- Преподавателю
- Информатика
- Доклад на педсовете на тему Информационно-технологическоеобеспечение современного качества образования школы
Доклад на педсовете на тему Информационно-технологическоеобеспечение современного качества образования школы
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ккккккккккккккккккккк К.К. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Информационно-технологическое обеспечение современного качества образования школы
Доклад на педсовете
Докладчик: Вахитова М.З.
Мы живём в мире, в котором количество информации удваивается почти за 1-1,5 года. Этому способствует проникновение компьютерных технологий практически во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в образование . Образование должно быть ориентировано на будущее. А будущее требует от человека умения работать с большими потоками информации. При увеличении объёмов информации и скорости её потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации.
Современное представление о качественном образовании включает в качестве необходимого элемента свободное владение информационными технологиями. Соответственно школа должна давать ученику широкий выбор информации и способы работы с ней. Для этого необходимо формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса.
Информационная культура личности - это часть общей культуры человека, состоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области информационно-коммуникативных технологий.
Информационная грамотность - это знание о том, когда и почему вы нуждаетесь в информации, где её найти, как оценить и использовать, и как её передавать.
Информационная культура - не должна быть оторвана от жизни и потребностей школьников в образовании по всем предметам, она должна быть компетенцией надпредметного характера, необходимой не только для успешного образования в школе, но и содействующей непрерывному образованию. Происходит смена концепции образования «Обучение на всю жизнь «на» обучение в течении всей жизни». «Информационная магистраль сместит «фокус» в образовании с аудитории на личность. Целью образования станет не диплом, а наслаждение непрерывной учёбой - на протяжении всей жизни».
Информатизация образования - процесс обеспечения теорией и практикой разработки новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Внедрение ИКТ в школу - одно из приоритетных направлений развития российского образования на 2005-2010гг.( 5 ) На смену традиционному содержанию и технологии обучения должно прийти новое содержание и технология.
Суть модернизации обучения в создании в школе единой информационной обучающей среды, базирующейся на современных технологиях. С её помощью реализуется процесс внедрения информационных образовательных технологий, новых принципов организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивается эффективная реализация «новых моделей непрерывного и дистанционного образования, обеспечивающих каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего самосовершенствования личности. Одно из важнейших условий информатизации - вовлечение всех участников образовательного процесса: учителей, администрации, детей и их родителей. С информатизацией школы одновременно меняется роль учителя. Если прежде он воспринимался в качестве единственного источника знаний, то теперь он становится консультантом, помогающим учащимся ориентироваться в новой информации, находить ответы на свои вопросы, делать выбор и решать проблемы.
Современный учитель как один из участников образовательного процесса не может не учитывать в своей работе результатов постоянного и стремительного совершенствования информационных технологий. С одной стороны, с каждым днём появляются всё новые средства, использование которых способствую повышению эффективности обучения школьников. С другой стороны информатизация объективно заставляет учителей пересматривать содержание обучения по предметам, оперативно расширяя его за счёт информации, полученной с помощью новейших информационных систем и технологий. Сегодня практически каждый учитель понимает, что его профессиональная деятельность может стать более насыщенной и интересной, если она будет опираться на использование средств и ресурсов Интернет, внедрения ИКТ в образовательный процесс. Учитель должен сам решить в каком качестве, в каком объёме и для каких целей могут быть использованы информационные технологии. Информатизация школы стала стимулом появления инновационных процессов в УВП. Таких как: использование ИКТ в преподавании ряда предметов, апробация электронных учебников, электронных образовательных ресурсов, мониторинговых исследований.
Информатизация - один из приоритетных направлений развития школы. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм образовательной подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации. (8) Успешное внедрение информационных технологий в образовательный процесс может быть достигнуто только учителем, верящим в новые технологии, умеющим помочь учащимся ориентироваться в информации, быть достаточно уверенным в себе. Квалификация учителя является одним их самых важных факторов, определяющих уровень успеваемости и успешности учащихся.
Введение ИКТ в образовательный процесс означает, что учителя должны владеть базовым уровнем компьютерной грамотности, уметь использовать компьютеры и программное обеспечение для стимулирования процесса обучения, овладеть навыками организации совместного обучения, творчества, исследования и большего взаимодействия учащихся. Они могут столкнуться с ситуацией, когда учащиеся уже хорошо могут пользоваться компьютером, и ощутить, что их авторитету угрожает «единый с учащимися» сценарий обучения. Реальный процесс информатизации общества предъявляет новые требования к профессиональным качествам учителя в области использования ИКТ.
Задачи, стоящие перед современной школой:
1.Корректировка со держания образования с учётом информатизации общества.
2.Совершенствование методов, средств обучения и способов организации практической и познавательной деятельности учащихся на основе использования ИКТ;
3.Информатизация управления образовательным процессом.
Решениеи этих задач возможно там , где учащийся мог бы проектировать и конструировать материальные и виртуальные модели предметных областей, и приобретать во взаимодействии с ними непосредственный учебный опыт. Организация учебного процесса в условиях школьной информационно-образовательной среды содержит как традиционные, так и специфические задачи: - создание информационного наполнения по предметным областям с использованием, в том числе, ресурсов глобальных сетей; - организация учебной деятельности учащихся на основе взаимодействия с распределёнными образовательными ресурсами учебного назначения (в том числе с возможностью контроля и самоконтроля); - обеспечение информационного взаимодействия с участниками сетевых педагогических сообществ; - обеспечение информационного взаимодействия участников образовательного процесса на основе ранжированного доступа к образовательным ресурсам.(8) Как и любая школа, мы ориентируемся на внедрение новых информационных технологий и творческое развитие учащихся. Для нас становится актуальным сейчас не столько освоение какого-либо объёма знаний, а добывание знаний, умений найти нужную информацию, используя новые ИКТ.
