«Компьютерная память»

Конспект урока по информатике  для учащихся 8 классов средних общеобразовательных учреждений. Тема урока: «Компьютерная память». Цель: - Дать  представление об информационном процессе передачи и хранении  информации Задачи: - обучающие 1.     Дать представление учащимся об компьютерной памяти; 2.     Ввести понятия; -развивающие 1.     развитие памяти, внимания, логического мышления. -воспитательные 1. Правильная осанка за компьютером, бережное отношение к техническим средствам.Тип урока: - Изложение нового материала Необходимое техническое оборудование: -Проектор, интерактивная доска, компьютерный класс. Литература:  «Информатика базовый курс 7-9 класс» И.Семакин и др.,М.:БИНОМ  лаборатория знаний, 2004 г.,309с., «Преподавание базового курса информатики в средней школе И. Семакин, Т. Шеина, М.: БИНОМ, 2004 г., 540 с.
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по информатике для учащихся 8 классов средних общеобразовательных учреждений.

Тема урока: «Компьютерная память».

Цель:

- Дать представление об информационном процессе передачи и хранении информации

Задачи:

- обучающие

  1. Дать представление учащимся об компьютерной памяти;

  2. Ввести понятия;

-развивающие

  1. развитие памяти, внимания, логического мышления.

-воспитательные

1. Правильная осанка за компьютером, бережное отношение к техническим средствам.

Тип урока:

- Изложение нового материала

Необходимое техническое оборудование:

-Проектор, интерактивная доска, компьютерный класс.

Литература:

«Информатика базовый курс 7-9 класс» И.Семакин и др.,М.:БИНОМ лаборатория знаний, 2004 г.,309с., «Преподавание базового курса информатики в средней школе И. Семакин, Т. Шеина, М.: БИНОМ, 2004 г., 540 с.

План урока:

  1. Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих учащихся, запись даты и темы в тетрадь) (3 мин.)

  2. Актуализация опорных знаний (8 мин.)

  3. Объяснение нового материала (21 мин.)

  4. Вывод (10 мин.)

  5. Домашнее задание (3 мин.)

Конспект урока

1.Организационный момент включает в себя приветствие учителем класса, проверку присутствующих учащихся.

2. Актуализация опорных знаний: Деятельность учителя: Комментирует ответы учащихся, корректирую их. Деятельность учащихся: Выполняют задание , формулируют ответы.
Вопросы:

  1. Что называется архитектурой ЭВМ?

  2. Что такое программа?

  3. Что такое оперативная память?

  4. Что такое внешняя память?
    Ответы:
    1. Под архитектурой ЭВМ понимают описание устройства и принципов работы компьютера, достаточное для пользователя и программиста.

2. Программа-это указание на последовательность действий(команд), которую должен выполнить компьютер, чтобы решить поставленную задачу обработки информации.

3. Оперативная память- это электронное устройство, которое хранит информацию, пока питается электроэнергией. При отключении от сети информация исчезнет.

4. Внешняя память- это различные магнитные носители(ленты, диски), оптические диски.

3.Объяснение нового материала. Деятельность учителя: Объясняет материал, заинтересовывает, дает под запись основные понятия, формулирует вопросы и корректирует ответы. Деятельность учащихся: В ходе урока учащиеся делают записи в тетрадях. Воспринимают информацию и отвечают на вопросы.

Учитель: Компьютерная память делится на две : Внутренняя память и внешняя память. Рассмотрим сначала внутреннюю память. Все узлы компьютера выполняют определенную работу с информацией. А что же собой представляет сама информация в машине? Для ответа на этот вопрос «заглянем» внутрь машинной памяти. Но смотреть мы будем не на технические элементы, из которых собрана память, а на принципиальную схему ее организации.

Давайте зарисуем таблицу,

«Компьютерная память».

мы видим память, в каждой клетке может храниться в данный момент только одно из двух значений: нуль или единица. Использование всего двух знаков для представления информации называется двоичной кодировкой. Запишем:

1.Данные и программы в памяти компьютера имеют вид двоичного кода.

2.Ячейка памяти, хранящая один двоичный знак, называемый «бит»

Ученики записывают.

Учитель: Бит- наименьшая частица памяти компьютера. Он является единицей измерения количества информации и частица памяти компьютера. Оба понятия связаны, в одном бите памяти хранится один бит информации.

Рассмотрим свойства внутренней памяти компьютера. Дискретность- дискретные объекты составлены из частиц. Например, песок дискретен, так как состоит из песчинок. «Песчинками» компьютерной памяти являются биты.

Адресуемость-второе свойство. Восемь расположенных подряд битов памяти образуют байт. Как вы уже знаете, что это слово также обозначает единицу количества информации, равную восьми битам. Следовательно в одном байте памяти хранится один байт информации.

Во внутренней памяти компьютера все байты пронумерованы. Нумерация начинается с нуля.

Давайте запишем: Порядковый номер байта называется его адресом.

Ученики записывают в тетрадь.

Учитель: Принцип адресуемости означает, что занесение информации в память, а также извлечение ее из памяти, производится по адресам.

Рассмотрим теперь внешнюю память. Устройства внешней памяти- это, прежде всего, магнитные устройства для хранения информации. Кто знает, что такое магнитофон? На нем мы можем прослушивать и записывать записи, речь, музыку. Звук записывается на дорожках магнитной ленты с помощью магнитной головки, с помощью нее же воспроизводится звук.

Аналогично действует устройство внешней памяти компьютера- накопитель на магнитной ленте (НМЛ). На дорожки ленты записывается все тот же двоичный код: намагниченный участок- единица, не намагниченный- нуль. При чтении с ленты эта запись превращается в нули и еденицы в битах внутренней памяти.

Самым распространенным устройством внешней памяти на современных компьютерах стали накопители на магнитных дисках(НМД), или дисководы.

Сравнительно новым видом внешних носителей является оптические, или лазерные диски. На них используется не магнитный, а оптико-механический способ записи и чтения информации. На оптических дисках достигается очень высокая плотность размещения информации. Однако с лазерного диска на компьютере нельзя стереть старую и записать новую информацию. Однажды записанную информацию можно только читать.

Существуют также диски, совмещающие оптический и магнитный механизмы записи информации магнитооптические диски.

Информация на внешних носителях имеет файловую организацию. В переводе с английского слово файл (file) означает «папка».

Давайте запишем: Файл- это информация, хранящаяся на внешнем носителе и объединенная общим именем.

Ученики записывают.

Учитель: Для пояснения этого понятия удобно воспользоваться следующей аналогией: сам носитель информации(диск) подобен книге. Книга- внешняя память человека, а магнитный диск- внешняя память компьютера. Книга состоит из глав, каждый из которых имеет название. Также и файлы имеют свои названия, их называют именами файлов. На диске есть список, содержащий имена хранимых файлов.

Подведение итогов.

Сегодня мы узнали:

  1. На какие две памяти делится компьютерная память.

  2. Что является наименьшей частицей внутренней памяти компьютера.

  3. Как называется представление информации из двух знаков.

  4. Два свойства внутренней памяти.

  5. Что такое файл.

4. Вывод. Деятельность учителя: Подведение итогов урока, опрос записанных понятий. За урок может быть выставлено 5 - 7 оценок (за опрос по пройденному материалу и за активность на уроке). Деятельность учащихся: Ответ понятий нового материала.

5. Домашнее задание.

  1. Выучить параграф «Компьютерная память».

  2. Повторить теоретический материал.


© 2010-2022