Программа учебного предмета Информатика и ИКТ. 4 класс (ФГОС)

Раздел Информатика
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Советский»















Программа учебного предмета


(рабочая программа)


«Информатика и ИКТ»


4а класс

(составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта

начального общего образования второго поколения)




Программа составлена

Яшкиной Оксаной Павловной

учителем информатики

МБОУСОШ № 4 г. Советский







2015-2016 учебный год

г. Советский



КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (по четвертям)

Часов в неделю

всего

Контрольных работ

1 четверть

1



2 четверть

1



3 четверть

1



4 четверть

1



ГОД

34

34




Раздел I. Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 2 класса разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, авторской программы Матвеевой Н.В. Информатика. Программа для начальной школы: 2-4 кл. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г. в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУСОШ № 4 г. Советский, утвержденной приказом от 31.08.2015 г. № 478-о\д «Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования МБОУСОШ №4 г. Советский», с учётом межпредметных связей, логики учебной деятельности, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Обучение информатике в начальной школе - это объективная необходимость, необходимый шаг в развитии общего образования. На уроках информатики школьники должны осознать роль устной и письменной речи как способа общения. Общение - это обмен информацией между людьми. Передать информацию можно устно или в виде письменного сообщения, т. е. в виде описания. Описание может быть в текстовой или графической форме. Текст и графические изображения могут обрабатываться компьютером, т. е. электронным устройством. Поэтому компьютер иногда называют инструментом по обработке текста (зашифрованной информации).

Предмет обладает определенной «развивающей силой», так как в ходе его изучения происходит теоретическое обобщение знаний, полученных на уроках математики и русского языка, развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий: объект, модель, виды информации и др.

Знания, умения и навыки по информатике оцениваются разными способами: требования «понимать» и «знать» оцениваются с помощью тестирования. Требования «уметь» оцениваются посредством решения информационных задач на представление информации, кодирование и декодирование, поиск информации и данных, выполнение простейших операций с файлами и данными на компьютере и др.

Целью изучения предмета является формирование универсальных учебных действий, отражающих особенности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.

Задачи изучения предмета:

  • формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;

  • формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;

  • овладение приемами и способами информационной деятельности;

  • формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.

Обучение разделено по следующим содержательным линиям:

  • информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);

  • информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);

  • источники информации (живая и неживая природа, творения человека);

  • работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);

  • средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);

  • организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).

Авторский коллектив под термином «готовность обучающегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики» понимает:

  • доступ к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);

  • обработку информации (использование заданных схем организации и классификации информации);

  • оценку информации (суждение о качестве, полезности, пригодности информации);

  • создание информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.

Каждый учебный предмет вносит свой вклад в получение результата обучения в начальной школе. Он включает личностные качества обучающихся, освоенные универсальные учебные действия, опыт деятельности в предметных областях и систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира. Предмет «Информатика и ИКТ» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности обучающихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает средства как для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия, так и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. Освоение информационно-коммуникационных технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.

Раздел II. Общая характеристика учебного предмета

В начальной школе необходимо сформировать первичные представления об объектах информатики и действиях с информацией и информационными объектами (текстами, рисунками, схемами, таблицами, базами данных), школьники должны приобрести необходимые знания об их свойствах и научить осуществлять с информационными объектами необходимые действия с помощью компьютера. Это необходимо для того, чтобы научить детей применять современные информационные технологии для решения учебных и практических задач до того, как они придут в старшие классы, подобно тому, как в начальной школе учат читать и писать - чтобы в старших классах эти умения служили уже инструментом в многотрудной учебной деятельности.

Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.

Учитывая эти обстоятельства, изучение информатики и ИКТ в начальной школе наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению ими таких тем, как «Представление информации в виде схем и таблиц», «Алгоритмы», «Элементы формальной логики», «Формализация и моделирование», а также других логически сложных разделов информатики.

Накопление опыта в применении компьютера как инструмента информационной деятельности подводит школьников к изучению таких тем, как, например, «Информация и информационные процессы», «Виды информации», «Организация и поиск информации». Кроме того, практическую работу на компьютере можно рассматривать как общеучебное умение, применяемое на других уроках.

