Рабочая программа по информатике (информатике и ИКТ)

Основные задачи курса – получение устойчивых навыков использования различных программных средств для решения практических задач, связанных с обработкой текстовой, графической, табличной, звуковой, видео информации. В результате обучения учащиеся должны получить устойчивые навыки решения практических информационных задач средствами информационных технологий. Содержание практических заданий  связано с практическими потребностями человека в информационном обществе. Данный курс изучается наряду с из...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»

Директор МКОУ Бычковская СОШ Зам. директора по УВР на заседании ШМО

__________И.П.Тихоненко ________ Т.В.Волкова протокол № ___

от ________________

Руководитель ШМО

________/ ________________/




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бычковская средняя общеобразовательная школа

Петропавловский район Воронежская область

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике (информатике и ИКТ)

(11 класс)

на 2014 - 2015 учебный год

  1. часа)

Учебники: 1. Богомолова О.Б. Готовимся стать сертифицированным специалистом по MS Excel : учебное пособие / О.Б. Богомолова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 343 с.

  1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс : практикум / Л.А. Залогова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 245 с.

Учитель: Шаповалова Н.И.


  1. Пояснительная записка

Для обучения и профессиональной деятельности в условиях информационного общества в качестве рабочего инструмента рассматриваются средства и методы информационных технологий.

В соответствии с тенденциями развития информационного общества, его коммуникационной среды с 1 сентября 2012 года в 10-11 классах образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования введен новый предмет «Информатика (информатика и ИКТ)» за счет часов регионального компонента. Введение данного предмета проводится в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012 года № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Часы, отведенные в учебном плане образовательного учреждения на изучение предметов регионального компонента, входят в обязательную учебную нагрузку учащегося. Учебная нагрузка в 11классе составляет 34 часа по 1 часу в неделю.


  1. Общая характеристика учебного предмета

Изучение предмета направлено на освоение методов информационной деятельности, используемых в различных областях практической деятельности. Основными целями преподавания выступают:

  • приобретение практических навыков использования средств и методов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебной деятельности и в дальнейшем освоении профессий.

  • формирование универсальных учебных действий обработки информации;

  • развитие исследовательских и творческих способностей обучающихся средствами информационно-коммуникационных технологий.

  • приобретение навыков проектно-исследовательской деятельности с применением средств ИКТ.

  • развитие информационного мировоззрения у учащихся;

  • формирование информационно-технологической культуры старшеклассников.

  • развитие межпредметных связей с учетом профилизации образования;

  • знакомство с тенденциями производственных, экономических, правовых отношений, свойственных современному развивающемуся информационному обществу;

  • социализация личности обучающегося.

Содержание обучения по предмету отличается в зависимости от выбранного обучающимися профиля образования. Универсальный профиль знакомит с различными приемами обработки информации с помощью средств информационных технологий.

Учитывая практический характер введенного предмета, занятия проводятся в компьютерных классах с применением современных средств ИКТ.

Основные задачи курса - получение устойчивых навыков использования различных программных средств для решения практических задач, связанных с обработкой текстовой, графической, табличной, звуковой, видео информации. В результате обучения учащиеся должны получить устойчивые навыки решения практических информационных задач средствами информационных технологий.

Содержание практических заданий связано с практическими потребностями человека в информационном обществе.

Данный курс изучается наряду с изучением курса «Информатика и ИКТ» федерального уровня.


  1. Основное содержание


Тема

11 класс

Настройка и техническая поддержка персонального компьютера.

1

Обработка графической информации.

10

Обработка табличной информации.

8

Обработка звуковой информации.

3

Обработка видеоинформации.

8

Подготовка и защита творческого исследовательского проекта.

4

Всего

34

IV.Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения предмета «Информатика (информатика и ИКТ)» ученик 11 класса должен

знать/понимать

основные технологии создания и обработки графической, звуковой и видео- информации;

настройку и техническую поддержку ПК;

уметь

создавать и обрабатывать графическую, звуковую и видео- информацию;

подготавливать и защищать творческие исследовательские проекты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

эффективной организации индивидуального информационного пространства

V . Содержание тем учебного предмета.

Настройка и техническая поддержка персонального компьютера.

Организация рабочего места. Поддержка оборудования.

Обработка графической информации.

Основные понятия компьютерной графики. Сканирование графических изображений. Получение фотографий с помощью электронных устройств.

Работа с рисунками и схемами в офисных приложениях.

