Процесс менторига одного коллеги

Наша совместная деятельность началась с того, что я посетила один из ее уроков. Целью посещения было наблюдение и фиксирование вопросов, которые она задает детям и ответы учащихся. Первый урок был очень интересен и насыщен, однако уровни задаваемых ею вопросов меня не удовлетворили, так как она разработала для урока вопросы и задания низкого порядка. После урока я ей предоставила обратную связь. Рассказала о Таксономии Блума и возможных вариантах вопросов и заданий. Идея таксономии ей очень пон...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Процесс менторига одного коллеги.


Раздел І. Определение потребностей в развитии подопечного

Сущностными характеристиками процесса менторинга являются установление отношений между двумя субъектами на основе обучения и развития у подопечного таких ключевых навыков, как умение активно слушать, формулировать ключевые вопросы для усовершенствования практики. (Garret-Harris & Garvey,2005). («Руководство для учителя/Коучинг и менторинг», стр.233) Взяв за основу данную идею процесса менторинга, я приступила к осуществлению его в школе с одним из коллег. В роли подопечного выступила учитель русского языка и литературы. Почему именно этот коллега? Во-первых, на совещании, где я рассказывала о Программе курсов второго уровня она, как и многие другие, очень заинтересовалась, с ее стороны было много вопросов о курсах, и когда я сказала, что буду передавать свои знания, полученные на курсах кому-то из учителей, она первая подняла руку и инициировала свою кандидатуру. Я не была против, так как за многие годы совместной работы в школе, я узнала ее как ответственного, исполнительного, позитивного, творческого человека, который постоянно находится в поиске и на своих уроках всегда старается применять нестандартные методы и приемы преподавания. Мой коллега - молодой, перспективный учитель, который строит свою работу, направляя ее на формирование успешной личности учащегося. Этот процесс представлял для нее важность, так как он давал ей возможность познать новое в преподавании, применить на своих уроках и оценить эффект предлагаемых подходов в обучении детей. Ее детально интересовало содержание Программы курсов, задавая вопросы о сути новых подходов, озвучивая предполагаемые ею результаты уже в перспективе, она дала понять - в какой степени для нее будет важен этот процесс. Мы пришли к согласию посещать уроки друг друга лишь оговорив цель посещения. С коллегой у нас давно сложившиеся дружеские отношения, что являлось немаловажным в данной ситуации.

Раздел ІІ. Вмешательства, наблюдения и предоставление обратной связи

Наша совместная деятельность началась с того, что я посетила один из ее уроков. Целью посещения было наблюдение и фиксирование вопросов, которые она задает детям и ответы учащихся. Первый урок был очень интересен и насыщен, однако уровни задаваемых ею вопросов меня не удовлетворили, так как она разработала для урока вопросы и задания низкого порядка.

После урока я ей предоставила обратную связь. Рассказала о Таксономии Блума и возможных вариантах вопросов и заданий. Идея таксономии ей очень понравилась и воодушевила ее. «Я и не подозревала, что даю детям элементарные задания», - сказала она и объявила, что теперь будет тщательно продумывать каждый вопрос. С таким же позитивом она отозвалась и о приемах предоставления обратной связи ученикам, о роли поощрения и стимулирования. Коллега даже распределила кому из учеников может задавать вопросы высокого порядка и от кого, возможно, получит соответсвующий ответ, а кому надо будет задавать направляющие и уточняющие вопросы. Таким образом, вытекла цель посещения второго урока - умение применять вопросы и задания высокого порядка.

