- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике
Рабочая программа по информатике
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Подобрий Е.Э. |
Дата | 21.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Кафедра «Естественнонаучные и математические дисциплины»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по НМР
______________ Л.В. Башукова
Приказ № _____ от «_____»___________ 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ОУД.07 ИНФОРМАТИКА и ИКТ
Нижневартовск
2015
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23 июля 2015 г. № 413 (зарегистрирован Минюстом России от 21 июля 2015 г., рег. № 375), на основе примерной программы учебной дисциплины для специальностей среднего профессионального образования, разработанной в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2015 № 03-1180).
Типовая программа по дисциплине одобрена ФГУ «Федеральный институт развития образования» 23 июля 2015 г., Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России И.М. Реморенко от 16 апреля 2008 г.
Составитель: __________ Е.Э.Подобрий , мастер п.о.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Естественнонаучные и математические дисциплины», протокол №___ от « » ______ 2015 г.
Зав. кафедрой ________ А.Н.Джанаева
Рабочая учебная программа утверждена на заседании Методического совета колледжа, протокол № __ от ______ 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
21
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
24
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА И ИКТ
1.1. Область применения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, является частью программы подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения, входящей в состав укрупненной группы 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
Программа может использоваться в программах подготовительных курсов перед сдачей ЕГЭ или вступительными экзаменами.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы «Информатика» направлено на достижение следующих
целей:
-
формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
-
формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
-
формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
-
развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности;
-
приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях;
-
осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;
-
владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций
Предметные результаты освоения ориентированы на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
-
автоматизации коммуникационной деятельности;
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Требования к предметным результатам освоения базового курса дисциплины Информатика и ИКТ.
-
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
-
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
-
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
-
владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
-
сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
-
владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
-
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 287 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 191 часов;
обязательной лабораторной работы студента 60 часов;
самостоятельной работы студента 96 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Распределение по семестрам
Максимальная учебная нагрузка (всего)
287
1
2
3
4
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
191
51
38
51
51
в том числе:
лабораторные работы
60
21
9
22
8
практические занятия
30
контрольные работы
5
1
1
1
2
Самостоятельная работа студента (всего)
96
24
18
26
28
в том числе:
подготовка сообщений
подготовка рефератов
подготовка презентаций
Промежуточная аттестация в форме экзамена
Э
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика и ИКТ
№ урока
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала,, лабораторные работы и практические занятия, Примерная тематика самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов (домашние задания)
Тип занятия
(Т, ЛР, ПЗ, КР, ТК)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
1
Введение в дисциплину
Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ. Входной контроль.
Введение
Т
1
1
1 семестр
Раздел 1. Информация и информационные процессы
Тема 1.1 Информация. Сфера применения информационных технологий
12
2-3
Основные этапы развития информационного общества.
Стоимостные характеристики информационной деятельности. Информационные ресурсы общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
§1.1,§1.2
Т
2
1
4-5
Развития технических средств
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности).
Создание рефератов по теме « Информация и эволюция живой природы»
Т
2
2
6-7
Правовые нормы
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Авторские права на программное обеспечение. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.
§1.3, Создание рефератов по теме «Информационные процессы в неживой природе».
Т
2
1
8-9
Информационные объекты
Подходы к понятию информации и измерению информации.
Информационные объекты Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях.
§2.1 читать, анализировать.
Т
2
1
10-11
Каналы передачи информации.
Каналы передачи информации. Информационные объекты различных видов.
§2.2 читать, анализировать.
Т
2
1
12-13
Основные информационные процессы
Информационные процессы. Виды информационных процессов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.
§2.3 читать, анализировать.
Т
2
2
Тема 1.2. Системы счисления. Кодирование и моделирование информации
15
14-15
Римская система счисления
Определение понятия системы счисления, позиционной и непозиционной системы счисления. Алфавит. Представление чисел в различных системах счисления Способы перевода в римскую систему счисления.
§2.4 читать, анализировать.
Т
2
1
16-17
Практическая работа №1. Римская система счисления
Решение задач на перевод арабских чисел туда и обратно.
Создание презентаций по теме «Римская система счисления»
ПР
2
2
18
Позиционные системы счисления
Позиционная система счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Компьютерное представление чисел. Перевод чисел в 2 систему счисления и обратно. Решение задач на перевод в системах счислении.
§2.5 читать, анализировать.
Т
1
2
19
Лабораторная работа №1. Позиционные системы счисления
Перевод чисел в 2, 8, 16 систему счисления и обратно при помощи инженерного калькулятора. Решение задач на перевод в системах счислении.
Выполнение контрольной работы по «Системам счисления».
ЛР
1
2
20
Арифметические операции в позиционных системах счислениях.
