- Преподавателю
- Информатика
- Методическая разработка по математике и информатике Своя игра
Методическая разработка по математике и информатике Своя игра
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Марилова В.А. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГАОУ КО СПО «Калужский базовый медицинский колледж»
Рассмотрено на заседании ЦМК
общепрофессиональных дисциплин
Протокол №___от «___»___________ 201_ г.
Председатель ЦМК: __________Л.Н. Соловьева
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
____________Л.А. Назарова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«СВОЯ ИГРА»
Специальность: «Фармация»
Курс: 1
Дисциплины: математика, информатика и ИКТ
Подготовили: Бучикова Е.В., Марилова В.А.
2014 г.
Вид занятия: интеллектуальная игра.
Тип занятия: закрепление, повторение и обобщение.
Форма проведения занятия: внеаудиторное мероприятие
Цели мероприятия:
образовательная: способствовать повышению учебной мотивации студентов, расширению и углублению знаний об истории дисциплин математика и информатика; актуализации и закреплению знаний по дисциплинам.
развивающая: содействовать развитию познавательного интереса к дисциплинам математика и информатика, расширению кругозора, формированию информационной культуры студентов; способствовать развитию навыков чёткого изложения своих мыслей; умению переносить знания в изменённую ситуацию.
воспитательная: способствовать воспитанию уважения к сопернику, умения достойно вести спор; помочь студентам проявить стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде, организовывать собственную деятельность, принимать решения и нести за них ответственность, брать на себя ответственность за работу членов команды и результат выполнения заданий.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2 . Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Междисциплинарные связи: история, химия, фармакология, информационное обеспечение профессиональной деятельности.
Внутридисциплинарные связи: математика и информатика 2 курс.
Оборудование: столы и стулья для команд, стулья для зрителей; ноутбук, проектор и экран; презентация "Своя игра"; листы белой бумаги и ручки для каждого игрока, 3 ватмана, 3 маркера, призы командам.
Подготовительная работа:
Домашнее задание командам: подготовить эмблему команды, придумать название команды, выбрать капитана.
Участники: 3 команды, составленные из студентов группы 03011
Место проведения: колледж (учебный кабинет)
СТРУКТУРА МЕРОПРИЯТИЯ:
-
Организационный момент (3 мин).
-
Вступительное слово ведущих (10 мин):
-
приветствие;
-
сообщение целей;
-
инструктаж команд и зрителей;
-
сообщение критерия оценки результатов.
-
Конкурсная часть (50 мин).
-
Подведение итогов, награждение победителей (13 мин).
-
Заключительное слово ведущих (4 мин).
Литература
Приложение 1. Вопросы для игры со зрителями.
Приложение 2. Презентация
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Мобилизующие начало, проверка состояния аудитории.
-
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕДУЩИХ
«Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать».
Р.Декарт
Ведущий1:
Добрый день, дорогие друзья!
Ведущий2: В современном мире информатика - самая молодая и стремительно развивающаяся наука, знание которой просто необходимо каждому человеку. Но, ни одна современная наука не может обойтись без математики.
Ведущий1: Сегодня мы выявим и расширим ваши знания об истории дисциплин Математика и Информатика; будем развивать ваш познавательный интерес к этим наукам. Участники игры продемонстрируют нам свои знания по дисциплинам и логическое мышление в переносе знаний из одной дисциплины в другую.
Ведущий2: В процессе игры участники должны:
-
чётко излагать свои мысли,
-
уважать соперника, уметь достойно вести спор,
-
проявить стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде, организовывать собственную деятельность, принимать решения и нести за них ответственность, брать на себя ответственность за работу членов команды и результат выполнения заданий.
Ведущий1: Математика и информатика приглашают в свое королевство всех, кто настойчив, кто часто говорит "почему?", кто не боится цифр и вычислений, и чей девиз: Хочу все знать!
Ведущий2: Итак, мы начинаем нашу интереснейшую встречу - встречу с загадочными вопросами, на которые Вы сами будете отвечать. Ведь сегодня у каждого из вас СВОЯ ИГРА!!!
Ведущий1: Сегодня у нас соревнуются 3 команды. Игра состоит из 2 раундов и финальной игры.
Ведущий2: Задача каждой команды - набрать как можно большее количество баллов. Для этого необходимо не только правильно ответить, но и сделать большую ставку на свой ответ. Все вопросы вы должны обсуждать совместно всеми членами команды, а затем давать ответ.
