: в книге сгруппированы страницы с текстами и рисунками, относящиеся к одному произведению. В учебной тетради сгруппированы записи, относящиеся к одной учебной дисциплине. В записной книжке сгруппированы сведения, важные для ее владельца.
Вложенные объекты. Глубина вложения. Путь доступа
- У объектов-контейнеров есть очень интересное свойство - их можно вкладывать друг в друга. Пенал, в котором хранятся карандаши, можно положить в портфель, и тогда не надо запоминать адрес пенала - достаточно запомнить адрес портфеля. Портфель можно убрать в шкаф - тогда не надо запоминать ни адреса портфеля, ни адреса пенала. Достаточно запомнить адрес шкафа.
Объекты, хранящиеся внутри других объектов, называют вложенными объектами. Вложение может быть многоуровневым, когда контейнеры вкладываются друг в друга несколько раз, например так: в шкафу хранится портфель (первый уровень), в портфеле хранится пенал (второй уровень), в пенале хранится карандаш (третий уровень). Получается цепочка: Шкаф >- Портфель >- Пенал > Карандаш. Эту цепочку называют путем поиска или путем доступа. Она показывает, как найти карандаш, если мы знаем, где находится шкаф. А количество уровней вложения называют глубиной вложения.
III. Практическая работа.
Техника безопасности.
IV. Итог урока.
-
Что такое упорядочение? {Приведение в порядок.)
-
Для чего нужно упорядочение информации? {Чтобы информация лучше и быстрее превращалась в знания.)
-
Назовите общий признак следующих объектов: дождь, гроза, снегопад, ураган? {Это явления природы.)
-
Назовите общий признак следующих объектов: ель, клен, дуб, сосна. {Это деревья.)
-
Назовите общий признак следующих объектов: ель, клен, дуб, фиалка. {Это растения.)
-
Апельсин, теннисный мяч и снежок имеют общий признак. Что это за признак: свойство или действие? {Эти объекты круглые - этот признак является свойством объектов, он связан с их формой.)
9. Молоток, лопата, грабли и ножницы имеют общий признак. Что это за признак: свойство или действие? {Это инструменты. Этот признак связан с действием, которое можно выполнять этими объектами - их можно использовать в работе.)
-
Приведите примеры того, как из нескольких объектов можно сделать составной объект, имеющий свойства, которых не было у первоначальных объектов. (В качестве примеров удобно использовать поделки, сделанные на уроке труда.)
-
Приведите примеры объектов, обладающих контейнерными свойствами. (Разнообразные коробки, предметы мебели, альбомы для фотографий, открыток, почтовых марок и многое другое.)
-
Приведите примеры хранения вложенных объектов. (Письмо в конверте - конверт в коробке - коробка в шкафу - шкаф в комнате - комната в здании - здание в городе - город в стране - и т. д.)
IV. Рефлексия.
- Сегодня на уроке вы познакомились с методом упорядочения информации методом группировки.
Поставьте «+» на той ступеньке, как понял урок и смог выполнить задания на компьютере.
6