Процесс менторига одного коллегиПроцесс менторига одного коллеги



Процесс менторинга коллеги

Затем, просмотрев, календарное планирование коллеги, мы определились с темами уроков, на которых будет вестись наблюдение за деятельностью коллеги и производиться процесс осуществления менторинга. Это были уроки по следующим темам: «Условное наклонение глагола», «Повелительное наклонение глагола» и «Стили речи. Официально-деловой стиль. Заявление». Первым двум урокам предшествовал вводный урок по теме «Наклонения глагола. Изъявительное наклонение», который я уже посетила. Третий урок являлся первым в серии последовательных уроков. Перед тем, как приступить к планированию первого урока я показала коллеге таблицу «Что надо включить в урок», который мы разработали в период прохождения первого этапа курсов, для ознакомления и изучения дала сборник «400 игр на развитие когнитивных способностей учеников», презентацию «В помощь урокам», в которой отображены стратегии критического мышления. Подробно рассказала о семи модулях обучения, о само- и взаимооценивании, об оценивании для обучения и оценивании обучения, о правильной постановке когнитивных целей урока и о критериях успешности для учеников, о стратегиях критического мышления, о том, как надо уточнять поняли дети задание или нет, т.е. задать вопрос «Что мы сейчас делаем?» Она внимательно слушала и делала кое-какие записи у себя в тетрадке. За планированием первого урока мы просидели около четырех часов, тщательно обдумывали заданное время на каждое упражнение, разрабатывали сами упражнения, по нескольку раз меняя их, ориентировались на уровень подготовленности детей, их темперамент, возможные комплексы перед камерой. Подготовили слайды к уроку. Моя коллега очень волновалась, боялась сказать что-то лишнее и нам пришлось расписывать каждый шаг и каждое слово учителя. на следующий день мы провели наш первый совместно запланированный урок.

В период реализации процесса менторига, я посетила четыре урока подопечной. На первом совместно запланированном уроке я поставила перед собой цель - проследить частоту задаваемых вопросов на уровень анализа, синтеза, и оценки, а так же соответствие ответов учеников. Целью посещения второго урока было пронаблюдать как коллега формулирует познавательные цели урока. Мне понравилось то, что мой коллега разрабатывает цели совместно с учениками. И после этого дети прогаваривают их. Например: «Я научусь образовывать глаголы условного наклонения», «Я смогу различать наклонения глагола». На последующий урок я пошла с целью пронаблюдать какие у моего коллеги навыки формативного оценивания. При предоставлении обратной связи я высказала предположение, что детям понравилось бы, если она станет чаще употреблять устную похвалу и их доверительные отношения укрепятся, если она будет называть детей по именам. Дело в том, что посетив ее уроки, я заметила, что коллега не называет детей по именам. Она указывает на них и лишь при крайней необходимости называет их по именам. Например, тогда, когда надо на что-то обратить внимание ученика. Целью посещения последующих уроков было пронаблюдать каким образом коллега делит детей на группы, достаточно ли практичные приемы использует, как организует работу с талантливыми детьми и в какой степени применяет ИКТ на уроке. После каждого урока просматривала видеозаписи, поурочный план и предоставляла устную обратную связь. Получала рефлексию на предоставленную обратную связь.

Раздел ІІІ. Оценивание успешности менторига

В целом, осуществлением процесса менторинга я довольна. Конечно, большую роль сыграли наши с подопечной дружеские отношения, ее позитив, открытость принимать и понимать все интересное, желание пробовать что-то нестандартное и постоянное стремление учиться новому и находить новое из нового. Это сотрудничество укрепило наши профессиональные отношения и убеждения. Процесс менторига одного коллеги

Из опыта менторинга подопечная научилась формулировать к урокам конкретные, измеримые цели. Активно использовала на уроке стратегии критического мышления, такие как «Горячий стул», «Внутренний и внешний круг», «Мозговой штурм», возможности ИКТ. (рис.1) Начала разрабатывать задания на высокий

Рисунок 1. Прием «Горячий стул» уровень мышления, например, написать эссе на тему «Если бы я был директором/завучем/учителем...», используя глаголы условного наклонения. Еще одно задание, которое мне понравилось, это ответить на вопрос «Как повлияло бы на людей отсутствие в речи глаголов повелительного наклонения?» Обсудив в группах, ученики озвучили следующие ответы: «Люди были бы вежливыми», «Мы часто употреляли бы волшебное слова «пожалуйста», «Мир стал бы добрее». Эти задания были нацелены не только на тему урока, но и вызывали активную

мыслительную деятельность. Так же я обратила внимание на то, что моя коллега старательно обдумывала ответы учащихся. Выжидала пару секунд и, даже, если ученик и ответил не совсем правильно, она говорила «Это интересно!» И могла переориентировать вопрос на другого члена группы. Здесь я заметила, что в детях в этом возрасте ярко выражена взаимовыручка, они глубоко осознают, что такое «команда» и «товарищ».