Рабочее окно и инструменты графического редактора. Создание и обработка графических изображений. Создание и редактирование текстовых надписей. Создание коллажей. Разработка делового стиля средствами графического редактора.

Обработка табличной информации.

Редактор электронных таблиц. Типы данных. Набор и редактирование данных, поиск, замена. Сортировка и фильтрация.

Создание, сохранение, копирование, перемещение рабочих книг. Работа с листами. Размещение информации сразу на нескольких листах. Размер строк и столбцов. Выравнивание содержимого ячеек. Предварительный просмотр. Слияние ячеек. Подготовка документа к печати.

Вставка графических объектов.

Ввод и редактирование формул в ячейках. Решение задач с использованием основных функций.

Создание диаграмм с использованием мастера диаграмм.

Построение информационных моделей в среде табличного редактора.

Обработка звуковой информации.

Что такое звук. Средства воспроизведения, записи и обработки звуковой информации.

Программы для обработки звуковой информации.

Обработка видеоинформации.

Что такое видеоинформация. Средства воспроизведения и записи видеоинформации.

Что такое видеомонтаж. Основные характеристики цифрового видео.

Разработка сценария и подбор графических и видеоматериалов.

Знакомство с интерфейсом программ редактирования видео (на примере одной из программ). Добавление файлов в видеоклип. Приемы редактирования видео. Использование визуальных эффектов. Озвучивание видеороликов.

Обработка видеоинформации.

Что такое видеоинформация. Средства воспроизведения и записи видеоинформации.

Что такое видеомонтаж. Основные характеристики цифрового видео.

Разработка сценария и подбор графических и видеоматериалов.

Знакомство с интерфейсом программ редактирования видео (на примере одной из программ). Добавление файлов в видеоклип. Приемы редактирования видео. Использование визуальных эффектов. Озвучивание видеороликов.

Подготовка и защита творческого исследовательского проекта.

Развитие способностей синтезировать информацию из различных источников. Развитие исследовательских навыков. Развитие коммуникативных навыков. Наглядное представление информации.

VI. Список учебной литературы

  1. Богомолова О.Б. Готовимся стать сертифицированным специалистом по MS Excel : учебное пособие / О.Б. Богомолова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 343 с.

  2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс : практикум / Л.А. Залогова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 245 с.

  3. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс : учебное пособие / Л.А. Залогова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 213 с.

  4. Интерактивный справочник по MS PowerPoint 2010. office.microsoft.com/ru-ru/outlook-help/HA101794130.aspx.

  5. Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка : учебное пособие. - М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 224 с.

  6. Рознатовская А. Г. Создание компьютерного видеоролика в Adobe Premiere Pro CS2 : учебное пособие. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 80 с.

VII. Критерии отметок

Нормы оценок знаний, умений и навыков учащихся по информатике

  1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

  2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).

  3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.
    К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т.п.

  4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
    Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
    Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования. Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.

  5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

  6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

оценка «5» выставляется, если ученик:

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

оценка «4» выставляется, если:

ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

оценка «3» выставляется, если:

неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

оценка «2» выставляется, если:

не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

оценка «1» выставляется, если:

ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Для письменных работ учащихся:

оценка «5» выставляется, если ученик:

работа выполнена полностью;

в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

оценка «4» выставляется, если:

работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

оценка «3» выставляется, если:

допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

оценка «2» выставляется, если:

допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

оценка «1» выставляется, если:

работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.

Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:

оценка «5» выставляется, если ученик:

учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

оценка «4» выставляется, если:

  • работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

  • правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

  • работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

оценка «3» выставляется, если:

  • работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.

оценка «2» выставляется, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

оценка «1» выставляется, если:

  • работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.

VIII. Литература

10. Богомолова О.Б. Готовимся стать сертифицированным специалистом по MS Excel : учебное пособие / О.Б. Богомолова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 343 с.

11. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс : практикум / Л.А. Залогова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 245 с.

12. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс : учебное пособие / Л.А. Залогова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 213 с.

13. Интерактивный справочник по MS PowerPoint 2010. office.microsoft.com/ru-ru/outlook-help/HA101794130.aspx.

14. Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка : учебное пособие. - М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 224 с.

15. Рознатовская А. Г. Создание компьютерного видеоролика в AdobePremierePro CS2 : учебное пособие. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 80 с.

16. Семакин И. Г., Хеннер Е.К. Информационные системы и модели. Элективный курс : учебное пособие. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 303 с.

