Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

Данный урок был проведен в 11 классе совместно с учителем физики. Цель урок - закрепить навыки решения задач с использованием электронных таблиц. Из курса физики была выбрана тема "Оптика".Класс был разделен на 2 группы. В первую группу вошли наиболее подготовленные учащиеся.В процессе урока 1я группа начинала работать на компьютерах, в то время, как вторая совместно с учителем разбирала решение задач традиционным способом. Только после этого группы поменялись местами и учащиеся второй группы на...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света


ФИО (полностью)

Колмогорцев Евгений Александрович

Место работы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Котласа

Должность

Учитель математики и информатики

Предмет

Информатика и физика

Класс

11

Цель урока: исследовать возможности применения электронных таблиц при решении расчетных задач на примере задач на закон преломления света.

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):

научить в процессе реальной ситуации использовать средства электронных таблиц для решения расчетных задач других учебных дисциплин (на примере физики)

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. умение обрабатывать информацию; представлять информацию в табличной форме, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

10.Тип урока Урок закрепления полученных знаний.

11.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная

12.Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-самостоятельно работают на компьютерах;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

13.Необходимое техническое оборудование: Компьютеры, раздаточный материал (лабораторная работа)

14.Структура и ход урока

Этап урока

Время реализации этапа

Краткое содержание этапа

1

2

3

4

1

Организационный момент

5 минут

Приветствие учащихся; проверка готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж

2

Работа в группах

15 минут

Первая группа (наиболее подготовленные учащиеся) самостоятельно начинает работу в парах на компьютерах, используя текст л/р. При этом они самостоятельно находят способы решения задач и реализуют решение в электронной таблице. Вторая группа (менее подготовленные) работают с учителем. Задачи решаются у доски с подробным объяснением решений.

3

Смена групп, физ. Минутка

2 минуты

Группы меняются местами.

4

Работа в группах

15 минут

Вторая группа, используя способы решения, полученные на втором этапе урока, реализуют их в среде электронных таблиц. Первая группа работает с доской, проверяя правильность своих решений на компьютерах.

5

Домашнее задание

3 минуты

Учащиеся получают домашнее задание - самостоятельно реализовать решение расчетной задачи курса физики с помощью компьютера

6

Рефлексия

5 минут

Беседа с учащимися по итогам урока, оценка урока и самооценка учащихся.

Приложение

Лабораторная работа

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

Цель: исследовать возможности применения электронных таблиц при решении расчетных задач на примере задач на закон преломления света.

Запустите редактор OpenOffice Calc. Для этого выполните: Пуск-Программы-OpenOffice-OpenOffice Calc.

После запуска у вас откроется окно программы.

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

Сохраните документ под своим именем. Для этого откройте диалоговое окно «Сохранить как» (меню Файл-Сохранить как).

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

Вместо имени файла введите свою фамилию. Тип файла не меняется. Выберите папку «Мои документы» в левой части окна. Нажмите кнопку «Сохранить».

Все решения будут выполняться в одном файле на отдельных листах.

Задача 1. Угол падения луча света на поверхность глицерина 60°. Определите угол преломления.

Закон преломления света записывается в виде формулы:

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

где n1 и n2 - показатели преломления сред, α - угол падения луча, β - угол преломления.

Т.к. показатель преломления воздуха (Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света равен 1,0003, то в данном случае, его можно не учитывать и полагать, что Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света .

Т.е.

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

Угол падения известен из условия задачи, показатель преломления глицерина можно узнать из таблицы.

Выразим из данной формулы угол преломления β:

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света,

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

1. В редакторе OpenOffice Calc выполните двойной щелчок по вкладке Лист1 (в нижней левой части окна). Переименуйте его в «Задача 1».

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

2. Выделите ячейки А1-А9. Откройте контекстное меню щелчком правой кнопкой мыши, выберите пункт «Формат ячеек». Откройте вкладку «Выравнивание» и поставьте галочку у пункта «Переносить по словам». Примените изменения.

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

Аналогично выделите ячейки В1-В9. Выберите вкладку «Числа». Введите количество знаков в дробной части равное 3. Примените изменения.