В течении нескольких лет учителя школы прошли подготовку. Проводились теоретические семинары, практические занятия по использованию электронных образовательных ресурсов, ресурсов сети Интернет в образовательном процессе. Многие учителя имеют персональные компьютеры, в школе работает Интернет, имеется кабинет информатики, но только 10% учителей и администрация используют в своей работе информационно-коммуникационные технологии.
Проблемы внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс заключается не только в аппаратном и программном обеспечении этого процесса, но и в организации деятельности учителя и учащегося. Одна из проблем неготовность педагогов к осуществлению профессиональной деятельности с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий. Возможно, введение критерия использования учителем информационных технологий в образовательном процессе, при распределении стимулирующей части новой формы оплаты труда, заставит задуматься учителей.
Информационно-техническая база школы недостаточна для полномасштабного внедрения ИКТ, требуется модернизация и пополнение оборудования, но это не самое главное, необходимо изменить подход учителей к процессу внедрения информационно-коммуникационных технологий. Кабинет информатики выполняет функцию мультимедийного кабинета, что не всегда удобно для организации УВП с использованием ИКТ.
Направления информатизации образовательного процесса: Учебное: использование компьютера для изучения различных предметов, предмет ИТ и элективные курсы по информатике. Педагогическое: использование компьютеров и средств ИТ в образовательном процессе для большей наглядности при изложении учебного материала, для тренажа и контроля знаний.
Учителя нашей школы используют разные формы ИКТ в образовательном процессе.
1. Одна из активных форм обучения - это использование презентаций, выполненных в среде Power Point, с целью донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Мультимедиа способствуют повышению познавательной активности, отвечают практическим потребностям учителя и ученика, обладают универсальностью в использовании, опираются на базовую учебную программу, взаимосвязаны с другими дидактическими материалами, содержат научную информацию. Уникальность мультимедийной презентации заключается в том, что она может использоваться на всех типах уроков, а также во внеурочной деятельности. Они повышают интерес к уроку. Ученики сами с большим желанием создают их. Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнить, учитель должен быть готовым всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создавать познавательный стимул.
2. Другая форма - это моделирование процессов для проведение практических и лабораторных работ в виртуальных лабораториях на уроках естественно-научного цикла.
3. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках для изучения нового материала, осуществления контроля знаний учащихся, отработки ЗУНов, самостоятельной работы по закреплению знаний. Используются ЭОР с сайта ФЦИОР - модули информационные, практические и модули контроля.
4. Использование электронных учебников.
5. Создание учебно-методических материалов для уроков, с использованием ПК, сканера, Интернет.
6. Пресс-центр ( выпуск газет, бюллетеней и др.).
7. Использование ИКТ для ведения мониторинга, участия в конкурсах и проектах..
Практика использования ИКТ учителями позволяет сделать следующий вывод: использование на уроках ИКТ имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением: - Современность и актуальность учебного материала. - Наличие дополнительного и сопутствующего материала. - Эстетичность и наглядность. - Возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы. - Возможность блочного обозрения темы, опережения знаний. - Обучение через игровую или практическую деятельность. - Повышение интереса учащихся к учёбе. - Более чёткая организация деятельности учителя, облегчение его труда. В целом, использование ИКТ способствует повышению качества знаний и умений учащихся.
Критерий полезности ИКТ можно сформулировать так: та или иная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, которые без неё невозможны. Исходя из приоритета образования XXI века - дальнейшая информатизация системы образования, необходимо создание условий для наращивания информационно-технологической базы школы, повышение информационной компетенции учителей, развитие современных методов обучения на базе ИТ.
Гарантированное качество образования через творческое саморазвитие и творческую самореализацию, способствующие становлению человека как конкурентной личности. Развитие конкурентных преимуществ школы через различного рода инновации, через повышение качества работы каждого учителя. Задачи школы:
- повышение качества образования через активное внедрение информационных технологий;
- создание единого информационного пространства школы;. - использование ИКТ для непрерывного профессионального образования и профессиональной самореализации педагогов;
- обеспечение условий формирования информационной культуры всех участников образовательного процесса;
- создание программы информатизации школы.
Литература.
1. Билл Гейтс Б., Дорога в будущее. М.: Русская редакция, 1996 -
2. Дашниц Н.Л., Организация школьной информационной образовательной среды, М.: Школьные технологии. 1′ 2007 - 183.
3.Максимовская М.А. ,Мультимедиапроекты в школьном информационном пространстве. М.: Школьные технологии , 1′ 2007 - 173.
4.Паршукова Н.Б., Использование виртуальной лаборатории на уроках. М:. Школьные технологии, 1′ 2007 - 177.
5. Приоритетные направления развития российского образования на 2005-2010гг.
6. Федеральный портал «Информационно - коммуникативные технологии в образовании», ict.edu.ru
7. Федеральный портал «ФЦИОР», fcior..edu.ru 8 . Федеральный портал «Российское образование», .edu.ru
____________________________________________________________________________________________