Ведущий1: В каждой категории все вопросы имеют свою стоимость. Время, отведенное на обдумывание каждого вопроса, будет уточняться по ходу игры в зависимости от сложности вопроса. Отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку. Если команда ответила правильно, то она зарабатывает количество баллов, соответствующее назначенной ставке и выбирает следующий вопрос в данной категории. В противном случае, назначенная ставка вычитается из баллов команды и вопрос переходит к другой команде, имеющей наибольшее количество баллов на счете. Когда все вопросы в категории будут открыты, можно переходить к другой категории.
Ведущий2: На «вопрос-аукцион» право ответа имеет та команда, которая назначит большую сумму. Если на счету игроков сумма меньшая, чем стоимость вопроса, то они могут предложить только номинал (стоимость вопроса).
Ведущий1: На вопрос «кот в мешке» отвечает та команда, которой отдает это право команда, выбравшая вопрос.
Ведущий2: В конце игры будет выявлена и награждена команда - победитель, по максимально набранному количеству баллов за всю игру.
В ходе игры, после каждого раунда будут подводиться промежуточные итоги, и озвучиваться баллы команд.
Ведущий1: Для учета баллов за каждой командой закреплён студент-консультант, который будет оформлять счет команды, т.е. фиксировать набранные баллы на ватмане.
Представление студентов - консультантов.
3. КОНКУРСНАЯ ЧАСТЬ
Ведущий2: Участникам было дано задание: придумать название команды, подготовить эмблему и выбрать капитана команды.
Предоставляется слово капитанам для представления команд.
Ведущий1: Для того чтобы начать игру мы проведем жеребьёвку. Командам предлагается расположить в порядке возрастания числа:
(Ответ: )
Команда, быстрее выполнившая это задание, начнет игру в первом раунде.
1раунд
ЗАДАЧИ -ШУТКИ
100
200
300
400
500
ИНФОРМАТИКА
И АЛГЕБРА
100
200
300
400
500
РЕБУСЫ
100
200
300
400
500
ИНФОРМАТИКА
И ГЕОМЕТРИЯ
100
200
300
400
500
Ведущий2: Право выбора категории и стоимости вопроса предоставляется команде - … (называется команда, которая правильно расположила дроби в порядке возрастания).
Вопросы по категориям:
ЗАДАЧИ-ШУТКИ
100 (30с) Зуб бывает коренной, а каталог? (Ответ: корневой)
200 (30с) Paньшe oни были "пo 5", нo мaлeнькиe, a тeпepь "пo 3", нo бoльшиe. Ha caмoм-тo дeлe oни были вoвce нe "по 5", дa и тeпepь oни нe в тoчнocти "пo 3". A кaк oни нaзывaютcя? (Ответ: дискеты)
300 (1 мин) По характеру это устройство похоже на собаку: всегда услужливо и покладисто, но, когда ест, его лучше не трогать, иначе может поднять скандал. Что это за устройство? (Ответ: принтер)
400 (30с) Из гнезда, в разных направлениях, вылетели три ласточки. Верно ли, что через 15 секунд они будут находиться в одной плоскости? (Ответ: да)
500 (1 мин) В знойный летний день, когда воздух звенит от насекомых, на зеленой лужайке площадью в три с половиной га пасутся две лошади одной породы и масти, различающиеся между собой разве только тем, что у одной хвост подвязан, а у другой - нет. Лужайка имеет форму параллелограмма, и одна из лошадей щиплет траву, передвигаясь по его диагонали, а другая - по его сторонам. Какая из этих лошадей в течение часа съест больше травы, если аппетит у них одинаков, одинаков и травяной покров лужайки, на которой они пасутся? (Ответ: Больше травы съест та лошадь, у которой хвост не подвязан: ей не приходится отвлекаться от еды, чтобы отгонять мошкару)
ИНФОРМАТИКА И АЛГЕБРА
100 (1 мин) Решите уравнение
(Ответ: )
200 (30с) Вычислительное устройство у греков и римлян похожее на счеты. (Ответ: абак)
300 (1 мин) Верно ли, что является первообразной для функции или нет? (Ответ: да)
400 (30 с) Как называется система счисления используемая в ЭВМ: бинарная или двоичная? (Ответ: и бинарная, и двоичная- это слова синонимы)
500 (1 мин) Решите уравнение . (Ответ: )
РЕБУСЫ
100 (30 с) (Ответ: задача)
200 (30 с) (Ответ: геометрия)
300 (30 с) (Ответ: интернет)
400 (30 с) (Ответ: винчестер)
500 (30 с) (Ответ: память)
ИНФОРМАТИКА И ГЕОМЕТРИЯ
100 (30с) Что является одной из основных характеристик телевизора и персонального монитора? (Ответ: размер экрана)
200 (30с) Вопрос - аукцион
Сколько раз следует нажать клавишу Enter, чтобы в текстовом документе поставить пять пробелов подряд?