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).

Начиная обучение информатике со второго класса, следует во втором классе научить детей видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода, постепенно вводить в их мышление и речь термины информатики (источник/приемник информации, канал связи и пр.) наряду с обучением работать на компьютере.

В третьем классе вводятся понятие модели, в том числе компьютерной, и школьники целенаправленно изучают современные инструменты работы с информацией (электронная книга, компьютер и другие), параллельно учатся использовать их в своей учебной деятельности. Во второй половине учебного года дети конкретно осваивают различные информационные технологии: технологию создания электронного документа, технологию его редактирования, приема, передачи, поиска информации в сети Интернет. Понятия вводятся по мере необходимости, чтобы ребенок мог рассуждать о своей информационной деятельности, рассказывать о том, что он делает, различая и называя элементарные технологические операции своими именами.

В четвертом классе дети осваивают понятие управления: собой, другими людьми, техническими устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления. Учатся понимать, что средства управления влияют на ожидаемый результат и почему часто результат не соответствует цели и ожиданиям. В процессе практического управления своей учебной деятельностью и компьютером, школьники осваивают термины управления. Учатся определять (осуществляется управление с обратной или без обратной связи), учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой. То есть - «видеть» системы, что приводит к развитию системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с логическим и алгоритмическим. Последние также являются предметом целенаправленного развития в четвертом классе на уроках информатики с помощью соответствующих заданий и упражнений.

Современный ребенок погружен в некую новую предметную и новую информационную среду. В отличие от прошлых времен, действительность, окружающая современного ребенка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат, цифровые видеокамеры, плейеры, декодеры и так далее. Как, угодно подробно изучая окружающий мир, но, не изучая информатики, ребенок не узнает про эти везде и всюду встречающиеся в жизни предметы. Ни о том, как они устроены, ни о том, когда и зачем появились.

На уроках информатики школьники осознанно и целенаправленно учатся работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализировать, классифицировать и пр.), отличать форму от содержания, то есть смысла, узнавать и называть объекты окружающей действительности своими именами в терминах информатики.

Моделирование как универсальный метод познавательной деятельности является одной их тем содержания информатики в начальной школе. Представление информации в УМК осуществляется в сочетании методов индукции (от реальных объектов и явлений к их формализованному описанию и построению информационных и математических моделей) и дедукции (от построения/изучения моделей на уровне концептуальных систем понятий к реальным объектам и явлениям).

Операционно-деятельностный компонент УМК «Информатика» включает в себя задания, формирующие исследовательские и проектные умения. Так, осуществляется формирование и развитие умения наблюдать и анализировать объекты (предметы, процессы и явления), выделять их свойства, обобщать необходимые данные, формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезу, синтезировать получаемые знания в форме математических и информационных моделей, самостоятельно осуществлять планирование и прогнозирование своих практических действий. В результате чего, происходит усвоение обучающимся универсальной логики познания, развитие общих интеллектуальных умений, приобретение опыта организации познавательной, исследовательской и проектной деятельности, развитие потребности в самообразовании и многое другое. В частности, происходит формирование и развитие понятий «модель», «моделирование», овладение общими средствами информационного и математического моделирования. При организации компьютерного практикума осуществляется использование общих средств информационного и математического моделирования в организации исследования информационных объектов и при создании компьютерных проектов.

Раздел III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУСОШ № 4 г. Советский на изучение предмета в начальных классах выделяется за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений 102 ч., их них во 2, 3 и 4 классах по 34 ч. (1 ч в неделю, 34 учебные недели). Предметная область «Математика и информатика», призвана решать следующие основные задачи реализации содержания:

Предметные области

Основные задачи реализации содержания

Математика и информатика

Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Раздел IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу обучающихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.