В процессе менторига деятельность моей коллеги стала заметно интереснее. Если заглянуть в ее рефлексивный отчет о процессе менторига, мы прочитаем фразу: «Если я ранее не придавала большого значения устному поощрению, то в процессе сотрудничества с моим ментором, я заметила, что именно устная похвала влияет на повышение мотивации ребенка больше, чем сухая, хоть и положительная, отметка». Так же она пишет, что процесс менторига открыл ей суть новых подходов в обучении детей и многое другое. (приложение 1) На этом наше сотрудничество не завершается. Безусловно, буду поддерживать и направлять своего подопечного. Теперь я чувствую ответственность за совершенствование ее педагогической практики.

Раздел 4 Эффективность менторинга

Реализуя процесс менторинга, я абсолютно с другой стороны поняла глубину мудрых слов, которые слышала еще на первом этапе курсов от своих тренеров: «То, что мы сохраним - мы потеряем, а то, что мы отдадим - мы сохраним». Теперь я готова делиться со своими коллегами всеми профессиональными открытиями и находками.

Из опыта менторига я поняла, что прежде чем задавать вопросы о преподавании своей подопечной, необходимо пересмотреть видеозапись урока, план урока или же воспроизвести урок в памяти. Разобрать задания с учетом особенностей данного класса, обратить внимание на особенности предмета. Я научилась предоставлять обратную связь по принципам «Я - сообщение, ты - сообщение», «Сэндвич». Например, при предоставлении обратной связи я выражала свои замечания в таком виде: «На следующем уроке я хотела бы увидеть более практичные приемы деления на группы, с учетом возраста учеников и предметных особенностей урока».

«По завершении процесса менторинга установленные отношения будут содействовать формированию у менее квалифицированных учителей готовности к оказанию помощи самому себе, к поиску своих собственных решений проблем, поскольку менторинг сопряжен с принципом развития, но не исправления». (Oxley, 2003) Так сказал ученый-исследователь, и я уверена, что у нас с моим коллегой точно так продолжится процесс сотрудничества, что мы не остановимся на трех-четырех уроках. Я смею так заверять, поскольку она уже по окончании процесса менторига не раз подходила ко мне и просила присутствовать у нее на уроках. Консультировалась о выборе приемов, стратегий. Возможно, я для нее сейчас являюсь ЗБР, но моя коллега сможет без труда выйти из «зоны саморегулируемых действий» и будет самостоятельно находить оптимальные решения в подобных ситуациях.

В будущем планирую продолжить сотрудничество таким образом, чтобы она активно внедряла в свою практику новые подходы в обучении и организацию групповой работы. Так как мы уже имели возможность убедиться в эффективности данной формы работы. Буду наблюдать над тем, как она подходит к обучению детей. Буду наблюдать на что направлены профессиональные мысли учителя: на учебную программу или на процесс обучения детей. Для меня первостепенным в практике стал сам подход. Не виды, не формы и методы работы, а именно подход учителя играет значительную роль в становлении успешной личности. Буду обучать и других коллег. Кандидаты уже есть. А моя подопечная, по моему мнению, уже находится на таком уровне, что может делиться своим опытом с другими коллегами, приглашать их на урок и демонстрировать свои умения. В этом направлении и в активном режиме буду продолжать свою работу.

Используемая литература

  1. «Руководство для учителя/Коучинг и менторинг», стр.233







Приложение 1

Процесс менторига одного коллеги

Процесс менторига одного коллеги

6


© 2010-2022