Развитие творческих способностей обучающихся на уроках информатики

В настоящий момент одна из главных задач обучения – получить «на выходе» из школы гармоничную, всесторонне развитую личность. Для того, чтобы решить эту задачу, в ребёнке нужно «разбудить» создателя, творца. В нём должно появиться желание познать себя и свои внутренние возможности. А главное, он должен почувствовать, что может реализовать свои возможности не только для личного интереса, но и с пользой для окружающих.
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Развитие творческого потенциала личности в обучении»

по теме:

«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках информатики»



СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: с 02 марта по 06 марта 2015 года






Выполнила: Культяева Наталья Леонидовна,

учитель информатики

ГБОУ СОШ пос. Ильмень

Приволжского района Самарской области










2015 г.

Оглавление

Введение 3

Паспорт СДП 3

Актуальность ИР 3

Цели и задачи ИР 4

Ожидаемые результаты 5

Основная часть 6

Что такое творческий потенциал ученика 6

Система работы по развитию творческого потенциала ученика на уроках информатики 8

Метод творческих проектов 12

Практические и лабораторные работы 13

Заключение 16

Список информационных источников 18

Приложение 21






Введение

Паспорт ИР

• Представлена система деятельности педагога Культяевой Натальи Леонидовны на примере Рабочей программы по «Информатике и ИКТ» для обучающихся общеобразовательной школы;

• Целевая аудитория - 1-11 класс;

• Место реализации - ГБОУ СОШ пос. Ильмень Приволжского района Самарской области.


«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи»

Г. Песталоцци

«Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять её»

А. Франс

Введение

В настоящий момент одна из главных задач обучения - получить «на выходе» из школы гармоничную, всесторонне развитую личность. Для того, чтобы решить эту задачу, в ребёнке нужно «разбудить» создателя, творца. В нём должно появиться желание познать себя и свои внутренние возможности. А главное, он должен почувствовать, что может реализовать свои возможности не только для личного интереса, но и с пользой для окружающих.

Главным помощником для ребёнка, конечно же, является учитель, задачей которого является нахождение и использование способов и приёмов, способных воздействовать именно на творческий потенциал ребенка и помогать ему раскрыть свои, порой скрытые, возможности.

Среди всех дисциплин, изучаемых в школе, информатика занимает особое место. Чтобы успевать за развитием техники, необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование. А для профессионального применения этой техники нужно больше - личная целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий.

Наше время - время перемен. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
В обучении информатике на уроках и во внеурочное время необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую детям как можно более полно раскрыть свои способности и возможности.

Развитие обучающихся с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. Актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения. Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей обучающихся.

Целью моей деятельности является развитие творческих способностей детей при помощи различных методов обучения.

Задачи:

  • развивать у обучающихся творческие способности на уроках информатики;

  • рационально сочетать различные методы и приемы работы на уроках информатики.

Ориентирование педагогики на формирование у обучающихся качеств творческой личности меняет формы и принципы педагогической деятельности. В классической системе обучения программы построены, как правило, на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах деятельности. Поэтому большинство детей оказывают сопротивление, если дальнейшая учёба требует от них проявления творческих способностей. Избежать таких конфликтов можно, если тренировка и поощрение творчества начнутся в самом начале образовательного процесса и будут продолжаться на протяжении всего обучения.

Применение различных технологий на уроках информатики позволит:

  • реализовать индивидуальный подход в обучении, тем самым развивать их творческие способности, самостоятельность и потребность в самообразовании;

  • сформировать и развивать внутреннюю мотивацию обучающихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;

  • заинтересовать обучающихся в освоении таких приёмов, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;

  • активизировать инициативу, творческий потенциал обучающихся;

  • реализовать межпредметные связи;

  • сформировать и развивать коммуникативные способности, умение работать в команде;

  • создать комфортные условия для формирования у обучающихся адекватной самооценки.

Обучающиеся станут более самостоятельными, уверенными, коммуникативными в приобретении общеучебных умений и навыков, а также опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, растет интерес не только к предмету, но и к обучению в целом.

Отношения в рамках «учитель - ученик» станут более гармоничными, психологическая среда - более комфортной, преобладает эффективное (конструктивное) общение, т. к. устраняется прямая зависимость обучающегося от педагога путем перестраивания их отношений в процессе самостоятельной познавательной деятельности.