Выбор, заложенный в основу изучения новых технологий, из предлагаемых жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии, позволяет ориентировать обещающихся на формирование:

  • основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  • ценностей семьи и общества и их уважение,

  • чувства прекрасного и эстетических чувств,

  • способности к организации своей учебной деятельности,

  • самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,

  • целеустремленности и настойчивости в достижении целей,

  • готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения школьниками инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации обучающихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.

Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности, позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.




Раздел V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Класс

(год обучения)

Требования к уровню подготовки обучающихся (предметные результаты)

УУД (личностные, метапредметные результаты)

Выпускник научится

(базовый уровень)

Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень)

Выпускник научится /будут сформированы / (базовый уровень)

Выпускник получит возможность научиться /для формирования/ (повышенный уровень)

4 класс

(3 год обучения)

Выпускник научится:

  • Приводить примеры объектов, давать им характеристику;

  • Называть устройства компьютера с точки зрения их функциональности;

  • Различать такие понятия: деление и обобщение понятия, отношения между понятиями, алгоритм и исполнитель, суждение, и умозаключение, несовместимые и совместимые понятия;

  • Приводить из своей жизни - простые примеры алгоритмов и их исполнителей;

  • Иметь представление о том, кто и кем управляет;

  • Понимать понятия управление, средства управления;

  • Понимать, можно ли управлять объектом без всякой цели и что из этого получается;

  • Приводит примеры из своей жизни, когда им управляли с целью чему-нибудь научить;

  • Понимать, что при управлении можно получить ожидаемый результат, а можно не получить его;

  • Понимать процесс самоуправления;

  • Приводить примеры

результатов управления при помощи средств коммуникаций из

Выпускник получит возможность научиться:

  • Правильно использовать понятия: деление и обобщение понятий, отношения между понятиями;

  • Составлять с помощью блок-схем линейные алгоритмы из последовательности шагов;

  • Составлять с помощью блок-схем алгоритмы ветвление, содержащие блок выбора с условием;

  • Использовать как исполнитель компьютер для решения учебных и простейших практи- ческих задач;

  • Понимать структуру управления, роль человека в управлении;

  • Выполнять простые преобразования данных, используя компьютер и его прикладное обеспечение (текстовый редактор, графический редактор, музыкальный редактор);

  • Понимать отличие между исполнителем-человеком и исполнителем-компьютером;

  • Понимать каким устройством компьютер исполняет программы;

  • Понимать, почему компьютер называют формальным

Выпускник научится:

Личностные результаты:

  • Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в своей повседневной жизни для исследования информационной и математической сущности предмета (явления, события, факта);

  • Использовать ПК для решения учебных и практических задач;

  • Осознавать качество усвоения;

  • Оценивать процесс своей деятельности и контролировать результат;

  • Адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими людьми;

  • Вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;

Метапредметные результаты:

  • Способность анализировать учебную ситуацию, с точки зрения математических и информационных характеристик;

  • Понимать смысл различных учебных задач, вносить в них

Выпускник получит возможность научиться:

Личностные результаты:

  • Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;

  • Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • Корректировать и вносить необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

  • Оценивать самостоятельность своей деятельности, добровольность, интерес, полезность результата;

  • Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор рационального (удобного) способа.

Метапредметные результаты:

  • Планирование хода решения задачи, выполнение задания на измерение и построение;

4 класс

(3 год обучения)

своего личного опыта;

  • Понимать простейшие выражения, содержащие логические связки «… и …», «… или… », «не», «если .., то …»;

Запускать прикладные программы: текстовый редактор, графический редакторы, тренажеры и тесты;

Использовать средства информационных технологий: компьютер, видеокамеру и флеш-карты и т.д.

  • Выполнять простые операции с файлами (создавать, сохранять, запускать).

  • Кодировать и декодировать информацию в знаково-символической или графической форме;

  • Распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме;

  • Соблюдать требования по организации рабочего места за компьютером, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

исполнителем;

  • Создавать с помощью компьютера простые презентации и проекты;

  • Понимать явления, факты и события, связанные со сбором, хранением, обработкой использованием и передачей информации;

  • Строить и читать несложные круговые диаграммы (в случаях деления круга на 2, 4, 6, 8 равных частей) по данным задачи;

  • Достраивать несложные готовые столбчатые диаграммы;

  • Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках, столбцах несложных таблиц и диаграмм;

  • Составлять, записывать, выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;

  • Планировать несложные исследо- вания, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм.