Представление чисел в различных системах счисления
Арифметические операции в позиционных системах счислениях. Решение задач на арифметические операции в ПСС.
§2.7 читать, анализировать.
Т
1
1
21
Лабораторная работа №2. Перевод чисел в 8 и 16 сс
Перевод чисел в 8 и 16 систему счисления и обратно. Решение задач на перевод в системах счислении.
конспект
ЛР
1
2
22-23
Моделирование
Моделирование и формализация. Типы моделей. Этапы моделирования. Табличные, иерархические и сетевые модели.
§2.6 читать, анализировать.
Т
2
1
24
Практическая работа № 2. Создание моделей
Создание моделей. Решение задач с использованием математических и иерархических моделей.
§2.8 читать, анализировать.
ПР
1
1
25
Проверочная работа
Кодирование информации. Различные способы и методы кодирования информации
конспект
ТК
1
2
26-27
Кодирование информации
Различные методы и способы кодирования. Решение задач.
§2.9 читать, анализировать.
Т
2
1
28
Практическая работа №3. Кодирование информации
Кодирование информации различными способами. Решение задач.
Конспект анализировать
ПР
1
2
29
Проверочная работа
Решение задач и проверка теории по теме «Кодирование».
§2.9 читать, анализировать.
Т
1
2
30
К.т.1
Контрольная работа по разделу 1.
КР
1
3
Итого по разделу:
лекций
практических занятий
проверочных работ
внеаудиторная самостоятельная работа
22
4
2
10
Раздел 2. Общие принципы организации и работы компьютеров
31
Коммуникационные технологии
Локальная сеть. Интернет. Маска сети. Адрес сети. Средства информационных и коммуникационных технологий Основные характеристики компьютеров.
Виды электронно Вычислительных машин. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.
§1.1 читать, отвечать на вопросы.
Т
1
2
32-33
Практическая работа№3. Архитектура компьютеров.
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.
Конспект анализировать
ПР
2
1
34
Практическая работа№4. Локальные компьютерные сети
Сетевые технологии. Организация работы пользователей в Локальных компьютерных сетях. Локальные компьютерные сети. Объединение компьютеров в локальную сеть.
Создание рефератов на темы: «Защита информации и администрирование локальных сетей»
ПР
1
1
35-36
Практическая работа№5. Диалоговые протоколы.
Диалоговые протоколы. Программная реализация протокола высокого уровня
Конспект, реферат « Сетевые приложения клиент- серверной архитектуры».
ПР
2
1
37-38
Лабораторная работа №3. Анализ пакетов локальной сети
Анализ пакетов локальной сети. Скорость передачи информации при заданной пропускной способности канала.
«Развитие операционных систем для локальных сетей»
ЛР
2
2
40-42
Лабораторная работа №4. Разбиение на подсети
Разбиение на подсети.
Конспект анализировать
ЛР
2
2
43-44
Лабораторная работа №5 Динамическая маршрутизация
Динамическая маршрутизация
Конспект анализировать
2
2
45-46
Практическая работа №3 Глобальные компьютерные сети
Глобальные компьютерные сети. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных.
§12.1, §12.2 читать, анализировать.
ПР
2
2
47-48
Практическая работа №4. Логические основы компьютеров
Логическое устройство компьютера. Логические функции. Логические схемы. Составление логических схем и функций
§12.2 читать, анализировать.
ПР
2
2
49-50
Практическая работа №5. Составление логических схем и функций
Составление логических схем и функций. Составление таблиц истинности
Конспект анализировать Создание презентации по теме «Применение облачной технологии»
ПР
2
2
51
К.т.2
Контрольная работа по разделу 2
конспект
КТ
1
3
Итого по разделу
лекций
практических занятий
проверочных работ
внеаудиторная самостоятельная работа
1
11
0
14
2 семестр
РАЗДЕЛ 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Тема 3.1. Текстовый редактор
8
52-53
Создание и редактирование документов
Создание и редактирование документов. Редактирование символьной информации.
§9.1
Т
2
2
54-55
Различные форматы текстовых файлов.
Различные форматы текстовых файлов. Функции и команды обработки строк.
§9.2
Т
2
2
56-57
Форматирование документа
Выбор параметров страницы. Форматирование абзацев. Замена в тексте одного заданного слова на другое заданное слово такой же длины.
§9.3
Т
2
1
58-59
Лабораторная работа №7. Списки в текстовом редакторе.
Маркированные, нумерованные и многоуровневые списки, их применение в текстовом редакторе.
конспект
ЛР
2
2
Тема 3.2. Табличный процессор
19
60-61
Работа с таблицами.
Форматирование, заполнение таблиц. Работа с таблицами в режиме конструктор, в режиме макет.