Обязательным условием для успешной реализации деятельности педагога необходимы:

  • материально-технические ресурсы, т. е. должна быть сформирована информационно-образовательная среда образовательного учреждения, включающая комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных технологий: компьютеры, проектор и иное оборудование;

  • кадровые ресурсы, т. е. необходима соответствующая подготовка педагогов, умелое, грамотное владение новой техникой и инновационными технологиями;

  • информационные ресурсы, т. е. необходим надежный и быстрый доступ к информационным ресурсам сети Интернет и коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях;

  • научно-методические ресурсы, т. е. необходимы методические пособия по применению проектной деятельности на уроках и во внеурочное время.

Основная часть

Потенциал человека. Личностный, человеческий, творческий... Что скрывается за этими словами? Почему развитие творческого потенциала так важно именно сейчас, в НОВОЙ ШКОЛЕ?

Личностный потенциал человека включает, прежде всего, ресурсы личности, данные ему от рождения, а также мировоззрение, мотивацию к самореализации, личностные качества (коммуникативный, эмоциональный, познавательный, творческий потенциал). Большое количество изменений, происходящих в жизни нашего общества, настоятельно требует от человека готовности к эффективному использованию своих возможностей в новых условиях их развития. Но человек не всегда оказывается готов к происходящим изменениям. Для того, чтобы адекватно на них реагировать, он должен активизировать свой творческий потенциал, развивать в себе творческое начало. Этому должно содействовать и современное образование.

Творчество предполагает новое видение предмета, новое решение возникающих проблем, готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления, т.е. готовность к самоизменению. Реализация развивающей программы (в отличие от традиционного обучения) в занятиях с обучающимися 1-11 классов приводит к развитию у них творческого мышления, усилению творческих проявлений в различных областях жизнедеятельности, к повышению уровня интеллектуального развития и самооценки обучающихся, к увеличению их работоспособности, росту самоуважения и чувства собственного достоинства.

Решение задачи становления творческой личности во многом зависит от школы, от того, насколько организация образовательного процесса способствует реализации творческого потенциала обучающихся. Творческий потенциал «запускает» механизм саморазвития творческой личности. Но самореализация в образовательном процессе всегда несет в себе противоречия между необходимостью передачи молодому поколению все возрастающего запаса социально-значимого знания и соответствием его индивидуальному потенциалу каждого обучающегося; между массовостью обучения и индивидуальным стилем учения; между усвоением знаний и способов действий и готовностью к творчеству. Разрешение этих противоречий как переход из сферы возможного в сферу действительного осуществляется в процессе межсубъектных отношений, в которых происходит развитие творческого потенциала обучающегося. Опыт творческой деятельности, рассматриваемый сегодня в качестве составляющего элемента содержания образования, требует поиска адекватных путей его формирования. Трудности, связанные с достижением цели воспитания творчества в учебном процессе, обусловлены тем, что, несмотря на многочисленные исследования, посвященные различным сторонам творчества, в настоящее время творчество как понятие сохраняет в себе некую неопределенность. Это накладывает отпечаток на решение проблемы становления творческой личности в жизни вообще, и, в процессе образования, в частности. И тем не менее - что и как развивать в творческом потенциале обучающегося?

Напомню, что творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности, а также сложное личностно-деятельностное образование, включающее мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития.

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках информатики

Современному обществу необходима опережающая педагогика - развивающая система, формирующая устойчивые компоненты творческого стиля мышления: умение анализировать проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения, прогнозировать возможные варианты развития таких решений.

Творчество, в прямом смысле, есть созидание нового. Это деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей.

Творческая деятельность, опыт которой накапливался человечеством и отдельной личностью, представляет собой создание объективно или субъективно нового посредством специфических процедур. Их особенность в том, что они не поддаются алгоритмизации, расчленению на операции, которые можно сформулировать, сообщить или показать в необходимой последовательности. Их можно только косвенно описать, дать представление о них, поэтому они и усваиваются особым образом.

Относясь к своему делу ответственно и творчески, я считаю, что основной целью моей педагогической деятельности является необходимость:

  • формировать личность, способную адаптироваться к современным условиям;

  • развивать умения самостоятельно добывать и применять знания, решать проблемы;

  • практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера.

Это означает, что выпускник должен обладать определенным уровнем информационной культуры, что и должно, в конечном итоге, определить структуру знаний, приобретаемых им на уроках информатики.
Для достижения этих целей, я строю учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся испытывали сверхдоверие к компьютеру и обладали психологической готовностью к активной встрече с ним, при этом я использую элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, проектный метод, самостоятельная научно-исследовательская деятельность.

Сочетание нескольких технологий, применяемых мною на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободного ориентирования в мире стремительно развивающихся информационных технологий.

Сущность моей системы работы заключается в создании условий для раскрытия творческого потенциала обучающихся через привлечение их к использованию информационных технологий и программных средств. Ведущей является идея максимальной помощи обучающимся через организацию творческой деятельности.

