Урок информатики в 5 классе Хранение информации

Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ урока

учителя информатики в 5 классе

Третьяковой М.М.

Предмет: Информатика

Класс: 5

Дата проведения: 03.10.2015

Тема урока: Хранение информации

Тип урока: урок изучение нового материала


  1. Характеристика учебных возможностей учащихся

Учащиеся 5 класса имеют средний уровень учебных возможностей, способны работать в среднем темпе, имеют достточно высокую мотивацию к учению.

  1. Место урока в теме

Данный урок является пятым в разделе «Информация вокруг нас». Учащиеся уже встречались с рассматриваемыми на уроке понятиями в начальной школе. В 5 классе понятие «действие с информацией» заменяется более сложным - «информационный процесс», знания по этой теме расширяются и углубляются.

Таким образом, данный урок играет роль связующего звена по этой теме между материалом 4 и 5 классов, и является своеобразным «фундаментом» для построения процесса дальнейшего изучения этой темы.

  1. Цели и задачи урока

Образовательная: дать учащимся представление об одном из основных информационных процессах: хранении информации.

Одной из важнейших задач урока является систематизация уже имеющихся знаний, которые расширяются и углубляются как на данном уроке, так и на последующих уроках (более подробно изучается каждый из процессов хранения, передачи и обработки информации).

Развивающая: развивать познавательный интерес и внимание учащихся.

Воспитательная: формирование навыков самоорганизации и инициативы.

Развивающие и воспитательные цели урока достигаются за счет разнообразных форм организации деятельности учащихся на уроке.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать сущность основных информационных процессов: хранения, передачи и обработки информации, уметь приводить простые жизненные примеры хранения информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; получить опыт работы в сотрудничестве, опыт самооценки собственной деятельности.

  1. Структура урока

Данный урок имел классическую структуру, характерную для урока ознакомления с новым материалом.

Этапы урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Актуализация опорных знаний (3 мин)

  3. Постановка темы и цели урока (2 мин)

  4. Изучение нового материала (20 мин)

  5. Закрепление изученного (6 мин)

  6. Постановка домашнего задания (2 мин)

  7. Рефлексия деятельности на уроке (6 мин)

Распределение времени на каждом этапе урока было рациональным. Несмотря на то, что урок был достаточно насыщенным по содержанию, все этапы урока удалось реализовать в полном объеме благодаря работоспособности класса, на который он и был рассчитан.

Избежать перегрузки и утомления учащихся удалось за счет частой смены деятельности, использования разнообразных форм и методов обучения, соблюдения санитарных норм, поддержания доброжелательной атмосферы на уроке.

  1. Формы и методы обучения

Все использованные на уроке методы обучения были нацелены на активизацию познавательной деятельности учащихся.

На этапе актуализации опорных знаний была поставлена цель: повторить изученный в 4 классе материал с целью его углубления и расширения на данном уроке. В ходе фронтальной беседы ученики вспомнили основные действия, которые можно выполнять с информацией и то, что с информацией может работать как сам человек, так и компьютер. Ребята активно участвовали в беседе и практически все были вовлечены в этот процесс. Планируемый результат был достигнут.

На этапе постановки темы и цели урока для вовлечения учащихся в процесс формулирования цели был использован вопрос-проблема. На данном этапе учащимся удалось сформулировать цель совместно с учителем, удалось заинтересовать учащихся, мотивировать их на изучение нового материала.

Основной этап урока - изучение нового материала - был построен на использовании обучающего пособия - презентации и видеороликов, с которым учащиеся работали коллективно, обсуждая увиденное. Знакомство с учебным материалом было организовано в форме беседы, кроме того материал был представлен не только в текстовой форме, но использовались и анимационные ролики, что делает этот материал доступным и привлекательным для учащихся.

На этапе закрепления учащиеся работали с учебниками с целью формирования навыка поиска необходимой информации в текстовом источнике (формирование информационной компетенции). Ключевым моментом данного этапа стала совместная работа с интерактивным упражнением (кроссворд), результатом которой была систематизация изученного на уроке материала.

На этапе рефлексии формировалось регулятивное умение - умение анализировать и оценивать собственную деятельность. Проведенные обобщения позволили сделать вывод о том, что цель урока достигнута: учащиеся понимают термины «информационный процесс», «хранение информации», могут оперировать изученными понятиями в конкретных ситуациях, приводить примеры из жизни.

  1. Результативность урока

Урок был построен в русле деятельностного подхода, так как на протяжении всего занятия, на всех его этапах были созданы условия для развития личности учащегося на основе освоения различных способов деятельности, учтены индивидуальные особенности. Оценка деятельности учащихся была проведена самими учениками при подведении итогов урока на этапе рефлексии.

Планируемый результат

Показатели результативности урока в достижении планируемых результатов

знать сущность основных

информационных процессов: хранения, передачи и обработки информации

Знания проверялись в ходе первичного закрепления при выполнении интерактивных упражнений индивидуально каждым учащимся (100 %). При коллективном конструировании опорной схемы урока, формулировании

определений в обсуждении участвовало большинство учеников. Из качества ответов и высказываний можно сделать вывод о том, что первоначальное усвоение учебного материала достигнуто.

уметь приводить простые жизненные

примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; получить опыт работы в сотрудничестве, опыт самооценки собственной деятельности.

Данные умения ученики успешно показали при коллективном выполнении

интерактивного упражнения на этапе закрепления знаний, а также на этапе

рефлексии при ответе на вопросы ученики смогли спроецировать изученные понятия на свою собственную деятельность на уроке.

В процессе урока шло формирование следующих универсальных учебных действий:

познавательные: умение давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, устанавливать родовидовые отношения, проводить ограничение понятий, преобразовывать полученную информацию в схему;

личностные: уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

регулятивные: целеполагание, умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им, анализ и оценка собственной деятельности;

коммуникативные: умение учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве, аргументировать свою точку зрения.

Формирование перечисленных универсальных учебных действий в комплексе с предметными умениями и обеспечило достижение образовательной, воспитательной и развивающей целей урока.



© 2010-2022