- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шаламова Я.В. |
Дата | 23.11.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 4» г. Перми
.
РАССМОТРЕНО на научно-методическом совете
протокол №
от « »__________2013г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_________/Буторина Н. В. /
« » ________ 2013 г
УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________ Иконникова Г.Ф. «___»____________2013г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
(модифицированная)
9 класс
Составитель: Шаламова Я. В., учитель информатики
Программа разработана на основе типовой программы «Информатика». Программа для основной школы: 7-9 классы) / И. Г. Семакин, М. С. Цветкова // Программы и планирование: М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Пермь, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе курса «Информатика и ИКТ»
Содержание программы согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в данной программе нет отдельного раздела «Представление информации». Однако все вопросы этого раздела из Примерной программы раскрываются в содержании других разделов курса. Представление различных типов данных излагается в разделах, относящихся к тем видам ИКТ, в которых эти данные используются. Такое расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи между принципами представления данных разного типа в компьютерной памяти и технологиями работы с ними.
Вопросы, содержащиеся в разделе Примерной программы «Алгоритмы и исполнители», в настоящей программе включены в два раздела: «Управление и алгоритмы» и «Программное управление работой компьютера». Кроме того, в первом из этих двух разделов рассматривается кибернетическая модель управления, которая в Примерной программе включена в раздел «Формализация и моделирование».
Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере. Учитель может варьировать учебный план, используя предусмотренный резерв учебного времени.
ЦОРы (цифровые образовательные ресурсы) к УМК выложены в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов - school-collection.edu.ru
Цель курса: освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, компьютерных сетях, технологиях, алгоритмизация.
Задачи курса:
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), структурой компьютерных сетей, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие алгоритмических способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Рабочая программа для учащихся 9 классов лицея, изучающих информатику по системе обучения И. Г. Семакина, разработана на основе авторской программы И. Г. Семакина и рекомендуемого к ней варианта тематического планирования.
Согласно данного тематического планирования И. Г. Семакина на изучение курса информатика и ИКТ отводится 67 часов, из них 3 часа - резервных.
Модифицированный вариант программы рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю). Расширение учебной нагрузки произошло за счёт исключения резервных часов (3 часа).
Модификация не затрагивает обязательный минимум содержания предмета «Информатика и ИКТ», предусмотренный государственным стандартом для основной ступени образования.
Содержание программы (70 часов - 2 часа в неделю)
Название тем
Количество часов по теме
1.
Передача информации в компьютерных сетях
10 часов
2.
Информационное моделирование
8 часов
3.
Хранение и обработка информации в БД
6 часов
4.
Табличные вычисления на ПК
12 часов
5.
Управление и алгоритмы
20 часов
6.
Программное управление работой компьютера
10 часов
7.
Информационные технологии и общество
2 часа
8.
Повторение
2 часа
Всего
70 ч
-
Передача информации в компьютерных сетях - 10 час.
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW - Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
-
Информационное моделирование - 8 час.
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
-
Хранение и обработка информации в базах данных - 6 час.
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
-
Табличные вычисления на компьютере - 12 час.
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
-
Управление и алгоритмы - 20 час.
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
-
Программное управление работой компьютера - 10 час.
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
-
Информационные технологии и общество 2 часа.
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Модульная структура курса
Система контролей
М (70 б)= М1 (10 б.)+ М2 (8 б.)+ М3 (6 б.) + М4 (14б.)+ М5 (20б)+М6 (10б)+М7 (2б)
Модуль 1: Передача информации в компьютерных сетях (Rmax =8 б + 2б (ЭО) = 10 б)
Требования к результату на начало изучения модуля 1 (вход):
- что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
- назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
- назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др.;
- что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю всемирная паутина - WWW;
Результаты изучения модуля 1 (выход):
- осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
- осуществлять прием - передачу электронной почты с помощью почтовой клиент - программы;
- осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
- работать с одной из программ - архиваторов.
