• Преподавателю
  • Информатика
  • Организация проектно-исследовательской деятельности с учащимися по информатике в рамках элективных и профильных курсов. Сетевые проекты

Организация проектно-исследовательской деятельности с учащимися по информатике в рамках элективных и профильных курсов. Сетевые проекты

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ СОШ № 8













Организация

проектно-исследовательской деятельности

с учащимися по информатике в рамках элективных и профильных курсов.

Сетевые проекты


Учитель информатики

Плуталова Е.В.




Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность...

Бернард Шоу


В последние годы всё чаще объектом интереса педагогов становится исследовательская деятельность школьников. Это вызвано причинами социального характера: общество заинтересовано в выпускниках, умеющих ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать и адекватно оценивать себя и свои достижения.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленных целей.

В основе формирования и развития творческого потенциала своих учеников мы видим использование разных форм творческой работы на уроках: ролевые игры, мозговой штурм, творческие задания по заданной теме и создание творческих проектов.

Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых "продуктов".

Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности.

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ЭТО образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования).

В основе проекта должна лежать проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. Нет проблемы-нет деятельности.

С помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся, а такая деятельность всегда эффективна, если начинается с сильного мотива. Значит, нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с точки зрения ученика и иметь практическую направленность. Деятельность в учебном проекте должна быть подчинена определенной логике, в которой реализуется последовательность ее выполнения. Проблема-цель-задачи-методы-результат.

Алгоритм работы по проектной методике сложился из следующих составляющих:

1 этап - целеполагание.

2 этап - планирование.

3 этап - выбор методов проверки принятых гипотез.

4 этап - выполнение.

5 этап - защита проекта.

Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации.

Условиями успешности проектной деятельности становятся:

  • личный интерес учащегося;

  • четкость и конкретность постановки цели проекта;

  • определение планируемых результатов;

  • констатация исходных данных.

Для учащихся результатом является продукт деятельности над проектом (внешний результат). Для педагога результатом является сама деятельность (внутренний результат). Для учащихся скрытый результат-это бесценное достояние, опыт деятельности. Они что-то делали, у них рождались идеи и замыслы, возникали проблемы, которые они преодолевали, узнали много нового. Об этом обязательно нужно рассказать во время презентации.

Презентация имеет важное воспитательное значение. Ограничиться только презентацией проекта педагогически неверно. Здесь важен факт презентации результатов работы над проектом. Презентуя проект деятельности, учащиеся должны рассказать об идеях, их обсуждении, трудностях, т.е. прорефлексировать деятельность.

Когда работа над проектом завершена, учащимся можно предложить анкету, вопросы которой помогут школьникам подвести итоги своей работы не только в плане интеллектуального продукта, но и в плане плодотворности исследовательской деятельности для собственного развития.

Анкета

• Чему вы научились, занимаясь данным исследованием? Что узнали?

• Где и как вы можете использовать полученный опыт?

• Что вам принесло удовлетворение в работе больше всего?

• Что было трудно?

Результаты проведённой анкеты обязательно обрабатываются и анализируются.

В профильном обучении проектирование следует рассматривать как основной вид познавательной деятельности школьников. Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное - рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогает им осознать, что знания - это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность.

Умения, нарабатываемые школьниками в процессе проектирования, в отличие от "знаниевого" обучения, формируют осмысленное исполнение жизненно-важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются ключевые компетенции учащегося: трудовые, коммуникативные, социальные. К таковым относятся:

  • выявление проблемы;

  • понимание постановки задачи, характера взаимоотношений со сверстниками, учителем, требований к представлению выполненной работы;

  • планирование результата;

  • обсуждение результатов и проблем каждого этапа проектирования;

  • выражение замыслов с помощью рисунков, чертежей, схем;

  • поиск необходимой информации;

  • оценивание результатов;

  • оценивание проектов, выполненных другими;

  • понимание процедуры публичной защиты проекта.

Таким образом, развитие личностных качеств и ключевых компетенций становится ядром содержания профильного образования. А ядром педагогической технологии на сегодняшний день является метод проектов.

Следует отметить, что метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности.

В связи с тем, что на изучение информатики в школе отводится только 1 час в неделю, а это очень мало, поэтому организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся можно на элективных и профильных курсах. Это возможно, так как здесь выдвигается узкая тематика курса, рассматриваются более конкретные вопросы, а также учащийся вправе самостоятельно выбирать элективный курс, соответствующий его интересам.

