- Преподавателю
- Информатика
- Конспект Графические возможности VB
Конспект Графические возможности VB
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шаповалов Ю.А. |
Дата | 22.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 163
Центрального района
-
СОГЛАСОВАНО
Директор НМЦ
_____________ Шарова Е.П.
«_____»_____________200_ г.
М.П
ДОПУЩЕНО
Председатель президиума РЭС
______________ Алексашина Ю.И.
М.П
Председатель секции по информатике РЭС
______________ Симонова И.В.
Протокол №____ от «____»_____200_г.
УТВЕРЖДЕНО
на педсовете школы № 163
протокол № 21
от « 29 » августа 2008 г.
Директор ___________ Тарабан В.И.
М.П.
Программа
элективного курса (курса по выбору предпрофильной подготовки)
для учащихся 9-11 классов
«3D-МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНИМАЦИЯ»
(18 часов)
Автор-составитель:
ПОЛЯКОВ Константин Юрьевич,
учитель информатики,
доктор технических наук _____________________________
г. САНКТ-ПЕТЕГБУРГ
2008
АННОТАЦИЯ
Использование трехмерных («объемных» или 3D-) моделей предметов реального мира - это важное средство для передачи информации, которое может существенно повысить эффективность обучения, а также служить отличной иллюстрацией при проведении докладов, презентаций, рекламных кампаний. Трехмерные модели - обязательный элемент проектирования современных транспортных средств, архитектурных сооружений, интерьеров. Одно из интересных применений компьютерной 3D-графики и анимации - спецэффекты в современных художественных и документальных фильмах.
Учебный курс «3D-моделирование и анимация» дает возможность изучить приемы создания компьютерных трехмерных моделей в программе Gmax, которая является упрощенной версией профессиональной среды 3ds max.
Материал всех уроков оформлен в виде электронного учебного пособия, включающего теоретическую часть и практические задания. Основной упор делается не на механическое выполнение алгоритмов, а на понимание происходящих при этом процессов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс «3D-моделирование и анимация» входит в образовательную область «информатика». Он включает 18 часов аудиторных занятий и (при возможности) самостоятельную работу учащихся. Курс может быть использован для профильной подготовки учащихся в классах физико-математического, информационно-технологического, социально-гуманитарного и др. профилей.
Предметом изучения являются принципы и методы создания и анимации трехмерных моделей c помощью программы Gmax, которая является упрощенной версией профессиональной программы 3ds max.
Целесообразность изучения данного курса определяется быстрым внедрением цифровой техники в повседневную жизнь и переходом к новым технологиям обработки информации. Учащиеся получают начальные навыки трехмерного моделирования и анимации, которые повышают их подготовленность к жизни в современном мире.
Цели курса:
-
познакомить учащихся с современными принципами и методами создания 3D-моделей, основанных на использовании векторной графики;
-
развить творческие и дизайнерские способности учащихся.
Задачи курса: научить школьников
-
создавать трехмерные модели в Gmax;
-
использовать программу Gmax для создания анимационных роликов.
Данный курс имеет выраженную практическую направленность, которая и определяет логику построения материала учебных занятий.
Основной формой обучения является практикум. Для нормальной работы необходим персональный компьютер (один на каждого ученика) и программа Gmax, которая распространяется бесплатно и может быть загружена с сайта turbosquid.com.
Для поддержки курса автором разработано электронное учебное пособие в формате CHM, которое содержит теоретический материал и задания для выполнения практических работ. Оно используется во время уроков для самостоятельной работы и в качестве справочника. Это позволяет успешно организовывать занятия в группах, в которых есть ученики с разным темпом усвоения материала.
Знания, полученные при изучении курса «3D-моделирование и анимация», учащиеся могут применить для подготовки качественных иллюстраций к докладам и мультимедийным разработкам по различным предметам - математике, физике, химии, биологии и др. Анимационные ролики могут быть также использованы при создании Web-страниц. Трехмерное моделирование служит основой для изучения систем виртуальной реальности.