свои коррективы;

  • Устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;

  • Строить алгоритм поиска необходимой информации;

  • Фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • Определять логику решения практической и учебной задачи;

  • На основе кодирования - самостоятельно строить модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций, осуществлять выбор наиболее эффектив -

ных моделей для данной учебной ситуации;

  • Строить информационные и математические сообщения в устной и письменной форме;

  • Планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи;

  • Представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями -

презентация проектов в рамках разных предметов (информатики, окружающего мира, литературного чтения)


  • Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма, плана решения текстовой задачи, построения геометрических фигур с помощью программ ПК;

  • Составлять небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме;

  • Осуществлять действие подведения под понятие (в новых для обучающихся ситуациях);

  • Осуществлять выбор рациональных способов действий на основе анализа конкретных условий;

  • Строить дедуктивные и индуктивные рассуждения, рассуждения по аналогии;

  • Произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач;

  • Выполнять поиск, обнаружение и устранение ошибок логического характера





Раздел VI. Содержание учебного предмета

Содержание предмета строиться на основе трёх основных идей:

1) элементарное изложение школьного предмета информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере;

2) разделение в представлении школьника реальной и «виртуальной» действительности, где под «виртуальной действительностью» понимаются, например, компьютерные модели;

3) формирование и развитие умения описывать объекты реальной и «виртуальной» действительности на основе умений представлять (кодировать) информацию в различных форматах и на различных носителях в виде текста, рисунков, таблиц, схем, двоичных чисел и т.д.

Тема 1. «Повторение»

Человек и информация.

Повторить виды информации по способу восприятия - зрительная, вкусовая, слуховая (звуковая), обонятельная, осязательная (тактильная).

Действия с информацией.

Повторить действия, которые человек может осуществлять с информацией. Вспомнить и повторить мир информационных объектов, т. е. текстов, рисунков, схем, таблиц данных, которые содержат в себе информацию об объектах реальной действительности.

Объект и его свойства.

Повторить понятие объекта. Называть объекты реальной действительности. Уметь давать характеристику объекту, т.е. называть имена, назначение, форму, цвет, размер, и другие свойства объекта.

Отношения между объектами.

Понимать, что каждый объект связан с другими объектами разными отношениями. Называть отношения, которыми могут быть связанны люди. Уметь определять, какими отношениями связаны объекты. Приводить примеры симметричных и несимметричных отношений из своего опыта.

Компьютер.

Повторить, что такое данные, чем они отличаются от информации. Повторить названия устройств компьютера, какие функции они выполняют. Знать разницу межу системными , инструментальными и прикладными программами. Повторить для чего служат графический и музыкальный редакторы.

Тема 2. Понятие, суждение, умозаключение

Понятие. Деление и обобщение понятий.

Понимать существование мира объектов реальной действительности и мира виртуального (мира понятий об этих объектах). Понимать процесс деления и обобщения понятий. Уметь приводить свои примеры деления и обобщения понятий.

Отношение между понятиями.

Знать, как удобнее представлять на бумаге отношения между понятиями: словами или схемой. Уметь приводить примеры двух понятий, между которыми несимметричные отношения. Уметь приводить примеры двух понятий, между которыми симметричные отношения. Знать для чего используют диаграмму (схему) в виде кругов Эйлера-Венна.

Совместимые и несовместимые понятия.

Знать какие бывают отношения между понятиями. Уметь приводить примеры двух отношений, которые находятся в отношении «равнозначность», в отношении «подчинение» друг к другу. Приводить примеры пересекающихся понятий, несовместимых понятий.

Понятия «истина» и «ложь».

Уметь составлять высказывание в результате размышлений, т.е. выполнять обработки информации. Уметь выражать своё мнение. Приводить примеры истинного и ложного высказываний.

Суждение. Умозаключение.

