Программа и КТП 2 класс (Бененсон)

Программу обеспечивают; Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2010. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2009. Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Комплект компьютерных прог­рамм. Методическое пособие + СD. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи курса Целью изучения информатики в начальной школе является фор­мирование первоначальных представлений об ...
Раздел Информатика
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программу обеспечивают;

Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Учебник. В 2 ч. - М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.

Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Комплект компьютерных прог­рамм. Методическое пособие + СD. - М.: Академкнига/Учебник, 2010.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи курса

Целью изучения информатики в начальной школе является фор­мирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также навыков работы с информацией как с примене­нием компьютеров, так и без них. Обучение информатике направле­но на решение следующих задач:

  • учить школьника искать, отбирать, организовывать и использо­вать информацию для решения стоящих перед ним задач;

  • формировать первоначальные навыки планирования целена­правленной деятельности человека, в том числе учебной дея­тельности;

  • дать первоначальные представления о компьютере и современ­ных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;

  • дать представление об этических нормах работы с информаци­ей, об информационной безопасности личности и государства.

Весь материал курса сгруппирован в пять разделов:

  1. Информационная картина мира.

  2. Компьютер - универсальная машина по обработке инфор­мации.

  3. Алгоритмы и исполнители.

  4. Объекты и их свойства.

  5. Этические нормы при работе с информацией и информацион­ная безопасность.

Понятие информации и работа с информацией

В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые зна­ния. Отсюда вытекает первая задача курса информатики: учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ним целей. Эта за­дача решается на протяжении всего периода обучения информати­ке в начальной школе в рамках всех пяти разделов курса.

Обучение начинается с введения во 2-м классе понятий инфор­мация, источники информации, поиск, передача, хранение и обра­ботка информации.

Понятие информации рассматривается с точки зрения семанти­ческой теории информации, то есть с учетом ее содержания, смысла. Обращается внимание на полезность или бесполезность информа­ции для человека с точки зрения решаемых им задач. Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сигнал, сообще­ние о происходящих в нем процессах.

При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение, передача, обработка, использование) основное внимание уделяет­ся тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте компьютер рассмат­ривается как машина, обменивающаяся информацией с человеком. С этой точки зрения изучаются основные устройства компьютера. На­зываются устройства, которые принимают информацию (устройст­ва ввода - клавиатура, мышь, сканер), обрабатывают ее (процес­сор), хранят (оперативная и внешняя память) и передают человеку (устройства вывода - монитор, принтер).

Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата учащиеся выполняют практические задания, связанные:

  • со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собран­ной информации и организацией ее различными способами;

  • поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочни­ках и отбором информации, необходимой для решения постав­ленной задачи;

  • обработкой информации по формальным правилам и эвристи­чески.

Практические задания выполняются как с использованием компью­тера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различны­ми предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.

Поиск и отбор информации на начальных этапах обучения (2-й класс) базируется в первую очередь на сюжетных рисунках, корот­ких литературных рассказах, схемах, помещенных непосредственно в учебнике информатики. При наличии оборудования с этой же це­лью можно использовать компьютерные программы, которые явля­ются частью методического комплекса. В дальнейшем с этой целью используются также учебники по другим предметам, детские энцик­лопедии, словари, справочники. При наличии оборудования могут быть использованы мультимедийные энциклопедии и гипертекстовые документы.

Обработка информации по формальным правилам рассматрива­ется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Выполняя алгоритмы, созданные для формальных исполнителей, учащиеся приобретают умение использовать информацию, содержа­щуюся в плане, предложенном другими людьми. Составляя такие алгоритмы, школьники учатся четко формулировать цели и самосто­ятельно составлять план достижения цели на основе информации о начальном и конечном состоянии исполнителя.

Первичное знакомство с приемами планирования целена­правленной деятельности человека

Успех профессиональной деятельности современного человека в значительной степени базируется на умении ставить цели, находить альтернативные пути достижения целей и выбирать среди них опти­мальный. В этой связи ставится вторая задача курса информатики в начальной школе - формировать первоначальные навыки пла­нирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности.

Знакомство с приемами планирования деятельности осуществля­ется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Со­ставление и выполнение алгоритмов идет в двух направлениях:

  • планирование деятельности человека;

• управление формальными исполнителями.

При составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется планированию и организации учебной деятель­ности школьника, что оказывает положительное влияние на форми­рование полезных общеучебных навыков.

Изучение различных формальных исполнителей решает двоякую задачу. Во-первых, исполнение алгоритмов, созданных для формаль­ных исполнителей, способствует развитию психической функции принятия внешнего плана. Это имеет первостепенное значение для практического овладения компьютером, так как использование ком­пьютерных информационных технологий связано с формальным ис­полнением сложных последовательностей технологических действий (при сохранении и открытии электронных документов, при запуске программ и т. д.). Поэтому важно, чтобы на первом этапе овладения компьютерными информационными технологиями школьник умел формально выполнять алгоритмы, предложенные учителем. Во-вто­рых, самостоятельное составление таких алгоритмов стимулирует ак­тивное развитии алгоритмического мышления, что является основой изучения практически всех дисциплин школьного курса.

