Рабочая программа 10 класс (Семакин, Хеннер, Шеина)

Рабочая программа, рассчитанная на совмещение двух лет обучения в течении одного года обучения - 10-11 классы, при выделении времени в 68 часов (по два часа в неделю). Рабочая программа подходит для учителей, преподающих базовый уровень информатики в выше указанном (10) классе, при условии прохождения программного материала 10 и 11 классов за один год, то есть при досрочном завершении предмета.
Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа _______________

муниципального района ___________________

Республики ________________





Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ

____________________

____________________

________________

Приказ № ____ от

"___" _______ 2015 г.

Согласовано:

Заместитель

директора по УВР

__________________

____________

"___" _______ 2015 г.

Рассмотрено на

заседании ШМО учителей

математики, физики, информатики

Протокол № _____ от

"___" _______ 2015 г.















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИНФОРМАТИКЕ

10 КЛАСС

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД







Разработчик программы:

_________________________,

учитель информатики












______________________

2015

Пояснительная записка


Рабочая программа по информатике и ИКТ для базового уровня составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.

Цели программы:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Рабочая программа составлена на основе:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;

2. Федеральный базисный учебный план и примерная программа «Информатика и ИКТ» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;

3. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

4. Учебный план МБОУ СОШ _______________, приказ № ___ от __.__.2015 г;

  1. Годовой календарный график МБОУ СОШ с. Карамалы-Губеево, приказ № ___ от ___.___.2015 г.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • учебник «Информатика» для 10 класса / Семакин И. Г. / Хеннер Е. К. / Шеина Т. Ю. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015;

  • учебник «Информатика» для 11 класса / Семакин И. Г. / Хеннер Е. К. / Шеина Т. Ю. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014;

  • комплект цифровых образовательных ресурсов.

Название темы

Количество часов

1

Информация и информационные процессы.

10

2

Программирование обработки информации

22

3

Информационные системы, моделирование и базы данных

12

4

Интернет

17

5

Социальная информатика

5

6

Резерв, контроль

2



68


Программа рассчитана на прохождение двухлетнего материала за один год, с учётом отсутствия предмета в 11 классе, при выделении 2 ч. в неделю, всего - 68 часов. При этом порядок тем и распределение их практически не отличается от прохождения той же программы за два года, при выделении 1 часа неделю.


Содержание учебной программы (68 ч.)


Информация и информационные процессы (10 ч).

Опорные понятия:

Информатика, информация и информационные процессы. Знаки, знаковые системы, кодирование и обработка количества информации.

Содержание курса:

Безопасность в кабинете информатики, исключение случаев травматизма и порчи имущества. Значение опорных понятий, их классификация. Виды информационных процессов, их содержание, особенности для неживой и живой природы. Графическое представление усложнения и упрощения информационной структуры. Виды знаковых систем и способов кодирования. Создание собственной знаковой системы для кодирования информации. Перевод единиц измерения информации друг в друга. Решение задач количественным и алфавитным методом.

Программирование обработки информации (22 ч).

Опорные понятия:

Алгоритм. Свойства, исполнители, блок-схемы, виды. Переменные, функции, языки программирования и синтаксис.

Содержание курса:

Значение опорных понятий, их содержание, отличие друг от друга. Варианты записи алгоритма, преимущества и недостатки. Выражение алгоритмов с использованием языка блок-схем. Виды языков программирования, их отличие друг от друга, и между собой. Выражение алгоритмов с использованием алгоритмического и объектно-ориентированного языка программирования. Освоение программ: разбор интерфейса, функции компонентов. Создание сложного алгоритма, включающего несколько видов алгоритмических структур, с использованием алгоритмического языка программирования. Использование графики, звука и видео на формах.

Информационные системы, моделирование и базы данных (12 ч).

Опорные понятия: Системный подход в моделировании. Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование интерактивных компьютерных, физических, астрономических, алгебраических, геометрических, химических, биологических моделей. Базы данных и СУБД. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью отчетов. Иерархические базы данных. Сетевые базы данных.