Уметь приводить примеры простого и сложного суждения. Знать какие бывают суждения. Знать, что такое посылки, умозаключение. Уметь приводить примеры двух посылок и делать на их основе заключение. Уметь приводить примеры умозаключения, включающего в себя три посылки и заключение. Знать на основе чего делается заключение.

Тема 3. Модель и моделирование

Модель объекта.

Рассмотреть понятия модель объекта, моделирование. Уметь ставить перед собой цели моделирования. Уметь выбирать способ моделирования и создавать модель по выбранному способу.

Текстовая и графическая модели.

Понимать, какая модель является наглядной. Строить графические модели отношений с помощью кругов Эйлера. Создавать текстовые модели в программе Блокнот.

Алгоритм как модель действий.

Рассмотреть понятие алгоритм. Понимать какая последовательность шагов называется алгоритмом. Уметь приводить из личной жизни примеры различных алгоритмов.

Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов.

Знать формы записи алгоритмов. Понимать, что алгоритм в виде текста дает более подробную информацию. Уметь строить линейный алгоритм и алгоритм с ветвлением.

Исполнитель алгоритма.

Рассмотреть понятие исполнитель. Знать, что такое СКИ (система команд исполнителя). Узнать чем отличается исполнитель-человек от исполнителя-компьютера. Знать, что такое компьютерная программа и как компьютер обрабатывает данные, если в его памяти нет программы. Знать, благодаря каким устройствам компьютер может использовать программы и обрабатывать данные.

Тема 4. Информационное управление

Управление собой и другими людьми.

Уметь приводить примеры из личной жизни, когда приходилось делать выбор. Знать с какой целью люди управляют собой и другими людьми.

Управление неживыми объектами.

Знать, чем человек может управлять, как можно управлять температурой в помещении. Уметь приводить примеры управления объектами.

Схема управления.

Уметь приводить примеры управления без обратной связи, управления с обратной связью. В примере уметь называть объект управления и управляющий объект. Уметь составлять схему управления с обратной связью и схему управления без обратной связью.

Управление компьютером.

Знать, что такое операционная система, чем управляет операционная система. Иметь представление о том, кто пишет программы, управляющие компьютером. Объяснять, может ли операционная система управлять данными и другими программами. Уметь составлять и объяснять схему управления компьютером с обратной связью и схему управления без обратной связи.


Раздел VII. Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности обучающихся

урока

Раздел/Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

Раздел 1. Повторение. Человек и информация.

Характеристики основных видов деятельности обучающихся:

  • Иметь представление о многообразии видов информации и информационных объектах;

  • Классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • Называть действия совершаемые человеком с информацией;

  • Приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе и технике;

  • Уметь представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

  • Давать характеристику объектам: имя объекта, его назначение, свойства объекта, его составных частей и отношений между ними.

  • Знать назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

  • Соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Техника безопасности и организация рабочего места. Человек в мире информации.

1



Действие с данными.

1



Объект и его свойства.

1



Отношения между объектами.

1



Компьютер как система.

1



Обобщение по теме «Человек и информация».

1



Самостоятельная работа по теме «Человек и информация».

1



Раздел 2. Понятие, суждение, умозаключение

Характеристики основных видов деятельности обучающихся:

  • Понимать существование двух взаимосвязанных миров - объектов реальной действительности и понятий об этих объектах;

  • Понимать смысл терминов: «понятие», «суждение», «умозаключение»;

  • Правильно использовать понятия: деления и обобщения понятия, отношения между понятиями, совместимые и несовместимые понятия, суждение, умозаключение;

  • Приводить примеры понятий, между которыми симметричные и несимметричные отношений;

  • Приводить примеры простого или сложного суждения, истинного или ложного суждения, приводить примеры умозаключений - т. е. составлять одну или две посылки и на их основе делать заключение.

8.

Мир понятий.

1



9.

Деление понятий.

1



10.

Обобщение понятий.

1



11.

Отношения между понятиями.

1



12.

Понятия «истина» и «ложь».

1



13.

Суждение.

1



14.

Умозаключение.