В процессе разработки учащимися учебного проекта актуализируются межпредметные связи, создаются условия для восприятия целостной, системной картины мира, информационных процессов в обществе, природе и познании, для изучения основ системно-информационного анализа, обучения технологии моделирования, включающей компьютерный эксперимент.

Уже не первый год учащиеся нашей школы на занятиях по предметам, элективных курсах и во внеклассной деятельности готовят проекты в виде учебно-наглядных пособий, слайд-шоу, газет, таблиц, компьютерных презентаций в среде PowerPoint. На уроках физики, химии, географии, биологии, технологии, английского языка и др. метод проектов стал практически традиционным.

Вся система творческих заданий направлена на то, чтобы каждый учащийся мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, свои мотивы, интересы, социальные установки, ту или иную направленность своей личности. Этот принцип проявляется прежде всего в свободе выбора заданий.

Учение только тогда станет для ребят привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать.

Применение компьютера в сочетании с мультимедийным оборудованием и многофункциональной (интерактивной) школьной доской позволяет сделать обучение более интересным, быстрым, простым, а получаемые знания - более глубокими и обобщенными, особенно если презентации готовят сами учащиеся, проявляя свои творческие способности. Умение находить и собирать информацию, представлять её - важный шаг на пути к самостоятельной работе с информационными источниками, к самостоятельному продуцированию личностно значимой информации.

Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов. Учащиеся активно участвуют в деятельности школьных и районных научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ. Можно назвать ряд выступлений с результатами исследовательской деятельности учащихся нашей школы на районных конференциях: «Крылатые выражения в современном английском языке», «Блеск и нищета черного континента», «Алкоголь и его последствия», «Молодежная политика нашего села», «Альтернативные источники энергии», «Демографическая ситуация села», «Экологические проблемы села» и многие другие. Большинство работ были удостоены призовых мест.

Важнейшими для учителя информатики становятся методические знания и умения, связанные с организацией в рамках процесса обучения информатике проектной деятельности учащихся и оказанием методической помощи учителям-предметникам по организации проектов с применением средств информационных и коммуникационных технологий.

В последнее десятилетие особое место в проектной деятельности учащихся занимают учебные сетевые (телекоммуникационные) проекты.

Учебный сетевой (телекоммуникационный) проект - это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности.

Телекоммуникационные технологии используются для расширения зоны действия проектных методов и организации сотрудничества школьников не только одного класса, школы, но разных школ одного или нескольких регионов и даже разных стран, разных культур.

Сетевые проекты позволяют создавать серьёзные исследовательские лаборатории для школьников, значительно расширяют зоны совместных исследований, совместных творческих работ, используя язык в его подлинной функции - средства общения.

Участие в телекоммуникационном проекте - это путь к саморазвитию личности ученика через осознание собственных потребностей, через самореализацию в практической деятельности (использование компьютерных технологий). Выводы, сделанные учащимися (сопоставление жизни человека и конкретных явлений русского языка или литературы), способствуют социализации личности ребенка. Помимо работы с конкретной темой, каждому школьнику - участнику проекта - предлагается широкий спектр коммуникативных связей с ребятами в группе, с участниками из других групп, с учителем.

В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность , при этом воспитывается бережное отношение к родному языку и родной литературе.

Работая в сетевом проекте, дети не только повышают свой интеллект, но и практически осваивают способы получения информации. У некоторых ребят вопросы проектов вызывают семейное обсуждение, и их родители принимают активное участие в поисках правильных ответов, в обсуждении результатов исследований.

Кроме того, ребятам предоставляется широкая возможность участия: умеешь писать стихи - пиши, умеешь оформлять, рисовать - рисуй, любишь считать - обрабатывай числовую информацию. Главное - вырази своё мнение, свой взгляд на проблему доступным для тебя образом.

Основной специфической особенностью телекоммуникационного проекта является его межпредметность. В рамках какого бы предмета ни проводился телекоммуникационный проект, его участникам приходится использовать свои знания из области информатики, русского языка, литературы, математики, истории и других предметов.

Участие в телекоммуникационном проекте, конечно же, создаёт условия для эффективного сотрудничества учащихся школ, где бы они географически ни находились.