Ожидаемые результаты
В рамках данного курса учащиеся получают следующие знания и умения:
-
понимают принципы создания и редактирования трехмерных моделей;
-
понимают принципы работы с временной шкалой;
-
умеют создавать анимационные ролики;
-
умеют использовать звуковые файлы для сопровождения анимации.
Формы подведения итогов
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом уроке. В конце курса каждый учащийся выполняет индивидуальный проект в качестве зачетной работы. На последнем занятии проводится конференция, на которой учащиеся представляют свои работы и обсуждают их.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Раздел 1. Введение
Тема 1. Знакомство с Gmax
Изучается расположение панелей программы Gmax и основные приемы работы с готовой сценой (режимы просмотра, рендеринг, просмотр анимации).
Тема 2. Простейшие объекты (примитивы)
Рассматриваются 3D-примитивы (куб, сфера, цилиндр и т.д.) и методы их перемещения, вращения, масштабирования, клонирования.
Тема 3. Преобразования
Изучаются сплайны и построение 3D-фигур на основе сплайнов (вращение, лофтинг). Вводится понятие модификатора и стека модификаторов.
Раздел 2. Сеточные модели
Тема 1. Сетки и их элементы
Учащиеся знакомятся с понятием сеточной модели и видами сеточных моделей (грани, полигоны, лоскуты).
Тема 2. Полигональные сетки
Изучаются методы работы с полигональными сетками на уровне подобъектов (вершины, ребра, границы, полигоны, элементы).
Тема 3. Особенности других типов сеток
Рассматриваются особенности других типов сеток (грани, лоскуты) и методы работы с ними.
Раздел 3. Материалы и рендеринг
Тема 1. Материалы
Изучаются методы создания и редактирования материалов (простые и многокомпонентные материалы, свойства материалов, текстурные карты). Учащиеся знакомятся с настройкой наложения текстур на криволинейные объекты (UVW-развертки).
Тема 2. Освещение и рендеринг
Изучаются типы источников света, камеры и настройка параметров рендеринга с помощью программы YafRay.
Раздел 4. Анимация
Тема 1. Ключевые кадры
Изучаются методы создания 3D-анимации на основе автоматической расстановки ключевых кадров. Учащиеся знакомятся с понятиями контроллера и ограничителя.
Тема 2. Связанные цепочки
Рассматриваются приемы анимации на основе связанных цепочек объектов (методы прямой и обратной кинематики). Изучается анимация сеточных моделей с помощью скелетов (bones).
Тема 3. MAXScript
Учащиеся знакомятся с языком программирования MAXScript и примерами его эффективного использования при построении сложных моделей и анимации.
Раздел 5. Выполнение проекта
В течение 4-х занятий учащиеся выполняют проект на выбранную тему.
На последнем занятии учащиеся обсуждают все выполненные работы на конференции.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Интернет-ресурсы
Программы, утилиты для Gmax
-
turbosquid.com/gmax - официальный сайт поддержки Gmax;
-
fsalpha.com/gmax_tips - отсюда также можно скачать саму программу Gmax и всю документацию к ней;
-
yafray.org - сайт разработчиков бесплатной программы рендеринга YafRay;
-
geocities.com/kam_b_lai - сайт автора программы-скрипта YAGMax - Yet Another GMax Exporter for YafRay;
-
windyweather.net/WW/max/gmax - инсталляторы и уроки по Gmax;
-
scenery.org/design_utilities_gmax.htm - набор утилит Gmax Render Kit для рендеринга изображений в Gmax;
-
yayap.com/rendertut.html - программа-скрипт от Xzzy для преобразования моделей Gmax в формат YafRay;
-
knochlet-development.de.tt - Gmax Render Suite - пакет для рендеринга в Gmax;
-
davidhsmith.net/gmaxindex.htm - страница David Smith, посвященная Gmax (программы, утилиты, уроки).
