Урок информатики по технологии мозговой штурм

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Учебно-методическая разработка

урока информатики

с использованием технологии УМШ

(учебный мозговой штурм)



Автор: учитель информатики

МБОУ Чичеринской ООШ

Крыжанкова Галина Викторовна.



2015 г.


Тема: «Поиск и защита информации».

Предмет: информатика.

Класс: 8.

Учебник: «Информатика и ИКТ». Учебник. 8-9 класс / Под ред. Н.В.Макаровой - СПб.: Питер, 2011 г.


Цели:

- образовательные: познакомиться со способами преобразования информации с целью облегчения ее поиска, со способами защиты информации; проверить знания и умения учащихся по изученному материалу;

- развивающие: развитие творческого мышления, памяти, внимания, умения работать в группе;

- воспитательные: воспитание интереса к предмету, формирование умения осуществлять самооценку и взаимооценку.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок - мозговой штурм.

Методы и формы обучения: словесные (объяснения, инструктаж); практические (упражнения); фронтальная работа по вопросам, самостоятельная работа.

Технологии: технология работы в группах, учебный мозговой штурм.

Оборудование: листы «Поиск информации» и «Защита информации» для каждой группы, 2 «ромашки» из картона с лепестками-вопросами, доска, часы, жетоны, магниты, карточки с шифровками.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Устная актуализация знаний.

  3. Работа над новой темой.

  4. Физкультпауза.

  5. Обработка результатов.

  6. Практические упражнения.

  7. Итоги урока (рефлексия).

  8. Домашнее задание.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Не нужно горбиться, распрямитесь.
Слушайте меня внимательно,
На вопросы отвечайте замечательно.

Смекалку, волю проявите,

Хорошие оценки получите.

Итак, все готовы к уроку? Начинаем. Сегодня у нас не совсем обычный урок, а урок - мозговой штурм. Не нужно бояться такого названия, а надо постараться проявить смекалку, вспомнить жизненный опыт, высказать свои идеи.

Работа будет проводиться в группах, поэтому делимся на команды (4-5 команд в зависимости от количества учащихся; деление можно осуществить по желанию, по расположению в классе или по выбору учителя) и выбираем старшего в группе.

Наша задача сегодня - продолжить знакомство с информационной деятельностью человека. А цель урока - в процессе творческого поиска учебных групп выявить способы защиты информации и принципы её поиска. Но, как обычно, перед серьёзным стартом надо провести разминку.

II. Устная работа по актуализации знаний.

Игра «Ромашка» (можно 2 «ромашки» - с вопросами по теории и с заданиями на приведение примеров).

Представитель от каждой группы тянет лепестки с вопросами (по одному с каждой «ромашки»), быстро с группой готовит ответы и озвучивает их.

Вопросы:

1) Изобразите схему передачи информации.

2) Какова роль передачи информации в истории человечества?

3) Что такое криптография?

4) Что называется носителем информации?

5) Приведите примеры звуковых сигналов, несущих смысловую нагрузку.

6) Приведите примеры световых сигналов, несущих смысловую нагрузку.

7) Приведите примеры сигналов-жестов.

8) Какие способы хранения информации вы знаете?

и т.п.

За правильный и полный ответ - 2 жетона, за неполный ответ или дополнение на вопрос других групп - 1 жетон.

III. Работа над новой темой.

- Итак, мы рассмотрели передачу и хранение информации. Теперь на очереди следующие важные виды информационной деятельности человека - поиск и защита информации. Попробуем предложить свои способы сохранения и преобразования различных сведений.

Инструктаж до штурма:

- уточнить вопрос или условие задачи,

- основное правило на первом этапе - никакой критики, только идеи, пусть даже самые неожиданные,

- старший в группе фиксирует возникающие идеи,

- определить время на первый этап (10-15 минут, зафиксировать с помощью часов).

Первый этап - создание банка идей. Главная цель - высказать как можно больше идей, даже таких, которые сначала кажутся «дикими» (Если идеи явно иссякли, то имеет смысл прервать этап раньше).

- Вот вопросы для учебного мозгового штурма по теме урока (на доске):

1. Что сделать с информацией, чтобы было легче осуществить поиск нужных сведений?

2. Какими способами можно защитить информацию от несанкционированного доступа?

Фиксируйте свои идеи на соответствующих листах.

Каждая группа имеет 2 листа для идей: «Поиск информации» и «Защита информации». Начинается учебный мозговой штурм. Учитель подходит к каждой группе по очереди, оказывает необходимую помощь. По истечении времени (или из-за того, что идеи иссякли) объявляет об окончании первого этапа.

IV. Физкультпауза.

- Хорошо поработали мозгами, а теперь - руками. Каждая команда предлагает упражнения для снятия напряжения.

V. Обработка результатов.

- Второй этап нашего штурма - анализ идей. Каждая группа просматривает свои идеи, поправляет формулировки и вывешивает на доску (с помощью магнитов). Сравниваем количество высказанных идей, пробуем оценить их достоинства.

За наибольшее количество идей, за оригинальное предложение - жетон.

- Но теперь время третьего этапа - обработка результатов. Проведем её в форме работы с книгой. Быстро просмотрите текст п. 3.5 - 3.6. учебника и сравните предложения своей группы с теми, что даны в тексте.

За совпадение с учебником -1 жетон, новая интересная идея - 2 жетона.

- Теперь запишем тему урока в тетрадь и перечислим найденные способы упорядочения информации и её защиты.

VI. Практические упражнения.

- Закрепление проведем в виде игры «Ты - шифровальщик у Штирлица» (тихо включается музыка из к/ф «17 мгновений весны»).

1) Разбор способа шифровки по учебнику, стр. 38.

2) Закрепление навыка при совместном выполнении задания №17, стр. 39.

3) Расшифровать шифровки для Штирлица (старший от каждой группы тянет карточку с заданием). Проговорить алгоритм расшифровки текста.

Пример карточек:

1) ъснгхмиоьащпшпсчз - правильно молодцы,

2) атъжеоьаюрэбпйшйюъ - успешно справились,

3) впэпьйъахетй - хорошие идеи,

4) пжэоьжмстщтохж - верное решение.

Верно и быстро расшифровали (догадались разделить шифровку на части) - 3 жетона, верно - 2, быстро, но с ошибками - 1жетон.

VII. Итоги урока (рефлексия).

1. Подсчет жетонов, определение лучшей команды и лучшего участника в каждой группе на основе взаимооценки.

2. Рефлексия:

- я это знал (не знал),

- это было новым, неожиданным (ничего особенного),

- на уроке было интересно (скучно).

3. Самооценка работы на уроке через вклад в общую оценку команды.

4. Выставление общих индивидуальных оценок за урок.

VIII. Домашнее задание:

1 - (обязательное) п. 3.5-3.6 учебника, повторить главу 3,

2 - (по желанию) найти неупомянутые способы защиты информации, оформить все способы в виде презентации.



© 2010-2022