Контроли:
К1.1 - Передача информации
3б
К1.2 - Итоговое тестирование
5б
ЭО
2б
Модуль 2: Информационное моделирование (Rmax =7б+1б (ЭО)=8б)
Требования к результату на начало изучения модуля 2 (вход):
- что такое модель; в чем разница между натурой и информационной моделью;
- какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Результаты изучения модуля 2 (выход):
- приводить примеры натуральных и информационных моделей;
- ориентироваться в таблично-организационной информации;
- описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Контроли:
К 2.1 -Использование информационных моделей
3б
К2.2 - Итоговое тестирование
4б
ЭО
1б
Модуль 3: Хранение и обработка информации в БД (Rmax =10 б+2б (ЭО) =6б.
Требования к результату на начало изучения модуля 3 (вход):
- что такое база данных, СУБД, информационная система;
- что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
- структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
- что такое логическая величина, логическое выражение;
- что такое логические операции, как они выполняются;
Результаты изучения модуля 3 (выход):
- открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
- организовать поиск информации в БД;
- редактировать содержимое полей БД;
- сортировать записи в БД по ключу;
- добавлять и удалять записи в БД;
- создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Контроли:
К 3.1 -Понятия БД
4б
К 3.2 - Условия поиска информации в БД
2б
Модуль 4: Табличные вычисления на компьютере (Rmax =10б+2б(ЭО)=12б
Требования к результату на начало изучения модуля 4 (вход):
- что такое электронная таблица и табличный процессор;
- основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
- основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
- графические возможности табличного процессора.
Результаты изучения модуля 4 (выход):
- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Контроли:
К 4.1 - Системы счисления
2б
К 4.2 - Встроенные функции ЭТ
4б
К4.3 - Итоговый тест по модулю 4
4б
ЭО
2б
Модуль 5: Управление и алгоритмы (Rmax =12 б+2б(ЭО)=20б)
Требования к результату на начало изучения модуля 5 (вход):
- что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
- сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
- что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
- в чем состоят основные свойства алгоритма;
- способы записи алгоритмов: блок-схемы; учебный алгоритмический язык;
- основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структура алгоритмов;
- назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;
Результаты изучения модуля 5 (выход):
- при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
- пользоваться языком блок-схем, понимать описание алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
- выполнять трассировку алгоритма для известного исполнителя;
- составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
- выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Контроли:
К5.1= ГРИС «Робот»
4б
К 5.2 - ГРИС «Робот Кумир»
4б
К 5.3 - ГРИС «Стрелочка»
5б
К5.4 - Итоговый тест по модулю 5
4б
ЭО
3б
Модуль 6: Программное управление работой компьютера (R max=10 б)
Требования к результату на начало изучения модуля 6 (вход):
- основные виды и типы величин;
- назначение языков программирования;
- что такое трансляция;
- назначение систем программирования;
- правила оформления программы на Паскале;
- правила представления данных и операторов на Паскале;
- последовательность выполнения программы в системе программирования;
Результаты изучения модуля 6 (выход):
- работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
- составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
- составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
- отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.
Контроли:
К6.1- Целочисленные операций
4б
К6.3 - Итоговый тест
4б
ЭО
2б
Модуль 7: Информационные технологии и общество (R max=2б)
Требования к результату на начало изучения модуля 7 (вход):
- основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
- историю способов записи чисел (систем счисления);
- основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
- в чем состоит проблема безопасности информации;
- какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов;
Результаты изучения модуля 7 (выход):
- регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Контроли:
К7.1 - Информационное общество
2б
Модуль 8: Повторение(R max= 2б)
Контроли:
К8.1 - Итоговый контроль по модулю8
2б
Тематическое планирование | |||||||
№ урока | № по теме | Содержание | Теоретическая база | Предметные компетентности | Повторение, параграф учебника, ЦОР | Контроль | |
1 четверть | |||||||
| Модуль 1. (10 баллов) Передача информации в компьютерных сетях (10 часов) | ||||||
1 | 1 | Охрана труда в компьютерном классе. Входная контрольная работа |
| Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе
| §
|
| |
2 | 2 | Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. |
|
| 9 - глава 1:
|
| |
3 | 3 | Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей.