Уроки по Gmax
-
scenery.org/tutorials.htm - уроки по Gmax;
-
halomods.com - основы Gmax от SlashOx;
-
fileplanet.com/122467/120000/fileinfo/Gmax-Tutorial-Introduction - введение в Gmax;
-
windyweather.net/WW/max/gmax - инсталляторы и уроки по Gmax;
-
vmbollig.de/msts/tut_en/index.html - уроки по Gmax от Volker;
-
takeoff.to/landing - уроки по Gmax от Cris (самолеты);
-
fred-hsu.com/there/developer/index.html - уроки от Freddie;
-
simviation.com/gryphon/tutorials/gMax_00.htm - руководство по Gmax «для полных идиотов»;
-
airspace.uhk.cz/mlk/msfs/tutorials/gmax - применение текстур в Gmax, руководство от Milan Lisner;
-
oregon-coast.net/Tutorials/index.htm - уроки от Oregon Coast;
-
cloud.prohosting.com/talone/gmax/tute/tutorials.html - уроки от Taelon;
-
members.fortunecity.com/foot_fall/the_basics.htm - уроки от LeJohn;
-
aerodynamika.com/gmaxtut/gmax000.htm - разработка модели самолета;
-
auran.com/TRS2004/learning.htm - уроки по созданию трехмерной модели паровоза для игры Trainz Railroad Simulator.
-
home.sprynet.com/~drawlins - анимация самолета;
-
world-editor-tutorials.thehelper.net/magos.php - уроки моделирования от Magos;
-
studio-erebus.com/studio/tutorials/2003/uvw/uvw-dice.html - использование текстур, модификатор UVW mapping;
-
44090digitalmodels.co.uk/ - уроки с сайта 44090 Digital Models;
-
angelfire.com/ma4/molkien/Gmax/Home.html - моделирование каменной скалы;
-
modport.co.uk/index.php?showtopic=4752 - создание ландшафта;
-
worldoftrainz-downloads.com/~garyp/gmaxtutorials.htm - уроки от Garry (мультитекстурные материалы, дом с окнами).
Видеоуроки (на английском языке)
-
quia.com/pages/scivistutorials.html - подборка видеоуроков по Gmax от Roy Kimmins;
-
fsalpha.com/tutorials/tutorials.shtml - видеоуроки от FS Alpha Group;
-
youtube.com/watch?v=jY2yCX6yJac - моделирование резервуара;
-
youtube.com/watch?v=nE25b6DTgDk - модель машины;
-
youtube.com/watch?v=GVMSAtVX1u4 - модель фюзеляжа самолета;
-
youtube.com/watch?v=kgahFqcVFqU - анимация ракеты;
-
youtube.com/watch?v=tOtyd0jtGlg - работа с текстурами (на немецком языке);
-
youtube.com/watch?v=kDboWZP_6Bg - модель космического корабля;
-
youtube.com/watch?v=aUV3tl0-nJY - модель поршня;
-
youtube.com/watch?v=HPUCcjZwEng - модель лодки, часть 1a;
часть 1b: youtube.com/watch?v=VY1n0YYatpM;
часть 2: youtube.com/watch?v=Y25TJ9biGPI; -
youtube.com/watch?v=7GyCBpVaOKA - еще один вводный урок по Gmax.
Основная литература
-
Клейтон Е. Крукс II, Gmax: настольная книга, М.: - Кудиц-Образ, 2004.
Дополнительная литература
-
Миловская О.С. Самоучитель 3ds Max 9, CПб: - БХВ, 2007.
-
Бондаренко С., Бондаренко М. Видеосамоучитель 3ds Max. - СПб: Питер, 2007.
-
Козин М. 3ds Max 9 для начинающих, , CПб: - БХВ, 2007.
-
Мааров М. Эффективная работа в 3ds Max 9. - СПб: Питер, 2007.
-
Фокс Б. Анимация в 3ds msx 6: от замысла до создания мультфильма. СПб: Вильямс, 2005.
Литература для школьников
-
Поляков К.Ю. Уроки по 3D Gmax. Электронное учебное пособие, 2008.