(Ответ: 0)
300 (30 с) Что общего между папирусом, берестяной грамотой, книгой и дискетой? (Ответ: хранение информации)
400 (30 с) Что можно сказать о взаимном расположении плоскостей, которые имеют три общие точки, не лежащие на одной прямой? (Ответ: плоскости совпадают)
500 (1 мин) Вычислите площадь полной поверхности правильной четырехугольной пирамиды со стороной 5 см. Высота боковой грани равна 7 см. (Ответ: 95 см2)
Ведущий1: На этом задания 1 раунда закончены. Студенты-консультанты должны подсчитать баллы команд, а мы в это время проведем игру со зрителями.
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
Ведущий2: Зрителям предлагается ответить на предложенные вопросы, с поднятием руки при желании ответить. За правильный ответ дается приз (конфетка). Участники в это время отдыхают.
Ведущий1: Давайте подведем итоги 1 раунда. Набранное количество баллов для каждой из команд отражено в ваших счетах на доске (ватманы). А мы продолжаем игру и начинаем 2 раунд.
2раунд
АРИФМЕТИКА
200
400
600
800
1000
ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
200
400
600
800
1000
НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
200
400
600
800
1000
ВЕЛИКИЕ УЧЕНЫЕ
200
400
600
800
1000
Ведущий2: Во 2 раунде право выбора предоставляется команде, которая набрала больше всего очков по итогам 1 раунда.
Вопросы по категориям:
АРИФМЕТИКА
200 (1 мин) Написаны подряд цифры 1 2 3 4 5. Не меняя порядка цифр, вставить между ними математические знаки, чтобы в результате получилось 100. (Ответ: (1+23-4)*5 )
400 (30 с) Портной имеет кусок сукна в 16 метров, от которого он отрезает ежедневно по 2 метра. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок? (Ответ: последний кусок будет отрезан по истечении 7 дней)
600 (1 мин) Вопрос - аукцион
Пациенту, с диагнозом бронхит, врач назначил амброгексал, сбор грудной №4 и гексорал. За все лекарства больной заплатил 392 рубля. Так как больному впоследствии придется покупать еще одну коробку грудного сбора №4, то он поинтересовался у фармацевта о его цене, но в ответ услышал: Стоимость 1 коробки грудного сбора в 4 раза меньше стоимости гексорала, а стоимость грудного сбора и амброгексала составляет 152 рубля. Вот и посчитайте стоимость грудного сбора №4.
(Ответ: 60 рублей)
800 (1 мин) Сколько Кбайт памяти занимает аннотация к препарату АНАЛЬГИН объемом 1228800 бит (Ответ: 150 Кбайт)
1000 (1 мин) Семь одинаковых хлебцев надо поровну разделить между двенадцатью лицами. Как это сделать, не разрезая хлебцы на 12 частей? (Ответ: Каждый из трех хлебцев разрезать на четыре равные части, а каждый из остальных четырех - на три равные части. Образуется 12 одинаковых порций по 1/4+1/3=7/12 части)
ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
200 (30с) Объект, состоящий из строк и столбцов, на пересечении которых образуются ячейки. (Ответ: таблица)
400 (30 с) Назовите основные фигуры в пространстве (Ответ: точка, прямая, плоскость)
600 (30 с) Точное и понятное предписание исполнителю совершить определенную последовательность действий называется ... (Ответ: алгоритмом)
800 (30 с) Как называется прямоугольный параллелепипед, у которого все три измерения равны? (Ответ: куб)
1000 (30 с) Как называется множество точек на координатной плоскости, абсциссы которых соответствуют значениям аргумента, а ординаты - значениям функции? (Ответ: графиком функции)
НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
200 (1 мин) Сумма цифр двузначного числа 12. Если к искомому числу прибавить 36, то получится число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке. Найти данное число. (Ответ: 48)
400 (30 с) Кот в мешке
В сосуде было 40 ml чистого глицерина. После того, как из сосуда отлили какое-то количество глицерина, то в нём осталось количество в 7 раз большее, чем отлили. Сколько ml отлили из сосуда? (Ответ: 5 ml)
600 (30 с) Определите закономерность и назовите следующее число: 0, 3, 8, 15, … (Ответ: 24)
800 (1 мин) Если это простое число возвести в 5-ю степень, то получится число 243. Назовите это число. (Ответ: 3)
1000 (30 с) Признак делимости на 9. (Ответ: Число делится на 9 тогда и только тогда, когда сумма его цифр делится на 9.)