|
|
| 9 - глава 1: § 1, 2. |
| |
4 | 4 | Поиск информации в Интернете (использование поисковых систем) |
|
| 9 - глава 1, § 4, 5. Задачник-практикум
|
| |
5 | 5 | Адресация в Интернете |
|
|
|
| |
6 | 6 | Определение скорости передачи данных |
|
|
|
| |
7 | 7 | Скорость передачи данных |
|
|
|
| |
8 | 8 | Самостоятельная работа |
| К11=3б | |||
9 | 9 | Подготовка к итоговому тесту Компьютерный практикум | Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW - Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов. |
|
| ЭО=2б | |
10 | 10 | Итоговое тестирование по модулю 1 |
| К12=5б | |||
Модуль 2 (8 часов) Информационное моделирование (8 баллов) | |||||||
11 | 1 | Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей. |
|
|
|
| |
12 | 2 | Виды информационных моделей. |
|
|
|
| |
13 | 3 | Информационные модели на графах. |
|
|
| К21=3б | |
14 | 4 | Информационные модели на графах. | Модель, классификация моделей, информационные структуры данных, элементы системологии. |
|
|
| |
15 | 5 | Табличные модели |
| |
| ||
16 | 6 | Решение задач ГИА (А3). |
|
|
| ||
17 | 7 | Тренировочное тестирование по модулю 2 |
| ЭО=1б | |||
18 | 8 | Итоговое тестирование по модулю 2 |
| К22=4б | |||
2 четверть | |||||||
Модуль 3. (6 часов) Хранение и обработка информации в базах данных (6 баллов) | |||||||
19 | 1 | Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, базы данных (БД), |
|
|
|
| |
20 | 2 | Поиск, удаление и сортировка записей.
|
|
|
|
| |
21 | 3 | Условия поиска. |
|
|
|
| |
22 | 4 | Тест «Основные понятия БД» |
|
| К31=2б | ||
23 | 5 | Практическое занятие с однотабличной БД..
|
|
|
|
| |
24 | 6 | Итоговое тестирование модулю 3 | § § 13 - 17 Итоговый тест к главе 3 | К32=4б | |||
Модуль 4 (12 баллов) Табличные вычисления на ПК (12 часов) | |||||||
25 | 1 | Системы счисления. Перевод чисел.
|
|
|
|
| |
26 | 2 | Перевод чисел из одной системы в другую | Правила перевода | |
|
| |
27 | 3 | Тест «Системы счисления» | Тест «Системы счисления» | К41=2б | |||
28 | 4 | Структура ЭТ. Встроенные функции. Адресация. |
|
|
|
| |
29 | 5 | Методы работы со встроенными функциями. |
|
| Выполнение практического задания |
| |
30 | 6 | Тест |
|
| Формат заданий из ГИА | К42=4б | |
31 | 7 | Построение графиков с помощью ЭТ |
|
|
|
| |
32 | 8 | Построение диаграмм с помощью ЭТ |
|
|
|
| |
3 четверть | |||||||
33 | 9 | Диаграммы в ЭТ | Виды диаграмм Формат диаграмм |
|
|
| |
34 | 10 | Решение прикладных задач с помощью ЭТ. |
|
|
|
| |
35 | 11 | Тренировочный тест |
| ЭО=2б | |||
36 | 12 | Итоговый тест по модулю 4 | Итоговый тест к главе 4 | К43=4б | |||
Модуль 5 (20 часов) Управление и алгоритмы (20 баллов) | |||||||
37 | 1 | Кибернетика. Понятие алгоритма и его свойства. | Алгоритм. Св-ва. СКИ исполнителя, режимы работы |
|
|
| |
38 | 2 | Способы задания алгоритмов. | Исполнитель алгоритмов. СКИ ГРИС Робот. |
|
|
| |
39 | 3 | Интерфейс ГРИС «Робот». | Исполнитель алгоритмов. СКИ ГРИС Робот. |
|
|
| |
40 | 4 | ГРИС «Робот» линейные алгоритмы и ветвления. | Линейный алгоритм блок- схема |
| Практическая работа в ГРИС «Робот» |
| |
41 | 5 | ГРИС «Робот» циклические алгоритмы, вспомогательные. | Вспомогательный алгоритм | Практическая работа в ГРИС «Робот» | К51=4б | ||
42 | 6 | ГРИС «Робот Кумир» ветвления и циклы. | Ветвления конструкция |
|
|
| |
43 | 7 | Комп. практикум | Цикл «пока» |
| Практическая работа в ГРИС «Робот кумир» |
| |
44 | 8 | Комп. практикум | Цикл «пока» | Практическая работа в ГРИС «Робот кумир» |
| ||
45 | 9 | Комп. практикум | Цикл «пока» | Практическая работа в ГРИС «Робот кумир» |
| ||
46 | 10 | Комп. практикум | Цикл «пока» |
|
| ||