Как воспитать активную, творчески мыслящую личность, способную воплощать свои творческие идеи современными методами и способами? Как добиться от детей высокого уровня информационной культуры, умений оперативно, целенаправленно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства?

Сущность творчества - в предугадывании результата. Роль компьютера, по моему мнению, в этом огромна. Предлагая обучающимся выполнение заданий с применением компьютера, им предоставляется возможность стать исследователем, открывателем. Это означает, что я учу детей делать выводы и обобщать, исходя из их собственного опыта.

Опыт преподавания позволил мне увидеть противоречия в массовой практике между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом начального и среднего образования. Ведь традиционное обучение развивает в обучающихся только одну сторону - исполнительские способности, а более сложная и важная сторона - творческие способности человека, отдаются воле случая.

Другим противоречием является несогласованность между требованиями современного общества к знаниям выпускников в области информационных технологий и количеством учебного времени в программах, отведенного на их изучение.

Эти противоречия и побудили меня к разработке своей системы обучения, направленной на раскрытие творческих способностей обучающихся посредством информационных технологий. Ведь компьютерное обучение дает широкие возможности для умственного и творческого развития детей, позволяет сочетать развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря широкому использованию графических и звуковых средств обучения.

Для успешного овладения знаниями, навыками, умениями и развития мыслительных способностей обучающихся, необходима такая организация учебной деятельности, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению. Такие возможности предоставляет использование на уроках технологии проблемного обучения, которое и принято мною за основу организации учебного процесса на уроках информатики.

Благодаря этому я, как преподаватель, получаю возможность расширить рамки учебного предмета. Ребёнок застрахован от механического заучивания теоретического материала, т. к. для разрешения проблемы, поставленной перед ним мною, вынужден применять полученные знания в нестандартных и измененных условиях, что и способствует прочному усвоению системы знаний и их успешному применению для объяснения новых фактов в ходе выполнения практических заданий. Проблемное обучение ориентировано на личность обучающегося, на раскрытие его творческого потенциала. Развитие творчества будет успешным лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта обучающегося и его желания достичь личностно-значимого результата.

Достижение этих целей происходит при помощи метода проектов и деятельностного подхода к обучению (самостоятельная лабораторно-практическая работа).



Метод творческих проектов

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Используя этот метод, чрезвычайно важно показать обучающимся их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для обучающегося, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

В свою очередь я, как преподаватель, могу подсказать источники информации, а могу просто направить мысль обучающегося в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате обучающиеся должны самостоятельно и, в соответствующих условиях, решить проблему, применив необходимые знания, порой из разных предметных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих обучающихся. Изменяется и психологический климат в группе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу детей на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от его темы, содержания, условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапы проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Обучающиеся под моим руководством разработали проекты на темы: «Мы и природа», «Что такое терроризм», «Афганистан: так давно и так недавно…», «Символы государства российского», «Операционные системы», «Компьютерные вирусы и антивирусные программы», «Моя семья», «Здоровому всё здорово», «Безопасный интернет» и многие другие.


Практические и лабораторные работы

Для полноценного обучения детей предусматриваются практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны, одна из них - лабораторные работы.

Лабораторные работы играют важную роль в выработке у обучающихся навыков применения полученных знаний для решения практических задач вместе с преподавателем, они проводятся после лекции и логически продолжают работу, начатую на лекции. Лабораторные работы призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции, в обобщённой форме, и содействовать выработке навыков при изучении компьютерного делопроизводства. Они развивают мышление, позволяют проверить знания обучающихся и выступают как средства оперативной обратной связи.

Наше время характеризуется огромным объемом научной информации, которую педагог должен переработать и передать обучающимся, что невозможно сделать по причине ограниченного количества времени. Именно поэтому обучающийся должен уметь проводить самоанализ, ставить цели, планировать свою деятельность, организовывать и контролировать её. Педагог перестает быть источником информации, а становится организатором учебно-познавательной деятельности обучающихся.
В этой связи, целесообразно применение лабораторных работ по информатике не на стадии закрепления пройденного материала, а в процессе усвоения новой темы. Специфика предмета позволяет это сделать. Главной моей задачей в этом случае становится подготовка материала для самостоятельного исследования и усвоения обучающимися новой темы.

Лабораторные работы по-новому организуют процесс получения знаний, формируют умение обучающегося учиться. В них учитываются объём работы, глубина, качество и сроки выполнения. Если обучающийся прекрасно справился с заданием, но не успел к установленному сроку, его работа оценивается только на «хорошо». «Отлично» заработает тот, кто сумеет правильно организовать свой труд и сдаст свою работу вовремя.