Исследовательская деятельность школьников в ходе выполнения заданий проекта способствует формированию внутренней мотивации в процессе решения жизненных или научных проблем, успешной социализации в обществе.

Специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети даёт высокий педагогический результат, важный не столько для контроля знаний, сколько для личностного, интеллектуального, творческого развития школьников.

Результатами участия школьников в телекоммуникационных проектах можно считать следующие:

• повышение уровня познавательной активности учащихся;

• появление черт личности, присущих исследователям;

• увеличение числа учащихся, проявляющих интерес к предмету;

• повышение уровня обученности по предмету.

Показателями, позволяющими анализировать и оценивать личностно-смысловое отношение участников к процессу собственной познавательной деятельности в ходе телекоммуникационного проекта, могут служить:

• оценка участниками социальной значимости полученного результата;

• достаточность и удобность материала при его предъявлении, наличие или отсутствие ошибочного мнения при возникновении сомнения;

• потребность в преодолении привычных шаблонов воспроизведения и осмысления материала;

• потребность в использовании и позитивном преобразовании собственного опыта познавательной, а также творческой деятельности.

Очень часто проект позволяет учителю-предметнику увидеть талант ребёнка на практике, который в обычной школьной жизни не был замечен в силу особенностей характера.

Что же такое сетевой (телекоммуникационный) проект?

Телекоммуникационные сети, позволившие учащимся и учителям из разных cтран общаться друг с другом, появились в начале 80-х гг. Телекоммуникации тогда использовались лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа заключалась в обмене письмами между учащимися. Однако, как показала международная практика и многочисленные эксперименты, в отличие от простой переписки, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективным оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в сети стал учебный телекоммуникационный проект.

Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности. Специфика телекоммуникационных проектов заключается прежде всего в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения.

Тематика и содержание сетевых проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они ни казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?

Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр., явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;

предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия, решения, разработки предложений;

предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;

предлагается совместное творческое создание, разработка какой-то работы, будь то чисто практическая работа (выведение нового сорта растения в разных климатических зонах) или творческая работа (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д. и т.п.);

предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания.

Сетевые проекты любого вида могут быть эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предполагают отход от авторитарных методов обучения, с одной стороны, но с другой, предусматривают хорошо продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения.

Организация сетевых проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки как учителей, так и учащихся.

От учителя требуется:

умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;

владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;

способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем;

умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;

если речь идет о международном проекте - практическое владение языком партнера, достаточную осведомленность о культуре и традициях народа, государственном и политическом устройстве страны, ее истории;

владение компьютерной грамотностью (текстовым редактором, телекоммуникационной технологией, пользованием базой данных, принтером);

наконец, умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

От учащихся требуется:

знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения);

владение компьютерной грамотностью, что предполагает: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользование компьютерной телекоммуникационной технологией, обработку получаемых количественных данных с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;

владение коммуникативными навыками;

умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, содержащихся в телекоммуникационном проекте;

в случае международного проекта - практическое владение языком партнера.

Что должен уметь ученик в области компьютерной телекоммуникационной технологии:

умение войти в сеть;

умение составить и отправить по сети письмо;

умение" перекачать" информацию из сети на жесткий или гибкий диск и наоборот, с жесткого или гибкого диска - в сеть;

структурировать полученные письма в специальной директории;

входить в электронные конференции, размещать там собственную информацию и читать, "перекачивать" имеющуюся в различных конференциях информацию;

пользоваться удаленными базами данных;

входить в Интернет и пользоваться ее услугами.

Разумеется, это не полный перечень пользовательских умений в области телекоммуникаций, но перечисленные элементарные умения позволят ученику/учителю чувствовать себя достаточно комфортно в сетях и достаточно полно пользоваться разнообразным услугами образовательных сетей.

Как видно из сказанного, требования к участникам совместного проекта достаточно высоки, хотя их можно дополнить и некоторыми "правилами хорошего тона", без чего групповая работа да еще с партнерами, находящимися на расстоянии, просто невозможна. К ним, думается, следует отнести прежде всего:

  • доброжелательность при всех обстоятельствах;

  • обязательность в выполнении всех заданий в оговоренные сроки;

  • взаимопомощь в работе;

  • тщательность и добросовестность в выполнении работы, особенно, если она носит характер научного исследования;

  • полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей.

