- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 10 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 10 класса
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нуриев А.Р. |
Дата | 29.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по информатике и ИКТ
10класс
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе:
-
примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям;
-
федерального компонента государственного стандарта общего образования среднего (полного) общего образования.
-
информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;
Изучение информатики и информационных технологий на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
-
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы - все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка - «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этом следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся - гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
-
обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи - типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи - типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
-
систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
-
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
-
сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне в соответствии с Федеральным базисным планом рассчитано на 70 часов (10 класс - 1 час в неделю, 35 часов в год, 11 класс - 1 час в неделю 35 часов).
Содержание курса
-
Введение. Информация и информационные процессы (4 ч)
Информация и информационные процессы. Классификация информационных процессов. Выбор способа представления.
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Алфавитный подход к определению количества информации.
-
Информационные технологии (11 ч)
Кодирование и обработка текстовой информации. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование и обработка графической информации. Кодирование графической информации. Растровая графика. Векторная графика. Кодирование звуковой информации. Компьютерные презентации. Кодирование и обработка числовой информации. Гипертекстовое представление информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.
Компьютерный практикум
Обучающая практическая работа № 1 «Кодировки русских букв».
Практическая работа № 2 «Создание и форматирование документа».
Обучающая практическая работа № 3 «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика».
Обучающая практическая работа № 4 «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа».
Практическая работа № 5 «Кодирование графической информации».
Практическая работа № 6 «Растровая графика».
Обучающая практическая работа № 7 «Трехмерная векторная графика».
Обучающая практическая работа № 8. «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС».
Практическая работа № 9 «Создание Flash-анимации».
Обучающая практическая работа № 10 «Создание и редактирование оцифрованного звука».
Практическая работа № 11 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»». Практическая работа № 12 «Разработка презентации «История развития ВТ»».
Обучающая практическая работа № 13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». Практическая работа № 14 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
Практическая работа № 15 «Построение диаграмм различных типов».
-
Коммуникационные технологии (17 ч)
Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Описание объекта для его последующего поиска. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста.
Компьютерный практикум
Обучающая практическая работа № 16 «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети».
Обучающая практическая работа № 17 «Создание подключения к Интернету».
Обучающая практическая работа № 18 «Подключения к Интернету и определение IP-адреса».
Обучающая практическая работа № 19 «Настройка браузера».
Практическая работа № 20 «Работа с электронной почтой».
Обучающая практическая работа № 21 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях».
Практическая работа № 22 «Работа с файловыми архивами».
Обучающая практическая работа № 23 «Геоинформационные системы в Интернете».
Практическая работа № 24 «Поиск в Интернете».
Обучающая практическая работа № 25 «Заказ в Интернет-магазине».
Практическая работа № 26 «Разработка сайта с использованием Web-редактора».
-
Повторение (3 ч)
Повторение по темам: «Информационные технологии», «Коммуникационные технологии»
Учебно-тематический план
№
Тема
Количество часов
Практические работы
Контрольные работы
1
Введение. Информация и информационные процессы
4
-
1
2
Информационные технологии
11
10
1
3
Коммуникационные технологии
17
11
1
4
Повторение
3
-
1
ВСЕГО:
35
21
4
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
знать/понимать
-
объяснять различные подходы к определению понятия «информация»;
-
различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
-
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;
-
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
-
использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
-
назначение и функции операционных систем;
уметь
-
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
распознавать информационные процессы в различных системах;
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
существлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
-
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
-
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
-
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр;
-
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
-
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
-
автоматизации коммуникационной деятельности;
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Литература
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;
-
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;
-
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 - 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Средства обучения
-
Аппаратные средства
-
Компьютер
-
Проектор
-
Принтер
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
-
Устройства для записи (ввода) визуальной информации: сканер;
-
Программные средства
-
Операционная система.
-
Пакет офисных приложений.
-
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор.
-
Клавиатурный тренажер.
-
Программа-переводчик.
-
Система оптического распознавания текста.
-
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
-
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
-
Программа интерактивного общения.
-
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
-
Цифровые образовательные ресурсы
-
Электронное приложение (ОС Windows) методическое приложение информатика и ИКТ 8-11классы;
-
Интерактивные наглядные пособия для интерактивных досок;
-
Интернет ресурсы
-
window.edu.ru/
-
school-collection.edu.ru/
-
internet-school.ru/
-
festival.1september.ru/informatics/
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Требования к уровню подготовки учащихся
Домашнее задание
Дата проведения урока
план
факт
Введение. Информация и информационные процессы - 4 часа
Инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики. Введение. Информация и информационные процессы. Классификация информационных процессов.
Выбор способа представления
Знать технику безопасности в кабинете; понятия: информация, информатика; виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации
стр. 7-9
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания
Знать виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
Уметь решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
стр. 9-10
Алфавитный подход к определению количества информации.
Знать сущность алфавитного подхода к измерению информации
Уметь решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
стр. 10-11
Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»
Уметь решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
стр.7-11
Информационные технологии - 11 часов
Кодирование и обработка текстовой информации. Практическая работа №1 «Кодировки русских букв».
Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов. Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа».
Знать назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
Уметь запускать интегрированные приложения;
Знать текстовые редакторы
Уметь создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы
§1.1
1.1.1 1.1.2
1.1.3
Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Обучающая практическая работа №3. «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика». Обучающая практическая работа №4 «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа».