При наличии необходимого оборудования можно использовать компьютерные программы, которые позволяют, используя систему команд исполнителя, управлять исполнителем в интерактивном режиме. В этом случае параллельно с навыком составления алго­ритмов формируются практические навыки работы с клавиатурой и мышью.

Знакомство с приемами планирования деятельности начинается во 2-м классе. Вводится понятие алгоритма как плана достижения це­ли, состоящего из дискретных шагов. Освоению учебного материа­ла на этом этапе присущи следующие особенности:

  • рассматриваются только линейные алгоритмические конструк­ции;

  • перед учащимися не ставится задача самостоятельно формули­ровать цель алгоритма, она определена в постановке каждой за­дачи;

  • исходную информацию для выполнения практических заданий по составлению алгоритмов деятельности человека школьники получают из учебника по информатике, наблюдений за деятель­ностью других людей и из личного практического опыта.

Первоначальные представления о компьютере. Практичес­кие навыки работы на компьютере

Повсеместное использование компьютерных технологий в трудо­вой деятельности ставит перед школой задачу формирования прак­тических навыков использования различных компьютерных техноло­гий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача дать первоначальные представления о компью­тере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер - универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраз­дела:

  • фундаментальные знания о компьютере,

практическая работа на компьютере.

Материал, вошедший в подраздел «Фундаментальные знания о компьютере», изучается как при наличии компьютера, так и при его отсутствии. Материал подраздела «Практическая работа на компью­тере» изучается только при наличии необходимого компьютерного оборудования.

К фундаментальным знаниям о компьютере относится следующее:

  • представление о компьютере как универсальной машине для об­работки информации;

  • название и назначение основных устройств компьютера;

  • представление о двоичном кодировании информации;

  • представление о программном управлении компьютером;

  • представление о профессиях компьютера.

Представление о компьютере как машине для обработки инфор­мации и о двоичном кодировании текстовой информации и черно-бе­лых рисунков в компьютере формируется во 2-м классе параллель­но с изучением способов работы с информацией. Сопоставляется хранение информации с использованием и без использования ком­пьютера, обработка информации человеком и компьютером.

Изучению устройства компьютера также отведено время во 2-м классе. Часть устройств компьютера (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер) доступна для наблюдения. Поэтому обсуждение этих устройств и их назначения не представляет трудности. Другие устройства (дисководы, процессор, оперативная память, системная плата) скрыты в корпусе и в силу особенностей конструкции плохо доступны для обозрения. В то же время именно представление об особенностях работы оперативной и внешней дисковой памяти име­ют практическое значение для формирования навыков работы на компьютере. Изучение этих устройств, а также формирование на на­глядном уровне представления об открытой архитектуре компьюте­ра опирается на схематические рисунки, иллюстрирующие процесс сборки компьютера из отдельных устройств, компьютерную програм­му, моделирующую процесс сборки компьютера, атакже на изготов­ление макета компьютера из бумаги. В учебнике имеются заготовки для макета и алгоритм изготовления макета. Работа по созданию макета может быть осуществлена на уроках информатики. Однако предпочтительно организовать эту работу на уроках труда.

Кроме того, в данный подраздел в программах 2-го, 3-го и 4-го классов включены гигиенические нормы работы на компьютере (с учетом важности изучения этого вопроса учениками, многие из ко­торых могут иметь дело с компьютером вне школы).

Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности

Создание и широкое использование локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей остро поставило проблему этичес­ких норм поведения в сети. Однако обсуждение этих проблем доступ­но учащимся начальной школы, только если у них есть практический опыт работы в сети.

В рамках этого раздела обсуждаются те аспекты проблемы, кото­рые базируются на личном опыте учащихся:

  • правила поведения в компьютерном классе (2-4-й классы);

Хотя изложению этого материала в программе курса в сумме отводится всего несколько часов, к нему следует постоянно возвра­щаться и добиваться не только знания этих правил, но и их сознатель­ного выполнения. Важно с первого урока информатики формировать бережное отношение к оборудованию компьютерного класса, осо­знание ценности как информации коллективного пользования, так и личной информации ученика. Учащиеся должны принять сознатель­ные самоограничения при удалении и изменении файлов.

2-й класс (34 ч)

Информационная картина мира (9 ч)

Понятие информации

Информация как сведения об окружающем мире.

Восприятие ин­формации человеком с помощью органов чувств.

Источники инфор­мации (книги, средства массовой информации, природа, общение с другими людьми).

Работа с информацией (сбор, передача, получе­ние, хранение, обработка информации). Полезная и бесполезная ин­формация. Отбор информации в зависимости от решаемой задачи.

Обработка информации

Обработка информации человеком.

Сопоставление текстовой и графической информации.

Обработка информации компьютером.

Черный ящик.

Входная и выходная информация (данные).

Кодирование информации

Шифры замены и перестановки.

Использование различных алфа­витов в шифрах замены.

Принцип двоичного кодирования.

Двоичное кодирование тексто­вой информации.

Двоичное кодирование черно-белого изображения.