17. Семакин И. Г., Хеннер Е.К. Информационные системы и модели. Элективный курс : практикум. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 87 с.

18. СергеевА.П. Microsoft Office 2010. Самоучитель. - Киев : Вильямс, 2010. - 624 с.

19. Спиридонов О.В. MicrosoftWord. От пользователя к специалисту : методическое пособие / О.В. Спиридонов, Н.С. Вольпян. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 354 с.


IX. Календарно-тематическое планирование


№ урока

Тема урока

Сроки проведения

Цели и задачи урока

Оборудование

Примечание

1.

Использование вычислительной техники в учебной и профессиональной деятельности. Устранение неполадок, связанных с настройкой компьютера.


Познакомить с назначением,

составом, областями

приложения, технической

базой, разновидностями вычислительной техники

ПК, проектор


Обработка графической информации. 10 часов

2.

Основные понятия компьютерной графики.


Знать понятия пикселя, виды графики.

ПК, проектор


3.

Работа с графическими изображениями.


ПК, проектор


4.

Работа с рисунками и схемами в офисных приложениях.


Познакомить с инструментами рисования графического редактора

ПК, проектор


5.

Работа с рисунками и схемами в офисных приложениях.


Рассмотреть правила работы с графическими редакторами

ПК, проектор


6.

Создание графических изображений.


ПК, проектор


7.

Обработка графических изображений.


ПК, проектор


8.

Обработка графических изображений.


ПК, проектор


9.

Обработка графических изображений.


Познакомить с инструментами рисования графического редактора,

правилами работы с графическими редакторами

ПК, проектор


10.

Разработка сложных графических объектов.


Развивать навыки работы с графическими редакторами

ПК, проектор


11.

Разработка сложных графических объектов. Контроль.


Развивать навыки работы с графическими редакторами

ПК, проектор


Обработка табличной информации. 8 часов

12.

Работа с ячейками электронной таблицы.


Развивать умения набора и редактирования данных, поиска, замены. Сортировка и фильтрация.

ПК, проектор


13.

Работа с рабочими листами и рабочими книгами, электронной таблицей


Развивать навыки создания, сохранения, копирования, перемещения рабочих книг.

ПК, проектор


14.

Подготовка документа к печати.


Работа с таблицами

ПК, проектор


15.

Работа с формулами и функциями.


Ввод и редактирование формул в ячейках.

ПК, проектор


16.

Работа с формулами и функциями.


Решение задач с использованием основных функций.

ПК, проектор


17.

Использование диаграмм и объектов.


Создание диаграмм с использованием мастера диаграмм.

ПК, проектор


18.

Совместная работа приложений.


Слияние и связывание документов.

ПК, проектор


19.

Информационное моделирование.


Построение информационной модели в среде табличного редактора.

ПК, проектор


Обработка звуковой информации. 3 часа

20.

Обработка звуковой информации.


Работа со звуком, наложение, обрезка

ПК, проектор


21.

Обработка звуковой информации.


Работа со звуком, наложение, обрезка

ПК, проектор


22.

Обработка звуковой информации


Работа со звуком, наложение, обрезка

ПК, проектор


Обработка видеоинформации. 8 часов

2.3

Обработка видеоинформации.


Работа с видео, наложение, обрезка

ПК, проектор


24.

Обработка видеоинформации.


Работа с видео, наложение, обрезка

ПК, проектор


25.

Компьютерный видеомонтаж.


Работа с видео, наложение, обрезка

ПК, проектор


26.

Сценарий и съемка.


Работа с видео, наложение, обрезка

ПК, проектор


27.

Видеомонтаж.


Работа с видео, наложение, обрезка

ПК, проектор


28.

Видеомонтаж.


Работа с видео, наложение, обрезка

ПК, проектор


29.

Видеомонтаж.


Работа с видео, наложение, обрезка

ПК, проектор


30.

Видеомонтаж.


Работа с видео, наложение, обрезка

ПК, проектор


Подготовка и защита творческого исследовательского проекта. 4 часа

31.

Разработка творческого исследовательского проекта.


Разработка идеи проекта.

ПК, проектор


32.

Разработка творческого исследовательского проекта.


Компьютерная подготовка документов проекта.

ПК, проектор


33.

Разработка творческого исследовательского проекта.


Компьютерная подготовка документов проекта.

ПК, проектор


34.

Защита творческого

исследовательского

проекта.


Представление творческого проекта. Итоговый контроль.

ПК, проектор



© 2010-2022