47 | 11 | Итоговое занятие по ГРИС Робот Кумир |
|
| К52=4б | ||
48 | 12 | ГРИС «Стрелочка» СКИ, интерфейс. |
|
|
|
| |
49 | 13 | ГРИС «Стрелочка» Линейные алгоритмы |
|
| ЦОР «Стрелочка» Урок №1 |
| |
50 | 14 | ГРИС «Стрелочка» Ветвления |
|
| ЦОР «Стрелочка» Урок №2 |
| |
51 | 15 | ГРИС «Стрелочка» Циклические алгоритмы |
|
| ЦОР «Стрелочка» Урок №3 |
| |
52 | 16 | ГРИС «Стрелочка» Вспомогательные алгоритмы |
|
| ЦОР «Стрелочка» Урок №4 | К5.3=5б | |
4 четверть | |||||||
53 | 17 | Повторение «ГРИС Робот Кумир» |
|
| Выполнение практического задания |
| |
54 | 18 | Решение задач |
|
|
|
| |
55 | 19 | Тренировочный тест |
| Тренировочный тест к главе 5 «Управление и алгоритмы» | ЭО=3б | ||
56 | 20 | Итоговый тест по модулю 5 | Итоговый тест к главе 5 | К5.4=4б | |||
Модуль 6 (10 часов) Программное управление работой ПК (10 баллов) | |||||||
57 | 1 | Алгоритмы работы с величинами. Понятие типов данных. |
|
|
|
| |
58 | 2 | Структура программы на языке «Паскаль». |
|
|
|
| |
59 | 3 | Этапы решения задачи с использованием программирования. |
|
|
|
| |
60 | 4 | Программирование линейных алгоритмов. |
|
| Выполнение практического задания |
| |
61 | 5 | Ветвления. Решение задач. |
|
| Выполнение практического задания |
| |
62 | 6 | Цикл с параметром, цикл с постусловием. |
|
| Выполнение практического задания |
| |
63 | 7 | Целочисленные операций Div и mod |
|
|
|
| |
64 | 8 | Решение задач. |
|
|
| К61=4б | |
65 | 9 | Тренировочный тест |
| ЭО=2б | |||
66 | 10 | Итоговый тест по модулю 6 |
| Итоговый тест к главе 6 | К62=4б | ||
Модуль 7 (2 часа) Информационное общество (2 балла) | |||||||
67 | 1 | История чисел и систем счисления. | История ЭВМ и ИКТ |
|
|
| |
68 | 2 | Информационные ресурсы. Контроль знаний | Информационное общество, этические и правовые нормы. |
| К71=2б | ||
Модуль 8 (2 часа) Повторение (2 балла) | |||||||
69 | 1 | Обобщение и систематизация |
|
|
| К81=2б | |
70 | 2 | Обобщение и систематизация |
|
|
|
|
Требования к информационной подготовке учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать:
-
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
-
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
-
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
-
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина -
-
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
-
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
-
что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
-
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
-
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
-
что такое логическая величина, логическое выражение;
-
что такое логические операции, как они выполняются.
-
что такое электронная таблица и табличный процессор;
-
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
-
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
-
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
-
графические возможности табличного процессора.
-
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
-
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
-
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
-
в чем состоят основные свойства алгоритма;
-
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
-
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
-
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
-
основные виды и типы величин;
-
назначение языков программирования;
-
что такое трансляция;
-
назначение систем программирования;
-
правила оформления программы на Паскале;
-
правила представления данных и операторов на Паскале;
-
последовательность выполнения программы в системе программирования.