1



15.

Обобщение по теме «Понятие, суждение, умозаключение».

1



16.

Самостоятельная работа по теме «Понятие, суждение, умозаключение».

1



Раздел 3. Мир моделей.

Характеристики основных видов деятельности обучающихся:

  • Иметь представления о понятиях: модель, алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя;

  • Понимать, что модели объектов могут быть большими и маленькими, осознавать цели моделирования и способы моделирования;

  • Создавать несложные модели объектов с помощью текста, рисунка, схемы, макета и т.д.;

  • Приводить примеры различных алгоритмов, способы записи алгоритмов при помощи блок-схем;

  • Выбирать и запускать нужную программу, работать с простейшими компьютерными программами;

  • Знать отличие между исполнителем-человеком и исполнителем-компьютером, знать каким устройством компьютер исполняет программы, почему компьютер называют формальным исполнителем.

17.

ТБ. Модель объекта.

1



18.

Какие бывают модели.

1



19.

Текстовая и графическая модели.

1



20.

Алгоритм как модель действий.

1



21.

Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов.

1



22.

Исполнитель алгоритма.

1



23.

Компьютер как исполнитель.

1



24.

Обобщение по теме «Мир моделей».

1



25.

Самостоятельная работа по теме «Мир моделей».

1



Раздел 4. Информационное управление

Характеристики основных видов деятельности обучающихся:

  • Иметь представление об управлении, самоуправлении, средствах управления, о способах управления компьютером;

  • Понимать отличие между процессом управления и другими отношениями объектов;

  • Понимать и называть цели управления, структуру управления, роль человека в управлении;

  • Приводить примеры управления из личной жизни (когда являлся управляющим объектом или объектом управления;

  • Понимать, что в результате управления можно либо получить, либо не получить ожидаемый результат;

  • Выполнять простейшие преобразования, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки;

  • Понимать и объяснять, как можно управлять собой с помощью средств коммуникаций, т.е. мобильного телефона или компьютера.

26.

Кто кем и зачем управляет.

1



27.

Управляющий объект и объект управления.

1



28.

Цель управления.

1



29.

Управляющее воздействие.

1



30.

Средство управления.

1



31.

Результат управления.

1



32.

Современные средства коммуникации.

1



33.

Обобщение по теме «Управление».

1



34.

Самостоятельная работа по теме «Информационное управление».

1




Раздел VIII. Описание материально-технического обеспечения

образовательной деятельности

Дидактическое и методическое обеспечение.

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Информатика. 4 кл. - М. : Бином, 2014


  1. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУСОШ № 4 г. Советский, утвержденной приказом от 31.08.2015 г. № 478-о\д «Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования МБОУСОШ №4 г. Советский»

  2. Матвеева Н.В. Информатика. Программа для начальной школы : 2-4 кл. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012



Материально-техническое обеспечение (оборудование класса)

Аппаратные средства

  1. 11 компьютеров (1 рабочее место учителя и 10 рабочих мест для обучающихся)

  • ПК учителя (процессор Athlon 3,2 Ггц, оперативная память 4Гбайт, жесткий диск 400Гбайт, монитор, клавиатура, мышь, колонки);

  • ПК ученика (процессор Core2 Duo 2.4Ггц, оперативная память 2Гбайт, жесткий диск 200Гб, монитор, клавиатура, мышь).

  1. МФУ (принтер, сканер, копир)

  2. Проектор

  3. Интерактивная доска

Программные средства

  1. Операционная система Windows XP

  2. Браузер GoogleChrome

  3. Антивирусная программа Касперский

  4. Программа-архиватор WinRAR

  5. Система оптического распознавания текста Readiris Pro

  6. Интегрированное офисное приложение Microsoft Office 2010, OpenOffice.org 3.3

  7. Растровый и векторный графические редакторы PaintNET, Gimp,

  8. Текстовый редактор Word

  9. Система программирования PascalABC

  10. Клавиатурный тренажер Baby Type.

  11. Конструктор логических схем 1.12

  12. Программа «Конструктор алгоритмов»

© 2010-2022