- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике для 9 класса (базовый уровень)
Рабочая программа по информатике для 9 класса (базовый уровень)
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Николаева М.А. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 9 класса (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089), примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, основной образовательной программы с учётом УМК под руководством Л. Л. Босовой.
Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Цели и задачи курса
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
-
умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
-
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
-
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Задачи:
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Место предмета в учебном плане
В основной школе предмет «Информатика и ИКТ» изучается в 9 классе в объеме 2 часа в неделю. Исходя из этого, объём учебника для 9 класса рассчитан на 68 учебных часов.
В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2 часа.
Формы итогового контроля:
-
тест;
-
творческая практическая работа;
Программой предусмотрено проведение:
Контрольных работ - 6,
Практических работ - 36,
Компьютерный практикум - 2,
Итоговый тест - 1.
Содержание курса информатики и ИКТ на уровне базового в 9 классе
Математические основы информатики (13 ч)
Во введении на доступном для учащихся языке обосновывается необходимость постоянного развития каждого человека, его ориентации на деятельностную жизненную позицию; доказывается необходимость фундаментального базового образования, в том числе подчёркивается значение фундаментальных (теоретических) вопросов, рассматриваемых в курсе информатики и ИКТ 9 класса.
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Аналитическая деятельность:
-
анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;
-
определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;
-
анализировать логическую структуру высказываний;
-
анализировать простейшие электронные схемы.
Практическая деятельность:
-
переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
-
выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
-
строить таблицы истинности для логических выражений;
-
вычислять истинностное значение логического выражения.
Моделирование и формализация (8 ч)
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Аналитическая деятельность:
-
различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
-
осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
-
оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
-
определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
-
приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.
Практическая деятельность:
-
строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
-
преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
-
исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
-
работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
-
создавать однотабличные базы данных;
-
осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
-
осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
Основы алгоритмизации (12 ч)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык - формальный язык для записи алгоритмов. Программа - запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами - план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Аналитическая деятельность:
-
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
-
придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
-
выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;
-
определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
-
анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
-
определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
-
осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
-
сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
-
исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
-
преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
-
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
-
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
-
составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
-
составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
-
составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
-
строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
-
строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.
Начала программирования на языке Паскаль (16 ч)
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование - разработка алгоритма - кодирование - отладка - тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Аналитическая деятельность:
-
анализировать готовые программы;
-
определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
-
выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность:
-
программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
-
разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
-
разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
-
разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
-
разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
-
нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
-
подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
-
нахождение суммы всех элементов массива;
-
нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
-
сортировка элементов массива и пр.
-
Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 ч)
Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Аналитическая деятельность:
-
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
-
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
-
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
-
создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;
-
строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
Коммуникационные технологии (11 ч)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.
Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Аналитическая деятельность:
-
выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;
-
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
-
приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
-
анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации.
Практическая деятельность:
-
осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
-
определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
-
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
-
создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-странички, включающей графические объекты;
-
проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития.
Требования к уровню подготовки по итогам
изучения Информатики и ИКТ
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
В результате освоения курса информатики в 8-9 классах учащиеся получат представление:
-
об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;
-
о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
-
об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
-
о программном принципе работы компьютера - универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
-
о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
-
о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
-
о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
-
о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Учащиеся будут уметь:
-
приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;
-
кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
-
переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
-
записывать и преобразовывать логические выражения с операциями и, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
-
проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;
-
формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
-
формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
-
использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
-
составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
-
создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
-
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;
-
читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ; переходить от одного представления данных к другому;
-
создавать записи в базе данных;
-
создавать презентации на основе шаблонов;
-
использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;
-
проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах, данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).
Календарно - тематическое планирование
9 класс (68 часов)
-
№ урока
Тема урока
Дата
Примечание
по плану
по факту
1.
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.
02.09
«Математические основы информатики»
2.
Общие сведения о системах счисления
04.09
3.
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика
09.09
4.
Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления
11.09
5.
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q
16.09
6.
Представление целых чисел. Практическая работа №1 «Число и его компьютерный код
18.09
7
Представление вещественных чисел
23.09
8.
Высказывание. Логические операции. Практическая работа №2 «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции.
25.09
9.
Построение таблиц истинности для логических выражений Практическая работа №3 «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке»
30. .09
10.
Свойства логических операций. Практическая работа №4 «Логические законы и правила преобразования логических выражений»
02.10
11.