Для работы с обучающимися мною разработаны методические рекомендации по выполнению практических работ по следующим разделам:

  • использование системы управления базами данных MS Access для проектирования базы данных;

  • использование текстового редактора MS Word для создания деловой документации;

  • использование табличного процессора MS Excel для решения задач;

  • использование графического редактора Paint для рисования простых и сложных компьютерных рисунков;

  • использование графического редактора Adobe Photoshop для редактирования и моделирования изображений.

В каждой лабораторной работе обучающимся предлагается краткий справочный материал по конкретной теме, практические упражнения, дополнительные задания и контрольные вопросы. В качества примера предлагаю задания для графического редактора Paint (см. Приложение).

Главное в процессе выполнения лабораторной работы - не полученные знания, а навыки самостоятельной творческой деятельности, которые дают обучающемуся уверенность, развивают его интеллект. Обучающийся получает знания самостоятельно, пытается решить свои проблемы сам и только тогда, когда помощь ему действительно необходима, обращается к педагогу. Это очень важно.

Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Обучающиеся должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал. Поэтому при разборке заданий и плана занятий я учитываю уровень подготовки и интересы каждого ребёнка, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативности обучающихся.

При проведении лабораторных работ учитывается роль повторения. Но оно не должно быть нудным и однообразным. Повторение для закрепления знаний проводится вариативно, под новым углом зрения. Важный педагогический момент лабораторной работы - совместная групповая деятельность, ее конкретная ориентация зависит от усилий педагога.

Задача лабораторных практикумов состоит в том, чтобы дать возможность обучающимся приобрести новые пользовательские навыки работы на компьютере в наиболее популярных на сегодняшний день программных средах и закрепить уже полученные навыки. Умение свободно работать на компьютере является важнейшей составляющей современной информационной культуры.

Таким образом, обучающемуся предоставляется возможность:

• индивидуальной исследовательской работы с компьютерной моделью, в ходе которой они могут самостоятельно ставить эксперименты, быстро проверять свои гипотезы, устанавливать закономерности;

• индивидуального темпа обучения;

• приобретения навыка оптимального использования компьютера как обучающего средства.

Педагог получает возможность:

• проводить быструю индивидуальную диагностику результативности процесса обучения;

• освободить время на индивидуальную работу с обучающимися (не только с отстающими, но и с опережающими), в ходе которой он может корректировать процесс познания.

Развитие творчества будет успешным лишь в результате продуктивной деятельности на основе собственного опыта обучающихся и их желания достичь личностно-значимого результата.


Заключение

Так чему же нужно научить ребёнка, чтобы он смог творить? Опираясь на суждения В. Бианки, можно ответить на поставленный вопрос следующим образом:

  • нужно научить ребёнка быть любопытным и любознательным, удивляться всему, будто видишь все в первый раз;

  • нужно научить видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери), так как источник художественного творчества - память;

  • нужно научить мечтать (фантазия - цемент, скрепляющий самые разные - в их единстве - вещи, соединяя их в одно удивительное целое).

Чтобы творить, следует еще научить:

  • владеть техникой творчества;

  • создавать "законченную вещь", то есть произведение.

Для определения результативности своей деятельности, степени эффективности решения поставленных цели и задач осуществляется мониторинг качества выполнения итоговых работ (творческий проект, практическое задание и др.)

Об эффективности своей системы работы с позиций развития умений на практике использовать полученные знания свидетельствует высокий уровень качества знаний. Многие обучающиеся, активно занимающиеся проектной деятельностью, некоторые, в дальнейшем, связывают свою деятельность с компьютерными технологиями.

Использование различных методов, приемов и форм организации познавательной деятельности, обучающихся в процессе урочной и внеурочной деятельности, направлено на удовлетворение познавательных интересов детей.

С ростом познавательного интереса повышается и качество знаний обучающихся. Таким образом, основные результаты деятельности по решению поставленных задач свидетельствуют об эффективности осуществления образовательного процесса. В то же время, вижу перспективу своей педагогической деятельности в дальнейшем развитии исследовательской деятельности обучающихся, повышающей уровень информационной компетентности обучающихся, создании в школе мультимедийных комплексов, чтобы проведение занятий с применением компьютерных технологий стало доступно каждому педагогу-предметнику.


Список информационных источников

Основные источники

  1. Баева И.А. И др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А. Баевой. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. 289 с.

  2. Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. - 2009. - № 9. - С. 118.

  3. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. - М. : Изд. Центр «Академия», 2010. - 368 с.