-
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
-
историю способов записи чисел (систем счисления);
-
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
-
в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
-
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
-
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
-
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
-
работать с одной из программ-архиваторов.
-
приводить примеры натурных и информационных моделей;
-
ориентироваться в таблично организованной информации;
-
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
-
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
-
организовывать поиск информации в БД;
-
редактировать содержимое полей БД;
-
сортировать записи в БД по ключу;
-
добавлять и удалять записи в БД;
-
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
-
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
-
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
-
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
-
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
-
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
-
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
-
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
-
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
-
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
-
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
-
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
-
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
-
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
-
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
-
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Методические и технологические подходы
Обучение информатике опирается на дидактические принципы системы развивающего обучения И. Г. Семакина:
-
обучение на более высоком уровне трудности;
-
изучение материалов более быстрым темпом;
-
ведущая роль теоретических знаний;
-
осознание процесса учения;
-
технологии полного усвоения;
-
технологии обучения на основе практических задач выполненных на ПК;
-
работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых, и самых сильных.
В процессе обучения используются разнообразные технологии и методы обучения:
-
развивающее обучение;
-
технология учебного диалога;
-
информационно - коммуникативные;
-
игровые;
-
здоровьесберегающие технологии;
-
проблемные методы
-
исследовательские.
Диагностика уровня освоения обучающимися программы
Диагностическая часть программы содержит набор измерителей для оценки развития способностей, знаний, умений и навыков учащихся, сроки и виды проведения диагностических мероприятий (самостоятельные работы, тесты, интерактивные задачники и т.д.).
В системе оценивания применяются принципы модульности и многобальности. Весь курс информатики разбит на модули, каждому из которых, в зависимости от выделенных на изучение часов, присвоено определенное количество баллов. В каждом модуле планируются формы контроля и их балльная оценка.
Диагностика результатов освоения программы по информатике осуществляется разнообразными формами: диктанты, проверочные работы, комплексные контрольные работы, интерактивные задачники, тесты, онлайн тесты, самостоятельные работы и т.д.
Приоритетными в диагностике являются:
- продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
- диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика познавательных, регулятивных и коммуникативных действий;
Привычная форма письменной самостоятельной работы дополняется новыми формами контроля результатов, как:
- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам),
- самооценка ученика по принятым формам
- результаты учебных проектов,
- результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Все эти средства, формы и методы обеспечивают комплексную оценку результатов освоения учащимися программы по информатике.
Система диагностических мероприятий выстроена в календарно-тематическом планировании.
Работа по курсу информатика и ИКТ в 9 классах обеспечивается УМК:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
-
Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. Федеральный компонент государственного стандарта. «Дрофа». 2006 г.
-
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика 2-9 классы. М.:ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2009.
-
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика 2-11 классы. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
-
А.Х.Шелепаева. Поурочные разработки по информатике. 8 - 9 классы. Москва. «ВАКО». 2006;
-
И. Семакин, Л.Залогова, С.Русаков, Л.Шестакова. Информатика. Базовый курс 7 - 9. «БИНОМ» 2004;
-
Информатика Начальный курс. Основы компьютерной грамоты. Под редакцией Н.В.Макаровой. ЗАО Издательский дом «ПИТЕР». 2006
-
Семакин И.Г., Вараскин Г.С. Структурированный конспект базового курса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004
-
Семаким И.Г. Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
-
Н. Угринович. Методическое пособие. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе 7-11 «БИНОМ» 2004; +CD-ROM
-
М.П.Лапчик. И.Г.Семакин. Е.К.Хеннер. Методика преподавания информатики. Москва. «ACADEMA». 2006;
-
Н.Ф.Софронова. Теория и методика обучения информатике. Москва. «Высшая школа». 2004;
-
Национальный проект «Образование». О.Б.Воронкова. Информатика: методическая копилка преподавателя. Ростов на Дону. «Феникс». 2007;
-
Семакин И.Г. Основы программирования. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
-
Задачник - практикум, под редакцией И.Семакина, Е. Хеннера. «БИНОМ», 1 и 2 том;
-
А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман. Задачник-практикум по информатике и информационным технологиям.