ВЕЛИКИЕ УЧЕНЫЕ
200 (30с) Древнегреческий математик, физик и инженер из Сиракуз. Сделал множество открытий в геометрии. Заложил основы механики, гид ростатики, автор ряда важных изобретений. (Ответ: Архимед)
400 (30 с) Создатель первого механического арифмометра со сложением и вычитанием (Ответ: Блез Паскаль)
600 (30 с) Древнегреческий математик, астроном, философ и мистик, педагог, политик с острова Самос. В 18-летнем возрасте отправился в путешествие в Египет, Вавилон. В греческой колонии Кротоне в Южной Италии основал свою школу. (Ответ: Пифагор)
800 (30 с) Изобретатель первой программируемой вычислительной механи ческой машины (Ответ: Чарльз Бэббидж)
1000 (30 с) Древнегреческий математик, ученик Платона. Работал в Александрии и написал несколько трудов, которые стали основой для образования. Главный труд его - «Начала», содержащий основы античной математики, элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов. (Ответ: Евклид.)
Ведущий1: На этом задания 2 раунда закончены. Студенты-консультанты должны подсчитать баллы команд, а мы в это время проведем игру со зрителями.
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
Ведущий2: Зрителям предлагается ответить на предложенные вопросы, с поднятием руки при желании ответить. За правильный ответ дается приз (конфетка). Участники в это время отдыхают.
Ведущий1: Давайте подведем итоги 1 и 2 раунда. Набранное количество баллов для каждой из команд отражено в ваших счетах на доске (ватманы). А мы продолжаем игру и переходим к финальной игре.
ФИНАЛ
Ведущий2: В финальной игре команды делают ставку, которую затем получают при правильном ответе на вопрос, в противном случае эти баллы вычитаются из общего количества баллов команды.
Ведущий1: Команды по очереди убирают категории из предложенного списка, которые им не нравятся. В результате должна остаться только одна категория, на вопрос которой команды должны отвечать.
Ведущий2: На обдумывание ответа командам даётся 1 минута, ответ записывается на бумаге. По истечении времени, команды озвучивают свои ответы, а затем на экран выводится правильный ответ.
Начинает исключать темы команда, которая набрала больше всего очков по итогам 1 и 2 раунда.
Вопросы к категориям
Задачки Книга, содержащая описания и аннотации лекарственных препаратов, набранная с помощью компьютера, содержит 150 страниц. На каждой странице - 40 строк, в каждой строке - 60 символов. Какой объем информации в книге? (Ответ: 360000 байт или 351,6 Кбайт)
Единицы измерения Старорусская путевая мера равная 500 саженей (Ответ: верста)
Обо всем понемногу Двумя ударами топора разрубить подкову на шесть частей, не перемещая частей после удара. (Ответ: )
Информатика Как называется наименьший элемент поверхности визуализации, которому может быть независимым образом задан цвет, интенсивность и другие характеристики изображения? (Ответ: пиксель)
Дроби Может ли дробь, в которой числитель меньше знаменателя, быть равной дроби, в которой числитель больше знаменателя? (Ответ: может, например )
Числа Вставьте в кружочки на рисунке числа от 1 до 7 так, чтобы на каждой прямой сумма чисел равнялась 15.
(Ответ: )
Интернет. Сети Что такое URL? Приведите пример URL . (Ответ: Единый указатель ресурсов. Адрес файла в Интернете: kbmk.org)
-
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Ведущий1: Игра подошла к концу. Консультанты подсчитывают набранное количество баллов.
Ведущий2: Мы благодарим за увлекательную игру наши команды и всех, кто пришёл сегодня к нам.
Ведущий1: Уважаемые игроки, посмотрите, пожалуйста, в свои счета и вы увидите количество баллов, которое набрали. Давайте все вместе расположим числа, соответствующие баллам в порядке убывания, тем самым все вместе, дружно, выявим команду - победителя.