Устройство компьютера (7 ч)

Фундаментальные знания о компьютере

Представление о компьютере как универсальной машине для об­работки информации.

Устройство компьютера.

Названия и назначение основных уст­ройств компьютера.

Системная плата, процессор, оперативная па­мять, устройства ввода и вывода информации (монитор, клавиату­ра, мышь, принтер, сканер, дисководы), устройства внешней памя­ти (гибкий, жесткий, лазерный диски).

Программа - алгоритм работы компьютера, записанный на понят­ном ему языке.

Подготовка к знакомству с системой координат монитора.

Адрес клетки на клетчатом поле.

Определение адреса заданной клетки.

По­иск клетки по указанному адресу.

Гигиенические нормы работы на компьютере.

Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования)

Практическая работа на компьютере осуществляется при изучении всех разделов курса. Время на нее учтено во всех разделах курса

Понятие графического интерфейса.

Запуск программы с рабоче­го стола, закрытие программы.

Выбор элемента меню с помощью мыши.

Использование клавиш со стрелками, цифровых клавиш и клавиши Enter.

Алгоритмы и исполнители (18ч)

Алгоритм как пошаговое описание целенаправленной деятельно­сти.

Формальность исполнения алгоритма.

Влияние последователь­ности шагов на результат исполнения алгоритма.

Формальный исполнитель алгоритма, система команд исполните­ля.

Создание и исполнение линейных алгоритмов для формальных исполнителей. Управление формальными исполнителями (при нали­чии компьютера).

Планирование деятельности человека с помощью линейных алго­ритмов.

Массовость алгоритма.

Способы записи алгоритмов.

Запись алгоритмов с помощью сло­весных предписаний и рисунков.

Подготовка к изучению алгоритмов с ветвлениями: истинные и ложные высказывания.

Определение истинности простых выска­зываний, записанных повествовательными предложениями рус­ского языка, в том числе высказываний, содержащих отрицание, конструкцию «если, ... то», слова «все», «некоторые», «ни один», «каждый".

Определение истинности высказываний, записанных в виде ра­венств или неравенств.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Ин­форматика» к концу первого года обучения (конец 2-го класса)

Учащиеся должны знать/понимать:

  • что такое информация;

  • как человек воспринимает информацию;

  • что компьютер является универсальной машиной, предназна­ченной для обработки информации;

  • названия и назначение основных устройств персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память);

  • что компьютер обрабатывает информацию по правилам, которые определили люди, а компьютерная программа - набор таких правил;

  • что алгоритм - это последовательность шагов, направленных
    на достижение цели;

  • что информация в памяти компьютера хранится в виде набора нулей и единиц;

  • правила поведения в компьютерном классе.

Уметь;

• приводить примеры источников информации;

  • приводить примеры работы с информацией;

  • приводить примеры технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон);

  • приводить примеры полезной и бесполезной информации;

  • запускать программы с рабочего стола (при наличии оборудо­вания);

  • выбирать нужные пункты меню с помощью мыши (при наличии оборудования);

  • пользоваться клавишами со стрелками, клавишей Еп1ег, вво­дить с клавиатуры числа (при наличии оборудования);

  • составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;

  • с помощью учителя ставить учебные задачи и создавать линей­ные алгоритмы решения поставленных задач;

  • определять истинность простого высказывания, записанного повествовательным предложением русского языка.

Использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора из текстов и рисунков информации, нужной для дости­жения поставленной цели;

  • планирования бытовой и учебной деятельности;

  • безопасной работы на компьютере;













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Дата

№ урока

п/п

Тема урока.

Информационная картина мира (9ч.)


Информация, источники информации.


Работа с информацией.


Отбор полезной информации.


Шифры перестановки и замены.


Двоичное кодирование текстовой информации.


Обработка информации человеком.


Чёрный ящик.


Ещё раз о том, что такое информация.


Действия с информацией.(повторение)

Контрольная работа № 1 «Действия с информацией»

УСТРОЙСТВО КОМПЬЮТЕРА (7ч.)


Системная плата, процессор.


Оперативная память.



Устройство ввода и вывода информации.



Внешняя память.


Обобщение материала по теме: «Устройство компьютера».


Твои успехи. Дополнительные задания.

АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ (18ч.)


Первое знакомство с алгоритмами и исполнителями.


Составление и выполнение алгоритмов.


Последовательность действий и результат выполнения алгоритма.


Составление и выполнение алгоритмов.


Исполнитель алгоритмов Мышка - художник.


Адрес клетки.

Контрольная работа № 2 :«Устройство компьютера, исполнители»



Энтик и Мышка в одном поле.


Выполнение и составление алгоритмов.


Составление алгоритмов.


Составление алгоритмов, их запись в словесной форме.


Исполнитель алгоритмов Перемещайка.


Составление алгоритмов.


Алгоритмы Перемещайки.


Продолжение работы с истинными и ложными высказываниями.


Массовость алгоритмов.


Повторение пройденного.


Дополнительные задания.

Контрольная работа № 3: «Алгоритмы и исполнители»


Твои успехи.


© 2010-2022