Содержание курса:

Значение опорных понятий, их содержание. Предметные области моделирования, их содержание, особенности. Схожесть и различие процессов формализации и моделирования в различных предметных дисциплинах. Иллюстрирование произвольной системы, путём изображения взаимодействия отдельных её элементов. Поэтапное теоретико-письменное моделирование произвольного объекта или процесса. Моделирование физико-математического процесса. Теоретическое описание модели искусственного интеллекта. Этапы его создания. Приложения для создания баз данных и управления ими. Создание таблицы, запросов форм, осуществление сортировки в базе данных. Подготовка имеющихся данных к печати.

Интернет (17 ч).

Опорные понятия:

Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Язык разметки гипертекста, разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML.

Содержание курса:

Значение опорных понятий, их классификация. Виды коммуникационных технологий, их содержание, особенности. Организация файлообмена в ЛВС. Создание подключения к Интернету: способы подключения, плюсы/минусы. Работа с IP и доменными адресами различных серверов. Способы настройки и оптимизации различных браузеров. Организация взаимодействия через электронную почту. Социальные сети и программы онлайн-общения. Пересылка файла через файлообменник. Работа с онлайн-картами: проложение маршрута, выделение местоположения. Поиск в Интернете необходимой информации, используя особенности поиска. Работа с онлайн-магазином. Обзор и применение редакторов HTML-кода.


Социальная информатика (5 ч).

Опорные понятия:

Безопасность, право, этика и СМИ в Интернете. Информационные ресурсы Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Содержание курса:

Значение опорных понятий, их классификация, содержание, особенности.

Обобщающий урок и итоговый тест по предмету «Информатика и ИКТ» за курс средней (полной) общеобразовательной школы (2 ч).

Проверка знаний, умений и навыков, сформированных за время изучения предмета «Информатика и ИКТ» в основной общеобразовательной школе. Включает тестовую и практическую часть, выбираемую, исходя из пройденных тем в случайном порядке.

Требования к уровню подготовки выпускников

Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате изучения ученик должен

знать/понимать

  • понятия: информация, информатика;

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;

  • сущность алфавитного подхода к измерению информации

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

  • представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;

  • понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;

  • назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;

  • назначение и функции операционных систем;

  • какая информация требует защиты;

  • виды угроз для числовой информации;

  • физические способы и программные средства защиты информации;

  • что такое криптография;

  • что такое цифровая подпись и цифровой сертификат.

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;

  • что такое системный подход в науке и практике;

  • роль информационных процессов в системах;

  • определение модели;

  • что такое информационная модель;

  • этапы информационного моделирования на компьютере;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (баз данных);

  • что такое база данных (БД);

  • какие модели данных используются в БД;

  • основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;

  • определение и назначение СУБД;

  • основы организации многотабличной БД;

  • что такое схема БД;

  • что такое целостность данных;

  • этапы создания многотабличной БД с помощью реляцион­ной СУБД.

  • в чем состоят основные черты информационного общества;

  • причины информационного кризиса и пути его преодоления;

  • какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;

  • основные законодательные акты в информационной сфере;

  • суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

уметь

  • решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;

  • выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;

  • представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;

  • создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

  • подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;

  • соединять устройства ПК;

  • производить основные настройки БИОС;

  • работать в среде операционной системы на пользователь­ском уровне.

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • ориентироваться в граф-моделях, строить их по вербальному описанию системы;

  • строить табличные модели по вербальному описанию системы.

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в базах данных.

  • соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.




Критерии и нормы оценки

Критерий оценки устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»: отсутствие ответа.

Критерий оценки выполнения практического задания

Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»: работа не выполнена.



Перечень учебно-методических средств обучения

Литература

  1. Семакин И.Г. , Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

  2. Семакин И.Г. , Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.


Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства:


  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Модем

  • Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства:


  • Операционная система Windows или Linux.

  • Пакет офисных приложений OpenOffice.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения.

  • Простой редактор Wев-страниц.