  4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М. : Просвещение, 2009. - 24с. - (Стандарты второго поколения).

  5. Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников // Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. - М., 2007.

  6. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. - М. : Дрофа, 2007.

  7. Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогической поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. Спб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 2010, 188с.

  8. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.: Каро, 2009. - 367 с.

  9. Панютина Н.И., Рагинская В.Н.и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми 2- е изд.,-Волгоград:Учитель, 2008.-204с.

  10. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М., 2003. - 432 с.

  11. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005. - 224 с.

  12. Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. - М. : Про-Пресс, 2009. - 56 с. - (Библиотечка журнала «Вестник образования России»).

  13. Чернобай Е. В. Методика конструирования урока с использованием электронных образовательных ресурсов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 1. - С . 11-14

  14. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М., 2008.

Нормативные документы

  1. Закон РФ об образовании

  2. Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.

  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.

  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

  5. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ № 2151 Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011)

  6. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.

  7. План действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период 2011-2015 годов (утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.10.2010 года № 507)

  8. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189

  9. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.2660-10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 июля 2010 г. N 91

  10. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)

  11. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)

  12. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы : утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.

Интернет-ресурсы:

  1. mon.gov.ru, [Электронный ресурс], дата обращения: 04.03.2015 г.

  2. samregion.edu.ru, [Электронный ресурс], дата обращения: 04.03.2015 г.

  3. cyberleninka.ru/article/n/vzglyady-v-v-bianki-na-detskuyu-literaturu-kak-tvorcheskaya-samorefleksiya, [Электронный ресурс], дата обращения: 05.03.2015 г.




Приложение

Одним из самых первых графических редакторов, с которым знакомятся школьники, является Paint. Это доступный и популярный графический редактор с достаточным набором операций для освоения обучающихся 5-7 классов. В школьном курсе информатики изучению графических редакторов отведено достаточно большое количество учебных часов.

На своих уроках я предлагаю обучающимся разработанные мной задания. Одним из самых интересных, на мой взгляд, заданий является рисование картинок из одинаковых геометрических фигур, это не только развивает в школьниках творческое начало, но и способствует развитию мышления.

Самым первым этапом выполнения задания является воспроизведение рисунка по образцу с заданным алгоритмом выполнения. Своим ученикам я предлагаю нарисовать различные фрукты, используя только инструмент Эллипс (графический редактор Paint). Пример карточки, которую получают обучающиеся, представлен на рис.1.

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках информатики
Рис.1

Вторым этапом работы, является выполнение задания по образцу, без представленного алгоритма выполнения. Пример карточки для обучающихся представлен на рис.2.

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках информатики
Рис.2

Следующим этапом предлагаю детям создать свой рисунок из окружностей, или доработать уже созданные рисунки. Приведу примеры выполнения таких работ моими учениками.

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках информатики
Рис.3

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках информатики
Рис.4

Для обучающихся, которым на данном этапе еще трудно выполнять задание без образца, предлагаю другие карточки - с использованием, например, прямоугольников и линий. Пример такой карточки приведен на рис.5, 6.

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках информатики
Рис.5
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках информатики
Рис.6

Такие задания очень нравятся детям. Они не только позволяют абстрагироваться от проблем и забот, но и проявить, и показать себя.
Следует отметить, что на уроках, на которых даются творческие задания, большого внимания, требуют не только слабые и отстающие обучающиеся, но и дети с особыми возможностями - одаренные дети. Чаще всего таких детей следует больше стимулировать и хвалить, чтобы на следующих уроках получить от них ещё большую отдачу.

По окончании очередной темы или проекта стараюсь проводить урок просмотра и защиты работ. Предлагаю обучающимся дать своим работам название, подобрать подходящее четверостишье, стихотворение или цитату. Лучшие работы вывешиваю в классе, на стенде.

Раскрытием творческого потенциала можно заниматься не только на уроках по графике, но и по многим другим темам школьного курса информатики. Основные приемы использую при изучении программирования, логики, при работе с текстовой и числовой информацией.

Достаточно часто обучающиеся получают творческое домашние задания. Ярким примером такого задания, является подготовка различных эскизов для работы на уроке. Часто практикую задание по составлению ребусов. Дома дети рисуют ребусы на бумаге, а в классе реализуют их на компьютере. Пример выполнения творческого домашнего задания показан на рис.7.

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках информатики

Рис.7


Таким образом, мой опыт показывает, что при использовании достаточно простых методических приёмов можно увидеть положительную динамику в развитии обучающихся. Благодаря применению элементарных обучающих методов на уроках информатики дети раскрывают свои творческие способности.





© 2010-2022