- Преподавателю
- Информатика
- Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света
Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Колмогорцев Е.А. |
Дата | 07.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света
ФИО (полностью)
Колмогорцев Евгений Александрович
Место работы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Котласа
Должность
Учитель математики и информатики
Предмет
Информатика и физика
Класс
11
Цель урока: исследовать возможности применения электронных таблиц при решении расчетных задач на примере задач на закон преломления света.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать средства электронных таблиц для решения расчетных задач других учебных дисциплин (на примере физики)
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
-
умение обрабатывать информацию; представлять информацию в табличной форме, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
10.Тип урока Урок закрепления полученных знаний.
11.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная
12.Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-самостоятельно работают на компьютерах;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
13.Необходимое техническое оборудование: Компьютеры, раздаточный материал (лабораторная работа)
14.Структура и ход урока
№
Этап урока
Время реализации этапа
Краткое содержание этапа
1
2
3
4
1
Организационный момент
5 минут
Приветствие учащихся; проверка готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж
2
Работа в группах
15 минут
Первая группа (наиболее подготовленные учащиеся) самостоятельно начинает работу в парах на компьютерах, используя текст л/р. При этом они самостоятельно находят способы решения задач и реализуют решение в электронной таблице. Вторая группа (менее подготовленные) работают с учителем. Задачи решаются у доски с подробным объяснением решений.
3
Смена групп, физ. Минутка
2 минуты
Группы меняются местами.
4
Работа в группах
15 минут
Вторая группа, используя способы решения, полученные на втором этапе урока, реализуют их в среде электронных таблиц. Первая группа работает с доской, проверяя правильность своих решений на компьютерах.
5
Домашнее задание
3 минуты
Учащиеся получают домашнее задание - самостоятельно реализовать решение расчетной задачи курса физики с помощью компьютера
6
Рефлексия
5 минут
Беседа с учащимися по итогам урока, оценка урока и самооценка учащихся.
Приложение
Лабораторная работа
Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света
Цель: исследовать возможности применения электронных таблиц при решении расчетных задач на примере задач на закон преломления света.
Запустите редактор OpenOffice Calc. Для этого выполните: Пуск-Программы-OpenOffice-OpenOffice Calc.
После запуска у вас откроется окно программы.
Сохраните документ под своим именем. Для этого откройте диалоговое окно «Сохранить как» (меню Файл-Сохранить как).
Вместо имени файла введите свою фамилию. Тип файла не меняется. Выберите папку «Мои документы» в левой части окна. Нажмите кнопку «Сохранить».
Все решения будут выполняться в одном файле на отдельных листах.
Задача 1. Угол падения луча света на поверхность глицерина 60°. Определите угол преломления.
Закон преломления света записывается в виде формулы:
где n1 и n2 - показатели преломления сред, α - угол падения луча, β - угол преломления.
Т.к. показатель преломления воздуха ( равен 1,0003, то в данном случае, его можно не учитывать и полагать, что .
Т.е.
Угол падения известен из условия задачи, показатель преломления глицерина можно узнать из таблицы.
Выразим из данной формулы угол преломления β:
,
1. В редакторе OpenOffice Calc выполните двойной щелчок по вкладке Лист1 (в нижней левой части окна). Переименуйте его в «Задача 1».
2. Выделите ячейки А1-А9. Откройте контекстное меню щелчком правой кнопкой мыши, выберите пункт «Формат ячеек». Откройте вкладку «Выравнивание» и поставьте галочку у пункта «Переносить по словам». Примените изменения.
Аналогично выделите ячейки В1-В9. Выберите вкладку «Числа». Введите количество знаков в дробной части равное 3. Примените изменения.
3. Заполните таблицу так, как показано на рисунке.
Обратите внимание, что значения углов вводятся в градусной мере. Их необходимо будет перевести в радианы.
Для расчета будут использованы следующие функции, встроенные в редактор:
SIN(X) - значение синуса для угла X.
ASIN(X) - значение арксинуса для аргумента Х.
RADIANS(X) - перевод значения угла X, заданного в градусах, в радианы.
DEGREES(X) - перевод значения угла X, заданного в радианах, в градусы.
4. В ячейку В3 введите формулу =RADIANS(B2).
В ячейку В8 введите формулу для нахождения угла преломления =ASIN(SIN(B3)/B5).
Осталось преобразовать значение угла из радианной в градусную меру. Для этого в ячейку В9 введите формулу =DEGREES(B8).
5. В результате у вас получится значение 36,01 градуса.
Задача 2. Найти угол падения луча на поверхность кварцевого стекла, если известно, что угол преломления 30°.
Данная задача обратна предыдущей. Из формулы выведем формулу для нахождения угла α:
где α - угол падения луча, β - угол преломления луча, n - показатель преломления среды.
1. Для решения перейдите на Лист 2 и переименуйте его в «Задача2», как в пункте 1 предыдущего задания.
2. Задайте форматы ячеек аналогично пункту 2 предыдущей задачи. Заполните ячейки, как показано на рисунке.
3. В ячейку В3 введите формулу =RADIANS(B2).
В ячейку В8 введите формулу для нахождения угла падения =ASIN(SIN(B3)*B5).
В ячейку В9 введите формулу =DEGREES(B8) для перевода значения угла в градусную меру.
4. В результате у вас получится значение 46,803 градуса.
Задача 3. Зная скорость света в вакууме, найти скорость света в алмазе.
Абсолютный показатель преломления среды показывает, во сколько раз скорость света в вакууме больше, чем в данной среде, т.е.
где n - показатель преломления среды, с - скорость света в вакууме, v - скорость света в среде.
Скорость света в вакууме равна 3*108 м/с.
Тогда, скорость света в среде (в нашей задаче - в алмазе) можно найти по формуле:
1. Перейдите на Лист 3 и переименуйте его в Задача3.
2. Задайте формат ячеек А1-А3 и В1 аналогично пунктам 2 предыдущих задач. Для ячейки В3 на вкладке Число укажите категорию - Научный и формат, как на рисунке:
3. Заполните ячейки согласно рисунку ниже:
4. В ячейку В3 введите формулу =(3*10^8)/B1. В результате, получим скорость света в алмазе, записанную в экспоненциальной форме: 1,24E+008.
Задача 4. В стеклянный стакан налита вода. Определите угол, под которым выйдет луч из стакана, если на поверхность воды луч падает под углом 45°.
В данной задаче преломление луча происходит три раза: на границе «воздух-вода», «вода-стекло», «стекло-воздух».
На расчета угла преломления на границе «воздух-вода» можно воспользоваться формулой из задач 1 и 2:
Однако, на границах «вода-стекло» и «стекло-воздух» для расчетов используем формулу:
Отсюда, угол преломления:
Задача 5. Под каким углом должен упасть луч на стекло, чтобы преломленный луч оказался перпендикулярным к отраженному?
Изобразим графически условие задачи:
По закону преломления света имеем:
1. Для решения перейдите на Лист 5 и переименуйте его в «Задача5».
2. Задайте форматы ячеек А1, А2, В1, В2 аналогично пункту 2 первой или второй задачи. Заполните ячейки, как показано на рисунке.
3. В ячейку В4 введите формулу =ATAN(B1). В ячейку В5 введите =DEGREES(B4). В результате в ячейке В5 вы получите ответ 60,945 градусов.
Сохраните изменения в документе.
После выполнения заданий лабораторной работы, запустите презентацию «Разминка» в папке «Мои документы».