Каждый учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка.

Главный принцип - принцип деятельности - можно проиллюстрировать древней мудростью: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда".

Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, прогрессивности его методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предполагающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Можно также отметить, что метод проектов способен принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре действий в проводимых проектах и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.



Задачи проектно-исследовательской деятельности.

  • Создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;

  • Создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в проектно- исследовательской деятельности:

  • Рефлексивные

  • Поисковые (исследовательские)

  • Умения и навыки работы в сотрудничестве

  • Менеджерские

  • Коммуникативные

  • Презентационные

  • Умение отвечать на незапланированные вопросы

Признаки определения типа проекта:

Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная и прочие;

Предметно-содержательная область: монопроект; межпредметный проект;

Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

Количество участников проекта.

Продолжительность проекта.






Этапы работы над исследовательским проектом


1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)


1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).

1.2. Определение цели, формулирование задач.

1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.

1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).

1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.

1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.


2. Поисково-исследовательский этап


2.1. Определение источников информации.

2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.

2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.

2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.

2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.


3. Трансляционно-оформительский этап


3.1. Предзащита проекта (в классе)

3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

3.3. Подготовка к публичной защите проекта:

3.3.1. Определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);

3.3.2. Стендовая информация о проекте.



4. Заключительный этап


4.1. Публичная защита проекта.

4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

4.3. Итоговая конференция

Основные характеристики

методологического аппарата исследования

Проблема исследования.

Для ее определения необходимо ответить на вопрос: «Что надо изучить, что еще недостаточно или совсем не изучено?». Проблема в науке - это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения, которая чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, не укладывающихся в рамках прежних теоретических представлений.

Принято считать, что сформулировать научную проблему - значит, показать умение выделить главное, исключить второстепенное, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

Выбирая проблему, нужно учесть наличие или отсутствие необходимой исследовательской базы.

Обычно в процессе ученического исследования изучается известная науке проблема, однако учащийся и его научный руководитель открывают ее для себя как новую.

Выбор и формулировка темы исследования

Учащемуся стоит взять довольно узкую и конкретную тему. Это даст массу преимуществ: источники будут находиться в пределах вашей досягаемости, научная литература не будет исчисляться десятками толстых томов.

Четко определенная тема дисциплинирует ум и рождает желание работать.

Это может выглядеть так: читая литературу по интересующей проблеме, вы обнаруживаете, что какой-то аспект темы авторами освещается слабее, чем другие или вскользь. Уяснив, какое место эта проблема занимает в интересующей вас области знания и, поняв, какие данные нужны, чтобы ее освятить, вы подойдете к формулировке собственной темы.

Целесообразно в формулировании темы идти от указания на исследуемый процесс (диагностика…, исследование…, анализ…, подготовка…, формирование…, развитие..) и на условия, в которых он изучается (на экскурсиях…, на уроках…, в процессе изучения…).

Определение актуальности и новизны исследования

Актуальность - степень важности темы в данный момент, в конкретной ситуации для решения проблемы. Актуальность исследования заключается в объяснении теоретической новизны и положительного эффекта, которые будут достигнуты в результате выполнения работы.

Новизна заключается в использовании новых подходов или методов исследования, получения нового знания являющегося результатом обобщения и критического анализа литературных источников.

Цель исследования

Это вопрос, на который исследование должно ответить, чего достичь, наличие какой закономерной связи показать, в то время как тема - это проблема, которую ответ на заданный вопрос позволяет решить.

Формулирование цели заключает в себе вопрос «Что и для чего это нужно делать?»

Формулировка цели должна быть до такой степени ясной, чтобы из нее были понятны границы исследования.

Хороша та формулировка цели, при прочтении которой без дополнительных пояснений становится ясно, как этой цели достичь.

Объект и предмет исследования

Объект исследования - то, на что направленно внимание исследования, то, что подлежит рассмотрению.

Предмет исследования - это отдельная сторона или ракурс изучаемого объекта, дающий представление, о том, как исследователь рассматривает объект, какие новые качества, свойства, функции ему присущи. Предмет находится внутри объекта.