Знать компьютерные переводы; системы компьютерного перевода; систему сканирования и оптического распознавания
Уметь пользоваться компьютерным переводом; сканировать и распознавать документы
§1.1.4
Кодирование графической информации. Практическая работа №5 «Кодирование графической информации».
Знать свойства экрана
Уметь выбирать параметры и разрешение экрана монитора
§1.2
1.2.1
Растровая графика. Практическая работа №6. «Растровая графика».
Знать растровые графические редакторы
Уметь осуществить геометрические преобразования изображений в растровом графическом редакторе;
Уметь сохранять растровое изображение в различных графических форматах
§1.2.2
Векторная графика. Обучающая практическая работа №7 «Трехмерная векторная графика».
Знать векторные графические редакторы
Уметь создать трехмерные графики в векторных редакторах
§1.2.3
Обучающая практическая работа №8 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения Компас». Практическая работа №9 «Создание флэш-анимации».
Уметь выполнять геометрические построения в системе компьютерного черчения КОМПАС
Уметь создавать флэш-анимации движения объекта
стр.69-72
Кодирование звуковой информации. Обучающая практическая работа №10 «Создание и редактирование оцифрованного звука».
Знать характеристики, влияющие на качество оцифрованного звука.
Уметь решать задачи на кодирование звуковой информации
§1.3
Компьютерные презентации. Практическая работа №11 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера».
Практическая работа №12 «Разработка презентации «История развития ВТ».
Знать возможности мультимедийных технологий; Уметь создавать презентацию с использованием различных типов макетов
§1.4
Кодирование и обработка числовой информации. Гипертекстовое представление информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Обучающая практическая работа №13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
Знать алгоритм перевода чисел из одной системы счисления в другую и обратно
Уметь записывать числа в различных системах счисления, переводить числа из одной системы счисления в другую и обратно
§1.5
1.5.1
Электронные таблицы. Практическая работа №14 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №15 «Построение диаграмм различных типов».
Знать средства и технологии работы с таблицами; назначение и принципы работы электронных таблиц
Уметь использовать электронные таблицы для обработки числовых данных
§1.5.2
Контрольная работа №2 по теме «Информационные технологии».
Глава 1
Коммуникационные технологии - 17 часов
Локальные компьютерные сети. Обучающая практическая работа №16 «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети».
Знать сущностные характеристики локальных сетей, особенности их топологии
Уметь различать основные достоинства и недостатки локальных сетей
§2.1
Глобальная компьютерная сеть Интернет.
Знать сущностные характеристики, назначение глобальных сетей
Уметь формировать доменную систему имен
§2.2
Подключение к Интернету.
Обучающая практическая работа №17 «Создание подключения к Интернету».
Знать правила и условия подключения к Интернету
Уметь создавать и подключаться к Интернету
§2.3
Обучающая практическая работа №18 «Подключение к Интернету и определение IP-адреса».
Уметь определять IP-адреса локального компьютера и сервера Интернет-провайдера
стр.138-139
Всемирная паутина. Обучающая практическая работа №19 «Настройка браузера».
Знать из каких частей состоит гиперссылка и какую функцию выполняет каждая из частей
Уметь различать языки разметки гипертекста от языков программирования
Уметь настроить кэш-память браузера
§2.4
Электронная почта.
Знать возможности электронной почты
Уметь создавать учетную запись почты; создавать и отправлять сообщения
§2.5
Практическая работа №20 «Работа с электронной почтой».
стр.150
Общение в Интернете в реальном времени. Обучающая практическая работа №21 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях».
Знать какие формы общения в реальном времени существуют
Уметь зарегистрироваться в системе ICQ; настроить систему Интернет-телефонии
§2.6
Файловые архивы. Практическая работа №22 «Работа с файловыми архивами».
Знать в чем состоит преимущество загрузки файлов
Уметь загружать файл с удаленного сервера; передавать файл с локального компьютера
§2.7
Радио, телевидение и Wed камеры в Интернете.
Знать в чем основан принцип сжатия аудио- и видеоданных
Уметь использовать Web-камеры
§2.8
Геоинформационные системы в Интернете. Обучающая практическая работа №23 «Геоинформационные системы в Интернете».
Знать географические и информационные системы географических карт
Уметь запускать программу навигатор
§2.9
Поиск информации в Интернете. Описание объекта для его последующего поиска.
Знать современные поисковые системы
Уметь открывать поисковую систему
§2.10
Практическая работа №24 «Поиск в Интернете».
стр.87-193
Электронная коммерция в Интернете. Обучающая практическая работа №25 «Заказ книг в Интернет-магазине»
Знать формы электронной коммерции в Интернете
Уметь заказывать книги, компьютерные комплектующие
§2.11
Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.
Знать электронную библиотеку
Уметь пользоваться электронной библиотекой
§2.12
Основы языка разметки гипертекста. Практическая работа №26 «Разработка сайта с использованием Web-редактора».
Знать структуру HTML-кода Web-страницы
Уметь создавать и сохранять Web-страницу
§2.13
Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии».
Повторение - 3 часа
Повторение по теме «Информационные технологии».
Знать виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
Уметь решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
Повторение по теме «Коммуникационные технологии»
Знать назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
Уметь запускать интегрированные приложения;
Знать текстовые редакторы
Уметь создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы
Обобщающий урок по курсу информатика и ИКТ 10класс
Знать сущностные характеристики локальных сетей, особенности их топологии
Уметь различать основные достоинства и недостатки локальных сетей