§9.4
Т
2
1
62-63
Лабораторная работа №8. Таблицы.
Форматирование, заполнение таблиц. Таблицы в текстовом редакторе.
конспект
ЛР
2
2
64-65
Работа в текстовом редакторе с символами.
Работа в текстовом редакторе с символами. Создание формул.
§9.5
Т
2
1
66-67
Лабораторная работа №9. Слияние.
Создание документа с использованием технологии слияние
конспект
ЛР
2
1
68-69
Технология создания и обработки числовой информации.
Электронные таблицы. Основные элементы: ячейка, строка, столбец, лист, книга. Типы данных: число, текст, формула. Относительные и абсолютные ссылки. Автозаполнение.
§10
Т
2
2
70-71
Лабораторная работа №10. Автозаполнение. Редактирование таблиц.
Создание, редактирование и форматирование документов в электронных таблицах. Применение автозаполнения.
конспект
ЛР
2
1
72-73
Лабораторная работа №11. Встроенные функции
Математические, логические и статистические встроенные функции. Их назначение и правила применения.
«История развития программ обработки электронных таблиц».
ЛР
2
1
74
Лабораторная работа №12. Сортировка данных
Сортировка и поиск данных. Этапы сортировки, поиска данных.
конспект
ЛР
1
1
75-76
Лабораторная работа № 13. Построение диаграмм.
Виды диаграмм. Точечные, кольцевые и точечные гистограммы. Построение графиков. Этапы построения гистограмм.
конспект
ЛР
2
2
77-78
Лабораторная работа№14. Сводные таблицы
Надстройки в электронных таблицах. Работа со сводными таблицами.
конспект
ЛР
2
1
Тема 3.3. Базы данных.
10
79-80
Базы данных.
Понятия базы данных. Табличные базы данных. Понятие поля, записи, ключевого поля. Типы полей. Иерархические и сетевые базы данных.
§11.1
Т
2
1
81-82
Система управления базами данных
Таблица. Запросы. Формы. Отчеты. Макросы. Модули. Создание структуры базы данных.
§11.2 Создание реферата по теме «Применение логических основ в программировании»
Т
2
1
83-84
Лабораторная работа №15. Создание базы данных
Создание базы данных. Режимы работы в системе управления базами данных. Создание структуры базы данных. Заполнение базы данныз записями.
Разработать базу данных с заданной структурой.
ЛР
2
2
85
Формы. Фильтры.
Применение фильтров. Формирование запросов
конспект
Т
1
1
86
Лабораторная работа №16. Формы. Фильтры.
Использование формы для просмотра и редактирования записей. данных. Применение фильтров. Формирование запросов
конспект
ЛР
1
2
87-88
Лабораторная работа №17. Многотабличные БД.
Применение фильтров для поиска данных в СУБД. Связывание таблиц в многотабличных базах данных. Типы связей. Упорядочение данных в среде системы управления базами
Создание многотабличной БД
ЛР
2
1
89
К.т.3
Контрольная работа по разделу 3
конспект
КТ
1
3
Итого по разделу
лекций
практических занятий
проверочных работ
внеаудиторная самостоятельная работа
18
5
20
5
3 семестр
Раздел 4. Основы алгоритмизации и программирования
Тема 4.1 Алгоритмы
28
90
Алгоритмы
Алгоритмы, исполнитель алгоритма. Формальные исполнители алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Словесный способ записи алгоритмов. Графический способ записи алгоритмов.
§4.2.1
Т
2
1
91-92
Линейные алгоритмы.
Основные типы алгоритмических структур. Простейшие алгоритмы. Линейные алгоритмы. Составление блок-схем.
§4.2.2
Т
2
1
93-94
Практическая работа №4. Составление блок-схем.
Составление блок-схем с линейной структурой. Решение задач.
Изучить материал по теме алгоритмы
ПР
2
2
95-96
Структура «ветвление».
Алгоритмы разветвляющей структуры. Структура «ветвление». Составление блок-схем.
§4.2.3
Т
2
1
97-98
Практическая работа №5. Составление блок-схем.
Составление блок-схем с разветвляющейся структурой. Решение задач.
Анализировать конспект.
ПР
2
2
99-100
Структура «Выбор».
Алгоритмическая структура «выбор». Составление блок-схем.
§4.2.4
Т
2
1
101-102
Практическая работа №6. Составление блок-схем.
Составление блок-схем со структурой «Выбор». Решение задач.
Анализировать конспект.
ПР
2
2
103-104
Цикл со счетчиком.
Алгоритмическая структура цикл со счетчиком. Составление блок-схем.
§4.2.4
Т
2
1
105-106
Практическая работа №6. Цикл со счетчиком.
Составление блок-схем со структурой «цикл» со счетчиком. Решение задач.