Гипотеза исследования

Гипотеза - научно обоснованные (подкрепленные научными данными и логическими соображениями) предположения о структуре и существенных свойствах изучаемых объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемых явлений и процессов, истинность которых требуется доказать. Выдвигая гипотезу, автор должен быть уверен, что в ходе работы сможет проверить ее истинность или ложность.

Гипотеза всегда вскрывает противоречивость изучаемого предмета, ее обязательно требуется доказывать.

Научная гипотеза - форма научного освоения действительности.

Рабочая гипотеза - инструмент, с помощью которого добывается новое знание в каждом конкретном исследовании.

Задачи исследования

Задачи - это ряд частных вопросов, которые нужно решить, чтобы ответить на основной.

Обычно это делается в форме перечисления (выявить…, определить…, изучить…, вывести формулу…, апробировать…).

Формулируя задачи, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо сделать, чтобы подтвердить гипотезу, предположение?».

Выдвигаемые задачи решаются с помощью методов научного исследования - способов построения и обоснования системы философских знаний, совокупностью приемов и операций практического и теоретического освоения действительности (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение).

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость исследования определяется тем, содержит ли работа новые разработки теоретических положений и научную новизну.

Практическая значимость работы должна показывать: кому и как будут полезны полученные результаты, какие новые методики можно разработать на их основе.













































Рекомендации и требования к содержанию работы

Работа должна быть построена по определенной структуре являющейся общепринятой для научных трудов и состоять из содержательно-логической части и оформительской (титульный лист, оглавление, введение, основное содержание, заключение, список используемой литературы, приложения, краткая аннотация). Эти части выполняются на отдельных листах и не скрепляются между собой.

Требования к тексту

Работа выполняется на стандартных листах белой бумаги формата А4 (21х29,7 см).

Текст печатается ярким шрифтом (размер шрифта - 12 кегель - «14» шрифт «Тimes New Roman»), через 1,5 интервала между строками (28-30 строк на странице) со следующими полями: левое - 30 мм; правое 10-15 мм, нижнее - 25 мм. Абзацный отступ равен пяти знакам или 12-15 мм.

Нумерация страниц производится в правом верхнем углу.

Нумерация ставится только со второй страницы. Номер обозначается арабской цифрой.

Каждая новая глава должна начинаться с первой страницы и непременно иметь заголовок.

Если при выполнении работы были созданы компьютерные программы, то к работе прилагается исполняемый программный модуль.

Формулы вписываются черной пастой (тушью) или воспроизводятся на печатном устройстве.

Титульный лист является первой страницей и содержит:

  • название конференции и работы, населенного пункта;

  • сведения об авторе (Ф.И.О. ,учебное заведение, класс);

  • сведения о научном руководителе (Ф.И.О., ученая степень, должность, место работы).

Краткая аннотация представляет собой краткое описание работы, проведенных исследований и полученных результатов (не более 10 строк).

Краткая аннотация печатается на отдельной стандартной странице в следующем порядке: стандартный заголовок, затем посередине слова «Краткая аннотация», ниже текст краткой аннотации.

Оглавление помещается после титульного листа и содержит все заголовки работы с указанием страниц, с которых они начинаются.

Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Все заголовки необходимо располагать друг под другом.

Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение к работе

Обосновывается:

  • актуальность темы,

  • цель и содержание поставленных задач,

  • новизна исследования(новое видение проблемы, новые методические разработки и т.п.),

  • формулируется объект и предмет исследования,

  • кратко описывается состояние исследуемых факторов и явлений по литературным источникам,

  • выдвигается рабочая гипотеза,

  • фиксируется противоречие, устранить которое можно с помощью решения вытекающей из него проблемы исследования,

  • указываются методы, подходы, пути проведения исследования и выбранные способы отработки данных,

  • показывается вклад авторы в развитие научной проблемы,

  • сведения из литературы должны быть изложены словами автора,

  • если приводится фраза полностью, то ее необходимо взять в кавычки,

  • если материалы содержат ссылки на использованные литературные источники, то в скобках указываются инициалы, фамилия автора и год издания работы, например: (Минаев А.В., Иванов В.И., Сидоров К.К., 1992) или указывается так: По мнению А.В. Минаева (1992) «---»(и приводится цитата, заключенная в кавычки),

  • если смысловой нагрузки фамилия автора не несет, то в скобках указывается только фамилия и год издания (Минаев А.В., 1992),

  • если идет ссылка на нескольких авторов, то они располагаются по годам издания (Минаев А.В., 1992, Федоров И.Б., 1997).