Календарно-тематическое планирование

Наименование темы

Кол-

во часов

Дата

Приме-чание

План

Факт

Информация и информационные процессы

1

02.09



И и ИП. Кодирование и шифрование

1

04.09



И и ИП. Измерение. Алфавитный подход

1

09.09



И и ИП. Измерение. Содержательный подход

1

11.09



И и ИП. Формы представления

1

16.09



И и ИП. Хранение

1

18.09



И и ИП. Передача

1

23.09



И и ИП. Обработка и алгоритмы

1

25.09



И и ИП. Автоматическая обработка

1

30.09



Итоговый тест: Информация и информационные процессы

1

02.10



Алгоритмы. Свойства, виды, структура

1

14.10



Алгоритмы. Блок-схемы и языки

1

16.10



Объектно-ориентированное программирование. Интерфейс, синтаксис, типы данных, операторы

1

21.10



ООП. Линейные алгоритмы

1

23.10



ООП. Решение задач

1

28.10



ООП. Ветвление и выбор

1

30.10



ООП. Решение задач

1

04.11



ООП. Цикл со счётчиком

1

06.11



ООП. Решение задач

1

11.11



ООП. Цикл с условием

1

13.11



ООП. Решение задач

1

25.11



ООП. Комбинированная структура

1

27.11



ООП. Решение задач

1

02.12



ООП. Строки и символы

1

04.12



ООП. Решение задач

1

09.12



ООП. Дополнительные компоненты

1

11.12



ООП. Решение задач

1

16.12



ООП. Графика на формах

1

18.12



ООП. Решение задач

1

23.12



ООП. Работа с файлами

1

25.12



ООП. Решение задач

1

30.12



Итоговый тест: Программирование обработки информации

1

31.12



Понятие системы

1

13.01



Виды систем

1

15.01



Виды систем. Решение задач

1

20.01



Информационные системы

1

22.01



Базы данных

1

27.01



Создание многотабличной БД в ЭТ

1

29.01



Создание многотабличной БД в СУБД

1

03.02



Организация взаимодействия в БД

1

05.02



Понятие моделирования. Этапы

1

09.02



Статическое моделирование

1

10.02



Динамическое моделирование

1

12.02



Итоговый тест: Информационные системы, моделирование и базы данных

1

17.02



Локальные сети и Интернет

1

19.02



Общение в Интернете

1

02.03



Файлообмен, звук и видео в Интернете

1

04.03



Прочие услуги сети Интернет

1

09.03



HTML. Структура и теги

1

11.03



HTML. Простейший редактор

1

16.03



HTML. Специальный редактор

1

18.03



HTML. Таблицы

1

23.03



HTML. Фреймы

1

25.03



HTML. CSS

1

30.03



Конструкторы сайтов

1

01.04



Основные настройки

1

06.04



Конструктор меню

1

08.04



Редактирование шаблона

1

20.04



Наполнение сайта

1

22.04



Защита проекта

1

27.04



Итоговый тест: Интернет

1

29.04



Информационные ресурсы

1

04.05



Информационное общество

1

06.05



Право в информационной среде

1

11.05



Информационная безопасность

1

13.05



Итоговый тест: Социальная информатика

1

18.05



Обобщающий урок по информатике за курс СОШ

1

20.05



Итоговый тест по информатике за курс СОШ

1

25.05





Тематика контрольных работ

«Информация и информационные процессы»

«Программирование обработки информации»

«Информационные системы, моделирование и базы данных»

«Интернет»

«Социальная информатика»

Итоговый тест по предмету «Информатика и ИКТ» за курс СОШ.



Лист корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, темы

Дата по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата по факту












































Лист экспертной оценки рабочей программы по предмету «Информатика»



Учитель: ____________



УМК: Угринович Н.Д.



Структурные элементы рабочей программ

Соответствие требованиям

  1. Титульный лист (согласование, рассмотрение, утверждение)


  1. Пояснительная записка:

- общая характеристика предмета учебного плана ОУ;

- ценностные ориентиры содержания предмета учебного плана ОУ;

- место данного предмета в учебном плане ОУ;


  1. Основное содержание предмета учебного плана ОУ;


  1. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной учебной программе (результаты освоения учебного предмета, курса);


  1. Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы;


  1. Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;


  1. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса основной и дополнительной литературы


  1. Приложение (контрольно-измерительные материалы)


Проверку осуществил:

Ознакомлен:

Дата:




10

© 2010-2022