конспект
ПР
2
2
107-108
Цикл «До»
Алгоритмическая структура цикла ДО. Составление блок-схем.
§4.2.4
Т
2
1
109-110
Практическая работа №7. Цикл «До»
Составление блок-схем со структурой цикла ДО. Решение задач.
конспект
ПР
2
2
111-112
Цикл «Пока»
Алгоритмическая структура цикла ПОКА. Составление блок-схем.
§4.2.4
Т
2
1
113-114
Практическая работа №8. Цикл «Пока»
Составление блок-схем со структурой цикла ПОКА. Решение задач.
конспект
ПР
2
2
115-116
Проверочная работа
Решение задач по вариантам на составление блок- схем.
конспект
ТК
2
3
Тема 4.2. Описание среды. Знакомство с операторами.
57
117-118
Основы VBA
Первые шаги пи создании макросов
Стр.5-7. читать
Т
2
1
119-120
Запуск макросов.
Запуск макросов. Чтение макросов. Редактирование макросов.
Стр.8-10. читать
Т
2
1
121-122
Особенности применения макросов.
Особенности применения макросов в различных приложениях.
Стр.8-10. читать, анализировать
Т
2
1
123-124
Интерфейс VBA
Интерфейс. Объекты, их свойства, события и методы.
Стр.10-12. читать
Т
2
1
125-126
Элементы управления
Стандартные элементы управления VBA. Этапы разработки программ. Структуры
Стр.12-15. читать
Т
2
1
127-128
Практическая работа№9. Стандартные элементы управления.
Стандартные элементы управления VBA.
Стр.16-18. Читать, анализировать
ПР
2
2
129-130
Структура проекта на языке VBA
Структура проекта на языке VBA программы. Правила записи операторов.
Стр.18-20. читать, анализировать
Т
2
1
131-132
Лабораторная работа №22. Создание процедуры
Создание процедуры. Служебные слова Sub, Function, Property
Выполнить упражнения 3,4
ЛР
2
2
133-134
Типы данных, переменные, константы.
Раздел описания переменных, способы описания констант. Типы данных, переменные, константы. Синтаксис структуры Dim.
Изучить Программирование в среде VBA по теме.
Т
2
1
135-136
Лабораторная работа №23. Типы данных, переменные, константы.
Тип данных, их размер и диапазон значений. Арифметические, логические операции, операции сравнения и объединения.
Стр.21-22. читать, анализировать
ЛР
2
1
137
If …then…else
Основные конструкции языка. Описание If …then…else. Решение задач.
Стр.23-24. читать
Т
2
1
138-139
Лабораторная работа №24. Применение оператора if… then…else
Применение if…then…else при решении задач в среде VBA
конспект
ЛР
2
2
140
Проверочная работа
Проведение тестирования по теме
конспект
ТК
1
3
4 семестр
141-142
Основные конструкции языка
Основные конструкции языка. Описание цикла For. Решение задач.
Стр.30-33. читать
Т
2
1
143-144
Лабораторная работа №25. Применение цикла For
Применение цикла For при решении задач в среде VBA.
Стр.34-36. Читать, анализировать
ЛР
2
2
145-146
While…Until.
Основные конструкции языка. Описание цикла While…Until. Решение задач.
Стр.38-42. читать, анализировать
Т
2
1
147-148
Лабораторная работа №26. Применение конструкции While…Until.
Применение цикла While…Until при решении задач в среде VBA.
Выполнить упражнения 5
ЛР
2
2
149-150
For Each…Next
Основные конструкции языка. Описание цикла For Each…Next. Решение задач.
Программирование массивов в среде VBA.
Т
2
1
151-152
Лабораторная работа №27. Применение For Each…Next.
Применение цикла For Each…Next при решении задач в среде VBA.
конспект
ЛР
2
2
153-154
Do…Loop
Основные конструкции языка. Описание цикла Do…Loop. Решение задач.
Стр.41-42. читать, анализировать
Т
2
1
155-156
Лабораторная работа №28. Применение Do…Loop.
Применение цикла Do…Loop при решении задач в среде VBA.
конспект
ЛР
2
2
157-158
With…End With
Основные конструкции языка. Описание цикла With…End With. Решение задач.
Стр.43-44. читать
Т
2
1
159-160
Лабораторная работа №29. Применение With…End With
Применение цикла With…End With при решении задач в среде VBA.
Конспект учить
ЛР
2
2
161-162
Процедуры и функции
Процедуры и функции. Элемент управления форма. Синтаксис описания процедур и функций. Примеры.
Стр.45-46. читать, анализировать
Т
2
1
163-164
Описание переменных
Раздел General. Инструкция Public и её синтаксис и условия применения. Суффиксы для различных типов переменных.
