План-конспект урока «Информация. Виды информации» (3 класс)

Цели:знакомство учащихся с понятием информации и видами информации (по способу её восприятия и по способу представления);развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания, а также интереса к предмету «Информатика»;работа над повышением устной речи учащихся;достижение сознательного усвоения материала учащимися.Оборудование урока: компьютер учителя; мультимедийный проектор; презентация, подготовленная в MS PowerPoint; карточки для установления соответствия. карточки для игрыкарточки с ответ...
Раздел Информатика
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока «информация. Виды информации» (3 КЛАСС)

Цели:

  • знакомство учащихся с понятием информации и видами информации (по способу её восприятия и по способу представления);

  • развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания, а также интереса к предмету «Информатика»;

  • работа над повышением устной речи учащихся;

  • достижение сознательного усвоения материала учащимися.

Задачи урока:

Образовательные:

  • знакомство учащихся о понятием «информация»;

  • формирование знаний и умений учащихся по определению видов информации;

Развивающие:

  • развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания;

  • развитие познавательного интереса учащихся;

Воспитательные:

  • формирование активности и самостоятельности учащихся;

  • повышение мотивации учащихся за счет игровых технологий;

  • воспитание у ребят чувства ответственности, дружбы, взаимовыручки;

Оборудование урока:

  • компьютер учителя;

  • мультимедийный проектор;

  • презентация, подготовленная в MS PowerPoint;

  • карточки для установления соответствия.

  • карточки для игры

  • карточки с ответами на загадки;

  • информационные ветряные мельницы;

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

План урока:


  1. Организационный момент - 1 мин.

  2. Проверка домашнего задания - 5 мин.

  3. Сообщение темы и постановка целей урока - 2 мин.

  4. Изучение нового материала(1 этап) - 18 мин

  5. Физкультминутка - 1 мин

  6. Изучение нового материала(2 этап)- 6 мин

  7. Закрепление изученного материала - 9 мин

  8. Подведение итогов урока, рефлексия - 2 мин

  9. Домашнее задание - 1 мин

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА


1.Организационный момент. (слайд 1)

Дорогие ребята!
По расписанью ровно в срок
Мы начинаем наш урок!
Ждут открытия всех вас.
За работу, в добрый час!

2. Проверка домашнего задания. (слайд 2-5 )

- Ребята, чтобы проверить, как вы усвоили составляющие компьютера, разгадаем загадки.

1. Словно смелый капитан,
А на нём горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нём компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
На верху машины всей
Размещается … (дисплей)

2. Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке -
Две или три кнопки.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть … (мышка)

3. По клавишам прыг да скок -
Бе-ре-ги но-го-ток!
Раз-два, и готово -
Отстукали слово!
Вот где пальцам физкультура!
Это вот … (клавиатура).

4. Около дисплея - главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут … (системный)

Учитель: К этому уроку вам нужно было найти любую информацию о животных. (Выслушиваются сообщения 2 - 3 учащихся). (слайд 6)

Учитель: Где и как вы нашли эту информацию? И напоминаю вам, ребята, природу нужно беречь! Не рвите цветы, не ломайте веток, не бросайте мусор.

3. Сообщение темы и постановка целей урока.

- «Информация. Виды информации» - это тема нашего сегодняшнего урока.
- Как вы думаете, ребята, что означает это слово? (Ответы учащихся)

Информация - это знания, сообщения, сведения, новости, которые мы получаем. (слайд 7);

Информацию можно получать разными способами. В получении информации нам помогают органы чувств. (слайд 8)

Чтобы понять, как человек получает информацию, послушаем, ребята, сказку.(слайд 9)

В некотором царстве, тридесятом государстве жила-была царица всех наук - Математика. И были у нее две сестры - принцессы Физика и Информатика. Дружными были сестры, друг без друга не могли прожить ни дня. Вместе правили, во всем советовались друг с другом. Самой младшей и самой любимой сестрой Математики была Информатика. А назвали ее так за то, что она из всего извлекала информацию. Вставала принцесса рано. Выглядывала в окно и получала информацию о том, какая сегодня погода на улице, а потом быстро всем рассказывала. Сразу интересовалась, как она выглядит.

Учитель: Ребята, а как принцесса получала информацию? С помощью чего?

(Ответы учеников)

Выйдет принцесса из дворца прогуляться, а когда вернется - принесет много информации - новостей.

Учитель: Ребята, а как можно узнать новости на улице? С помощью какого органа? (Ответы учеников).

Учитель: Не глядя, отличала розу от тюльпана. А вы можете, закрыв глаза, отличить эти цветы? Как? (Ответы учеников).