Решение логических задач. Практическая работа №5 «Решение логических задач»
07.10
12.
Логические элементы
09.10
13.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа № 1
14.10
«Моделирование и формализация»
14.
Моделирование как метод познания
16.10
15.
Знаковые модели
21.10
16.
Графические модели. Практическая работа №6 «Построение графических моделей»
23.10
17.
Табличные модели. Практическая работа №7 «Построение табличных моделей
28.10
18.
База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.
30.10
19.
Система управления базами данных
20.
Создание базы данных. Запросы на выборку данных. Практическая работа №8 «Создание базы данных»
21.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». Проверочная работа № 2
Тема «Основы алгоритмизации»
22.
Алгоритмы и исполнители
23.
Способы записи алгоритмов
24.
Объекты алгоритмов
25.
Алгоритмическая конструкция «следование». Практическая работа №9 «Построение алгоритмической конструкции «следование»
26.
Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. Практическая работа №10 «Построение алгоритмической конструкции «ветвление»
27.
Сокращённая форма ветвления. Практическая работа №11 «Построение алгоритмической конструкции «ветвление», сокращенной формы»
28.
Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. Практическая работа №12 «Построение алгоритмической конструкции «повторение»
29.
Цикл с заданным условием окончания работы. Практическая работа №13 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным условием окончания работы»
30.
Цикл с заданным числом повторений. Практическая работа №14 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным числом повторений»
31.
Конструирование алгоритмов. Практическая работа №15 «Конструирование алгоритмов»
32.
Алгоритмы управления. Практическая работа №16 «Построение алгоритмов управления»
33.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа № 3
«Начала программирования»
34.
Общие сведения о языке программирования Паскаль
35.
Организация ввода и вывода данных. Практическая работа №17 «Организация ввода и вывода данных»
36.
Программирование как этап решения задачи на компьютере. Практическая работа №18 «Написание программ на языке Паскаль»
37.
Программирование линейных алгоритмов. Практическая работа №19 «Написание программ, реализующих линейный алгоритм на языке Паскаль»
38.
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Практическая работа №20 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль»
39.
Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Практическая работа №20 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль»
40.
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Практическая работа №21 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль»
41.
Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Практическая работа №21 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль»
42.
Программирование циклов с заданным числом повторений. Практическая работа №22 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы с заданным числом повторений»
43.
Различные варианты программирования циклического алгоритма. Практическая работа №23 «Написание различных вариантов программ, реализующих циклические алгоритмы»
44.
Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. Практическая работа №24 «Написание программ, реализующих алгоритмы заполнение и вывод одномерных массивов»
45.
Вычисление суммы элементов массива. Практическая работа №25 «Написание программ, реализующих алгоритмы вычисления суммы элементов массива»
46.
Последовательный поиск в массиве. Практическая работа №26 «Написание программ, реализующих алгоритмы поиска в массиве»
47.
Сортировка массива. Практическая работа №27 «Написание программ, реализующих алгоритмы сортировки в массиве»
48.
Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Практическая работа №28 «Написание вспомогательных алгоритмов»
49.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа № 4
«Обработка числовой информации в электронных таблицах»
50.
Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. Практическая работа №29 «Основы работы в электронных таблицах»
51.
Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа №30 «Вычисления в электронных таблицах»
52.
Встроенные функции. Логические функции. Практическая работа №31 «Использование встроенных функций»
53.
Сортировка и поиск данных. Практическая работа №32 «Сортировка и поиск данных»
54.
Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №33 «Построение диаграмм и графиков»
55.
Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа № 5.
«Коммуникационные технологии»
56.
Локальные и глобальные компьютерные сети
57.
Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера
58.
Доменная система имён. Протоколы передачи данных.
59.
Всемирная паутина. Файловые архивы.
60.
Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.
61.
Технологии создания сайта.
62.
Содержание и структура сайта. Практическая работа №34 «Разработка содержания и структуры сайта»
63.
Оформление сайта. Практическая работа №35 «Оформление сайта»
64.
Размещение сайта в Интернете. Практическая работа №36 «Размещение сайта в Интернете»
65.
Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа №6
66.
Итоговое тестирование.
67.
68.
Резерв
Резерв
График проверочных работ
№
Тема
Кол-во
часов
Дата
Примечание
1
Математические основы информатики
1
2
Моделирование и формализация
1
3
Основы алгоритмизации
1
4
Начала программирования
1
5
Обработка числовой информации в электронных таблицах
1
6
Коммуникационные технологии
1
7
Итоговый тест
1
Литература
-
Учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ» Базовый курс. 9 класс», в 2-х частях - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2013 г.;
13