Конспект читать
Т
2
1
165-166
Массивы.
Способы описания массивов одномерных двумерных. Способ указания верхней и нижней границы массива.
Стр.47-49. читать
Т
2
1
167-168
Отладка программы.
Отладка в режиме прерывания. Инструкция Option Explicit.
конспект
Т
2
1
169-170
Проверочная работа
Проверочная работа по основам VBA
Конспект читать
ТК
2
2
171
Основные объекты Excel
Основные объекты электронной таблицы Excel. События рабочей книги Excel.
Стр.50-53. читать, анализировать
Т
1
1
172
Свойства и методы рабочей книги, листа Excel.
Основные свойства и методы рабочей книги Excel.
Основные свойства и методы листа книги Excel.
Конспект читать Создание реферата по теме «Применение логических основ в программировании»
Т
1
1
173-174
Объект Range.
Свойства и основные методы объекта Range. Использование справочной системы VBA. Окно просмотра объекта.
Стр.57-59. читать
Т
2
1
Тема 4.3.Программирование макросов
17
175-176
Быстрое программирование.
Быстрое программирование. Создание пользовательской функции. Создание пользовательской функции. Ввод и вывод данных.
Стр. 60-65.
Т
2
1
177-178
Лабораторная работа №30. Ввод и вывод данных.
Создание пользовательской функции. Составление программы с использованием шаблона.
конспект
ЛР
2
2
179-180
Лабораторная работа №31. Быстрое построение графика
Быстрое построение графика. Ввод и вывод данных.
Выполнить упражнения 6
Т
2
1
181-182
Лабораторная работа №32. Быстрое построение графика
Быстрое построение графика.
Конспект учить
ЛР
2
2
183-184
Лабораторная работа №33. Однорукий бандит
Однорукий бандит. Обработка социометрических исследований.
Конспект читать
ЛР
2
2
185-186
Лабораторная работа №34. Живая диаграмма
Живая диаграмма. Создание движения на диаграмме.
конспект
ЛР
2
2
187-188
Лабораторная работа №35. Создание собственного меню.
Создание собственного меню. Код программы.
Конспект читать
ЛР
2
1
189-190
Практическая работа №7. Применение VBA в Word.
Применение VBA в Word. Предварительные замечания. Программа для лингвистов. Подготовка данных к экспорту. Об объектных переменных и подсчет числа букв.
Выполнить упражнения 7,8
ПР
2
2
191
К.т.4
Контрольная работа по разделу 4
1
Итого по разделу
лекций
практических занятий
проверочных работ
внеаудиторная самостоятельная работа
Форма промежуточной аттестации: экзамен
6
Всего:
287
Характеристики уровня освоения учебного материала:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия профессионального кабинеты «Технические средства обучения»; «Информационных технологий».
Оборудование профессионального кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
автоматизированные рабочие места обучающихся;
-
автоматизированное рабочее место преподавателя;
-
комплект учебно-наглядных пособий «Информатика и ИКТ».
Технические средства обучения:
-
компьютеры с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения, мультимедиапроектор, принтер, сканер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
-
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10-11 кл. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
-
Туркин О.В. VBA Практическое программирование. Учебное пособие.- М.: Солон-пресс, 2007.
-
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. - М: Academia 2012.
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Л.В. Шестакова. Информатика. Углубленный уровень. В 2 ч. 11 кл. - М.: Изд-во "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2014.
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Л.В. Шестакова. Информатика. Практикум. Углубленный уровень. В 2 ч. 10-11 кл. - М.: Изд-во "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2013.
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Задачник практикум. В двух томах. 8-11 кл. - М.: Изд-во "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2012
-
Богомолова О.Б. Проектные работы с использованием электронных таблиц MS Excel. Практикум. - М.: Изд-во "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2012
-
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7-11 классы. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009
-
Астафьева Н.Е., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ. Практикум. - М.: ИЦ Академия, 2012
-
Костюк Ю.Л. Основы разработки алгоритмов. - М.: Бином, 2013
-
Ларина Э.С. Информатика: проектная деятельность. - Волгоград: Учитель, 2014
-
Малясова С.В. Информатика и ИКТ. Пособие для подготовки к ЕГЭ. - М.: ИЦ Академия, 2013
-
Михеева Е.В. Практикум по информатике. М.: ИЦ Академия, 2013
-
Могилев А.В. Практикум по информатике. - М.: ИЦ Академия, 2009
-
Фалина И.Н. Алгоритмизация и программирование. - М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2009
-
Цветкова М.С. Информатика и ИКТ. - М.: ИЦ Академия, 2014
Дополнительная литература:
-
Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ, 10 класс, Базовый уровень - СПб.: Питер, 2012.
-
Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ, 11 класс, Базовый уровень - СПб.: Питер, 2012.