Дворцовые повара охотно брали принцессу с собой на рынок. Она всегда могла выбрать самый свежий хлеб, самые сладкие фрукты. Ее приглашали торговцы, чтобы она определила самую теплую ткань для накидок своих сестер и самые нежные ткани для их платьев. Еще не спустившись к обеду, принцесса знала, что приготовлено. Выходила на улицу прогуляться и, не заходя к соседям, уже знала, что у них на завтрак.

Учитель: А как она узнавала это? Какой орган в этом помогает? (Ответы учеников).

Свои цветы принцесса поливала только теплой водой. И не заходя в речку, определяла, можно ли уже купаться.

Учитель: Как она это определяла, с помощью чего? (Ответы учеников). Вот какая умная была принцесса.

Учитель. Ребята, понравилась вам сказка? Итак, что вы узнали из этой сказки?

4. Изучение нового материала.(1 этап)

- Вспомните, с помощью какого органа чувства мы получаем информацию о предмете, лежащем на столе? (С помощью глаз) (Слайд 10)

- С помощью глаз человек получает зрительную информацию об окружающем мире.
- Приведите примеры, когда человек получает зрительную информацию. (Читает книгу, смотрят друг на друга, рассматривают рисунки…) (Слайд 11)

- Информация, полученная с помощью глаз, называется зрительной или визуальной.
Зрение помогает различить цвета предметов, их размеры, форму, узнавать далеко они или близко, движутся или неподвижны.

- Какой орган, позволил нам определить звуки? (Уши). (Слайд 12)

- С помощью ушей человек получает слуховую информацию: слышит речь, музыку, шум.
- Приведите примеры, когда человек получает информацию с помощью ушей. (Ответы учащихся)
- Какой орган, позволил нам почувствовать запах? (Нос) (Слайд 13-14)

- С помощью носа человек получает обонятельную информацию: ощущает запахи окружающего мира.

- Какой орган позволил нам определить сладкий или кислый вкус у предмета? (Язык).

- С помощью языка человек получает вкусовую информацию: горькая, солёная, сладкая или кислая.

- Какой орган позволил нам определить гладкий предмет или шершавый? (Кожа)

(Слайд 15)

- С помощью кожи (особенно на кончиках пальцев) человек получает тактильную или осязательную информацию.

- С помощью кожи человек узнаёт о том, каков предмет на ощупь - тёплый или холодный, гладкий или шершавый, мягкий или твёрдый.
- Кожа - орган осязания. Старайтесь не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения!

5. Физкультминутка: (Слайд 16)

- А теперь поиграем в игру: я называю слово, а вы определяете, к какому виду информации его можно отнести. Если информация зрительная - закрываем глаза, звуковая - прикрываем ладошками ушки, если информацию получаем в виде запаха - закрываем нос, определяют на вкус - рот, распознают кожей - хлопаем в ладоши.
Звонок, горячо, дым, сладко, музыка, колется, жарко, мокрый, горький, зелёный, шершавый, радио, липкий, бензин, лимонад, мороз.
- Молодцы. Садитесь.

6. Изучение нового материала. (2 этап) (слайд 17)

Практически 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% - посредством органов слуха и только 1% - при помощи остальных органов чувств. Воспринимая информацию с помощью органов чувств, человек стремится зафиксировать ее так, чтобы она стала понятной и другим, представляя ее в той или иной форме.

Существуют ребята и другие виды информации. С ними мы тоже сейчас познакомимся. Форма представления одной и той же информации может быть различной. (слайд 18)

И поэтому существуют определенные виды информации по форме представления: (слайд 19-24)

  • Числовая;

  • Текстовая;

  • Графическая;

  • Звуковая;

  • Видеоинформация;

Учитель: Как вы думаете, в виде чего представлен каждый вид информации? Например, числовая информация - это информация в виде чего? (и т. д. Обратить внимание детей на то, что графическая информация- это информация в виде рисунков, т. к. графика - это рисунок).

  • Решение ребусов, кроссворда по группам. Также проведение фронтальной викторины и индивидуальной работы по карточкам.

Рассмотрите схему процесса передачи информации: (слайд 25)

  • Источником информации является тот, кто передаёт информацию.

  • Приёмником информации является тот, кто её получает.

7. Закрепление изученного материала.

Задание 1 «Информационная ветреная мельница»

Мельница отвечает за обработку информации. Механизм сломался, и все виды перепутались. Наша задача - определить, какие картинки подходят к данной мельнице.

План-конспект урока «Информация. Виды информации» (3 класс)


Задание 2- Слайд 26.

Задание 3 -Слайд 27.


8. Подведение итогов урока. Рефлексия. (слайд 28)

Обсуждаются следующие вопросы:

  • С какими видами информации мы познакомились?

  • Чем отличается зрительная информация от осязательной?

  • Помогает нам в жизни информация?

9. Домашнее задание (слайд 29)

Придумать примеры на каждый вид информации и записать их в тетрадь.




© 2010-2022