-
Ю.Л. Кетков, А.Ю. Кетков, Д.Е. Шапошников. Персональный компьютер (школьная энциклопедия).
-
С. Симонович, Г. Евсеев, А. Алексеев. Общая информатика;
-
С. Симонович, Г. Евсеев, А. Алексеев. Специальная информатика;
-
С. Симонович, Г. Евсеев. Практическая информатика;
-
А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, В.Ф.Шолохович. Информатика 7 - 9. «Дрофа». 2002;
-
Н. Угринович. «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе 7-11. Компьютерный практикум
-
Тематический контроль по информатике. Справочные материалы по программированию на языке Паскаль «Интеллект центр». Москва. 2001;
-
С.Н.Тур, Т.П. Бокучава. Методическое пособие по информатике для учителей + CD-ROM. «БХВ - Петербург». 2006;
-
С.Н.Тур, Т.П. Бокучава. Первые шаги в мире информатики. «БХВ - Петербург». 2005;
-
Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников. М.: «Финансы и статистика», 2003.
-
Ю.М.Платонов, Ю.Г.Уткин, М.И.Иванов. Электронный экзаменатор у вас дома. +CD-ROM. Москва. «СОЛОН-ПРЕС». 2004;
-
И.А.Иванова. Информатика. Тетрадь с заданиями. Москва. «Лицей». 2004; (с 5 по 9 класс)
-
Л.Ф.Соловьёва. Информатика в видеосюжетах. +CD-ROM. «БХВ - Петербург». 2005;
-
Программирование в среде ЛОГО. Первые шаги. +CD-ROM. Москва. «СОЛОН-ПРЕС».2007.
-
school-collection.edu.ru Цифровые образовательные ресурсы по информатике 8-9 кл.
Учебно-методическое обеспечение
Основные виды используемых ЦОР
1. Слайды и интерактивные слайд-шоу
Демонстрационный материал к разделам учебного курса, предназначенный для иллюстрации учителем новых понятий при объяснении во время урока (лекции). Слайды могут быть использованы учащимися при самостоятельной работе над изучаемой темой в компьютерном классе или дома при наличии компьютера
2. Тестирующие программы.
Позволяет проводить интерактивное тестирование прямо в процессе урока. Может быть использована учащимися и для самоконтроля. Тестовые заданий генерируются из Базы заданий, которая структурирована по тематическим разделам. Существуют тесты тренировочного назначения и итоговые тесты (экзамены)
3. Домашние задания
Представляют собой бланки, содержащие тексты заданий и поля для записи выполнения задания учеником. Работа с бланками домашних заданий может происходить как в «бумажном» виде (на распечатках), так и в электронном, если дома ученик имеет возможность работать с компьютером. В таком случае результаты выполнения домашнего задания передаются учителю в виде файлов (возможно использование электронной почты)
4. Практические задания
Текстовые файлы, содержащие задания для индивидуального выполнения на компьютере в компьютерном классе. К тексту задания могут прилагаться рабочие файлы с исходным материалом, предназначенным для обработки (например, база данных, электронная таблица и пр.)
5. Интерактивный задачник
Сборник задач по теоретическим вопросам курса информатики, разделенный на тематические части. Условие задачи выводится на экран. Полученный результат ученик вводит в окно ввода результата. Осуществляется автоматическая проверка правильности решения задачи. Если ученик решил задачу неправильно, то ему предоставляется подробный разбор ее решения. Таким образом, задачник выполняет обучающе-конролирующую функцию.
6. Интерактивный справочник по ИКТ
Анимированные интерактивные флэш-демонстрации. Предназначены для обучения технологическим приемам работы с программными средствами ИКТ. Используют, как правило, иерархическую структуру подачи материала. Содержат как текстовую справочную информацию, так и анимированные демонстрации последовательности действий пользователя.
7. Модели
Интерактивные программные средства, воспроизводящие объект моделирования, предоставляющие возможность пользователю активных действий с целью виртуального экспериментирования.