-
Могилев А. В., Информатика: учебное пособие для студентов пед. вузов - М.: Издательский центр "Академия", 2009.
-
Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира - СПб.: Питер, 2009.
-
Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий - СПб.: Питер, 2009.
-
Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий - СПб.: Питер, 2009.
-
Спиридонов О. В., Вольпян Н. С., Microsoft Word. От пользователя к специалисту: методическое пособие. - М: Бином. Лаборатория знаний, 2008
Интернет-источники:
-
ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. ЗАДАЧИ И РЕШЕНИЯ - dstu.edu.ru/informatics/olimp/mtd1/mtd_ol.html
-
Разбор олимпиадных задач по информатике от М. Густокашина - g6prog.narod.ru/tasks1.html
-
ЗАДАЧИ по информатике - problems.ru/inf/
-
Трушин О.В. Информация для информатиков (методика, задачи, тесты) - ugatu.ac.ru/~trushin/
-
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии - schools.keldysh.ru/info2000/
-
Шауцукова Л.З. ИНФОРМАТИКА. Теория (с задачами и решениями) - tomsk.ru/Books/informatica/theory/
-
Издательство Интерактивная линия. Информатика. Теория и тесты - intline.ru/
-
Сайт учителя информатики Полякова К.Ю. - kpolyakov.narod.ru/
-
В.П. ЖУКОВ. ИНФОРМАТИКА. КУРС ЛЕКЦИЙ - ispu.ru/library/lessons/jukov/index.html
-
Материалы для подготовки к экзаменам по информатике - center.fio.ru/method/Resources/judina/11-02/info-bilet/bil-main.htm
-
Информатика и информация. Пособие для учителей и учащихся 10-11 кл.- phis.org.ru/informatika/
-
Тесты по основам И и ИКТ - velesa.ru/
-
Учебно-познавательный сайт по информационным технологиям - school87.kubannet.ru/info/
-
Курс лекций "Основы информатики" - thl.narod.ru/tehnologia/informatika/
-
Виртуальная лаборатория математического моделирования - mathmod.narod.ru/
-
Основы информатики и информационных технологий - presfiz.narod.ru/inf/
3.3. Межпредметные связи
Рабочая программа осуществляет межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами: математика, экономика, аппаратное обеспечение компьютеров и серверов, установка и обслуживание программного обеспечения компьютеров и серверов.
3.4. Применяемые педагогические технологии
Программа предполагает использование элементов следующих педагогических технологий:
-
технологии проблемного обучения;
-
технология информационно - коммуникативного обучения.;
-
модульной технологии;
-
дифференцированного обучения;
-
технология профильного обучения,
обеспечивают формирование математической компетентности порогового, продвинутого и повышенного уровней.
3.5. Методы и формы работы
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
а) словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа),
б) наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.),
в) практические (упражнения и др.),
г) индукция и дедукция,
д) репродуктивные и проблемно-поисковые (от частному к общему, от общего к частному),
е) методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
а) познавательные игры,
б) учебные дискуссии,
в) создание ситуаций успеха в учении,
г) разъяснение,
д) поощрение и порицание студента;
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
а) методы устного контроля и самоконтроля в обучении,
б) методы письменного контроля,
в) самоконтроль.
Формы обучения:
индивидуальная форма;
фронтальная форма познавательной деятельности;
групповая форма организации познавательной деятельности;
коллективная форма познавательной деятельности.
3.6. Спецификация учебно-методического комплекса
№
Наименование
Количество
Тип носителя
1.
Технологические карты
30
бумага
3.
Комплект для промежуточной аттестации
30
бумага
4.
Комплект контрольных работ
30
бумага
5.
Пособие для интерактивной доски
1
диск
6.
Электронное учебное пособие
1
диск
7.
Аудио учебно-информационные материалы
15
диск
8.
Видео учебно-информационные материалы лабораторные практикумы
15
диск
9.
Тренинговые учебно-тренировочные упражнения
15
бумага
10.
Рабочая программа
1
бумага, электронный вариант
11.
Список литературы (основной, дополнительной, факультативной)
1
бумага
12.
Опорный конспект лекций
1
1
13.
Тесты (входные, промежуточные, итоговые)
30
бумага
14.
Комплект установочных или обзорных лекций
1
диск
15.
Обучающие программы
30
бумага, диск
16.