Основное содержание работы

Подробно демонстрируется методика и техника проводимого исследования, обобщаются результаты.

Раскрывается тема, достижение результатов, заданных целью.

Подробно описываются элементы исследования (реализуя ведущий замысел, доказать или опровергнуть гипотезу).

Дать анализ и сгруппировать данные по сходным признакам, указать применение дедукции, индукции, аналогии и т.п.)

Основная часть работы должна делиться на подпункты, раскрывать точку зрения автора по исследуемой проблеме, творческий подход к ее решению.

После каждой главы обязательно должны быть сформулированы выводы.

Материалы, являющиеся второстепенными при решении научной задачи, выносятся в приложения.

Самый экономный и наглядный способ обработки первичных данных - это сведение всех полученных данных в таблицы или представление их в графиках и диаграммах.

Заключение

Кратко приводятся основные формулировки собственных результатов исследования в виде утверждения(выводы),содержащие то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной работы.

Заключение должно быть самым основательным, логическим обоснованным, соотносимым с целью, задачами, проблемами, заявленными в названии.

Список использованной литературы

Литература располагается в алфавитном порядке по фамилии авторов (или названия сборников).

Сведения о книгах должны включать:

  • фамилию, инициалы автора (авторов), название,

  • место издания,

  • издательство и год издания,

  • объем в страницах.

Название места издания приводится полностью, допускаются сокращения только названий Москва - М., Санк-Петербург - СПб.

При использовании источников на иностранных языках их помещают по алфавиту после списка русских источников.

Сведения о статье из периодической печати включают:

  • фамилию, инициалы автора (авторов), название, заглавие статьи,

  • наименование издания, наименование серии,

  • место издания,

  • издательство и год выпуска, том, номер издания (журнала),

  • страницы, на которых помещена статья.

Приложения

В приложениях к работе помещаются (итоговые):

  • таблицы,

  • примеры расчетов,

  • графики,

  • протоколы испытаний,

  • схемы,

  • фотографии.

На помещенный в приложении материал должны быть ссылки в тексте работы.







































Оценка презентации исследовательского проекта

Дата________________________

Тема: ________________________________________________________

Руководитель проекта__________________________________________

Участники проекта Ф.И.________________________ ____класс__________

Ф.И.______________________________класс__________

Заполняется членом комиссии

Перечень вопросов, на которые следует обратить внимание экспертам в процессе презентации проекта

Качество выполненного элемента

Итого (сумма баллов по горизонт.)

Высокое

(3 балла)

Среднее

(2 балла)

Удовлет.

(1 балл)

Неудов.

(0 баллов)

1. Актуальность и значимость выбранной темы


2. Аргументированность социальной значимости темы работы (обоснование: анализ ситуации и выделения проблемы)


3. Практическая значимость работы


4.Замысел (предложение способа решения проблемы)


5. Наличие исследований, проведенных в ходе решения проблемы


6. Грамотность представления полученных результатов


7. Уровень изложения материала:


7.1 Логичность


7.2 Доступность для понимания


8. Использование наглядности при представлении проекта (таблицы, видеоматериалы, компьютерная программа, презентация, другое)


Особое мнение членов комиссии ______________________________________

Сетевые телекоммуникационные проекты и конкурсы

omsk.edu.ru/_projects/index.html - раздел «Проекты и конкурсы» на Омском.

school-sector.relarn.ru/wps/ - «Педсовет по средам», Интернет-издание Школьного сектора ассоциации РЕЛАРН (разделы «Расписание на завтра» и «Новости дядюшка Скруджа»); образовательном сервере.

iteach.ru/ - проекты и конкурсы программы «Обучение для будущего».

letopisi.ru/index.php/ - Проекты на Летописи.ру

wiki.edu.ru/index.php/ - Проекты в вики-среде.

eidos.ru/olymp/index.htm - эвристические олимпиады.

dooi2003.narod.ru/index.html - олимпиады по информатике

km-school.ru - проекты КМ-школы.

infoznaika.ru - Всероссийская игра конкурс по информатике

kenguru.sp.ru - Международный математический конкурс «Кенгуру»



© 2010-2022