Оглашаются результаты, команды награждаются грамотами и сладкими призами.
-
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕДУЩИХ
Ведущий2:
Сегодня наши участники потрудились на славу, и не важно, кто победил! Все вы были достойными соперниками, по-своему оригинальными, и активными.
Ведущий1: Вы показали своё умение работать в команде и принимать различные решения, проявили находчивость и смекалку. Вы показали свое логическое мышление, приводили различные доводы и размышления по поводу верного ответа, тем самым - совершенствовали свой ум!
Ведущий2: Недаром Рене Декарт сказал: " Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать ".
ЛИТЕРАТУРА:
-
Агеева, И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике: метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
-
Алгебра и начала анализа. 10 - 11 кл.: учебник / [А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.]; под ред. А.Н. Колмогорова. - 21-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 384 с. ил.
-
Власова, Т.Г. Предметная неделя математики в школе. - 4-е изд.- Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
-
Геометрия. 10-11 кл.: учебник: базовый и профил. уровни / [Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] - 21-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 255 с. ил.
-
Угринович, Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7-11 классы. - М., 2005.
-
Шафрин, Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Т. 1-2. - М., 2004.
-
Энциклопедия. Т. 11. Математика / гл. ред. М.Д. Аксенова. - М.: Аванта+, 2008.
-
Энциклопедия. Т. 22. Информатика / гл. ред. Е.А.Хлебалина, вед. науч. ред. А.Г.Леонов. - М.: Аванта+, 2007.
Приложение 1.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ СО ЗРИТЕЛЯМИ.
Математика
-
Сколько процентов от 20 составляет число 5? (Ответ: 25%)
-
Что называется абсолютной погрешностью приближенного числа? (Это модуль разности между точным и приближенным значением этого числа)
-
Сумма длин всех сторон (периметр).
-
Имеет начало, но не имеет конца (луч).
-
Верно ли утверждение, что любые 4 точки лежат в одной плоскости? (Нет)
-
Чему равна масса 10 таблеток, если масса 1 таблетки равна 0,025г? (0,25г)
-
По какой формуле вычисляется объем пирамиды? ( )
-
Решите уравнение . (Решений нет)
-
Приведите пример показательной функции. ( )
-
Среднеарифметическое Кола и пятёрки - это ... (Тройка)
-
Как называют уменьшение количества значащих цифр в записи числа по определённым правилам?(Округление)
-
Кто изложил теорему о гипотенузе и катетах (Пифагор)
-
Переведите на греческий "валик, каток" (цилиндр).
-
Седьмая часть недели (сутки).
-
Крыша одного дома не симметрична: один скат ее составляет с горизонталью угол 60 градусов, другой - угол 70 градусов. Предположим, что петух откладывает яйцо на гребень крыши. В какую сторону упадет яйцо - в сторону более пологого или крутого ската? (Ответ: Петухи не кладут яйца)
Информатика
-
Как по-другому называют адрес электронной почты? (мыло)
-
Некомпетентный человек, неопытный пользователь компьютера может получить такое прозвище (чайник)
-
Современные накопители информации - микросхемы памяти, используемые для хранения и переноса информации. (флеш-карта)
-
Какой российский город назван «в честь» древнейшего компьютера? (Абакан, столица Республики Хакасия. Абак счеты в Древней Греции, Древнем Риме, а затем в Западной Европе до XVIII в)
-
Назовите внешнее устройство ЭВМ для вывода графической информации. (графопостроитель)
-
Книгу, по какому языку программирования химики называют книгой про ионы меди? (Си++.)
-
Отгадайте слово: Дырявая, слабая, короткая, девичья, вечная, историческая, генетическая, моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая, постоянная, оперативная, внешняя, буферная, расширяемая …. (память.)
-
Как на компьютерном жаргоне называется совокупность аппаратных средств (железо)
-
Ноль или единица в информатике (бит)
-
Переведите на английский язык слово «вычислять» (компьютер)
-
Сколько цветов имеет монохромный дисплей (2)
-
Жаргонное слово «кулер» обозначает (Вентилятор процессора)
-
Программа-клиент, облегчающая процессы перемещения между узлами глобальной сети, поиска, сбора и хранения информации (браузер)
-
Подготовка диска для записи информации (форматирование)
-
Текст, представленный в виде ассоциативно связанных автономных блоков текста (гиперссылка)