Рабочая тетрадь с примерами выполнения практических и самостоятельных заданий
2
бумага
18.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
1
бумага, электронный вариант
3.7. Требования к квалификации педагогических кадров
Реализация программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Раздел/
тема
Результаты обучения
(освоенные компетенции, умения, усвоенные знания)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
Тип и вид контроля
№ контрольной точки
Способ оценки
Инструментарий контроля
подход
шкала
1.Информация и информационные процессы
Уметь:
-
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
распознавать информационные процессы в различных системах;
-
решать задачи на определение количества информации;
-
Переводить числа в позиционных системах отчета;
-
пользоваться кодовыми таблицами;
-
Составлять таблицы истинности
Знать:
1.различные подходы к
-
формулирование основных понятий;
-
знание формул;
-
точность выполнения;
Письменная работа, самостоятельная работа, контрольная работа.
-
входящий;
-
промежуточный;
-
обобщающий.
1
критериальный
бальная
Образцы материалов, задания к самостоятельным и контрольным работам;
Тестирование,
устный опрос, работа с карточками,
лабораторные работы
определению понятия «информация»;
2.методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
3. способы представления графической, звуковой информации;
4. арифметические операции в позиционных системах счисления
2. Общие принципы организации и работы компьютеров
Уметь:
-
пользоваться системным и прикладным программным обеспечением;
-
совершать операции над файлами и каталогами;
-
пользоваться архиваторами и антивирусными программами;
Знать:
1.Магистрально-модульный принцип построения ПК;
2.Арифметические и логические основы работы компьютера.
2. 3. виды архиваторов, вирусов, антивирусных программ
-
изложение основных понятий;
-
точность выполнения;
-
знание структуры ПО;
экспертная оценка выполнения лабораторных работ
-
промежуточный;
-
обобщающий.
3.Педагогический, взаимокнтроль
2
критериальный
бальная
Образцы материалов, задания к самостоятельным и контрольным работам;
Тестирование,
устный опрос, работа с карточками,
лабораторные работы
3. Информационные технологии
Уметь:
-
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
-
создавать, редактировать, форматировать текстовые документы, электронные таблицы;
-
использовать встроенные статистические, математические и логические функции;
-
использовать мастер диаграмм
Знать:
1. назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц;
2. основные элементы текстовых документов: символ, строка, абзац;
3. способы форматирования;
4. основные элементы электронных таблиц: ячейка,
-
изложение основных понятий;
-
точность выполнения;
-
Знание способов форматирования текстовых документов и электронных таблиц
экспертная оценка выполнения лабораторных работ
контрольная работа, самостоятельная работа
-
промежуточный;
-
обобщающий.
-
Педагогический, взаимокнтроль
3
4
критериальный
бальная
Образцы материалов, задания к самостоятельным и контрольным работам;
Тестирование,
устный опрос, работа с карточками,
лабораторные работы
строка, столбец, лист, книга.
5. типы ссылок: относительные, абсолютные.
6. способы создания и редактирования диаграмм и графиков
4. Алгоритмизация и программирование
Уметь:
1.использовать логические высказывания и операции в алгоритмических конструкциях
2.Перейти от неформального описания к формальному;
3.Разработка несложного алгоритма решения задачи.
4.Тестирование программы. Программная реализация несложного алгоритма.
Знать:
1. Основные алгоритмические конструкции и их описание средствами языков программирования.
2.алгоритмы и способы их описания;
2.этапы решения задач с использованием компьютера;
формализация,
-
изложение основных понятий;
-
точность выполнения;
3. Знание способов построения различных моделей.
экспертная оценка выполнения лабораторных работ
контрольная работа, самостоятельная работа
1.промежуточный;
2.обобщающий.
3.Педагогический, взаимокнтроль
5
критериальный
бальная
Образцы материалов, задания к самостоятельным и контрольным работам;
Тестирование,
устный опрос, работа с карточками,
лабораторные работы
5 Прикладное программное обеспечение в профессиональной деятельности
Уметь:
1.просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
2.осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
3.применять фильтры, формировать запросы, создавать связи между таблицами.
Знать
1. назначение средств автоматизации информационной деятельности с помощью баз данных;
2. понятие и типы информационных систем;
3. основные элементы баз данных: поле, запись, таблица, форма, отчет, запрос;
4. способы сортировки и фильтрации.
-
изложение основных понятий;
-
точность выполнения;
3. Знание способов работы с базами данных.
экспертная оценка выполнения лабораторных работ
контрольная работа, самостоятельная работа
-
промежуточный;
-
обобщающий.
Педагогический, взаимокнтроль
5
критериальный
бальная
Образцы материалов, задания к самостоятельным и контрольным работам;
Тестирование,
устный опрос, работа с карточками,
лабораторные работы
Экзамен
Уметь: использовать изученные прикладные программные средства;
Знать: информации и информационные процессы; общие принципы организации и работы компьютеров; способы построения алгоритмов;
-
формулирование основных понятий;
-
знание формул;
-
точность выполнения;
Контрольная работа
-
входящий;
-
промежуточный;
-
обобщающий.