8. Кроссворды
Реализованные в электронных таблицах диалоговые средства проверки освоения учащимися основных терминов и понятий учебного курса
9. Обучающая программа «Исполнитель алгоритмов «СТРЕЛОЧКА».
Данная обучающая программа предназначена для освоения основ структурной алгоритмизации при работе с графическим исполнителем алгоритмов. Система команд ИА «Стрелочка» предельно проста, но дает возможность познакомить учащихся с основными управляющими структурами (линейной, ветвление и циклом) и методом пошаговой детализации (с помощью вспомогательных алгоритмов). В комплекте ЦОР предусмотрены три варианта использования Стрелочки.
Упражнения на конструирование алгоритмов в среде исполнителя «Стрелочка». Задания тренажерного характера, направленные на формирование понимания учениками алгоритмов, приведенных в учебнике.
Работа над задачей состоит из трех этапов. Начальный этап открывается по щелчку на пункте меню <Начать>, единственно доступном при запуске ЦОРа. На этапе <Начать> открывается постановка задачи и, если в задаче предусмотрено, образец рисунка для воспроизведения. Становится доступным пункт меню <Разработка>.
<Разработка> - второй этап работы над задачей. Ученик пытается составить алгоритм из команд СКИ, процедур и управляющих структур. Управляющие структуры добавляются в алгоритм целиком. Редактировать алгоритм можно с помощью контекстного меню окна алгоритма. В частности, удалять можно управляющую структуру или процедуру только целиком. Таким образом, обучение будет сосредоточено не на поиске синтаксических ошибок, а на сути алгоритма.
Для того чтобы проверить алгоритм к работе, щелчком по пункту меню <Отладка> выполняется переход к третьему этапу решения задачи. Запуск алгоритма на исполнение осуществляется щелчком по одинарной, двойной либо тройной зеленой стрелке, определяющим скорость исполнения.
Второй этап (<Разработка>) и третий этап (<Отладка>) могут циклически повторяться вплоть до полной отладки алгоритма.
Щелчок по пиктограмме в виде золотого ключика позволяет увидеть правильное решение задачи (авторский алгоритм). Скопировать его целиком невозможно, надо набрать текст алгоритма самостоятельно. Статистические окна «Всего в алгоритме» для ученического и авторского алгоритмов помогают сравнить решения. Контроль правильности ученического решения в данной группе ЦОРов не производится.
Контрольная задача (экзамен), предназначенная для самостоятельного составления учениками новых алгоритмов. Отличие от предыдущей группы ЦОРов заключается в проверке ученического решения на правильность. Проверка выполняется по щелчку по пиктограмме «Контрольный пуск» (в виде оранжевой молнии). Правильным считается решение, совпадающее с авторским ( или близкое к авторскому). Дополнительные требования к алгоритму обычно точно сформулированы в постановке задачи, например, «найти самый короткий алгоритм по числу команд» либо «обязательно использовать одну процедуру» и т. п.. Решения, не удовлетворяющие этим требованиям, не будут засчитаны как верные, и на экране в строке состояния появится полоса красного цвета, которую преподаватель может видеть издалека. Правильное решение приведет к появлению полосы зеленого цвета. После пяти попыток неправильного решения становится доступна пиктограмма «Открыть верное решение» в виде золотого ключика. Ученик может сравнить решения и разобраться в своих ошибках.
Использование ЦОР «Исполнитель СТРЕЛОЧКА» в режиме «свободная задача». В данном ЦОРе не заложена конкретная задача. Преподаватель выдает свою постановку задачи и образец для воспроизведения отдельно на бумаге. Решение ученика преподаватель также проверяет самостоятельно.
10. Обучающая программа «Конструктор вычислительных алгоритмов»
В этой программе реализована возможность разрабатывать с помощью компьютера блок-схемы алгоритмов, транслировать их на Алгоритмический язык (АЯ) и исполнять. Здесь, так же как и в «Стрелочке» реализован структурный подход, причем «неструктурную» блок-схему в принципе невозможно создать. В данном «Исполнителе» отрабатываются алгоритмы по работе с величинами, включая простейшие задачи для одномерных массивов. Выдача заданий и контроль правильности их исполнения реализован так же как и в ИА «Стрелочка».