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

3. Заполните таблицу так, как показано на рисунке.

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

Обратите внимание, что значения углов вводятся в градусной мере. Их необходимо будет перевести в радианы.

Для расчета будут использованы следующие функции, встроенные в редактор:

SIN(X) - значение синуса для угла X.

ASIN(X) - значение арксинуса для аргумента Х.

RADIANS(X) - перевод значения угла X, заданного в градусах, в радианы.

DEGREES(X) - перевод значения угла X, заданного в радианах, в градусы.

4. В ячейку В3 введите формулу =RADIANS(B2).

В ячейку В8 введите формулу для нахождения угла преломления =ASIN(SIN(B3)/B5).

Осталось преобразовать значение угла из радианной в градусную меру. Для этого в ячейку В9 введите формулу =DEGREES(B8).

5. В результате у вас получится значение 36,01 градуса.

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

Задача 2. Найти угол падения луча на поверхность кварцевого стекла, если известно, что угол преломления 30°.

Данная задача обратна предыдущей. Из формулы Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света выведем формулу для нахождения угла α:

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

где α - угол падения луча, β - угол преломления луча, n - показатель преломления среды.

1. Для решения перейдите на Лист 2 и переименуйте его в «Задача2», как в пункте 1 предыдущего задания.

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

2. Задайте форматы ячеек аналогично пункту 2 предыдущей задачи. Заполните ячейки, как показано на рисунке.

3. В ячейку В3 введите формулу =RADIANS(B2).

В ячейку В8 введите формулу для нахождения угла падения =ASIN(SIN(B3)*B5).

В ячейку В9 введите формулу =DEGREES(B8) для перевода значения угла в градусную меру.

4. В результате у вас получится значение 46,803 градуса.

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

Задача 3. Зная скорость света в вакууме, найти скорость света в алмазе.

Абсолютный показатель преломления среды показывает, во сколько раз скорость света в вакууме больше, чем в данной среде, т.е.

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

где n - показатель преломления среды, с - скорость света в вакууме, v - скорость света в среде.

Скорость света в вакууме равна 3*108 м/с.

Тогда, скорость света в среде (в нашей задаче - в алмазе) можно найти по формуле:

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

1. Перейдите на Лист 3 и переименуйте его в Задача3.

2. Задайте формат ячеек А1-А3 и В1 аналогично пунктам 2 предыдущих задач. Для ячейки В3 на вкладке Число укажите категорию - Научный и формат, как на рисунке:

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

3. Заполните ячейки согласно рисунку ниже:

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

4. В ячейку В3 введите формулу =(3*10^8)/B1. В результате, получим скорость света в алмазе, записанную в экспоненциальной форме: 1,24E+008.

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

Задача 4. В стеклянный стакан налита вода. Определите угол, под которым выйдет луч из стакана, если на поверхность воды луч падает под углом 45°.

В данной задаче преломление луча происходит три раза: на границе «воздух-вода», «вода-стекло», «стекло-воздух».

На расчета угла преломления на границе «воздух-вода» можно воспользоваться формулой из задач 1 и 2:

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

Однако, на границах «вода-стекло» и «стекло-воздух» для расчетов используем формулу:

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

Отсюда, угол преломления:

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

Задача 5. Под каким углом должен упасть луч на стекло, чтобы преломленный луч оказался перпендикулярным к отраженному?

Изобразим графически условие задачи:

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

По закону преломления света имеем:

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

1. Для решения перейдите на Лист 5 и переименуйте его в «Задача5».

2. Задайте форматы ячеек А1, А2, В1, В2 аналогично пункту 2 первой или второй задачи. Заполните ячейки, как показано на рисунке.

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

3. В ячейку В4 введите формулу =ATAN(B1). В ячейку В5 введите =DEGREES(B4). В результате в ячейке В5 вы получите ответ 60,945 градусов.

Использование средств ИКТ для решения задач на закон преломления света

Сохраните изменения в документе.

После выполнения заданий лабораторной работы, запустите презентацию «Разминка» в папке «Мои документы».

© 2010-2022