критериальный
бальная
Тестирование,
устный опрос, лабораторные работы
Шкала оценивания
При оценивании знаний обучающихся используется фиксированная форма для устных, письменных и лабораторных работ. Для тестовых заданий используется рейтинговая система. Данная система выбрана с учетом используемых педагогических технологий.
Фиксированная оценка отражает промежуточные или завершенные успехи учащегося, его прилежание на уроке. Обычно выражается количественно в одном из ранговых значений 5-балльной шкалы:
«5» - владеет в полной мере (отлично);
«4» - владеет достаточно (хорошо);
«3» - владеет недостаточно (удовлетворительно);
«2» - не владеет (неудовлетворительно).
При оценке знаний необходимо учитывать основные качественные характеристики овладения учебным материалом: имеющиеся у учащихся фактические знания и умения, их полноту, прочность, умение применять на практике в различных ситуациях, владение терминологией и специфическими способами обозначения и записи.
Результат оценки зависит от наличия и характера погрешностей, допущенных при устном ответе или в письменной работе. Среди погрешностей можно выделить ошибки, недочеты и мелкие погрешности. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и умениями и их применением. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или отсутствии знаний, которые в соответствии с программой не считаются основными. Недочетом также считается погрешность, которая могла бы расцениваться как ошибка, но допущена в одних случаях и не допущена в других аналогичных случаях. К недочетам относятся погрешности, объясняемые рассеянностью или недосмотром, небрежная запись.
К мелким погрешностям относятся погрешности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Зачеркивания и исправления ошибкой считать не следует. Задание считается выполненным безупречно, если содержание ответа точно соответствует вопросу, указывает на наличие у школьника необходимых теоретических знаний и практических навыков, окончательный ответ дан при правильном ходе решения и аккуратном оформлении. Задание считается невыполненным, если ученик не приступил к его выполнению или допустил в нем погрешность, считающуюся в соответствии с целью работы ошибкой.
Оценка «5» выставляется, если ученик:
- безошибочно излагает материал устно или письменно;
- обнаружил усвоение всего объема знаний, умений и практических навыков в соответствии с программой;
- сознательно излагает материал устно и письменно, выделяет главные положения в тексте, легко дает ответы на видоизмененные вопросы;
- точно воспроизводит весь материал, не допускает ошибок в письменных работах;
- свободно применяет полученные знания на практике. Оценка «4» выставляется, если ученик:
- обнаружил знание программного материала;
- осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны;
- обладает умением применять знания на практике, но испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;
- в устных и письменных ответах допускает неточности, легко устраняет замеченные учителем недостатки.
Оценка «3» выставляется, если ученик:
- обнаружил знание программного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя;
- предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера;
- испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;
- в устных и письменных ответах допускает ошибки.
Оценка «2» выставляется, если ученик:
- имеет отдельные представления о материале;
- в устных и письменных ответах допускает грубые ошибки.
Оценивание тестовых заданий производится по рейтинговой системе. Перевод рейтинговой шкалы в отметку производится по правилу: полученные баллы за каждый ответ суммируются и высчитывается максимально возможное количество баллов.
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
90 100
5
отлично
80 89
4
хорошо
7079
3
удовлетворительно
менее 70
2
не удовлетворительно
Промежуточная аттестация осуществляется в форме экзамена.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Перечень вопросов для промежуточной аттестации
-
Что понимают под системой счисления?
-
В чем отличие позиционной системы счисления от непозиционной?
-
Что понимают под алфавитом системы счисления?
-
Что принято считать основанием системы счисления?
-
Какие системы счисления используются в информатике?
-
Каковы правила перевода чисел из одной системы счисления в другую?
-
Каковы правила выполнения арифметических операций с двоичными числами?
-
Охарактеризуйте машинные двоичные коды: прямой, обратный и дополнительный?
-
Практическая работа №1 «Таблицы истинности».
-
Практическая работа №2 «Определение истинности логического выражения».
-
Задание «Таблица истинности логического выражения».
-
Задание «Равносильность логических выражений».
-
Практическая работа №3 «Функция импликации».
-
Практическая работа №4«Функция эквивалентности».
-
Задание «Преобразование логического выражения».
-
Задание «Решение логического уравнения».
-
Задание «Логическая задача».
-
В редакторе схем нарисовать логические и электрические схемы логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ».
-
В компьютерном конструкторе «Начала электроники» создать модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ».
-
В редакторе схем нарисовать логические схемы логических функций.
-
В редакторе схем нарисовать логические схемы полусумматора и сумматора одноразрядных двоичных чисел.
-
В редакторе схем нарисовать логическую схему триггера.
-
Контроль знаний и умений. Тестирование, выполнение зачетной практической работы:
-
Практическая работа 1.1. Равносильность логических выражений.